Программа по предшкольной подготовке детей шестилетнего возраста (математика, литературное чтение)
рабочая программа по теме

Максименко Елена Вячеславовна

Данные программы предусматривают тематическое планирование для учителей начальной школы и воспитателей детских садов для предшкольной подготовки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_predshkolnoy_podgotovki_shestiletnikh_detey.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

 Учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

г. Гуково

Ростовской области

Программа

по предшкольной подготовки

для шестилетнего возраста

 (математика, литературное чтение)

                                                                              Разработала:

                                                       Максименко Елена Вячеславовна

                                                  (1 квалификационная категория)

МАТЕМАТИКА

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Актуальность программы

Программа математического развития детей как форма предшкольной подготовки становится неотъемлемой частью современной системы начального образования. В рамках подготовки проводится проверка овладения материалом, которые получили дети в дошкольных образовательных учреждениях и в домашних условиях.

  1. Проблема

В дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию у детей умения классифицировать предметы, прослеживать изменения в расположении объектов в связи со сменой основания классификации, выполнять арифметические действия в пределах 20, прибавляя и вычитая по1, сравнению чисел, рассмотрению и анализу геометрических фигур. В процессе подготовки дети играют в специальные игры и упражнения, которые помогут освоить элементы логики математики. У них складывается представление об отношениях, эквивалентности, сохранении, алгоритмах, разбиении множеств и т.д.

  1. Пути решения проблемы.

Изучение данной программы предполагает математическое развитие детей. Для этого, в представленной системе работы с детьми, свойственна развивающая направленность. Это означает, что заданное, подлежащее освоению детьми содержание способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития. Это, как правило, практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, вычисления, комбинирование, моделирование и др.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие временных форм.

Должное внимание в данной программе уделено введению детей в мир логики математики, освоению ими отношений эквивалентности, порядка, алгоритмов.

Развивающая направленность предлагаемых игровых занятий выражена и через приемы работы с детьми, которые предполагают освоения содержания в условиях творческой познавательной деятельности, базирующейся на детской самостоятельности.

Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимость доступным способом.

Выполнение упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способа познания.

  1. Минимальные требования к содержанию программы

В содержании, организации воспитательно-образовательной работы с детьми воплощена концепция личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.

  1. Цели и задачи программы

Овладение детьми необходимым количеством знаний и умений в содержательных играх, на занятиях способствует развитию у детей:

  • Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
  • Образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать,  обобщать, классифицировать, видоизменять и т.д.;
  • Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;
  • Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязей арифметических действий, знаков, символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
  • Стремления к творческому процессу и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

В ходе освоения детьми математического материала решаются задачи по развитию у детей:

  • самостоятельности, инициативности, желания и умения сосредоточенно играть довольно длительное время (15-20 минут) в содержательные познавательные игры;
  • умения анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположения, назначению;
  • умения сосчитывать предметы, звуки, движения и пользоваться счетом для оценки количества объектов;

творческого воображения, умения активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

  1. Общее количество часов программы – 30 часов.
  2. Принцип отбора содержания и организации учебного материала.

В организации процесса познания в подготовительном периоде особое внимание педагога направлено на выяснение того, насколько активен ребенок в восприятии учебной задачи, организации учебных действий, направленных на решение, овладение элементами самоконтроля и самооценки. Только при постепенном успешном включении детей в полноценную, доступную возрасту интеллектуальную деятельность реализуются идеи развивающего обучения.

  1. Основные образовательные результаты.

Данная программа позволяет детям овладевать умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трем признакам, находить сходство и отличие, выявлять зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам.

На основе постепенно осваиваемого умения сравнивать и обобщать у детей складывается представление о величинах (высокий, низкий, тяжелый…) и величинных отношениях объектов (тяжелее, легче, еще тяжелее, полегче).

Дети уравнивают предметы по длине, ширине, используют прием непосредственного соизмерения или сопоставления посредственным путем, например при помощи шнура.

Пространственные и временные ориентировки состоят в определении ребенком своего местонахождения и расположения объектов относительно самого себя, в установлении последовательности развития событий из детской жизни во времени.

  1. Основные методические и дидактические приемы.

Заданное в программе содержание, предлагаемые к использованию в непосредственном общении с детьми методы и приемы, дидактические средства в должной интерпретации педагога позволяют развивать восприятие и мышление детей, внимание и память, самостоятельность и инициативность.

  1. Основное содержание программы

Тема 1. Признак предмета.

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Размер.

Тема 2. Геометрические фигуры.

                 1.Квадрат, треугольник, прямоугольник.

                 2. Углы: тупой, острый, прямой.

                 3. Круг, окружность.

                 4. Плоские фигуры и тела.

               Тема 3. Счет предметов в пределах 20.

               Тема 4. Арифметические действия.

  1. Сложение в пределах 20.
  2. Вычитание в пределах 20.

Тема 5.Доли и дроби.

Тема 6. Повторение.

  1. Признаки предметов.
  2. Геометрические фигуры.
  3. Счет предметов в пределах 20.
  4. Арифметические действия.
  5. Доли и дроби.
  1. Содержание программы

Тема

Часы

1.

Признаки предметов.

7

2.

Геометрические фигуры

7

3.

Счет предметов в пределах 20

2

4.

Арифметические действия

3

5.

Доли и дроби

2

6.

Повторение

9


  1. Учебно-тематический план

Тема занятия

Цель

Оборудование

Планируемая деятельность

 детей

1.

Признаки предметов.

Развитие воображения, умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

Иллюстрации из детских журналов  на нахождение сходства и отличия, игра «Сложи узор».

-кто назовет как можно больше признаков отличия?

-игра: сложи узор

-игра: вперед и назад

2.

Цвет, форма, размер.

Развитие комбинаторных способностей путем комбинирования цвета и формы. Развитие творческого воображения, памяти.

Лабиринты из журналов, игра «Сложи узор», схематическое изображение подводной лодки

- игра «Готовимся к поиску Атлантиды»,

-игра «Отгадай название подводной лодки»,

-игра «Кто живет в океане?»

3.

Цвет, форма, размер.

Развитие логического мышления и творческого воображения, комбинаторных способностей.

Набор открыток с изображением рыб, игра «Сложи узор»,таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур, предметные картинки.

-игра «Отгадай последнее слово»,

-игра «Составь!»,

-игра «Найди недостающую фигуру»

4.

Признаки предметов: сходство и различие.

Умение находить признаки сходства и различия, воссоздавать силуэты, выделять закономерности.

Силуэтные изображения амфор; наборы элементов  «Вьетнамской игры», рисунок затонувшего корабля, карта Острова сокровищ, логические задачи

-игра «Ищем Атлантиду»,

-игра «Найди такую же»,

-«Вьетнамская игра»,

-игра «Где сокровища»

5.

Классификация объектов.

Воссоздание силуэтов, освоение умения классифицировать объекты.

Вырезанная из картона посуда, набор «Вьетнамской игры», три обруча разного цвета, блоки Дьенеша

-«Вьетнамская игра»,

-игра «Сколько?»

6.

Классификация объектов.

Развитие аналитической деятельности, умение классифицировать, решать простые головоломки, различать предметы по форме, цвету, размеру.

Счетные палочки, обручи, блоки Дьенеша

-игра с обручами,

-реши головоломку «Переложи палочки»

7.

Классификация объектов.

Развитие творческого воображения, умения анализировать по цвету, размеру и форме, сравнивать, обобщать, придумывать правила игры.

Логические таблицы, игра «Сложи узор», игра с тремя обручами.

-игра «Заполни пустые клеточки»,

-игра с тремя обручами

8.

Геометрические фигуры.

Развитие воображения, логики мышления и действий, создавать силуэты животных и предметов.

«Вьетнамская игра», набор геометрических фигур, карты-эмблемы машин

-«Вьетнамская игра»,

-игра «Угадай слово»,

-игра «Чей голос?»

9.

Геометрические фигуры.

Развитие мышления, сообразительности, смекалки, конструктивных умений, ориентации на плоскости, решать простые математические задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Наборы геометрических фигур, плоскостные куклы-пингвины, игра «Кубики для всех»

-игра «Кубики для всех»,

-игра «Пингвины»

10.

Счет предметов.

Развитие конструктивных умений, сообразительности, ориентации на плоскости, арифметических навыков, составлять простейшие постройки из кубиков, подбирать элементы согласно замыслу или образцу, решать простые математические задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Карты-схемы, игра «Кубики для всех», предметные карточки, карточки с графическим изображением цифр.

-игра «Кубики для всех»,

-игра «Собери лестницу»,

-игра«Набери код»

11.

Углы: прямой, тупой, острый.

Развитие умения анализировать, ориентироваться на плоскости, логического мышления, соединять прямыми линиями пары, пользуясь линейкой, проводить прямые линии, считать в пределах 10 в прямом и обратном направлении.

Рабочие листы, предметные карточки.

-игра «Пингвины»,

- игра «Найди выход»,

-игра «Реши головоломку»

12.

Углы: прямой, тупой, острый.

Развитие умения ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить, повторить понятия «прямой, тупой, острый» углы, считать в пределах 10 в прямом и обратном направлении.

Угольники, карта-схема, цветные карандаши, набор равносторонних треугольников.

-игра «Продолжи маршрут»,

-игра «Шел по городу волшебник»,

-игра «Дом, который построю я»

13.

Углы: прямой, тупой, острый.

Развитие творческого воображения, умения анализировать, сравнивать, ориентироваться в пространстве, находить с помощью угольника прямые, тупые и острые углы, повторить понятия «прямоугольник, квадрат», их сходство и различие.

Счетные палочки, угольник, линейка, рабочие листы.

-игра «Помири пингвинов»

14.

Круг. Окружность.

Развитие логического мышления, ориентации на плоскости, умение анализировать, с помощью циркуля изображать круги разной величины.

Цветные карандаши, циркуль, карта-схема, рабочие листы с игровой сеткой.

-игра «Путешествие в город кругов»,

-игра «Кто больше»

15.

Плоские фигуры и тела.

Развитие логического мышления, конструктивных способностей, дать понятие плоских фигур и тел.

Геометрические фигуры и тела, бумага, пластилин, счетные палочки, наборы строительных кубиков, рабочие листы с игровым полем.

-игра «Что это?»,

-игра «Собери таблички»

16.

Счет в пределах 20.

Развитие творческого воображения, внимания, памяти, логического мышления; развитие конструктивных способностей, умения составить из частей целое, освоение способов сложения и вычитания в пределах 20.

Тетради, набор фигур, таблица с изображением звезд.

-игра «Гексамино»,

-игра «Сосчитай по пути»

17.

Арифметические действия в пределах 20.

Развитие памяти, логического мышления, творческого воображения, умения анализировать, освоение приемов арифметических действий в пределах 20.

Тетради, набор фигур к игре «Гексамино», образец изображения лебедя, таблица на поиск закономерностей.

-игра «Лучший космонавт»,

-игра «Кто запомнит?»,

-игра «Кого не хватает?»

18.

Арифметические действия в пределах 20.

Развитие пространственного мышления, комбинаторных способностей, освоение приемов сложения и вычитания в пределах 20.

Игра «Уникум», таблица, набор фигур к «Архимедовой игре», «Геоконт».

-игра «Уникум»,

-игра «Поиск девятого»,

-«Архимедова игра»,

-игра «Геоконт»

19.

Арифметические действия в пределах 20.

Развитие творческого воображения, логического мышления, умения предвидеть результаты деятельности, сравнивать.

Тетради, игра «Уникум», салфетки, образцы узоров.

-игра «Дорисуй»,

-игра «Уникум»,

-игра «Как вырезать салфетку»

20.

Доли и дроби.

Развитие навыков вычислительной деятельности, памяти, внимания, умения оперировать алгоритмами, повторить понятия круг, квадрат, прямоугольник, четырехугольник.

Игры «Дроби», «Листик», «Волшебный круг»

-игра «Вычислительная машина»,

-игра «Составь фигуру»,

-игра «Дроби»

21.

Доли и дроби.

Освоение умения классифицировать множества по трем признакам(цвет, форма, размер), развитие пространственного воображения, вычислительной деятельности.

Картинки-раскраски, набор геометрических фигур, схемы-символы.

-игра «Найди лишнее»,

-игра«Составь правило»

22-25.

Повторение.

Цвет, форма, размер.

Освоение умения классифицировать множества по трем признакам(цвет, форма, размер), развитие пространственного воображения, вычислительной деятельности.

Тетради, игра «Колумбово яйцо», таблицы

-игра «Колумбово яйцо»,

-игра «Найди пару»

26-30.

Нумерация чисел в пределах 20. Счет.

Развитие логического мышления, умений ориентироваться по плану, сравнивать, обобщать, повторить нумерацию чисел в пределах 20, четные и нечетные числа, понятия «предшествующее, последующее, перед, за»

Силуэты жилых домов, магазинов, кинотеатра, рабочие листы с изображением лабиринта.

-игра «Кто больше?»,

-игра «Расставь дома»,

-«Логические концовки»,

-игра «Найди путь домой»

Y.Результативность

К концу подготовки дети должны уметь определять:

1.Свойства

     Представления:

  1. Величина, форма, расположения как пространственные признаки предметов,
  2. Свойства геометрических фигур, линия, отрезок, соотношение сторон, внутренняя и внешняя формы фигуры,
  3. Обобщающее понятие – «многоугольник»,
  4. Форма предмета и его части, осевая симметрия (горизонтальная, вертикальная),
  5. Логические связи и зависимости групп геометрических фигур, связи преобразования одних фигур в другие

      Познавательные и речевые умения:

  1. Зрительно распознавать фигуры, величины, воспроизводить и воссоздавать их по представлению, описанию,
  2. Уметь пользоваться линейкой, циркулем, шаблонами, трафаретами,
  3. Использовать слова: «форма, величина, площадь, объем, масса, геометрическая фигура» - для определения и характеристики свойств объектов, их наличия и отсутствия,
  4. Отражать в речи способ группировки, преобразования фигур, связей и зависимостей,
  5. Использовать слова: «все, кроме…», «некоторые из…»

            2.Отношения

  Представления

  1. Сравнимость и относительность величин, сериация по количеству, размеру, площади, объему, массе, глубине и т.д.
  2. Отношения целого и части при делении на 2, 3, 4, 5, 6 и более частей: чем на большее количество делится целое, тем меньше каждая часть, и наоборот, равенство частей целого между собой, выражение отношений в дробные части,
  3. Связи и взаимосвязи между предметами по величине, форме, расположению в пространстве, количеству,
  4. Обозначение пространственных отношений на листе бумаги, плане, схеме, отношений во времени: минута-час, неделя-месяц, месяц-год,

Познавательные и речевые умения

  1. Выделять рациональный способ определения свойств и отношений объектов, давать точную словесную оценку,
  2. Выражать в речи связи и зависимости увеличения, уменьшения, соответствия, перехода.
  1. Числа и цифры

Представления

  1. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке, место числа среди других чисел ряда,
  2. Состав чисел из двух меньших чисел,
  3. Цифры, монеты, циферблат часов,
  4. Сложение и вычитание чисел (приемы присчитывания по одному, по два) при решении арифметических задач, примеров,

Познавательные и речевые умения

  1. Находить следующее, предыдущее число для каждого числа от 1 до 10 (20-30),
  2. Воспринимать зависимости числа как результата измерения, арифметического действия, счета отдельных предметов и групп от первоначальной величины: условных мерок, количества предметов в рупппах, величины частей,
  3. Доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения, измерения, сопоставления, использовать знаковые обозначания,
  4. Формулировать арифметические действия и способ его выполнения.
  1. Принцип сохранения количества, величины

Представления

  1. Неизменность числа, величины при условии различий в суммировании: 4=1+1+1+1, 4=3+1, 4=2+2, деление на равные группы: 6=3 и3, 6=2+2+2,
  2. Изменение числа и величины в зависимости от их увеличения и уменьшения,
  3. Связи изменения и неизменности числа, величины в зависимости от формы и расположения предметов, сосудов, производственных преобразований.

Познавательные и речевые умения

  1. Выделять связи и зависимость между величиной, количеством и внешними свойствами (форма, величина сосуда способ расположения), речевое выражение их,
  2. Активно включаться в процесс экспериментирования.

5.Алгоритмы

Представления

  1. Выполнение действий по знаковым обозначениям,
  2. определение последовательности действий в компьютерных играх, учебных программах.

Познавательные и речевые умения

  1. «Читать» схему, способ и путь выполнения действий,
  2. Отражать в речи связи и зависимости последовательных действий,
  3. Оперировать знаками +,-,= при вычислениях, пользоваться линейными, простыми разветвленными и цикличными алгоритмами.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Актуальность программы

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, графически правильно, точно и выразительно.

  1. Проблема

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

  1. Пути решения проблемы.

На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционально0образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм), развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

  1. Минимальные требования к содержанию программы

В содержании, организации воспитательно-образовательной работы с детьми воплощена концепция личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.

  1. Цели и задачи программы

С учетом психолого-педагогических особенностей овладения речью данная программа по развитию речи включает:

  • отбор речевого содержания, доступного для ребенка-дошкольника,
  • вычленение приоритетных линий в освоение речи (в словаре – работа над смысловой стороной слова, в грамматике – формирование языковых общений, в монологической речи – развитие представлений о структуре связанного высказывания разных типов),
  • уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе,
  • преемственность содержания речевой работы между дошкольными учреждениями и начальной школой,
  • выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения,
  • взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчество дошкольников.
  1. Общее количество часов программы – 30 часов.
  2. Принцип отбора содержания и организации учебного материала.

Данная программа позволяет детям шестилетнего возраста:

  • при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства,
  •  более глубоко осмысливать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание,
  • различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
  1. Основные образовательные результаты.
  • анализ сказки поможет понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы,
  • при ознакомлении со стихотворными произведениями ну  почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознавать содержание,
  • знакомя с жанром рассказа, увидеть  общественную значимость описываемого явления, взаимоотношение героев, обращать внимание на то, с какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки,
  • вопросы, предлагаемые детям, помогут выявить понимание основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
  1. Основные методические и дидактические приемы.

Заданное в программе содержание, предлагаемые к использованию в непосредственном общении с детьми методы и приемы, дидактические средства в должной интерпретации педагога позволяют развивать восприятие и мышление детей, внимание и память, самостоятельность и инициативность.

  1. Основное содержание программы
  1.  Сказки:
  1. «Три поросенка»
  2. «У страха глаза велики»
  3. «Лисичка-сестричка и серый волк»
  4. «Хвосты»
  5. «Три дочери»
  6. «Айога»
  7. «Репка»
  8. «Колобок»
  9. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  10. «У солнышка в гостях»
  1. Стихи русских поэтов.
  2. Малые фольклорные формы.
  3. Русские писатели детям:
  1. Н.Носов «Живая шляпа»
  2. Н.Носов «На горке»
  3. В.Осеева «Три сына»
  4. С.Михалков «Дядя Степа»
  5. Стихи А.Барто
  6. С.Есенин «Береза»
  1. Составление описательных рассказов по картинам.

III. Содержание программы

Тема

Часы

1.

Сказки:

12

2.

Стихи русских поэтов.

5

3.

Малые фольклорные формы.

2

4.

Русские писатели - детям.

5

5.

Составление описательных рассказов по картинам.

6

IY Учебно-тематический план

Тема

Цель

Оборудование

Домашнее задание

1.

Сказка «Три поросенка».

Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, ее идею, развивать образность речи: умение подбирать определения, сравнения к заданному слову, подводить к пониманию знания фразеологизмов, пословиц.

Книжка-сказка «Три поросенка», пособие «Русские народные послови-цы, загадки».

Нарисовать 3 поросенка, рассказать сказку.

2.

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, познакомить с шуточной сказкой, уточнить представления детей о жанровых особенностях произведения, подводить к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи, учить придумывать связное повествование по содержанию пословицы.

Сказка, иллюстрации к сказке.

Придумать сказку «У страха глаза велики», нарисовать героев.

3.

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».

Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей, уточнить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки, упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову.

Сказка, иллюстрации к сказке.

Пересказ сказки

4.

Стихи об осени.

Закрепить знания о признаках осени в процессе рассматривания иллюстраций, вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы, желание выразить свои впечатления в образном слове, учить выразительно читать стихотворения наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть.

Стихи об осени, иллюстрации об осени разные по настроению.

Выучить стих об осени, нарисовать осеннюю картину.

5.

Русская народная сказка «Хвосты».

Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания, обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями, упражнять в подборе синонимов.

Иллюстрированная книга «Хвосты».

Нарисовать персонажа к сказке «Хвосты».

6.

Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам.

Дать представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм, учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение.

Бумага, карандаши, пособие «Русские народные пословицы и загадки».

Выучить загадку и нарисовать отгадку.

7.

Н.Носов «Живая шляпа».

Учить понимать юмор ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличие от других литературных жанров, учить придумывать продолжение и окончание рассказа.

Лист бумаги, книга Н.Носова «Живая шляпа».

Придумать концовку истории.

8-9.

Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В.Осеевой «Три сына».

Учить чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа, учить передавать свое отношение к персонажам.

Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В.Осеевой «Три сына».

Пересказ рассказа или сказки.

10.

Стихотворение И.Сурикова «Зима».

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы.

3-4 иллюстрации о зиме (разные по характеру, настроению и содержания)

Стих о зиме наизусть, рисунок на тему «Зима пришла».

11.

Русская народная сказка «Репка».

Учить понимать и чувствовать сходство и различие в построение сюжетов, замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте, придумывать разные варианты окончания сказки.

Иллюстрации к сказке «Репка».

Придумать концовку сказки, нарисовать сказочных героев.

12.

Нанайская сказка «Айога». Анализ пословиц.

Учить понимать и оценивать характер главной героини, закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений, учить понимать переносное значение пословиц, поговорок, воспитывать отрицательное отношение к лени.

Книга пословиц и поговорок, сказка «Айога».

Пересказ сказки. Выучить несколько пословиц.

13.

Н.Носов «На горке».

Учить чувствовать и понимать характер образов произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительные средства, помогающие раскрытию содержания, обогащать речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.

Иллюстрация «На горке».

Рисунок на тему «Зима пришла», пересказ рассказа «На горке».

14.

Составление описательных рассказов по пейзажной картине И. Шишкина «Зима».

Учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения, развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, учить рассказывать связно, плавно, эмоционально, воспитывать любовь к природе, познакомить детей с новыми словами: пейзаж, нахлобучила, кружевные арки.

Репродукции картины Шишкина и других художников.

Составить рассказ на тему «Как зима с весной встретилась».

15.

С. Михалков «Дядя Степа».

Учить чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью, развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения, учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.

Иллюстрации крупного формата к произведению.

Составить рассказ о своих родственниках.

16.

Составление описательных рассказов по пейзажной картине И. Шишкина «Иней».

Учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, используя в речи различные синтаксические конструкции, использовать в речи сравнения, подбирать эпитеты к заданному слову, развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение картины, ввести новые слова: иней, припорошить, накануне, заиндевелый.

Репродукции картины И.Шишкина, музыкальные записи П.Чайковского, А.Баркова.

Вырезать снежинки.

17.

Чтение русской сказки «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов.

Учить чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно - изобразительных средств, обогащать их речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение.

Иллюстрации к сказке.

Пересказ сказки. Составить рассказ о помощи взрослым.

18-19.

Стихотворения А.Барто, С.Михалкова.

Систематизировать знания детей о литературном творчестве А.Барто, С.Михалкова, добиваться выразительного чтения стихотворений наизусть, умения придумывать сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему.

Книги и произведения авторов.

Выучить одно из стихотворений авторов.

20.

Стихотворения С.Маршака. «Стихи о весне».

Учить чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать свое отношение к содержанию, формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.

Картинки на тему «Ранняя весна».

Выучить по выбору любое стихотворение о весне, нарисовать весну.

21.

Составление описательных рассказов по пейзажной картине Каменева «Весна».

Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя разные типы предложений, обогащать словарь детей определениями, активизировать глаголы, синонимы, антонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры, развивать эстетические чувства, воспитывать любовь к природе, творческую активность.

Репродукция картины Каменева «Весна».

Составить рассказ о весне.

22.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, сказочные слова, образные выражения), уточнить понимание значения слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы, с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка сказки.

Отдельные иллюстрации к сказке, книга с иллюстрациями.

Пересказ сказки, придумать свою концовку.

23-24.

Чтение главы из книги А.Милна «Винни Пух и все-все-все». Творческие задания.

Вызвать у детей радостное настроение от встречи со сказочными героями, развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия.

Бумага, карандаш, иллюстрации к сказке, мозаика.

Придумать новое приключение Винни Пуха.

25.

Стихотворение С.Есенина «Черемуха».

Учить выразительно читать стихотворение, чувствовать напевность языка: развивать образную речь, понимание языковых выразительных средств, умение самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы.

Грамзапись пьесы П.И.Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года», репродукции картин о весенней природе.

Выучить по выбору стихотворение о весне.

26.

Словацкая сказка «У солнышка в гостях».

Учить воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием, подбирать синонимы к глаголам, строить синонимические антонимические предложения с заданными словами.

Цветные карандаши, лист бумаги.

Нарисовать сказочных героев из сказки.

27.

Составление описательных рассказов по пейзажной картине «Май. Облачко».

Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя разные типы предложений, обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активизировать в их речи глаголы, синонимы, антонимы.

Репродукции картин о весне.

Выучить стихотворение на тему «Весна пришла».

28.

Русская народная сказка «Колобок».

Учить пересказывать самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам, рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию), понимать образное содержание и значение пословиц, развивать умение придумывать различные варианты новых эпизодов сказки.

Книжка с иллюстрациями, атрибуты для инсценировки.

Пересказ сказки по ролям.

29-30.

Литературная викторина «Наши любимые книги».

Закрепить знания детей о прочитанных литературных произведениях, представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм, формировать образность речи, умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации.

Выставка книг, прочитанных за год, иллюстрации к сказкам, атрибуты для драматизации.


Y.Результативность

К концу подготовки ребенок должен иметь:

  1. Познавательные и речевые умения:
  • Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали и др.),
  • Воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), давать оценку действиям и поступкам героев,
  • Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение и др.), осознавать некоторын виды комического в проитзведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое  эмоциональное отношение в выразительном чтении.
  1. Отношение к прочитанному:
  • Эмоциональный отклик, вызываемый книгами,
  • Обогащение духовного мира детей,
  • Подготовка к реальной жизни, усиливая свойственный интерес к внутреннему миру людей,
  • Видеть драматическое и комическое в жизни,
  • С юмором относиться к некоторым житейским ситуациям.
  1. Литературный опыт:
  • Активно использовать в творческой речевой деятельности при создании собственных рассказов, сказок, стихов, загадок, игр,
  • Стремиться сохранять в творческих пересказах стилистические и жанровые особенности произведения,
  • Использовать в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям избранного жанра (при сочинении сказок, например, - традиционные зачины, концовки, постоянные характеристики героев: «лисичка-сестричка», «добрый молодей», «лягушка-квакушка»; при создании загадок – сравнения, эпитеты, метафоры, ритмическое строение текста),
  •  Придавать своему рассказу комическую или драматическую окраску,
  • Находить точное, выразительное слово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса предшкольной подготовки для детей 6-7 лет "АБВГДейка"

Основной   целью  подготовительного класса является  всестороннее  гармоничное развитие детей, подготовка  их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к у...

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой  детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...

Рабочая учебная программа по предшкольной подготовке "Солнечные ступеньки" для детей 5 лет

Данная рабочая программа  является комплексной, разработана на основе серии тетрадей для дошкольного образования "Солнечные ступеньки", обеспечивает полноценную подготовку детей 5 лет к обучению ...

Рабочая программа "Школа России" - 1 класс. КТП по математике, литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, технологии, ИЗО

КТП по математике, литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, технологии, ИЗО...