Образовательная программа по предшкольной подготовке детей.
учебно-методический материал на тему

Венера Галимхановна Касаткина

"Школа дошколят"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_shd.docx580.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                           средняя общеобразовательная школа №547                                           Красносельского района Санкт-Петербурга

Образовательная программа                                                         предшкольной  подготовки детей                                                                          в условиях школы

«Школа дошколят»

Автор программы - Касаткина В.Г.,                                                                                 учитель начальных классов                                                                                             высшей кв. категории

Содержание

  1. Введение  ………………………………………………………………………..стр.3
  2. Паспорт программы ……………………………………………………………стр. 5
  3. Пояснительная записка                                  
  1. Цель программы …………………………………………………..стр.6
  2. Основные задачи программы …………………………………….стр.7
  3. Содержание программы…………………………………………...стр.8
  4. Ожидаемые результаты……………………………………………стр10
  5. Работа с родителями………………………………………………стр.13                                  
  1. Приложение                                                                                                                                                                                                
  1. Тематическое планирование курса «Математика и логика» …..стр.14
  2. Тематическое планирование курса «Мир вокруг»………….…..стр.18
  3. Тематическое планирование курса «Я читаю»………………….стр.22
  4. Тематическое планирование курса «Я пишу» ………………….стр.28
  5. Тематическое планирование курса «Ментальная арифметика» стр.32      

Введение

          Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.

          Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения.

         Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.

            В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.

           Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

     Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность  «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.  

    Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых  средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.

    Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие  в социально приемлемой форме.

    Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

    Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает  необходимость их применения.

     С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?  Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако  исследования психологов и  многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:

- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

       Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.

    Для формирования  «внутренней позиции школьника» надо  создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  с учителем, привык к нему и его требования.  Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения  требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.

    Данная рабочая программа  является комплексной, интегрированной, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

1

Наименование программы

«Школа дошколят»

2

Основание для разработки программы

   Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основные разработчики программы

   Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Касаткина В.Г.

4

Основная цель программы

   Создание педагогических и социально- психологических условий для успешной адаптации детей к обучению в школе, способствовать воспитанию гуманной, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества, развивать творческие способности ребенка

5

Задачи программы

  • формирование учебной мотивации
  • развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие творчески активной личности;
  • развитие координации движений;
  •  на основе краеведения (регионального компонента) воспитывать любовь к своему родному краю, семье, к окружающей природе
  • формирование культуры общения и культуры поведения

6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

7

Образовательные курсы программы

  • « Читаю»
  • «Я пишу»
  • «Математика и логика»
  • «Мир вокруг» (интегрированный курс)

8

Целевая группа

Дети 6-7 летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

9

Ожидаемые результаты

 

 

  • сформирована учебная мотивация
  • развиты основные психические функции поведения в общественных местах; развитие фонематического слуха;
  • развита мелкая моторика;
  • развита творческая активность личности;
  • развита координация движений.  
  • сформированы основные навыки культуры общения и культуры поведения.

Пояснительная записка

       

  Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению.

Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками.

          Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. 

Основополагающие идеи программы:

  • создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
  • создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции, как процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредствам синтеза объединяются в целостную систему;
  • формирование психологической готовности к школе.

Актуальность данной прграммы состоит в том, что на этих занятиях происходит целенаправленное формирование личности, способной творчески подходить к труду в любой сфере человеческой деятельности, а это - важнейшая задача, стоящая перед современной школой.

Программа носит практический, творческий, а также исследовательский характер. Уже на первых занятиях дети знакомятся с глобусом и пытаются нарисовать «Портрет Земли», узнают много нового о русской культуре, знакомятся с русскими сказками, учатся классифицировать, выделять свойства предметов и т.д. При этом дети выполняют задания с элементами творчества, много фантазируют, воображают, развивают речь и моторику мышц.

Программа рассчитана на 244 часа.

   Цель  программы:

   Создание педагогических и социально- психологических условий для успешной адаптации детей к обучению в школе, способствовать воспитанию гуманной, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества, развивать творческие способности ребенка

Основные задачи программы:

  • формирование учебной мотивации
  • развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие творчески активной личности;
  • развитие координации движений;
  •  на основе краеведения (регионального компонента) воспитывать любовь к своему родному краю, семье, к окружающей природе

формирование культуры общения и культуры поведения        

Принципы организации обучения:

  • Принцип деятельностного подхода  (с учётом структуры деятельности, по А.Н.Леонтьеву)
  • Принцип интегрированного характера занятий
  • Учет возрастных и  индивидуальных особенностей   детей.  Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
  • Вариативность содержания и форм проведения занятий
  • Систематичность и последовательность занятий
  • Сознательность и творческая активность
  • Наглядность.
  • Доступность и достаточность.
  • Единство воспитания и развития ребенка.

 

Обязательные  условия проведения занятий:

  • использование игровых методов преподавания;
  • смена видов деятельности;
  • использование технологии непрерывного образования (дошкольное-начальное)
  • положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
  • отсутствие каких-либо отметок
  • открытость школы для родителей дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов школы с семьей.

  Организация    воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современными требованиями предполагает использование технологии непрерывного (дошкольного - начального общего) образования, основанной на деятельностном подходе к обучению детей. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 7 годам.  Также  реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка.

      Подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер.  Применяются  развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
     Среди задач, стоящих перед школой, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования – к поступлению в школу. На занятиях ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего его развития. В «Школе дошколят» дети, помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в школе в течение всего периода предшкольного возраста происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе.

       Основополагающим принципом современного обучения детей является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в школе особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет учителю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания в новой деятельности, владеть способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.   Педагог заботится об умственном воспитании и о развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью при решении умственных задач затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для получения удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.

     Успешность подготовки детей к школе во многом зависит от работы педагогов с семьей.   Она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех стон развития и воспитания детей. Особое внимание уделяется следующим направлениям:

  • активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к  основному виду деятельности – игре;
  • развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • активная деятельность специалистов (педагога-психолога, логопеда);

Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет  реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

Целевая группа:

            Программа рассчитана на детей 6 – 7-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

      Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

             Развитие элементов логического мышления и математических представлений (курс «Математика и логика»).

На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

  1. Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
  2. Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
  3. Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

Развитие речи (курс «Я читаю»). 

 Одним из основных разделов данного курса является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.

Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.

Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков  правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности  речи, отработку речевого дыхания. Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

 

Развитие мелкой моторики ( курс «Я пишу»).

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. 
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,                                                            которые питают источник творческой мысли. 
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
 тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Основной целью обучения по данной   программе является подготовка кисти руки ребенка к письму. Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. Основными задачами курса являются:

  1. Закреплять умение правильно держать карандаш, правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в одном направлении и не выходя за контур изображения, формировать умение располагать узор в полосе, создавать несложные сюжетные композиции, изображать круглую, овальную, четырехугольную, треугольную формы. Формировать умение правильно располагать изображения на листе. Развитие мелкой моторики руки.
  2. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
  3. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
  4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
  5. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

6.    Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Курс «Ментальная арифметика» 

Эффективность курса, основанной на системе устного счета с помощью математических вычислений на абакусе, объясняется:

  • развитием способности к визуализации – обучение умению выстраивать мыслительную картину, увеличивая тем самым объем памяти;
  • развитием концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, а также способности включить в работу целый ряд познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем;
  • развитием уверенности в собственных силах через игру и соревнование.

С   помощью данного курса  дети приобретут практические навыки в области устного счета и научатся производить вычисления.

Формы и методы организации деятельности:

Ведущий метод работы с детьми – это игра.  

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Ожидаемый результат:

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
  • формирование его готовности к систематическому обучению.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
  • свободно считать в пределах 10;
  • сравнивать числа в пределах 10;
  • знать «соседей» числа;
  • решать простые задачи (в одно действие);
  • на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
  • составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
  • пересказывать небольшие тексты;
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
  • выполнять на слух инструкции для обучающегося;
  • ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого, решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание, решать логические задачи;
  • самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.

           В результате занятий по программе «Школа дошколят» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты:

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
  • - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
  • - при поддержке учителя и окружающих давать оценку  своим поступкам и поступкам других людей;
  • понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
  • объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
  • Сформированность  положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый  личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками  к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

  • Регулятивные УУД:
  • - учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • - учиться работать по предложенному учителем плану;
  • - учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • - учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • - учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
  • - учиться оценивать результаты своей работы.
  • Познавательные УУД:
  • - учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • - учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • - учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • - классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
  • - учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  • - учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
  • Коммуникативные УУД:
  • называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  • - учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
  • - совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
  • - учиться выполнять различные роли при совместной работе

 

Мониторинг результатов:

Отслеживание результатов реализации программы проводится в несколько этапов.

      В период зачисления ребенка в «Школе дошколят» проводится первичная диагностика развития ребенка. Отслеживание результатов развития детей осуществляется   педагогами на протяжении всех занятий. Результаты мониторинга сообщаются родителям в ходе индивидуальных бесед и родительских собраний. Диагностика: (возможные методики) (приложение 1)

  • Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.
  • Методика Джекобсона по определению объема памяти.
  • Методика по определению концентрации и распределения внимания
  • Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации
  • Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать
  • Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет
  • Методика для выявления уровня развития образных представлений

 

 

Работа с родителями будущих первоклассников:

Лекторий для родителей будущих первоклассников представляет собой курс   лекций:

  • Психологические особенности детей 6 -7 летнего возраста.
  • Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу.
  • Психолого- педагогическая готовность ребёнка к школьному обучению.
  • Волевая готовность ребёнка к школе.
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
  • Развитие восприятия у детей 6-7 летнего возраста
  • Развитие мышления детей дошкольного возраста.

 

День открытых дверей проводится 2 раза в год согласно плана школы в 1 и 2 полугодиях.

                                                 

                                                                                           

    Приложение

                                                                           к образовательной программе «Школа дошколят»

Тематическое планирование  

Курс   «Математика и логика».

         

   Примерная структура занятия (25 минут):

 1 этап. (3-4 мин) Разминка. 

2 этап. (5 мин) Развитие психических механизмов.

3 этап. (10 мин) Решение частично-поисковых задач. Введение нового материала.

4 этап.  (10 - 11 мин) Рефлексия занятия. Решение творческих задач. 

Пособия для занятий: альбом,набор фломастеров, набор цветных карандашей,  счетный материал (палочки, мешочки с камушками), набор цифр от 1 до 10, набор геометрических фигур из картона, модель числовой прямой, абак, линейка.

Учебные пособия:

  1. С. Е. Гаврина.  Учимся считать.
  2. ЦОР «Учимся писать цифры»
  3. С. Е. Гаврина Прописи с узорами
  4. С. Е. Гаврина Прописи. Цифры.
  5. С. Е. Гаврина Развиваем логику.
  6. С. Е. Гаврина Учимся решать задачи

№ занятия

Содержание программного материала

Цели занятий

Основные понятия логики. Задания на развитие логики.

Сентябрь – 6 занятий

1-2

Свойства предметов.

Научить выделять свойства предметов (цвет, форма, размер, материал и т.д.). Развивать мыслительные операции, внимание, память, творческие способности; познакомить с понятием «порядок», с формами плоских фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Понятие о классификации, выделение признаков и свойств  предметов. Игры: «Угадай предмет», «Внимание», «Геометрическое лото» и др.

3-4

Сравнение

Научить сравнивать совокупности предметов с помощью знаков = и ≠; развивать мыслительные операции, внимание, память, творческие способности; логику, речь.

 Классификация, выделение признаков и свойств  предметов.  Игры: «Угадай фигуру», «Внимание» и др.

5-6

Сложение

Сформировать представление о сложении как объединении совокупностей предметов; развивать мыслительные операции, внимание, память.

Логика

высказываний: сходство и различие, существенные и несущественные признаки. Множества. Игры: «Внимание», «Назови группы».

Октябрь – 9 занятий

7-8

Сложение

Сформировать представление о сложении как объединении совокупностей предметов; развивать мыслительные операции, внимание, память

Логика высказываний: сходство и различие, существенные и несущественные признаки. Множества. Игры: «Внимание», «Назови группы».

9-10

Вычитание

Сформировать представление о вычитании как удалении из совокупности предметов ее части; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.

Множества. Игры: «Исправь ошибку»,  «Учимся решать задачи»

11-12

Вычитание

Сформировать представление о вычитании как удалении из совокупности предметов ее части; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.

Множества. Игры: «Исправь ошибку», «Добавь недостающий предмет», «Буратино»

13

Сложение и вычитание

Установить взаимосвязь между сложением и вычитанием; уточнить пространственные отношения «выше» - «ниже»; рассмотреть понятия «один» - «много»

Пересечение двух множеств. Игры: «Внимание», «Потерялся предмет».

10-11

Число 1. Цифра 1.

Ввести число 1 и цифру 1; уточнить понятия «слева», «справа», «посередине»; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.

Объединение двух множеств. Игры: «Потерялось число», «Внимание».

Ноябрь – 8 занятий

12-13

Число 2. Цифра 2. Состав числа 2.

Ввести число 2 и цифру 2; закрепить пространственно-временные отношения; развивать логическое мышление

Утверждение и отрицание. Игры: «Потерялось число», «Внимание».

14-15

Число 3. Цифра 3. Состав числа 3.

Ввести число 3 и цифру 3; рассмотреть отношения «длиннее» - «короче»; развивать память мышление, логику.

Утверждение и отрицание. Игры: «Найди ошибку», «Внимание».

16-17

Число 4. Цифра 4. Состав числа 4.

Ввести число 4 и цифру 4; формировать представление о четырехугольнике; развивать речь, память, воображение.

Все и некоторые. Игры: «Что лишнее», «Заблудилось число».

18-19

Числовой отрезок.

Познакомить с понятием числового отрезка, научить присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу; развивать пространственные отношения.

Все и некоторые. Задачи в стихах. Игры: «Внимание», «Заблудилось число».

Декабрь – 8 занятий

20-21

Число 5. Цифра 5. Состав числа 5.

Ввести число 5 и цифру 5; формировать представление о пятиугольнике; развивать речь, память, воображение, смекалку.

Случайность и закономерность. Задачи в стихах. Игра «День – ночь».

22

Столько же.

Научить сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар; развивать сообразительность,

находчивость.

Случайность и закономерность. Задачи в стихах. Игра «День – ночь», «Заблудилось число».

23-24

Числа от 1 до5.

Систематизировать знания детей о числах 1- 5 и их составе; развивать речь, память, воображение, смекалку.

И здесь и там. Задачи в стихах. Игры: «Цепочка», «День – ночь».

25

Числа от 1 до5.

Систематизировать знания детей о числах 1- 5 и их составе; развивать речь, память, воображение, смекалку.

И здесь и там. Задачи в стихах. Игры: «Цепочка», «День – ночь».

26-27

Число 6. Цифра 6. Состав числа 6.

Ввести число 6 и цифру 6; отрабатывать взаимосвязь между целым и частью; развивать мыслительные операции, внимание, память, творческие способности.

И здесь и там. Задачи в стихах. Игры: «Найди лишний ряд», «Сравни».

Январь – 6 занятий

28-29

Точки и линии.

Познакомить с понятиями точки и линии; закрепить счет в пределах 6; взаимосвязь между целым и частью; развивать мыслительные операции.

Истинные и ложные высказывания. Игры: «Выручи зайку!», «Смекни– ка!»

30-31

Число 7. Цифра 7. Состав числа 7.

Ввести число 7 и цифру 7; отрабатывать взаимосвязь между целым и частью; закрепить сравнение чисел с помощью составления пар; развивать мыслительные операции, речь, воображение.

Истинные и ложные высказывания. Игры: «Разложи на три группы», «Сравни-ка!»

32-33

Число 8. Цифра 8. Состав числа 8.

Ввести число 8 и цифру 8; отрабатывать взаимосвязь между целым и частью; закрепить сравнение чисел с помощью составления пар; развивать мыслительные операции, память.

Рассуждение. Задачи в стихах. Игры: «Какая дверь ведет к подруге?», «Сравни-ка!»

Февраль – 7 занятий

34-35

Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.

Ввести число 9 и цифру 9; закрепить навыки счета в пределах 9; взаимосвязь между целым и частью; развивать сообразительность,  логическое мышление.

Рассуждение. Игры: «Найди лишний ряд», «Сравни».

36-37

Число 0. Цифра 0.

Ввести число 0 и цифру 0; рассмотреть свойства 0; закрепить сравнение чисел с помощью составления пар; развивать мыслительные операции, внимание,

Обратимость. Игры: «Заполни пустые клетки», «Внимание»

38-39

Число 10.

Состав числа 10.

Ввести число 10; рассмотреть состав 10, закрепить сравнение чисел с помощью составления пар; развивать речь, память, воображение, смекалку.

Обратимость. Игры: «Чем они отличаются?», «Какая фигура лишняя?».

40

Волшебные цифры.

Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах» познакомить с первыми девятью римскими цифрами; развивать сообразительность,  логическое мышление.

Представление о вероятности и прогнозе. Задачи в стихах. Игры: «Маски», «Сумеешь ли ты увидеть?»

Март – 9 занятий

40

Праздник «В гостях у царицы Математика»

41-42

Сравнение чисел.

Учить сравнивать изученные числа; ввести понятия «больше», «меньше»; развивать речь, память, воображение.

Истинные и ложные суждения. Задачи в стихах. Игра: «Сумеешь ли ты различить?».

43-47

Сложение и вычитание на числовом отрезке.

Учить работать с числовым отрезком; показать алгоритм сложения и вычитания на числовом отрезке; развивать сообразительность,  логическое мышление.

Частные и общие суждения. Игры: «Какая цифра скрыта?», «Чем они отличаются?».

48

Интеллектуальный марафон «Юные математики»

Апрель – 8 занятий

49-59

Упражнение в чтении и записи изученных чисел. Закрепление знаний о составе чисел первого десятка.

Упражнять в чтении и записи изученных чисел, закреплять знания о составе чисел первого десятка; провести беседу «Для чего людям нужна математика?»

Утвердительные и отрицательные суждения. Игры: «Знаешь ли ты?», «Восстановите числа».

60-61

Диагностическая работа

Курс «Мир вокруг».

 Примерная структура занятия (25 минут):

 1 этап. (3-4 мин) Разминка. 

2 этап. (5 мин) Развитие психических механизмов.

3 этап. (10 мин) Решение частично-поисковых задач. Введение нового материала.

4 этап.  (10 - 11 мин) Рефлексия занятия. Решение творческих задач. 

 

Учебные принадлежности: альбом, набор цветных карандашей, набор цветной бумаги и картона, клей ПВА, акварельные краски, кисточки для рисования, природный материал, ножницы, зерна, пластилин, цветной бисер, крупа, пуговицы.

№ заня-тия

Содержание программного материала

Цели занятий

Развитие моторики

Сентябрь  – 3 занятия

1

Что такое окружающий мир?

Ввести понятие «окружающий мир»; научить различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе (созданные руками человека); развивать воображение, фантазию, моторику мелких мышц кисти.

Рисунок (цветные карандаши) - аппликация плаката по представлению «Мир, который меня окружает».

2

Моя семья. С кем я живу. «А у нас…»

Учить составлять устный рассказ о членах семьи (профессия, любимые занятия), о животных , которые живут рядом с нами; воспитывать внимательное и заботливое отношение к членам семьи, домашним животным; развивать и обогащать речь, моторику мелких мышц кисти.

Лепка. «Мой четвероногий друг»

Памятник родителям в Павловском парке

Памятник Собаке

3

Земной шар на столе.

Моя страна. Наши соседи. Китай»

Познакомить детей с историей появления и использования глобуса; материки, их названия, наша страна на глобусе, наша «соседка» - Китай, дать общие сведения о Китае;  объяснить значение и роль цвета на глобусе; расширять кругозор; развивать речь, моторику мелких мышц кисти.

 Аппликация из бисера «Портрет Земли».

Октябрь – 5 занятий

4

В этом доме я живу.

Учить детей называть свой домашний адрес; учить умению составлять и вести рассказ по своему рисунку; развивать  мышление, связную речь воображение, наблюдательность и творческие способности, моторику мелких мышц кисти.

Аппликация из цветной бумаги «Город» . ТБ при работе с ножницами.

5

Умею ли я вести себя на улицах города.  

Раскрыть необходимость дисциплины на улицах для сохранения жизни и здоровья; знакомить с основными знаками, сигналами светофора; воспитывать заботу о своем здоровье, развивать речь, моторику мелких мышц кисти.

Аппликация «Светофор».

  Викторина по ПДД.

6

Времена года.

Музыкальное искусство. П.И.Чайковский .

Дать понятие «Искусство». «Музыкальное искусство» «Композитор». Систематизировать знания детей о временах года, их существенные признаки; формировать знания об экологической целостности природы; показать красоту всех времен года; воспитывать любовь к родной природе; развивать речь, моторику мелких мышц кисти.

Игра «Можно – нельзя». Загадки. Рисунок (краски) «Осень на опушке краски разводила.»

Фонтан «Времена года»

7-8

Царство животных. Животные нашего края.

Большая панда как национальный символ Китая.

Подвести детей к пониманию, что в мире природы есть еще один удивительный мир – мир животных, ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношениям с человеком); воспитывать гуманную, социально активную личность, бережно и ответственно относящуюся к богатствам природы; развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор.

Викторина «Животные нашего края». Оригами.  

Ноябрь – 4 занятия

9-10

Народно-прикладное искусство. Матрешка.

Музыка моего народа.

Дать понятие «народно-прикладное искусство», его видами. Познакомить с народной игрушкой-матрешкой. Развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор

Рисование. Краски. Матрешка.

11-12

Царство растений. Растения нашего края.

Музыка моего народа.

«Четыре совершенных» растения Китая (благородных): слива мэйхуа,орхидея, бамбук, хризантема.

Подвести детей к пониманию, что в мире природы есть еще один удивительный мир – мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикие культурные; познакомить с растениями нашего края;  развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор.

Викторина «Растения нашего края».Аппликация из пластилина  . Орхидея.

Декабрь – 4 занятия

13-14

Наш город – часть большой страны (памятные места)

Символы нашего государства.

Символы моего города.

Рассказать о значении нашего города для страны; об исторических местах и памятниках; воспитывать любовь к родному краю, городу; развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор

Составление небольшого рассказа «Любимый город». Рисунок.Карандаши.  

15-16

Наши праздники.

Новогодние песни.

Расширить знания о празднике Новый год. Развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор

Объемная аппликация «Новогодний хоровод»

Январь – 3 занятия

17-18

Транспорт нашего города. Правила поведения в транспорте.

Рассказать и познакомить с основными видами транспорта в нашем городе; с профессиями людей, работающих на транспорте, повторить правила поведения в транспорте; развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор, воображение, фантазию.

Беседа «Транспорт и правила поведения в нем». Разгадывание кроссворда.  

19

Труд людей в нашем городе.

Рассказать о том, как трудятся люди нашего города; побеседовать о предприятиях города; воспитывать осознание важности труда для жизни людей, о роли профессий; воспитывать любовь к родному краю, городу; развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор.

Сочинение небольшого рассказа «Где трудятся мои родители».

Рисунок. Краски.Карандаши. «Мой папа на работе», «Моя мама на работе» (на выбор).

Февраль – 4 занятия

20-21

Китайский Новый год.

Познакомить с особенностями встречи Нового года в Китае. Развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор

Объемная аппликация из крупы. Собака-символ Нового года.

22-23

Изобразительное искусство. Жанры изобразительного искусства. Русский музей (заочное путешествии)..

Дать понятие «искусство»,  «изобразительное искусство» и познакомить с основными жанрами изобразительного искусства. Развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор.

Аппликация из пластилина «Зимушка - зима».

Март – 4 занятия

24-25

Наши праздники.

8 марта. Музыкальное искусство. Песни о маме.

Учить составлять устный рассказ о маме или бабушке (профессия, любимые занятия), воспитывать внимательное и заботливое отношение к членам семьи; развивать и обогащать речь, моторику мелких мышц кисти.

Рисование. Краски. Карандаши. Портрет «Самая любимая…»

26-27

Праздники Китая. День посадки деревьев. Музыкальное искусство Китая.

Познакомить с особенностями праздника. Развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор

Аппликация из пуговиц «Что мы сажаем, сажая леса?»

Апрель – 4 занятия

28-29

Наши праздники.

День космонавтики.

Дать понятия «космос», «космонавт», скафандр. Познакомить с праздником. Расширить знания о космосе, первом космонавте, космонавтах. Развивать речь, моторику мелких мышц кисти.

Рисование. Краски. «Дорога в космос»

30-31

Диагностическая работа

Курс «Я читаю».

Примерная структура занятия (25 минут):

 1 этап. (3-4 мин) Фонетическая зарядка. Разминка. 

2 этап. (5 мин) Звуко-слоговой анализ и синтез.

3 этап. (10 мин) Решение частично-поисковых задач. Введение нового материала (демонстрация буквы, называние ее , рассматривание графических изображений буквы ; .

4 этап.  (10 - 11 мин) Рефлексия занятия. Решение творческих задач Речевые игры.

 

Учебные принадлежности: альбом,  набор цветных карандашей, буквенное лото, буквы на кубиках, настенная азбука, наборное полотно

 Учебные пособия:

  1. Г.Е.Сычева. Логопедический букварь.
  2. В.Р.Старинина, А.В.Гутенёва. Грамотный дошкольник

№ занятия

Содержание программного материала

Цели занятий

 Региональный компонент (ЦОР)

Сентябрь  - 6 занятий

1-2

Устная и письменная речь.

Познакомить с видами речи: устной и письменной; показать роль устной и письменной речи в жизни человека; довести до сознания детей, что речь состоит из предложений; развивать речь; формировать словарь.

Русские народные сказки. «Теремок»

3-4

Диалог и монолог.

Рассказать детям о двух формах речи – диалоге и монологе; упражнять в различении диалога и монолога в речевом общении людей;

 

5

Описание и повествование.

Рассказать детям о разнообразии монологических высказываний, показать роль описательных и повествовательных высказываний в жизни человека; упражнять в различении повествования и описания;

Литератур-ные сказки. Е.Чарушин «Теремок»

 

Октябрь – 9 занятий

6

Описание и повествование.

Рассказать детям о разнообразии монологических высказываний, показать роль описательных и повествовательных высказываний в жизни человека; упражнять в различении повествования и описания;

Литературные сказки.

 

7

Знакомство с буквой У (по плану). Запуск проекта «Моя Азбука»

Познакомить с гласным звуком [у] и буквами у,У; воспитывать звуковую культуру речи; обогащать словарь; развивать устную речь.

Музей кукол

Кукольный театр сказки

8

Знакомство с буквой А (по плану).  

Познакомить с гласным звуком [а] и буквами а, А; воспитывать звуковую культуру речи; обогащать словарь; развивать устную речь.

Александровский сад

Александровская колонна

9

Знакомство с буквой И (по плану).  

Познакомить с согласными звуками  [и] и   буквами и, И;  учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую сторону речи, словарь, связную, выразительную речь.

 Исаакиевский собор

10-11

Знакомство с буквой  М (по плану).  Колыбельные песни, скороговорки.

Познакомить с согласными звуками [м], [м’] и буквами м, М; воспитывать звуковую культуру речи; обучать построению полных и выразительных ответов; учить различать гласные звуки от согласных.

Музей хлеба

12-13

Знакомство с буквой   Н  (по плану).  

Познакомить с согласными звуками [н], [н’] и буквами н, Н;  развивать  логическое мышление; умение рассуждать и доказывать; показать потребность людей в красоте и архитектурном разнообразии.

Нарвские

триумфальные ворота

14

Знакомство с буквой   П   (по плану).  

  Познакомить с согласными звуками [п], [п’] и буквами п, П. Формировать практические умения по составлению слогов и слов.

Петропавловс-кая крепость

Ноябрь – 8 занятий

15

Знакомство с буквой   П   (по плану).  

  Познакомить с согласными звуками [п], [п’] и буквами п, П. Формировать практические умения по составлению слогов и слов.

Петропавловская крепость

16

Знакомство с буквой О (по плану).  

Познакомить с гласным звуком [о] и буквами о, О; воспитывать звуковую культуру речи; обогащать словарь; развивать устную речь.

 Океанариум

17-18

Знакомство с буквой   К   (по плану).  

    Познакомить с согласными звуками [к], [к’] и буквами к, К,    Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь.

Каменный мост

19-20

Знакомство с буквой     Т (по плану)  Игра со словами кит и кот, в которых «перепутались» гласные буквы.

    Познакомить с согласными звуками    согласными звуками  [т], [т’] и  буквами т, Т. Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь.

Толбухин маяк

21-22

Знакомство с буквой     Д (по плану)   .

    Познакомить с согласными звуками    согласными звуками  [д], [д’] и  буквами д, Д. Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь.

Дворцовая площадь

Декабрь – 8 занятий

23

Знакомство с буквой     Ы (по плану)   .

Познакомить с гласным звуком [ы] и буквой ы; воспитывать звуковую культуру речи; обогащать словарь; развивать устную речь.

Памятник И.А. Крылову

24-35

Знакомство с буквой    Г (по плану)   .

    Познакомить с согласными звуками    согласными звуками  [г [г’] и  буквами г, Г Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь.

Памятник городовому

Обелиск «Городу-герою Ленинграду»

26

Знакомство с буквой    Б (по плану)   .

    Познакомить с согласными звуками    согласными звуками  [б [б’] и  буквами б, Б.  Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь.

Большой Петергофский дворец

27

Знакомство с буквой  В (по плану).  Сложные слова.

Познакомить с согласными звуками  [в],  [в’]     и буквами в, В;  учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую культуру  речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух.

 Памятник водовозу

28

Знакомство с буквой  Й (по плану).  

Познакомить с согласным  звуком    [и’]     и буквами й, Й;  учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую культуру  речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух.

Центральный музей железнодорожного транспорта РФ

29-30

Знакомство с буквой  Я   (по плану).  

Познакомить с гласными звуками и буквами Я. Отрабатывать выразительную внятную речь, формировать и активизировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи.

Памятник зайчику

Январь – 6 занятий

31-32

Знакомство с буквой  Л (по плану). Повторение и закрепление пройденного материала. Составление слов.

Познакомить с согласными звуками  [л],  [л’]     и буквами л, Л;  учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую сторону речи, словарь, связную, выразительную речь.

Летний сад

33-34

Знакомство с буквой  Э   (по плану).  

Познакомить с гласными звуками и буквами Э. Отрабатывать выразительную внятную речь, формировать и активизировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи.

Эрмитаж.

35-36

Знакомство с буквами Х  (по плану).

    Познакомить с согласными звуками    [х], [х’] и буквами х, Х.      Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь.

Храм Дружбы в Павловском парке

Февраль – 7 занятй

37-38

Знакомство с буквой  Ю   (по плану).  

Познакомить с гласными звуками и буквами Ю. Отрабатывать выразительную внятную речь, формировать и активизировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи.

Юсуповский дворец

39-40

Знакомство с буквами  Ф    (по плану).  

    Познакомить с согласными звуками [ф], [ф’] и буквами ф, Ф,         Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь.

Памятник фонарщику

41-42

Знакомство с буквой Ч  (по плану).   Составление и чтение слов.

    Познакомить с согласным звуком   звуком   [ч’] и буквами ч, Ч.    Учить составлять и читать слова,  развивать  звуковую культуру  речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух.

Цирк.

43

Знакомство с буквой  С (по плану. Беседа о Солнце.

Познакомить с согласными звуками  [с],  [с’]     и буквами   с, С.  Учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую сторону речи, словарь, связную, выразительную речь.

Синий мост.

Март – 9 занятий

44

Знакомство с буквой  С (по плану. Беседа о Солнце.

Познакомить с согласными звуками  [с],  [с’]     и буквами   с, С.  Учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую сторону речи, словарь, связную, выразительную речь.

Синий мост.

45-46

Знакомство с буквой  Е  (по плану).          

Познакомить с гласными звуками и буквами Е. Отрабатывать выразительную внятную речь, формировать и активизировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи.

Елагин остров

47

Знакомство с буквой  З (по плану).   Повторение пройденных букв, составление слов с помощью лото.

Познакомить с согласными звуками  [з],  [з’]     и буквами з, З;  учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую культуру  речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух.

Ленинградский зоопарк.

48-49

Знакомство с буквой  Ц    (по плану). Работа со словариком (цапля, цирк, цепь, чашка, часы, чайник). Составление и чтение слов.

    Познакомить с согласным звуком [ц] и буквами ц, Ц,       Учить составлять и читать слова,  развивать  звуковую культуру  речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух.

Зелёный (Полицейский) мост

50-51

Знакомство с буквами   Ш  (по плану).   Составление и чтение слов.

Познакомить с согласным звуком [ш]    и буквами ш, Ш;   учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую культуру  речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух.

Фонтаны-шутихи

52

Знакомство с буквой Щ  (по плану). Работа со словариком (шалаш, шляпа, шишка, щётка, щенок, щука). Составление и чтение слов.

Познакомить с  согласным звуком  [щ’]     и буквами щ, Щ; учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую культуру  речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух.

Щучье озеро

Апрель – 8 занятий

53

Знакомство с буквой Щ  (по плану). Работа со словариком (шалаш, шляпа, шишка, щётка, щенок, щука). Составление и чтение слов.

Познакомить с  согласным звуком  [щ’]     и буквами щ, Щ; учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую культуру  речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух.

Щучье озеро

54-55

Знакомство с буквой  Ж (по плану).   Составление слов с изученными буквами.

Познакомить с согласным звуком [ж]    и буквами ж, Ж;  учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую культуру  речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух.

Железнодорож-ный вокзал

56-57

Знакомство с буквой  Ё  (по плану).  

Познакомить с гласными звуками и буквами Ё. Отрабатывать выразительную внятную речь, формировать и активизировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи.

Работа над краткосрочным проектом «Любимый город»

58

Знакомство с буквой  Р (по плану).   С этой буквы начинаются слова родина, Россия, Русь.  

Познакомить с согласными звуками  [р],  [р’]     и буквами р, Р;  учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую сторону речи, словарь, связную, выразительную речь.

Ростральные колонны

59

Знакомство с буквой ь  знак   (по плану).  

Познакомить с буквой  ь знак; совершенствовать диалогическую и монологическую формы общения; учить детей последовательно, выразительно, самостоятельно пересказывать небольшие литературные произведения; учить читать.

Дельфинарий

60

Знакомство с буквой ъ знак  (по плану).  

Познакомить с буквой ъ знак; совершенствовать диалогическую и монологическую формы общения; учить детей последовательно, выразительно, самостоятельно пересказывать небольшие литературные произведения; учить читать.

Викторина «Любимый город»

61

Повторение, проверка того, что помнят дети. Речевые игры, составление и чтение рассказов.

Повторить, проверить то, что помнят дети. Провести речевые игры «Доскажи слово», «Угадай, что я сказала», «Цепочка слов» и др., учить составлению и чтению слов.

Проект «Любимый город»

Курс «Я пишу».

Примерная структура занятия (25 минут):

 1 этап. (3-4 мин) Массаж кистей рук с использованием чистоговорок и скороговорок.  . 

2 этап. (5 мин) Пальчиковая гимнастика.

3 этап. (10 мин) Графический диктант. Решение частично-поисковых задач (копирование узоров, обведение по контуру, штриховка, раскраска, работа в прописях).  

 4 этап.  (10 - 11 мин) Рефлексия занятия. Решение творческих задач. 

Физкультурная разминка или танцевальная пауза проводятся на занятии по мере   необходимости.

 Учебные пособия:

  1. С. Е. Гаврина.  Готовим руку к письму.
  2. С. Е. Гаврина. Прописи с узорами
  3. С. Е. Гаврина Учимся писать.
  4. С. Е. Гаврина Прописи. Палочки и крючочки.

п/п

Тема урока

 

Цели занятий

Выявление индивидуальных способностей детей в развитии мелкой моторики.

Создание ребёнку условий для накопления двигательного и практического опыта.

Укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движений.    

Подготовка руки ребенка к навыкам письма, формированию почерка.

 Формирование у  учащихся предпосылок, необходимых для учебной деятельности, требующих развитой двигательной сферы.

Сентябрь – 6 занятий 

Тетрадь «Готовим руку к письму

1

Диагностическая работа.

2-3

История возникновения письма.

Ориентировка в тетради.

Гигиенические правила письма (держать карандаш,ручку, пользоваться карандашом, ручкой, столом, тетрадью) Строка и межстрочное пространство. Выполнением графических заданий по образцу

4-5

Прямые   вертикальные линии.   Штриховка. Раскрашивание. . Графические упражнения по образцу Гигиенические правила письма, правила посадки при письме .

6

Прямые, наклонные и вертикальные линии.   Штриховка. . Раскрашивание. Графические упражнения по образцу Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

Октябрь – 9 занятий.

7-8.

Вертикальные и  горизонтальные линии.   Штриховка. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме .

9-10

Прямые  наклонные и вертикальные линии.  Обводка по контуру. Вертикальная штриховка.  Раскрашивание. Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

11-12

Прямые  наклонные и вертикальные линии.  Обводка по контуру. Вертикальная штриховка.  Раскрашивание.  Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

13-14

Прямые  наклонные и вертикальные линии.  Обводка по точкам. Вертикальная штриховка.  Раскрашивание.  Графические упражнения по образцу. Графические упражнения по образцу Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

15

Прямые   наклонные и вертикальные линии.  Обводка по контуру. Вертикальная штриховка.  Раскрашивание.  Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

Ноябрь – 8 занятий

16

Прямые   наклонные и вертикальные линии.  Обводка по контуру. Вертикальная штриховка.  Раскрашивание.  Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

17-18

Прямые   наклонные и горизонтальные линии.  Обводка по контуру. Горизонтальная триховка.  Раскрашивание.  Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

19-20

Вертикальные и горизонтальные линии . Прямые   наклонные   линии.  Обводка по контуру Штриховка.  Раскрашивание.  Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

21-22

Вертикальные и горизонтальные линии . Прямые   наклонные   линии.  Обводка по контуру Штриховка.  Раскрашивание.  Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

23

Обводка по контуру. Горизонтальная  штриховка.  Раскрашивание.  Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

Декабрь – 8 занятий

24

Обводка по контуру. Горизонтальная  штриховка.  Раскрашивание.  Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

25-26

Обводка по контуру. Горизонтальная и вертикальная   штриховки.  Раскрашивание.  Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

27-28

Обводка по контуру линий круга, овала. Наклонная штриховка.    Раскрашивание.  Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

29-30

Рисование по клеткам. Понятие «симметрия». Наклонная штриховка. Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

31

Понятие «симметрия». Наклонная штриховка. Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

Январь – 6 занятий

32

Понятие «симметрия». Наклонная штриховка. Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

33-34

Рисование по клеткам. Понятие «симметрия». Горизонтальная  штриховка. Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

35-36

Срисовывание. Горизонтальная  штриховка. Графические упражнения по образцу Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

37

Срисовывание. Наклонная   штриховка. Графические упражнения по образцу(петля).   Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

Февраль – 7 занятий

38

Обводка по контуру. Горизонтальная  штриховка. Графические упражнения по образцу Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

39-40

Понятие «симметрия». Рисование по образцу.  Вертикальная    штриховка. Графические упражнения по образцу(петля).   Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

41

Понятие «симметрия». Рисование по образцу.  Горизонтальная     штриховка. Графические упражнения по образцу(петля, полукруг).   Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

42

Обводка по контуру. Срисовывание. Графические упражнения по образцу(круг, овал).   Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

43-44

Обводка по контуру. Горизонтальная и вертикальная  штриховки. Графические упражнения по образцу Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

Март – 9 занятий

45

Обводка по контуру. Горизонтальная и вертикальная  штриховки. Графические упражнения по образцу Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

Тетрадь «Учимся писать»

46-47

Понятия «строка» и «межстрочное пространство», «рабочая строка». Обводка по контуру прямых и наклонных линий. Горизонтальная и вертикальная  штриховки. Графические упражнения по образцу.  Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

48

Обводка по контуру и письмо  прямых и наклонных линий.  Письмо короткой и длинной наклонных линий с закруглением внизу и вверху. Графические упражнения по образцу.  Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

49

Обводка по контуру и письмо  горизонтальных и вертикальных линий.  Письмо короткой и длинной наклонных линий с закруглением внизу и вверху в одном элементе. Графические упражнения по образцу.  Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

50

Обводка по контуру и письмо  горизонтальных и вертикальных линий.  Письмо короткой и длинной наклонных линий с закруглением внизу и вверху в одном элементе. Графические упражнения по образцу.  Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

51

Обводка по контуру и письмо  линий круга,  линии – «прямая волна».  Письмо овалов ,   коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу и вверху   Графические упражнения по образцу.  Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

52

Обводка по контуру и письмо полуовалов.  Письмо     коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу и вверху   Графические упражнения по образцу.  Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

53

Обводка по контуру и письмо полуовалов, линии «петля».  Письмо     коротких и длинных непрерывных наклонных линий с закруглением внизу и вверху.   Графические упражнения по точкам.  Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

Апрель – 8 занятий

54

Обводка по контуру и письмо полуовалов, линии «петля».  Письмо     коротких и длинных   наклонных линий с закруглением внизу и вверху. Письмо     коротких и длинных   наклонных линий с петлей вверху и внизу.  Графические упражнения по точкам.  Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

        55

Обводка по контуру и письмо полуовалов, линии «петля».  Письмо     коротких и длинных   наклонных линий с закруглением внизу и вверху,  слева и справа.   Графические упражнения по точкам.  Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

56

Обводка по контуру и письмо прямых наклонных, горизонтальных и вертикальных линий.  Письмо     коротких и длинных    наклонных линий с петлями.   Графические упражнения по точкам.  Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

57

Обводка по контуру и письмо полуовалов, линии «петля».  Письмо     коротких и длинных   наклонных линий с закруглением вверху справа.   Наклонная штриховка.  Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

58

Обводка по контуру и письмо линий круга, овала, линии – «горизонтальная    волна».  Письмо     линий полуовала, круга. Наклонная штриховка.   Графические упражнения по точкам.  Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

59

Обводка по контуру и письмо прямых наклонных, горизонтальных и вертикальных линий с петлёй в одном элементе. Обводка по контуру и письмо линий окружности.        Графические упражнения по точкам.  Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

60

Обводка по контуру и письмо непрерывных прямых наклонных линий с петлей в одном элементе и овалом. Графические упражнения.  Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

61

Обводка по контуру и письмо прямых наклонных вертикальных линий с петлёй в одном элементе. Обводка по контуру и письмо линий окружности.        Графические упражнения по точкам.  Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

 

Курс «Ментальная арифметика».

 Примерная структура занятия (25 минут):

 1 этап. (3-4 мин) Разминка. 

2 этап. (5 мин) Развитие психических механизмов.

3 этап. (10 мин) Решение частично-поисковых задач. Введение нового материала.

4 этап.  (10 - 11 мин) Рефлексия занятия. Решение творческих задач. 

 

Учебные принадлежности: абакус

№ заня-тия

Содержание программного материала

 

 

Сентябрь  – 3 занятия

1

Знакомство с ментальной арифметикой

2

Абакус и его конструкция: братья и друзья

 3

Знакомство с цифрами 1-4 на абакусе

Октябрь – 5 занятий

4

Знакомство с цифрами 1-4 на абакусе

5 - 6

Изучение цифр 1-4 на абакусе

7 - 8

Добавление и вычитание на абакусе цифр 1-4

Ноябрь – 4 занятия

     9-10

Изучение цифр 5-8 на абакусе

11-12

Добавление и вычитание на абакусе цифр 5-8

Декабрь – 4 занятия

13-14

Изучение цифр 9-10 на абакусе

15-16

Добавление и вычитание на абакусе цифр 9-10

Январь – 3 занятия

17-18

Повторение пройденных чисел на примере фруктов и абакуса

19

Определение чисел с абакуса

Февраль – 4 занятия

20-21

Простое сложение

22-23

Примеры простое сложение

Март – 4 занятия

24-25

Простое вычитание

26-27

Примеры простое вычитание

Апрель – 3 занятия

28 -30

Простое вычитание и сложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса предшкольной подготовки для детей 6-7 лет "АБВГДейка"

Основной   целью  подготовительного класса является  всестороннее  гармоничное развитие детей, подготовка  их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к у...

Программа по предшкольной подготовке детей шестилетнего возраста (математика, литературное чтение)

Данные программы предусматривают тематическое планирование для учителей начальной школы и воспитателей детских садов для предшкольной подготовки....

Образовательный проект «Организация предшкольной подготовки для детей старшего дошкольного возраста не посещающих ДОУ»

Проблема:  Недостаточный уровень общего развития детей предшклоьного возраста не посещающих ДОУ. Задачи: Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творче...

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой  детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...

Рабочая учебная программа по предшкольной подготовке "Солнечные ступеньки" для детей 5 лет

Данная рабочая программа  является комплексной, разработана на основе серии тетрадей для дошкольного образования "Солнечные ступеньки", обеспечивает полноценную подготовку детей 5 лет к обучению ...

Программа предшкольной подготовки детей

Программа дополнительного образования рассчитана на детей 5,5- 7 лет, непосещающих дошкольные образовательные учреждения. Программа  содержит учбный план , программный материал, раскрывает подход...