трудности реализации ФГОС и пути их преодоления
материал по теме

Мосина Лидия Егоровна

из опыта работы по новым ФГОС в начальных  классах,трудностях в их достижении и путях их преодоления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Доклад

   на тему :

« Реализация ФГОС нового поколения : трудности и пути их преодоления»

     ( из опыта работы).

                          Учитель начальных

                                           классов Верховской

                                           СОШ № 1 Мосина

                                           Лидия Егоровна

                       2012 год

     Позади  первый  учебный  год, сопряжённый  волнениями  педагогов, причастных  к  введению  и  реализации  Федеральных  государственных  образовательных  стандартов  нового  поколения. Начался  второй  год  работы  над  реализацией  намеченных  планов  этого  образовательного новшества. Педагогический  коллектив  нашей начальной школы  в  числе  других  школ  района  неустанно  трудится  над  решением  проблем, возникающих  в  процессе  введения  в  практику  новых  стандартов.

      Достаточно  непростая  ситуация  сложилась  при  создании  базы  данной  образовательной  реформы. Были изданы  документы  федерального  уровня  с  обозначенными  идеями  и  направлениями, такие  как: содержание  общего  образования, Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования, Концепция  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России,  но  не  были  « спущены  сверху» готовые  материалы  для  разработки  и  составления  Образовательной  программы  ОУ, рабочих  программ  по  учебным  предметам  и  внеурочной  деятельности, соответствующих  условиям  конкретной  школы. Однако, рабочая  группа  педагогов  школы  за  короткий  срок  вполне  успешно  справилась  с  данной  проблемой. Кропотливо  изучив  большое  количество  научно-методической  литературы  серии  «Стандарты  второго  поколения», администрация  школы, педагоги  разработали  и  подготовили  к  работе  все  нормативно-правовые  документы  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС  начального  общего  образования. Тем  самым  обеспечили  плавный  переход  к  организации  учебно-воспитательного  процесса  в  новых  условиях. Внушительным  результатом  работы  педагогов  в  этом  плане  была  разработка  программ  по  предметам  и  программы  кружков  внеурочной  деятельности  по  пяти  направлениям:  спортивно-оздоровительному, общекультурному, общеинтеллектуальному, духовно-нрвственному, социальному.

        Надо  признать, что  новый  образовательный  стандарт  ворвался  в  повседневную  жизнь  школы,  не  соизмеряясь  с  силами  и  возможностями  учителей. Первое  испытание  выпало  на  долю  учителей  начальных  классов. Вместе  с  этим  возникла  проблема  готовности  педагогов  к  внедрению  новых  стандартов. В  стандартах  второго  поколения  зримо  прописан  образ  будущего  выпускника  школы, который  будет  обладать  не  только  запасом  знаний, но  и  будет  готов  к  постоянному  обновлению  и  даже  преобразованию  своего  знания. Мечта  любого  педагога – вырастить  человека, обладающего  такими  качествами.

          Вместе  с  тем, введение  ФГОС  второго  поколения  кардинально  изменило  представление  педагогов  о  том, какими  должны  быть  содержание  начального  образования  и  его  образовательный  результат. Новым  для  нас , учителей  начальных  классов, стало  понятие  «универсальные  учебные  действия». Как  развивать  ученика, нам  знакомо, а  вот  как  перестроить  сформировавшиеся  убеждения  и  поступки  учителя – взрослого  человека- стало  самой  серьёзной проблемой  для  педагогов  школы.

        Для  успешного  решения  возникших  вопросов  администрация  школы  совместно  с  методическим  советом  обеспечила  обучение  педагогов  на  курсах  повышения  квалификации, с  введением  ФГОС, посещались  уроки  и  занятия  внеурочной  деятельности  учителей  1-ых  классов, реализующих  стандарты  нового  поколения. Особое  внимание  педагогов  школы  обращались  на  формирование  УУД  и  достижение  предметных  и  метапредметных  результатов. Учителя  делились  первым  опытом  работы  в  условиях  реализации  новых  стандартов  на  открытых  уроках  и  занятиях  внеурочной  деятельности  во  время  районных  семинаров  учителей  начальных  классов  по  темам: «Реализация  требований  ФГОС  нового  поколения».Все  они  прошли  на  высоком  методическом  уровне. Учителя  школы  активно  используют  в  своей  работе  следующие  технологии:

   -  проблемного  обучения;

   -  работу  в  паре  и  в  группе;

   -  обучение  посредством  диалога;

   -  развития  речи;

   -  продуктивного  чтения;

   -  исследования  и  проектирования  изучаемой  проблемы;

   -  формирования  самоконтроля  в  процессе  выполнения  учебного  задания;

   -  формирования  самооценки  в  процессе  выполнения  учебного  задания;

   -  здоровьесбережения.  

   Делается  многое, но  всё  же  сегодня  учителю  совсем  непросто  даётся  формирование  регулятивных  и  коммуникативных  универсальных  учебных  действий. Для  того, чтобы  достичь  результата, учителю  приходится  перестраиваться  внешне  и  внутренне. Учителю  недостаточно  только  тщательно  подготовиться  к  уроку, необходимо  ещё  психологически  настроиться  на  то, что  учение  сам, под  руководством  учителя, целеполагает, прогнозирует, контролирует, оценивает  усвоенный  материал. Не  верилось, что  наши  ученики  и  учителя  готовы  и  способны  к  реализации  таких  требований  новых  стандартов. Понемногу  работа  эта  начинает  давать  небольшие, но  положительные  результаты.

     Хочется  сказать  о  проблемах  при  переходе  на  ФГОС  нового  поколения, которые  выявились  в  ходе  работы.

     Общие :

  1. отсутствие  у  большинства  населения  приоритета  высших  ценностей, позиционируемых  во  ФГОС  второго  поколения  в  качестве  ключевых  результатов  обучения  и  воспитания, таких, как  труд, здоровье  и  др. ;
  2.  слабая  включённость  родителей, общественности  в  управление  образовательным  процессом;
  3.  невладение  формами  взаимодействия  и  проектной  деятельностью  в  начальной  школе, навыками  коллективного  планирования;
  4. отсутствие  навыков  разработки  целевых  программ.

Методические :

  1. отсутствие  приоритета  воспитательной  деятельности;
  2. низкий процент  читающих  детей  и  родителей;
  3. невладение  большинством  педагогов  навыками  формирования  у  обучающихся  регулятивных  УУД;
  4. невладение  методиками  проектной  деятельности, ориентированными  на  младших  школьников;
  5. отсутствие  навыков  кооперации  в  обучении  у  большинства  педагогов.

Как  нам  работать  в  новых  условиях? В  чём  теперь  заключается  роль  начальной  школы? Интеграция, обобщение, осмысление  новых  знаний, увязывание  их  с  жизненным  опытом  ребёнка  на основе  формирования  умения  учиться. Вместо  простой  передачи  знаний, умений  и  навыков  от  учителя  к  ученику  приоритетной  целью  школьного  образования  становится  развитие  способности  ученика  самостоятельно  ставить  учебные  цели, проектировать  пути  их  реализации, контролировать  и  оценивать  свои  достижения, иначе  говоря – формирование  умения  учиться. Учащийся  сам  должен  стать  «архитектором  и  строителем»  образовательного  процесса. Так  предписывают  новые  стандарты. Что  же  получается  на  практике? Учителя,  согласные  с  этими  утверждениями  теоретически, на  практике  испытывают  трудности.

      Поэтому,  важнейшим  требованием  к  подготовке  и  обеспечению  введения  ФГОС  является  постоянное  научное  и  методическое  сопровождение, включая  консультирование  всех  участников  данного  процесса.

      Для  успешного  внедрения  новых  образовательных  стандартов  нужны  высококвалифицированные  кадры, прошедшие  специальную  подготовку. Необходима  организация  массового  обучения  работников  образования  по  всему  комплексу  вопросов, связанных  с  введением  ФГОС.

      Сложность  вызывает  и  отсутствие  психолога  в  школе, и  хотелось  бы, чтобы  для  школ  были  предусмотрены  курсы  повышения  квалификации  по  психологии  для  учителей  и  руководителей  именно  по  направлению  сопровождения  ФГОС  или  сопровождение  психологом  на  уровне  муниципального  образования.

     Положительные  моменты :

 -  основополагающие  идеи  ФГОС, при  условии  их  доработки  и  соответствующем  материально-техническом  оснащении;

 -  возможности  развития  во  внеурочной  деятельности  детей  из  асоциальных  семей  и  в  условиях  отсутствия  учреждений  дополнительного  образования.

   Отрицательные  моменты.

    Отмечается, что  негативным  показателем  является  переутомляемость, возбудимость, ухудшение  здоровья  при  такой  нагрузке, как  у  учителя, так  и  ребёнка. В  деятельности  учителя  главным  отрицательным  моментом  является  увеличение  документации.

     Вызывает  недопонимание  режимных  моментов ( когда  организовывать  динамическую  паузу, необходимо  ли  делать  перерыв  между  урочной  и  внеурочной  деятельности).

    Вызывают  проблемы  вопросы  контрольно-оценочной  деятельности.

   

    Изменения, произошедшие  в  системе  начального  образования  не  нашли  своего  отражения  в  контрольно-оценочной  деятельности: объектом  контроля  и  оценки  часто  продолжают  оставаться  лишь  знания, умения  и  навыки, не  потому, что учитель  не  хочет  перестроиться, а потому  что  трудно  перестроиться.

   

                                         

                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности первых школьных месяцев и пути их преодоления

Предложенный учебный материал подробно познакомит педагога начальных классов с особенностями построения учебного процесса в 1 классе: знакомство с детьми, игра-петешествие "Здравствуй, школа!&quo...

Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления.

Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы и подготовительной группы детского сада при подготовке семинара или родительского собрания ....

Выступление на педсовете "Результаты реализации ФГОС начального общего образования достижения, риски, пути преодоления"

На августовском педсовете подведены результаты реализации ФГОС начального общего образования прошедшего учебного года. Обозначены достижения, риски, пути преодоления возникающих проблем....

Грушина Т.О. Луканова Н.Ю. Трудности реализации ФГОС на уроках математики в начальной школе. (статья) Публикация ЕНО

В статье освещаются  трудности реализации ФГОС НОО в начаьной школе на примере уроков математики. Предлагаются возможные пути решения данной проблемы....

Проблемы и трудности реализации ФГОС

Из опыта работы: "Проблемы и трудности реализации ФГОС"...