Программа курса развития познавательных способностей по развитию речи для дошкольников.
материал по теме

Мерц Наталья Валентиновна

Для выравнивания исходного уровня подготовленности детей к школе написана программа развития речи и речевой деятельности. Которая основана на развитии познавательных процессов. После прохождении курса дети не боялись идти в школу, т.к. нашли себе новых друзей и познакомились с учителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_razvit_pozn_sposob.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №6

с углубленным изучением отдельных предметов г. Урай

Ханты-Мансийского автономного округа-Югра

Программа курса развития познавательных способностей

по развитию речи для дошкольников.

В 2001 в нашей стране была принята «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», в которой констатируется плачевная демографическая ситуация в России и сформулированы цели и задачи демографической политики, а в 2007 году — «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. 

Программа Владимира Путина по повышению прироста населения в России начала приносить свои плоды. Рождаемость увеличилась, но мест в дошкольных учреждениях для такого количества детей не хватает. Поскольку не все дети имеют возможность посещать детский сад до школы, то возникают трудности адаптации ребёнка в коллективе ровесников при поступлении в школу.  Кроме того, обследования поступивших в школу детей, проводившиеся психологами, педагогами и медиками показывают сходные результаты, согласно которым  около трети детей, достигших 6-7 летнего возраста, не готовы к школьному обучению.

Поэтому для выравнивания исходного уровня подготовленности детей к школе написана программа развития речи и речевой деятельности. Которая основана на развитии познавательных процессов.

Цель её- развитие психологических предпосылок и функциональной готовности детей к учебной деятельности.

Задачи:

- Интенсивно пополнять словарный запас детей и способствовать усвоению морфологической системы языка, его коммуникативной роли.

- Расширить кругозор детей на основе содержания знаний, отражающих мир природы. Общества и человека.

- Развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению, обеспечить развитие внимания, восприятия, памяти, мышления.

- Развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму ( слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации, фонематического слуха: систем глаз-рука, ухо-рука)

Принципы построения программы.

  1. Принцип коммуникативности предполагает активизацию общения (сообщение, диалог, монолог, умение воспринимать речь и строить её) на каждом занятии.
  2. Принцип деятельности. Ребёнок  получает знания не в готовом виде.
  3. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Построение обучающего процесса на основе занимательных, ярких, интересных заданий. Развитие психофизических функций в игровой деятельности.
  4. Принцип психологической комфортности. Эмоциональная поддержка ребёнка, поддержка его творческой инициативы, познавательной активности. Снятие стрессообразующих факторов.
  5. Каждое занятие проводится по принципу интегрированного урока.

Программа (18 часов)

                 Программа состоит из двух блоков, взаимно дополняющих друг друга.

  1. Развитие речи через основную функцию языка- быть средством общения. Эта функция поможет интенсивно пополнять словарный запас и усвоить морфологическую систему языка.
  2. Развитие и перестройка познавательных процессов у дошкольников (внимания, восприятия, памяти, мышлении) через содержательно- логические задания, основанные на речевом материале.

Раскроем основные положения каждого раздела программы.

  1. Развитие речевой деятельности. В возрасте 6-7 лет у детей появляется чутьё к языковым явлениям, формируются своеобразные общие лингвистические способности. В самом начале занятий развития речи необходимо прежде разговорить детей. Данной цели служат специальные задания по драматизации, организация заинтересованного общения детей в процессе поиска решения проблем. Обсуждения, дискуссия, в целом разнообразие отношений и ситуаций способствуют возникновению у детей опыта монологической и диалогической речи, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие.

-происходит практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова.

-Первичное осознанное различение слов по смыслу, грамматическому и звукобуквенному составу ( антонимы, синонимы)

1.Общие сведения о развитии речевой деятельности:

А. Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; монолог и диалог. Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми, Особенности общения в школе, на уроке. Ориентировка в книге и тетради по письму. Даётся представление о разнообразии жанра устного творчества: сказка, загадка, скороговорка, чистоговорка, считалка, дразнилка и т.д. Доказательство выбора отгадки, заучивание наизусть.

Б. Для освоения письменной речи необходимо работать с детьми над пониманием текста, прочитанного взрослым, дать представление о

разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, закличка, поговорка. Составление текстов по картинкам. Доказательство выбора названия своему рассказу, подбор заголовка к готовому рассказу. Практическое ознакомление с синонимами и антонимами, устаревшими словами.

В. Упражнение психофизических функций, необходимых для чтения: составление целого (фигур, рисунков, букв) из данных элементов. Дорисовывание, составление печатных букв по элементу, выделение печатных букв из ребусов и картинок, Вычёркивание из текста заданной буквы, чтение схем слов и предложений. Восстановление текста (начало, основная часть, окончание).

2.Знакомство с системой русского языка.

Слово. Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного слова со схемой слова. Систематизация слов, обозначающих предметы, сделанные человеком и природой. Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Гласные и согласные звуки. Слог. Деление слов на слоги. Предложение. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Членение речи на предложения и слова. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений. Составление схем предложений (самостоятельно и под диктовку). Составление предложений с опорой на схему. Восстановление деформированного текста.

  1. Развитие познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия.

Мышление.

Развитие речи- многоаспектный процесс. Он органически связан с умственным развитием, поскольку развитие мышления человека- это речевое, языковое, словесно- логическое мышление. Особенно отчётливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения ( причинно -следственные, временные) между предметами и явлениями. Необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения мысли слова, строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.

 Для тренировки мышления необходимо использовать: классификацию предметов и явлений ( деление по классам и отнесение к классу). Использовать игру- определение предметов по признаку и наоборот, определять одинаковые и различные свойства предметов, картинок. Можно научить детей игре «Кто здесь живёт?», «Часть- целое», «Животные и их детёныши», «Угадай», «Что лишнее?», «Расположи по порядку» и т.д.

Восприятие.

Целостность восприятия развивается на восстановлении предметов, букв, рисунков (недостающая деталь).Можно взять для развития игры «Узнай кто это?», «Чем залатать коврик?», «Перепутанные линии». Развивает фонематический слух запись слов не буквами, а кружочками., соотношение картинок и схем слов. Подойдут игры: «Определи звуки», «Определи последовательность картинок». «Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук [ м  ] и т.д.

Память.

Для развития памяти надо обучать детей пересказу фольклорных и литературных произведений, составлению текстов по сюжетным картинкам. Работа над словом, обогащение, расширение и активизация словарного запаса за счёт введения в сознание ребёнка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов помогает в системе работы над развитием речи и памяти. Работая над выразительностью речи, обязательно необходимо знакомить детей с малыми фольклорными формами (пословицами, поговорками, загадками, потешками, считалками, фразеологизмами). Это способствует расширению объёма памяти. Для развития логической памяти необходимо проводить игры «Четвёртый лишний, логические игры на классификацию. Развитию зрительной памяти способствуют игры с картинным лото: «Что изменилось?», «Запомни картинку», «Запомни пары», «Нарисуй пару», «Вспомни последовательность», «Вспомни расположение», «Сколько деталей?» , «Сколько грибов?» и т.д.

Внимание.

Развивать внимание на речевом материале необходимо так:

  1. Называть ребёнку различные слова. Он должен, по договорённости, отреагировать на определенные слова ( хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит слово-название животного, например). Затем усложнить задание: хлопать, услышав название животного и вставать при произнесении слова-названия растения и т.д.
  2. Для упражнений на концентрацию внимания нужно использовать пары похожих картинок, содержащих 10-15 отличий. Ребёнок должен называть их. По неоконченным картинкам догадаться и рассказать, что нарисовано.
  3. Устойчивость внимания развивают, например, зачёркивая в любом тексте (небольшом) какую-либо букву. Время и количество ошибок фиксировать, тогда будет виден результат. Игра «Переплетение линий» формирует внимание.

Языковые умения.

Результатами  развития познавательных процессов на уровне речи к концу занятий является сформированность следующих умений:

- использовать правила речевого общения в школе, со взрослыми, с детьми.

- различать многообразие жанров устного народного творчества и некоторых видов    фольклора.

-  различать звуки и буквы.

- различать по признакам гласные и согласные звуки.

-адекватно реагировать на обращение учителей, детей сокурсников.

 -использовать необходимые правила речевого общения в школе, дома. Со взрослыми и      детьми.

-соотносить схему слова с названием предмета, записывать схемы слов кружками, записывать схемы предложений простого состава.

-придумывать предложения по схеме.

-различать на слух звуки речи

-различать гласные и согласные

-делить слова на слоги

-определять место ударения в 2-сложных словах

-подбирать пары противоположных и одинаковых по смыслу слов

-составлять простые и распространённые предложения по картинкам

-составлять рассказ по сюжетным картинкам

-группировать предметы по основным признакам, обобщать предметы по названию

-устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, окружающем мире.

Занятия курса проводились 1 раз в неделю в течение 4 месяцев. Всего 16 занятий. Занятие длится 35 минут.

Содержание занятий по развитию познавательных способностей в развитии речи.

№ п\п

Развиваемые психофизиологические процессы

Задания

Дидактическая задача

1

Пространственная ориентация

Кратковременная память

Фонематический слух

Произвольная моторика

Знакомство «Расскажи о себе»

«Где живёт котёнок?»

Понятие устной и письменной речи

Мы строим дом (штриховка)

Развитие речи

Составление предложения из набора слов.

Развитие аккуратности, точности.

2

Фонематический слух

Воображение, моторика. Восприятие

Образно-логическое мышление

Скорость мышления

Моторика.

Артикуляционная разминка

Пальчиковая игра со стихами

Выделение звука из слова
выкладывание букв из палочек.

Небылицы (картинки и стихи)

«Четвёртый лишний»

Раскрась клоуна.

Развитие речи

Различение звука и буквы

Умение доказывать своё мнение

Умение анализировать

Аккуратность и точность

3

Фонематический слух

Мышление.

Пространственная ориентация.

Мелкая моторика

Фонематический слух

Воображение. Память.

Восприятие. Мышление.

Артикуляция, пальчики, звуки.

Ребус (какие буквы спрятались?)

Времена года. Весна.

Рисование капелек.

«Рисование звуков»  (капля)ооооо

Игра «Дополни». Поймавший «луч» дополняет предложение.

Какой бывает вода?

Развитие речи

Отличие звука и буквы

Знакомство с текстом

Окружающий мир

Самостоятельность.

Обозначение звуков слова кружками

Составление распространённого

предложения

Синонимы,

4

Фонематический слух

Мышление творческое.

Мелкая моторика.

Фонематический слух

Произвольность

Артикуляция, пальчики, звуки.

Ребус

Описание игрушки.

Дорисуй.

Клоун «Рисование звуков»  

Чего в рисунке нет?

Залатай коврик.

Умение выделять звуки в слове.

Отличие звука и буквы

Составление текста

Использование образных выражений

Действие по инструкции

Составление схемы

Завершение рисунков в ряду.

5

Фонематический слух

Восприятие. (По части-целое)

Пространственная ориентация.

Мышление и память

Моторика и память

Артикуляция, пальчики, звуки

Назови слова со звуком [ и ]

Узнай, что это?

Потешка. Игра «Где игрушка?»

По сюжетной картинке придумай рассказ

Схема предложения

Предложение по схеме

«Закончи узор».

Звук и буква.

Узнай букву по деталям.

Построение предложения со словами «впереди, позади, справа, слева, между»

Составление рассказа по картинке. Выдели предложение. Обозначь его схемой. Точность, аккуратность.

6

Фонематический слух

Познавательная деятельность.

Пространство. Мышление

Память

Моторика

Мышление

Артикуляция, пальчики, звуки

Схема слова [  гара] оооо

Диалог.. «Живое-неживое».

Игра в мяч.

Деление слов на слоги

«Что лишнее?»

Заштрихуй

Подбери пару.

Звук и буква.

Составление схемы слова. Развитие речи.

Ознакомление с миром.

Умение анализировать

Классификация

Умение работать по инструкции

Согласование слов.

Антонимы.

7

Фонематический слух

Мелкая моторика.

Пространственная ориентация

Фонематический слух

Мышление

Воображение и мышление.

Логическое мышление.

Пальчиковая разминка.

Выделение звука [снэк ]   [грат  ]

Письмо элементов букв

Нарисуй дождь

Явления природы (Народные приметы, закличка)

Деление на слоги.
Составление предложения.

Закончи рассказ. (Фразеологизм)

Звуко- буквенный анализ

Ориентация в тетради

Развитие речи.

Знакомство с устным народным творчеством

Умение делить слова на слоги, строить предложения. Восстановление рассказа.

Переносный смысл.

8

Фонематический слух

Мелкая моторика.

Мышление

По части-целое

Восприятие

Память

Познавательное развитие\

Внимание. Логика.

Артикуляция и пальчиковая гимнастика

Пение звуков [ а] [ о]

Гласные звуки  [  рэпа] оооо

«На что похоже?»

Цепочка слов. Назови одним словом.

Овощи, фрукты. Штриховка.

Сходство и различие.

Развитие речи.

Звуки гласные.

Буквы

Логические цепочки.

Классификация. Знакомство с ударением. Умение наблюдать и анализировать.

9

Фонематический слух

Мышление и память

Восприятие.

Мелкая моторика

Внимание.

Пространственная ориентировка.

Артикуляция и пальчиковая гимнастика

Выделение звуков.

Деление слов на слоги.

Угадай сказку без начала. (пословица)

Инсценировка сказки.

«Перепутанные линии»

Дорисуй картинку.

 Ребус.

Звуко-буквенный анализ

Восстановление текста. Знакомство с устным народным творчеством.

 Мимика, жесты. Умение увидеть изображение  и описать его. Точность выполнения задания. Узнать буквы.

10

Фонематический слух

Мышление

Познавательное развитие.

Логика.

Мышление и восприятие. (из частей-целое)

Память (словесная)

 Пространственная

ориентировка.

Моторика.

Артикуляция и пальчиковая гимнастика

Выделение звуков, деление на слоги. Растительный мир

(деревья, кустарники) русская народная песня «Во поле берёза…» Схема предложения.

 Составь картинку (живое-неживое)

Запомни пословицу. (смысл)

Работа в прописи.

Звуко-буквенный анализ

Беседа. Диалог.

Знакомство с устным народным творчеством.

Эмоции. Анализ предложения.

Развитие умения стремиться к конечному результату. Умение объяснять свои мысли. Ориентировка в тетради.

11

Мышление и внимание.

Внимание.

Память, мышление.

Фонематический слух

Мышление.

Познавательное развитие.

Волевая регуляция

Загадка о животных.

«Куча-мала» (найти животных)

Кто так говорит?

[лошат   ]  схема слова –ооооо

Пиктограмма, схема предложения. Дикие и домашние животные (пословицы и поговорки о них, потешки)

Закончи рисунок.

Развитие умения по признакам угадать предмет и наоборот.

Использование слов-признаков. Звуки-голоса животных.

Звуко-буквенный анализ.

Развитие речи. Устное народное.

Аккуратность и самостоятельность.

12

Фонематический слух

Память, познавательная деятельность.

Логика.

Память и внимание. Мышление и моторика.

Артикуляция и пальчиковая гимнастика

Звуки гласные и согласные.

Ударение. Времена года (приметы)

Восстанови текст (народные приметы) Пары слов. Узор по памяти. Ребус.

Знакомство с согласными. Их отличие от гласных. Отличие и порядок времён года. Части текста.. Синонимы, антонимы. Точность выполнения.

13

Слуховая, зрительная память. Фонематический слух. Внимание. Мышление. Фантазия. Моторика.

«Запомни». Ряд картинок. «Куча мала»Гласные и согласные.

 Схема слова и схема предложения.

Расположи по порядку.

Закономерность. Фантастический рассказ

Развитие речи.

Умение использовать прилгательные и глаголы.

Части текста.

14

Фонематический слух

Память логическая.

Мышление, внимание.

Воображение.

Звуки гласные и согласные. Деление слов на слоги. Схема предложения. Пары слов. Пословицы и поговорки. Песни, потешки.

Что лишнее?

Перепутанные линии.

Развитие умения различать ударные и безударные звуки. Синонимы, антонимы.

Осмысление и использование их в жизни.

15

Фонематический слух

Внимание.

Память, мышление.

Фонематический слух

Мышление.

Познавательное развитие.

Волевая регуляция

Артикуляция , звуки, буквы, слова и предложения.

Инсценировка сказки.

Составление своей сказки.

Пересказ.

Узор.

Звуко-буквенный анализ.Схемы.

Развитие умения излагать текст сказки и рассказа последовательно.

Самостоятельность и волевая регуляция.

16

Фонематический слух

Познавательное развитие.

Логика.

Мышление и восприятие. (из частей-целое)

Память (словесная)

 Пространственная ориентировка. Моторика.

Артикуляция и пальчиковая гимнастика. Чистоговорка.

Потешки и заклички. Времена года.  

Закончи текст.

Нарисуй пиктограмму.

Звуко-буквенный анализ.Схемы.

Умение использовать прилгательные и глаголы.

Части текста.

Аккуратность.

Познавательные процессы тесно связаны между собой. Одно упражнение может развивать несколько способностей ребёнка. Программа утверждена методическим советом школы и апробирована. После прохождении курса дети не боялись идти в школу, т.к. нашли себе новых друзей и познакомились с учителями.

Литература.

  1. Башаева Т.В., Васильева Н.Н., Клюева Н.В. и др. Энциклопедия воспитания и развития дощкольника.-Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001
  2. БескоровайнаяЛ.С., Перекатьева О.В. Настольная книга учителя начальных классов.-Ростов н/Д.: «Феникс».2001
  3. ГатановаН.Г., Тунина Е.Н. Развиваю мелкую моторику.-СПб.: Питер.2000
  4. Основная образовательная программа для ОУ, работающих про ОС «Школа 2100».-Баласс,2012
  5. ПарамоноваЛ.Г. Упражнения для развития речи.-СПб.: Дельта, 1998
  6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студ. Пед. Колледжей.-М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000
  7. Рогалевич Н.Н., 300 заданий для подготовки ребёнка к школе.-М.: АСТ,Мн.: Харвест, 2006.
  8. УдзенковаА.А., КолтышинаЛ.Л. , Звукарик.-Екатеринбург.2001
  9. Цвынтарный В.А., Играем пальчиками и развиваем речь,-СПб.: Лань,1996
  10. Ястребова А.В., Лазаренко О.И., Хочу в школу.- М., Аркти, 1999

Resource id #2272

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативого курса «Развитие познавательных способностей»

Целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников включает в себя умения: наблюдать и срав¬нивать; замечать общее в различном; отличать главное от второстепенного; находить законом...

Внеурочная деятельность. Курс "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" 1 - 4 класс

Рабочая программа по  внеурочной деятельности  Курс "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей".  Курс разработан на основе авторской программы О. Холодовой и предста...

Программа кружка «Юным умникам и умницам» Развитие познавательных способностей

Программа кружка«Юным умникам  и  умницам» Развитие познавательных способностейРабочая программа составлена на основе федеральногокомпонента государственного стандарта основного общегообразо...

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной),   с...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности».

План работы по самообразованию "Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности"...

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...