Методические рекомендации по разработке рабочих программ
учебно-методическое пособие по теме

Прохорова Елена Александровна

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. (СТ. 2; Ст.12.1. ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации». 26.12.12 г).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по разработке рабочих программ

учителей начальной  школы по предметам учебного плана и

внеучебной деятельности

Терминологический словарь

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. (СТ. 2; Ст.12.1. ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации». 26.12.12 г).

Основного образовательная программа  – образовательная программа начального общего образования. (Ст.12.1. ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации». 26.12.12 г).

Примерная основная образовательная программа  - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. (СТ. 2. ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации». 26.12.12 г).

Рабочая авторская программа – авторская программа  по учебным предметам,  курсам дополнительного образования, определяющая содержание образования по предмету, курсу  начального или основного общего образования.

Рабочая программа учителя – программа, разработанная педагогом начального, созданная на основе авторской рабочей программы по предмету; определяющая содержание работы учителя, педагога дополнительного образования по предмету, курсу на конкретный год обучения.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (№ 373 о 06.10.2010г.) рабочая программа учителя, педагога дополнительного образования должна содержать следующие разделы и элементы:

  1. Титульный лист;
  2. Пояснительная записка;
  3. Общая характеристика учебного предмета, курса;
  4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане, или в системе внеучебной деятельности;
  5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  6. Содержание учебного предмета, курса;
  7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности;
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета, курса.

Пункты 2, 3 могут войти в содержание пояснительной записки. Таким образом, рабочая программа учителя, педагога дополнительного образования может иметь следующую структуру:

  1. Титульный лист;
  2. Пояснительная записка;
  3. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  4. Содержание учебного предмета, курса;
  5. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности;
  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета, курса.

Титульный лист включает первоначальные сведения о рабочей программе. Он содержит следующие структурные элементы:

  1. Полное наименование Образовательного учреждения в соответствии с Уставом;
  2. Наименование представленного материала: Рабочая программа  по ____________________(учебного предмета, курса, дисциплины, модуля) для ___________ класса (группы, курса).
  3. Срок реализации программы.
  4. Грифы рассмотрения/согласования (с указанием номера протоколы  и даты рассмотрения и утверждения/согласования рабочей программы (с указанием номера приказа и подписи руководителя образовательного учреждения/заместителя руководителя, в функциональные обязанности которого входит выполнение программы по учебным предметам, курсам).
  5. Автор – разработчик программы.
  6. Название города, населенного пункта.
  7. Год составления программы.

Примерный образец:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № ____________

Утверждена педагогическим советом (попечительским советом)  ГБОУ СОШ № ______   (дата утверждения и номер протокола).

«Утверждаю»

«Согласовано»

_________________Директор ГБОУ СОШ № (ФИО)

«____»___________2012 год

________________Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № (ФИО)

«____»_____________2012 год

Рабочая программа по математике для 2 класса

Срок реализации программы: 2012 – 2013 учебный год.

Автор -  разработчик _____________________________

Санкт-Петербург

2012 год

Пояснительная записка  не копируется. В ней обязательно указывается в соответствии с какими нормативно-правовыми и нормативно-методическими материалами создана программа, на основе  какой рабочей авторской    программы составлена данная рабочая программа с выходными данными исходной программы. Например, данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта _____________(исходные данные документа),  создана на основе авторской рабочей программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной (УМК «Школа России») (М., Просвещение, 2011 год).  Также в Пояснительной записке указываются цели и задачи в соответствии с Рабочей авторской программой. Кроме того, указываются дополнительные сведения о реализуемой программе. Например, в соответствии  с Программой развития школы  реализуется расширенный курс экологического образования за счёт следующих тем по Окружающему миру, Литературного чтения, внеучебной деятельности (темы школьных мероприятий_____________) и т.д.

Общая характеристика предмета, курса определяет основные ценности, которые должны быть сформированы  на основе изучения данного курса. Копировать Авторскую рабочую программу не рекомендуется. Необходимо внести изменения, касающиеся Концепции развития данного образовательного учреждения.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане, или в системе внеучебной деятельности  включает количество  уроков в соответствии с региональным учебным планом, или учебным планом образовательного учреждения, количество часов. Например, количество часов русского языка в неделю составляет 5 часов в неделю, 170 часов в год. В данный раздел могут быть внесены изменения в связи с изменением вариативной части часов образовательного учреждения. Например, увеличено количество часов русского языка на 1 час в неделю и составляет 6 часов в неделю, или 204 часа в месяц.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса определяются учителем, педагогом дополнительного  образования в соответствии с Авторской рабочей программой на учебный год. Данные планируемые результаты могут корректироваться, изменяться на основе промежуточных, итоговых диагностических работ. Данные о корректировке отражаются в служебной записке и согласуются с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Содержание учебного предмета, курса  отражает конкретное содержание тем в соответствии  с требованиями Авторской рабочей программы на конкретный учебный год.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности  содержит примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету, курсу в соответствии с требованиями Программы начального образования, авторской рабочей программы. В структуре тематического планирования определена следующая структура:

  • Тема раздела, курса с указанием общего количества часов;
  • Дата проведения урока в соответствии с планом;
  • Тема урока в соответствии с содержанием  учебника и рабочей тетради;
  • Характеристика деятельности учащихся;
  • Страница учебника;
  • Страница других дополнительных материалов.

Например,

Дата  (плановая)

Дата (фактическая)

№№ 

 

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Страница учебника

Страница тетради (другого доп. источника)      

 Приведем пример тематического планирования по литературному чтению (1 класс, учебник Л.Ф, Климановой и др.)

Вводный урок  по курсу (1 час)

1.

Вводный урок по курсу литературного чтения.

Ориентироваться в содержании учебной книги; находить необходимую информацию в содержании.

4

-

Книги – наши друзья (4 часа)

1.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.

Участвовать в работе группы; находить нужную информацию на основе учебного текста, создавать сообщение на основе разных источников информации.

5- 8

3- 5

Образовательное учреждение вправе включать в тематическое планирование  другие дополнительные  разделы (Например, содержание урока, основные понятия урока, используемые технологии, домашнее задание и т.д.). В этом случае необходимо образовательному учреждению разработать «Положение о рабочей программе», утвердить данное положение главным органом управления в соответствии с Уставом  и издать соответствующий Локальный акт по образовательному учреждению.

Учитель, педагог дополнительного образования имеет право вносить корректировки в рабочую программу на основе данных диагностических работ, изменений в расписании  работы ОУ, в связи с болезнью  педагога по согласованию с заместителем директора по УВР на основе служебной записки.  Служебная записка и корректировка планирования в этом случае прилагаются к основному  планированию.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета, курса должно отражать, какие именно учебники, учебные, дидактические, методические пособия использует учитель, педагог дополнительного образования. Данные пособия должны быть включены в Федеральный перечень учебников на текущий год. Используемые учителем, педагогом дополнительные пособия к уроку, курсу должны издаваться только теми издательствами, которые включены в Федеральный перечень издательств, выпускающих дополнительную литературу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по соcтавлению рабочих программ

Методичекие рекомендации для учителя по составлению рабочих программ составлены на основе "Методических рекомендаций по сотавлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области"...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы.

Презентация:  Методические рекомендации по составлению рабочей программы "Перспективная рабочая шола"...

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учителей начальной школы по предметам учебного плана и внеучебной деятельности

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федера...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы

Методические рекомендации помогут учителю в составлении рабочей программы по предмету, соблюдая требования к структуре рабочей программы....

Методические рекомендации по составлению рабочей программы

Методические рекомендации по составлению  рабочей программы...

Методические рекомендации к созданию рабочей программы учителя по учебному предмету и курсу внеурочной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ Общие положения Оформление титульного листа. Требования.Шаблоны титульных листовОбразец заполнения шаблона титульного листа Требования к структуре рабочей программы3.1. Шабло...

Методические рекомендации по корректировке рабочих программ учителя

Корректировка рабочих программ проводится в случае выполнения учебного плана не в полном объеме по различным причинам: карантин, природные факторы, болезнь учителя и т.д.  При корректировке ...