Методические рекомендации по составлению рабочей программы
рабочая программа по физкультуре

ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА ЗАЯЦ

 Методические рекомендации по составлению  рабочей программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению рабочих программ по учебным предметам

  1. Статус рабочих программ в общеобразовательном учреждении

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» в действующей редакции «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и  среднего (полного) общего образования  обеспечивают  реализацию  федерального  государственного  образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)  и  другие  материалы,  обеспечивающие  духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Согласно п. 7 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и  утверждение  рабочих программ  учебных  курсов, предметов,  дисциплин (модулей) отнесена к компетенции и ответственности образовательного учреждения.

Из  вышеприведенных  положений  Закона  РФ «Об  образовании»  следует, что рабочие программы являются, во-первых, одним из основных  компонентов  образовательной  программы  общеобразовательного  учреждения  и,  во-вторых, средством фиксации содержания образования по учебным предметам инвариантной  части  учебного  плана  общеобразовательного  учреждения, предназначенным для обязательного изучения, а также  элективных, факультативных  курсов  и  дополнительных  предметов (курсов)  вариативной  части учебного плана.

Рабочая  программа –  это  документ,  определяющий  содержание,  объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, курсам по выбору. Именно рабочие программы определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с  образовательной  программой,  направленной  на  реализацию  федерального государственного образовательного  стандарта общего образования  с учетом особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса  общеобразовательного  учреждения (типа  и  вида),  образовательных потребностей  и  запросов  обучающихся,  особенностей  контингента  обучающихся, авторского замысла педагога.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.

Нормативная функция определяет обязательность реализации  содержания программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного  процесса  получить  представление  о  целях,  содержании,  последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов

освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.  

Организационно-планирующая  функция  предусматривает  выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.  

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1)  наличие признаков нормативного документа;

2)  учет основных положений образовательной программы общеобразовательного учреждения;

3)  системность и целостность содержания образования;

4)  последовательность  расположения  и  взаимосвязь  всех  элементов  содержания курса;  

5)  учет  логических  взаимосвязей  с другими предметами  учебного плана общеобразовательного учреждения;

6)  конкретность  и  однозначность  представления  элементов  содержания

образования.

Цель Программы — создание условий для планирования, организации                           и управления образовательным процессом по определённой учебной дисциплине (образовательной области).

                Задачи Программы:

представить практическую реализацию основной образовательной программы образовательного учреждения при изучении конкретного предмета (курса);

конкретизировать содержание, объём, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

                Нормативно-правовая база для составления рабочих программ по учебным предметам:

Федеральный  государственный образовательный стандарт;

Примерная основная образовательная программы соответствующей ступени обучения;

Программы к завершённым предметным линиям или системе учебников, рекомендованным МО РФ;

Федеральный перечень учебников;

Санитарно-эпидемиологических требования к условиям и организации обучения                    в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189);

Основная образовательная программ  МБОУ СОШ №38;

Учебный план МБОУ СОШ №38;

годовой учебный календарный график на текущий учебный год.

Виды рабочих программ

Рабочие программы

Предметы инвариантной части учебного плана

Предметы, дополнительно введенные в учебный план за счет часов вариативной  части  в  соответствии  с  особенностями  образовательного учреждения (тип и вид) и его образовательной политики (миссия, цели, задачи и др.)

Элективные курсы, курсы по выбору

Факультативные курсы

Кружки, объединения, секции дополнительного образования

Программы внеурочной деятельности

  1. Рабочие программы по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана

                Основой  для  составления  рабочих  программ  являются  примерные  программы. Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.   Разработка  примерных учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице  ее федеральных органов  государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»).  

Примерные программы выполняют две основные функции. Информационно-методическая  функция  позволяет  участникам  образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии  обучения,  воспитания  и  развития  учащихся  школы  средствами  конкретного  учебного  предмета,  о  вкладе  каждого  учебного  предмета  в  достижение общих целей образования.  

Организационно-планирующая  функция  позволяет  рассмотреть  возможное  направление  развертывания  и  конкретизации  содержания  образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции  предусматривает  выделение  этапов  обучения,  определение  количественных  и  качественных  характеристик  содержания  обучения на каждом этапе.

 Примерная  программа  определяет  инвариантную (обязательную)  часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При  этом  авторы  учебных программ  и  учебников могут  предложить  собственный подход  в части  структурирования учебного материала,

определения  последовательности  изучения  этого  материала,  а  также  путей достижения результатов освоения образовательной программы учащимися.

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные программы являются документом-ориентиром при  подготовке  рабочих  программ  по  предметам,  входящим  в  Базисный учебный  план.  Также  примерные  программы  могут  быть  документом-ориентиром  при  составлении  программ  интегрированных  учебных  предметов. Для педагогов, работающих по государственным образовательным стандартам первого поколения  примерные программы составлены на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования России №1019 от 05.03.2004 г.).  Примерные  программы,  подготовленные  в  рамках  введения новых федеральных государственных стандартов общего образования составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования второго поколения, утверждённом  17.12.2010 г., и    изданы отдельными брошюрами издательством «Просвещение».

К  рабочим  программам  по  учебным  предметам,  входящим  в  инвариантную часть Базисного учебного плана, относятся:

1. Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК). Авторская  программа –  это  документ,  созданный  на  основе  государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию  построения  содержания  учебного  предмета,  курса,  дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов.

Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания.  К  таким  программам  учитель  составляет  только  календарно-тематическое  планирование,  отражающее  особенности  образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, классе.  Обращаем внимание на то, что в рамках введения новых федеральных государственных  стандартов  общего  образования  издательством «Просвещение»  изданы  сборники  рабочих  программ  по  предметам.  Содержащиеся  в этих  сборниках программы  составлены, как правило,  авторами учебников и также являются авторскими;

2. Программы, составленные учителем или коллективом учителей.  

В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу:

авторские  программы  и  примерные  программы  по  данному  предмету (в данном  случае  примерные  программы  являются  обязательным  документом-ориентиром, задающим границы корректировки авторских программ); примерные  программы  и  материалы  авторского  учебно-методического комплекта (при  отсутствии  соответствующих  авторских  программ  к  линии учебников, имеющихся в федеральном перечне);  

примерные программы по отдельным  учебным предметам общего образования.

Составитель рабочей программы может самостоятельно расширить перечень  изучаемых  тем,  понятий  в  пределах  учебной  нагрузки,  раскрывать  содержание  разделов,  тем,  обозначенных  в  государственном  образовательном стандарте и примерной программе (не более 15%); конкретизировать и детализировать темы; устанавливать  последовательность  изучения  учебного  материала;  распределять учебный материал по  годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости,  а  также  исходя  из  материально-технических  ресурсов  общеобразовательного учреждения; конкретизировать  требования к результатам освоения основной  образовательной  программы  обучающимися;  выбирать,  исходя  из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

3. Рабочие программы дополнительных предметов,  элективных и факультативных курсов и других объединений дополнительного образования

Рабочие программы дополнительных предметов, элективных и факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план в соответствии с особенностями образовательной политики общеобразовательного учреждения, его статуса (типа и вида), образовательных потребностей и запросов  обучающихся,  особенностей  контингента  обучающихся,  могут  разрабатываться на основе самых разнообразных программных и методических материалов. Такими материалами могут быть:

программы учреждений начального и среднего профессионального образования;

программы,  реализуемые  в  учреждениях  дополнительного  образования

детей;

авторские программы факультативных, элективных курсов, подготовленные другими педагогами, опубликованные в методических изданиях;

справочная и методическая литература;

другие информационные источники.

Такое  разнообразие  определяется  тем,  что,  как  правило,  эти  программы направлены на освоение содержания, не входящего в государственные образовательные стандарты общего образования, и учитель в отсутствие готовых авторских программ может пользоваться разнообразными источниками. При наличии апробированных авторских программ по факультативным, элективным курсам, предметным кружкам они могут использоваться в качестве рабочих.

  1. Структура Программы

№ п/п

Структурные компоненты программы

Краткое содержание

1

Титульный лист (Приложение1)

наименование образовательного учреждения

наименование учебного предмета (курса)

указание класса, для которого составлена Программа

сроки реализации Программы

Ф.И.О., занимаемая должность учителя – составителя Программы

гриф утверждения Программы с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения                       (в верхнем правом углу)

информация о рассмотрении Программы  на заседании предметной проблемной лаборатории (в нижнем левом углу)

информация о согласовании  Программы                              заместителем директора по учебно-воспитательной работе (в верхнем левом углу)

2

Пояснительная записка (Приложение 2)

Реквизиты документов, на основе которых создана Программа

Описание места учебного курса в учебном плане ОУ (количество учебных часов, на которое рассчитан), степень его важности в образовании обучающегося

Цель и задачи учебного курса

Особенности реализуемой Программы, её соответствие виду образовательного учреждения

Тематический план курса, с указанием количества часов                   на изучение, количества контрольных мероприятий

Описание изменений (не более  15%), внесенных педагогом     в содержание Программы, взятой за основу, с обоснованием  внесённых изменений

Результаты освоения курса:

личностные - самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация;

метапредметные -  универсальные учебные действия (коммуникативные, познавательные, регулятивные);

предметные –

«ученик научится» (минимальный объём содержания); «ученик получит возможность» (максимальный объем содержания учебного курса)

Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:

учебник, учебное пособие,

рабочая тетрадь,

электронное приложение,

раздаточный материал,

дидактический материал,

КИМы для проведения текущего и итогового контроля,

методическое пособие с поурочными разработками,

список используемой литературы

Характерные для учебного курса формы организации  деятельности учащихся, образовательные технологии

Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс (Приложение 3)

3

Календарно-тематический план (Приложение 3)

Название тем, разделов,

Основное содержание урока

Дата проведения учебного занятия (план/факт).

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Используемые ресурсы

Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Объекты и формы текущего контроля, домашнее задание

Средства адаптации для классов СКК

4

Таблица

«Выполнение рабочей программы по учебному предмету за четверть» (Приложение 4)

Класс

Количество часов по плану

Количество проведённых учебных занятий

Количество контрольных, лабораторных, практических работ

Количество дополнительных занятий

5

Лист корректировки рабочей программы (Приложение 5)

Название раздела темы, требующих корректировки

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия, форма занятия

Дата проведения по факту

6

Сводная таблица

«Выполнение рабочей программы по учебному предмету» (Приложение 6)

Класс

Количество часов по плану

Количество проведённых учебных занятий (по четвертям)

Количество часов отставания

Количество компенсирующих занятий (по четвертям)

Согласно должностной инструкции, составленной на основе требований  Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов                       и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утверждённого Приказом Министерства здравоохранения                             и социального развития (от 26 августа 2010 г. N 761н), учитель несёт ответственность за реализацию Программы в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком образовательного учреждения.

  1. Классификация реализуемых программ в образовательном учреждении по уровню реализуемого содержания

  1. Требования к оформлению рабочих программ

Приложение 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №38

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________

           (подпись, ФИО)

УТВЕРЖДАЮ

Приказ   №____

от  «___»____20___г.

                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ____________________

для _______ класса

 на   20___ – 20___ учебный год

Учитель  

___________________________________

Рассмотрено на заседании ППЛ

___________________________________

___________________________________

Протокол от   _________   №  _________

руководитель ППЛ __________________

                                                   (подпись, ФИО)

Приложение 2

Методические рекомендации

к составлению пояснительной записки к рабочей программе

Рабочая программа по (предмет) для обучающихся (класс) составлена                                   в соответствии с нормативными документами:

1.ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785) - для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени начального общего образования.

2.ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644) — для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования.

3.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г.) - для педагогов, работающих по ГОС первого поколения.

4.Примерной программы по (предмет).

5.Программы к завершённой предметной линии учебников по (предмет)                    для (класс) под редакцией (автор).

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования обучающихся, потому что ________________________________________________.

Особенность построения курса состоит в том, что ________________________.

Цель курса - ________________________________________________________.

Задачи курса – ____________________________________________________.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение (предмет) в (класс) в объёме (количество годовых часов). Поскольку программа рассчитана на реализацию в объёме (количество годовых часов), из вариативной части учебного плана образовательного учреждения выделено дополнительно (количество часов из вариативной части учебного плана ОУ). Таким образом, курс рассчитан на реализацию в объёме (общее количество часов и количество уроков в неделю).

Тематический план курса

основные разделы

количество часов

количество

Контрольных работ

Лабораторных работ

 Уроков внеклассного чтения

уроков развития речи

Практических работ

1 полугодие

2 полугодие

Итого:

                     График проведения контрольных работ

Тема контрольной работы

Порядковый

 номер

Дата проведения

 5а

1.

 

2.

 

 

В содержание примерной программы и программы к завершённой линии учебников по (предмет)  для (класс) в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения внесены следующие дополнения и изменения, общий объём которых не превышает 15%:

Учебный раздел

Дидактическая единица

Объём учебного времени

Обоснование корректировки

Требования к результатам обучения

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:  

Предметные  результаты:

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

Формы  контроля

Метапредметные

Предметные  

Личностные

Перечень

учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса (обязательно следует указать название, автора, год издания, издательство)

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Учебник, учебное пособие

Рабочая тетрадь для обучающихся

Электронное  приложение к УМК

Дидактический  материал

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Методическое  пособие с поурочными разработками

Список  используемой литературы

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся  (класс) и специфики данного классного коллектива. (Краткая психолого-педагогическая характеристика класса)        

Образовательные технологии, основные формы организации  деятельности учащихся на учебных занятиях

  1.  
  2.  

Приложение 3

План

психолого-педагогической характеристики класса

  1. Количество мальчиков и девочек в классе.
  2. Общая оценка уровня успеваемости (количество обучающихся с низким, средним, высоким уровнем).
  3. Уровень познавательной активности обучающихся.
  4. Уровень сформированности универсальных учебных действий (осмысленное чтение, запоминание и воспроизведение по памяти, ведение диалога, чтение таблиц, диаграмм, схем, графиков, решение задач, проблем;  выделение главного, формулировка вопросов, проблем; составление плана, тезисов, конспекта; составление структурно-логических схем, создание собственного текста, действие по инструкции, использование знаний в стандартной                       и нестандартной ситуации  и пр.).
  5. Параметры работоспособности: темповые, особенности внимания.
  6. Краткая характеристика эмоционально-аффективной сферы (уровень тревожности, эмоциональный фон, наличие гиперактивных, агрессивных детей).
  7. Социально-психологическая характеристика класса (наличие лидеров                     в коллективе, преобладающий тип общения, статусное распределение).


Приложение 4

Календарно-тематический план

(альбомный формат)

п\п

№ в теме

Дата

Тема

основное содержание

урока

Планируемые результаты

Используемые ресурсы

Основные виды учебной деятельности

Объекты и

формы текущего контроля; д.з.

Средства адаптации для классов СКК

план

факт

Предметные

УУД

Личностные

Раздел 1

1

1

2

2

3

3

4

4

Раздел 2

5

1

* Если рабочая программа предназначена для реализации в нескольких классах одной параллели, столбец «дата/факт» должен быть разделён на части, количество которых соответствует количеству классов. Информация о фактической дате проведения урока должна вносится учителем по каждому классу отдельно.

Приложение 5

 

Таблица

«Выполнения рабочей программы по (предмету в классе) за ___четверть»

(альбомный формат)

класс

Кол-во часов

Контр. работы

Лабор. работы

Практич. работы

Развитие речи

Уроки, выпавшие в связи:

Допол. занятия

Всего проведено

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

неполная учебная неделя

актированный день

карантин

праздничный день

Больничный .лист

Приложение 6

Лист

 корректировки рабочей программы учителя (Ф.И.О.)

по (предмет) в (класс)

(альбомный формат)

№ п/п

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия,

форма занятия

Дата проведения по факту

Приложение 7

Сводная таблица

«Выполнения рабочей программы по (предмету)»

(альбомный формат)

класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Дополнительные занятия

Допол. занятия

Всего проведено

Количество уроков

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

методические рекомендации по составлению программы внеурочной деятельности в начальной школе

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через у...

Методические рекомендации "Путеводитель по программе Smart Notebook"

Интерактивная доска любой марки сопровождается программным обеспечением, в состав которого входят средства для подготовки материалов к уроку. Пожалуй, наиболее удобный инструмент такого рода – Smart N...

Методические рекомендации по реализации программы курса внеурочной деятельности «Лепка»

Методические рекомендации адресованы учителям изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования, реализующим программу внеурочной деятельности «Лепка», работающим в гончарн...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...