Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
учебно-методический материал

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста

 

(методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»

        Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста

(методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Разработали:

Пихиенко О.Ю., Местюкова М.Н.

МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР»

                                                                           

                                         

   

 

 

  Ухудшение состояния окружающей среды стало требовать иных подходов к решению практических задач. Возникла необходимость пересмотреть свои взгляды на место и роль человека в природе. Ныне решение любой практической задачи должно учитывать все возможные последствия произведённого вмешательства в природу. Рост населения, качественный скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, и особенно в наши дни, привели к тому, что деятельность человека стала носить планетарный характер. Дальнейшее развитие биосферы и составляющих её экосистем теперь всё больше определяется деятельностью человека, который, в отличие от других живых организмов, не приспосабливается к окружающей среде, а приспосабливает её к своим потребностям.

   В связи с этим в нашей стране была введена система непрерывного экологического образования, направленного на развитие экологической культуры, экологического мышления подрастающего поколения. Воспитанию экологической  грамотности и ответственности способствует практическая природоохранная деятельность  ребёнка в образовательном учреждении.

   Принимая личное участие в экологических акциях, дети приобретают умения и навыки по охране и защите  природы, получают ценностные экологические ориентиры, личностно значимый опыт природоохранной деятельности, развивают внутреннее стремление самому исправить что-либо вокруг себя, проявляют активную гражданскую позицию.

   Только при условии, что у обучающихся будет личностно значимый опыт практической природоохранной деятельности, можно быть уверенным в том, что они будут принимать активное участие в решении экологических проблем своего города, края, страны.

Цель:  оказание методической помощи педагогам ДО в организации и проведении природоохранных акций.

   В переводе с французского         слово «акция» означает действие, поступок, замысел. Следовательно, под экологической (природоохранной) акцией понимается практическая деятельность людей, направленная на изменение экологической обстановки, общественного мнения населения по поводу данной экологической обстановки.

 Целью любой природоохранной акции является снижение остроты экологической обстановки на конкретной территории и практическое содействие решению экологических проблем для улучшения состояния природной среды обитания живых организмов.

Главный аспект природоохранных акций – практический, направленный на достижение конкретного утилитарно значимого результата.  Природоохранные акции инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Замысел акции вырастает из общей проблемы, формулируемой в виде цели.

При проведении экологической акции детьми школьного возраста следует руководствоваться следующими принципами:

  1.Командности. Любая экологическая акция – командная деятельность. Усилиями одного человека ее зачастую реализовать невозможно. Поэтому важно, чтобы каждый член команды четко представлял и общий замысел сценария, и задачи собственного участка работы в рамках акции. Командные отношения иерархичны и выстраиваются по типу соподчинения: организатор – исполнитель. Основополагающими характеристиками командных отношений является партнерство и сотрудничество.

2.Самореализации. Экологическая акция – школа гражданского опыта и становления. Участие в экологических акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности.

3.Обратной связи. При проведении экологических акций важно почувствовать настроение участников акции, выявить отношение к социальному действию, собрать отзывы о социальной акции. Для реализации данного принципа необходимо разработать инструментарий получения обратной связи. Это может быть опросный лист, книга отзывов, интервью и т. п.

4.Наглядности и зрелищности. Реализация данного принципа может обеспечиваться специальной одеждой участников команды акции (футболки, кепки, галстуки, жилеты, сценарные костюмы и т. п.), плакатным,  музыкальным и иным оформлением, другими сценарными эффектами (запуск бумажных змеев, воздушных шаров, фейерверк и т. п.).

Реализация указанных принципов является важным условием результативности и успешности проведения экологической акции.

Чтобы максимально мотивировать проведение акций, необходимо выбирать    проблемы,    вызывающие    у    детей    интеллектуальный   интерес,

эмоциональный отклик. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся: зачастую то, что захватывает малышей, оставляет равнодушным старшеклассников.

Любую акцию необходимо грамотно подготовить и провести.        

Алгоритм подготовки и проведения акций, операций

  1.  Выявление проблемы и определение цели

При этом учащиеся могут руководствоваться такими рекомендациями:

  • что вы хотели бы сделать, почему;
  • постарайтесь изложить проблему лаконично;
  • определите        начальное        направление        поиска,        сформулируйте        общие ограничения.
  1.  Сбор и анализ информации

Для сбора информации рекомендуется:

  • посетить интересующие вас объекты;
  • разработать специальные анкеты и провести опрос по проблеме;
  • отправить письма в те организации, с которыми придется контактировать при проведении акции. В том числе по вопросам финансирования акции;
  • выявить в библиотеках необходимую литературу;
  • провести анализ всего собранного материала.
  1.  Формулирование возможных вариантов решения
  • разработать несколько вариантов решения проблемы.
  1.  Определение критериев эффективности
  • отбор существующих и разработка новых (в случае необходимости) критериев эффективности каждого варианта решения проблемы.
  1. Оценка альтернативных вариантов решения
  • дать        оценку        альтернативных        вариантов        решения        по        выбранным критериям.
  1. Выбор        оптимального        варианта        решения        и        источников        его

 финансирования:

  • выбирается тот вариант, который позволит наиболее успешно решить проблему;
  • определить пути и источники финансирования акции.
  1.  Организационная деятельность:
  • установление сроков прохождения отдельных этапов;
  • установление        ответственных        исполнителей        и        участников        с персональным распределением обязанностей (функций) каждого;

-составление плана и программы проведения акции ;

-составление анкет для местных жителей;

-составление листовок, речевок, кричалок; изготовление плакатов;

  • написание объявлений для участников акции;
  • подготовка необходимого оборудования и инвентаря;
  • приглашение представителей СМИ (по возможности).

Приложение

                                 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

11 января – Всемирный день заповедников.

Заповедники – особо охраняемые природные территории – единственный способ уберечь от гибели хоть небольшие частицы дикой природы.

11 января 1916 г. на территории России был создан первый заповедник – Баргузинский. Он расположен в Бурятии  на западном склоне Баргузинского хребта, включая северо-восточное побережье Байкала и часть акватории озера.

 Наиболее надежной формой защиты растений, животных и экосистем в природной степной зоне Донского края являются:

1. Заповедник   «Ростовский». Общая площадь составляет 9464,8 гектаров.  Состоит из 4-х обособленных участков, находящихся в Орловском и Ремонтненском районах области.

 2.Заказники («Цимлянский», «Горненский», «Еланский», «Левобережный»)

3. 70 памятников природы (Дуб-долгожитель в Шолоховском р-не, Еланские озера и др.).

4. Есть и другие формы охраны видового разнообразия - Ботанические сады, зоопарки и питомники.

  В Ростовской области насчитывается 95 особо охраняемых природных территорий государственного, областного и местного значения.  

 В них охраняются: ковыль красивейший, тюльпан Шренка, василек русский, шмель степной, дыбка степная, дрофа, корсак, ушастый еж, выхухоль и многие другие растения и животные.

Дети принимают участие в акциях, проводимых этими организациями, например: «Нам есть, что беречь», «Сохраним степные первоцветы», «Жили-были…», «Тепло твоих рук» и т.д. Основной лозунг акций - «100 добрых дел для заповедной России».

20-21марта – Всемирный День Земли. День дерева.

 Рождение традиции  проведения Дня Земли восходит к 1840 году в США, когда Джон Мортон, ставший впоследствии известным общественным деятелем, и его жена занялись посадкой деревьев в прерии и развернули кампанию по пропаганде озеленения нашей планеты. В 1971 году Генеральным секретарем ООН был провозглашен День Земли как всемирный праздник.

 В России День Земли отмечается с 1993 года 20-21 марта в день весеннего равноденствия, когда устанавливается равновесие и гармония  в природе, и Земля переходит на новый виток своего развития.

 В нашем городе ежегодно проходит акция «Древонасаждения», целью которой является  озеленение города и ближайшего жизненного пространства людей. Школьники принимают участие в посадке деревьев в Ботаническом саду нашего города, высаживают кустарники и цветы в школьном дворе.  Кроме этого,  детьми  проводится шествие по улицам нашего города под девизом «Посади дерево!» с плакатами и лозунгами для привлечения внимания жителей к актуальности этой темы.

21 марта – Международный день леса.

Отмечается с 1971 года в день осеннего равноденствия в Южном полушарии и весеннего равноденствия в Северном полушарии.

Основная задача Международного дня леса – повысить осведомленность жителей планеты о значимости лесных экосистем, их подлинном состоянии, основных мерах их защиты, воспроизводства и восстановления. Проблема сохранения лесных богатств  планеты стоит в ряду важнейших экологических проблем современности.

В Ростовской области общая площадь земель лесного фонда составляет 249,1 тыс. гектаров или 2,5% всей территории области. Они сохранились в балках (байрачные леса), на заливных участках речных долин(пойменные леса) и в понижениях на левобережных песчаных террасах(аренные леса). Наибольшие лесные массивы расположены в северных и центральных районах области. Памятником природы является лес чёрной ольхи, протянувшийся по правому берегу реки  Елань.

 Российские дни леса отмечаются  ежегодно  с 15 по17 сентября.

  В рамках акции «День леса» проводятся:  интеллектуальная экологическая игра «Лес – природное сообщество», викторина «Знаешь ли ты растения и животных леса», праздник «И этот лес, и эти небеса, и есть душа моя»; дети пишут рефераты о растениях и животных леса.

22 марта – Всемирный День воды.                                                                         (Всемирный день охраны водных ресурсов).

Традиция ведет свое начало с 1922 г., когда Генеральная Ассамблея ООН объявила, что ежегодно 22 марта должны проводиться мероприятия, связанные с охраной и развитием водных ресурсов Земли.

В нашей стране День воды впервые отмечался в 1995 г. под девизом «Вода-это жизнь». В ряду экологических знаменательных дат этот день особенно важен, так как проблема обеспечения питьевой водой - в достаточном количестве и допустимого качества - становится глобальной экологической проблемой для всех стран. Треть населения в мире живет  сегодня в странах, которые уже столкнулись в большей или меньшей степени с проблемой нехватки воды. Вода-это эликсир жизни, оживляющий планету, «великий скульптор», формирующий ее поверхность, «маховое колесо» климата и погоды. Водоемы  Ростовской области представляют собой сеть крупных и средних рек (7рек) и 165 малых рек. Кроме этого - большое количество озер, родников и болот. Празднование Дня воды сопровождается акциями в защиту  водоемов, изучением природной характеристики рек и родников (их паспортов) и очисткой рек и родников от мусора. Проводятся различные мероприятия: игра «Увлекательное путешествие по маршруту «Вода-наша спутница всегда»; викторина «Волшебница вода»; праздник « Геосказка о воде», экологический турнир «Реки, речки и моря на Земле живут не зря», «Мы и вода - единая среда». Проводится экологическая акция «Беспризорная вода». Посещая ежегодно детский экологический центр Ростовского Водоканала, дети узнают о проблемах главного источника воды нашего города и способах очистки воды.  

1 апреля – Международный  День птиц.

Это самый старый праздник экологического календаря.

Экологический характер День птиц приобрел в конце 19 века. Первая Международная конвенция об охране птиц была подписана в 1906. В России впервые был проведен День птиц в 1924 году. Общероссийская некоммерческая общественная организация Союз охраны птиц России создан 9 февраля 1993 г. Союз входит в состав Международной ассоциации по охране птиц – BirdLife International. Это глобальная сеть природоохранных организаций, которые согласованно работают более чем в 100 странах мира, ведут изучение состояния птиц, мест  их обитания, проблем и факторов, влияющих на жизнь птиц.

Важнейшая часть работы  Союза – массовые пропагандистские кампании по охране птиц – «Птица года», «Весенний день птиц», «Международные дни наблюдений  птиц»  и  т. д.  День  птиц  обязательно  отличается   практической направленностью. Проводятся акции: «Помоги птицам зимой», в ходе которой дети  собирают корм для птиц, изготавливают и развешивают кормушки;  акция «Птичьи домики» предусматривает изготовление скворечников.

 На занятиях дети узнают о том, какие птицы населяют экосистемы степи, леса, луга, водоемов  нашего края, какие птицы живут в нашем городе, какие птицы перелетные, а какие зимующие и т.д.

 А также о значении  птиц и их охране. Проводятся различные мероприятия: КВН «Пернатые друзья», викторина «Знаешь ли ты птиц?», беседы: «Зимующие птицы Ростовской области», «Что положить в кормушку и как привлечь птиц к кормушке » и др.  

           7 апреля - Международный День здоровья.

         

В этот день организаторы праздника рекомендуют  вспомнить об ответственности каждого человека за свое здоровье. 85% всех заболеваний современного человека связаны с неблагоприятными условиями окружающей среды, возникающими по его же вине. А это значит: « хочешь быть здоровым-береги природу». Беседы и дискуссии о здоровье, внедрение в программу здоровьесберегающих технологий - все это способствует формированию у ребенка  знаний, которые помогут ему оценить свое здоровье и выработать способы его сохранения.  Темы для обсуждения могут быть такими: «Что такое здоровье и от чего оно зависит», «Как защитить себя в условиях « плохой» экологии», «Окружающая среда и здоровье человека», «Я за здоровый образ жизни: я дружу со спортом, соблюдаю строгий режим дня и не имею вредных привычек», «Из рациона исключаю…», «Как избежать травм» и т.д. Особое внимание уделяется безопасности при определенных явлениях природы: гроза, ливень, гололед, безопасность при выходе на лед реки и др.; при укусах клеща, собаки, пчелы, осы; безопасность дорожного движения и езды на велосипеде и т.д. В рамках этого Дня проводятся мероприятия по безопасности жизнедеятельности.

                               15 апреля – День экологических знаний.

В этот день начинается и продолжается до 5 июня Всероссийская акция «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности». Девизом дней защиты является лозунг «Экология-Безопасность-Жизнь». Главными задачами – сохранение нашей среды обитания, обеспечение её безопасности, привлечение внимания школьников, общественных, государственных организаций к последствиям нарушения экологических  норм и правил, влияние их на жизнь и здоровье людей.

                                   19 апреля – День подснежника.

Родоначальниками праздника являются англичане. Отношение к этим цветам на туманном Альбионе  очень трепетное. Праздник отмечается с 1984 г.

Подснежники нередко украшают городские клумбы, а их разведению уделяется столько же внимания, сколько, например, разведению тюльпанов в Голландии. Род подснежников насчитывает 18 видов. Российский главный лесной подснежник называют «ветреница дубравная». Растет она по всей стране, до самой Камчатки. Подснежники прекрасны, но только в природе. Собранные букеты «живут» не больше нескольких дней, а в лесу растение цветет неделю. Если вам захочется купить букетик этих красивых цветов, вспомните, что при их заготовке опустошались целые поляны.

Откажитесь от этого маленького удовольствия, помогите сохранить живую природу! – вот о чем напоминает день подснежника. В этот день проводится акция «Первоцвет», нацеленная на защиту раннецветущих растений. Девиз акции: «К природе можно прикоснуться только душой»  

                                22 апреля – Всемирный день Земли.

Второй Всемирный день Земли 22 апреля, в отличие от праздника, проводимого в марте, призван объединить людей в деле защиты окружающей среды.

В этот день люди вспоминают об экологических катастрофах и необратимых последствиях деятельности человека, угрожающей самому факту существования Земли. Возникла эта инициатива отмечать второй Всемирный День Земли в 1970 году в США и со временем получила международное распространение

Было  принято   решение отмечать 22 апреля как Международный день Земли и вносить посильный свой вклад в озеленение и благоустройство родной планеты и ее природных памятников. Их инициатива была поддержана и получила широкое распространение.

 В России День Земли отмечается с 1993 г. В этот день очень важно выйти на улицы родного города и помочь ему: убрать мусор возле домов, вскопать газоны, посадить деревья, кустарники, цветы возле домов, в школьном дворе и в парках, очистить территорию возле памятников,  очистить от мусора берега рек, родников и озер.

Лучшим подарком экологии нашей планеты, края, города будет наша жизнь под девизом  «Каждый день – день Земли!».  Акция «Превратим все цветы в мир добра и красоты».  «Зелёный шлюз» - путеводитель по экологическим ресурсам. Конкурс рисунков и фотографий «Земля – твоя и моя».    

         

                   22-24 апреля в рамках Дня Земли проводится    международная акция  Марш парков.

Впервые Марш парков (March of Parks) был проведен в североамериканских парках в 1990 г.  именно как шествие людей, заинтересованных в развитии заповедного дела, с лозунгами и сбором  денежных средств на осуществление деятельности заповедников и национальных парков. Российская акция также направлена на оказание поддержки особо охраняемых территорий России.

В нашей стране Марш парков проводится с 1995 г. 18-22 апреля. Организатор и координатор акции – Центр охраны дикой природы.

Цели проведения акции: привлечение внимания населения, в том числе и школьников, к проблемам создания особо охраняемых природных территорий; получение общественной финансовой поддержки заповедникам, природным и национальным паркам. Ввиду того, что 2017 год в России объявлен годом экологии, особой задачей специалистов, связанных с экологией, является просвещение населения об ответственности каждого в деле охраны дикой природы. Сохраним природу для потомков!

             19 апреля – 26 апреля Весенняя Неделя Добра.

    Это российская неделя добровольцев, реализуется на межрегиональном и национальном уровне с 1997–1998 гг. (до этого времени была инициирована и проводилась с 1992 г. добровольцами Москвы).

    В рамках недели проходят субботники по уборке территорий от мусора, озеленению улиц и дворов, очистке водоёмов.    

    Проводятся следующие мероприятия: очистка родников от мусора, сбор макулатуры, акция «Мусор – это серьезно» с привлечением к ней жителей нашего города.

15 мая – 15 июня – Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов.

На протяжении нескольких лет с 15 мая по 15 июня в России под девизом

«Единые дни защиты малых рек и водоемов» проходят экологические акции.

В основе их заложен принцип, что гармония и безопасность окружающей среды базируются на благополучии малых природных объектов, например, ручейков, протоков и озер. Собираясь на своем пути в единую систему, они образуют не только большие реки, но и мировые океаны и моря. Единые дни действий проводятся по инициативе Сети Российских Рек.

 Тысячи людей в десятках российских городов выходят на реки: чистят их берега и русла, определяют загрязненность воды, сажают деревья, ведут переговоры с загрязнителями рек, проводят информационные кампании, символические и театрализованные акции, шествия, защиту проектов «Чистые реки». Школьники проводят акцию по очистке реки Темерник от мусора, расклеивают листовки с призывом сохранить реку, которая когда-то была судоходной; пишут рефераты о малых реках Донского края, которых у нас 165.

                   5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.

  Всемирный день охраны окружающей среды был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1972 года для организации со стороны ООН поддержки мероприятий по международному  сотрудничеству в области охраны окружающей среды. 5 июня был объявлен Всемирным днем охраны окружающей среды. Этот день считается одним из самых важных событий всемирного экологического календаря.

С 1973 г. он ежегодно отмечается во всех странах – членах ООН, в том числе и в России.

Основная цель этой общественно-политической акции – привлечь внимание правительств и мировой общественности к проблемам окружающей среды и устойчивого развития цивилизации, повысить информированность общества о проблемах окружающей среды и способствовать повышению уровня экологических знаний каждого человека на Земле.

К этой дате, которая завершает цикл Дней защиты окружающей среды от экологической опасности, можно приурочить экологические праздники и научно-практические конференции, защиту экологических проектов, подведение итогов экологических конкурсов, вручение грамот за активное участие в экологическом движении, выступления экологических театров и т. д. Это еще одно напоминание людям об их роли в охране природной среды и главной заповеди «Не причини вреда ничему живому – ни делом, ни словом, ни мыслью».   Конкурс рисунков и фотографий по теме: «Природа в живописи», «Природа в зеркале искусства».

21-27 Неделя в сентябре – Всемирная акция «Очистим планету от мусора».

Проблема чистоты планеты, городов, утилизации промышленных, сельскохозяйственных, бытовых и фармацевтических отходов давно превратилась в глобальную экологическую проблему для всех стран.

Многие городские свалки – новые чудовища XXI в. – не только занимают обширные территории, но и представляют опасность для здоровья людей, являются потенциальным источником загрязнения подземных вод и распространения вредных газов.

Всемирная акция «Очистим планету от мусора» впервые была проведена в сентябре 1993 г. жителями Австралии, которые очищали океанские пляжи.

Постепенно к ней присоединились граждане многих стран, и теперь в ней участвуют миллионы добровольцев из 100 государств на всей Земле.

В первую очередь очищают от мусора места отдыха, пляжи, лесопарки и водоемы, пригородные территории и реки.  Дети участвуют в  акциях «Отходам нет хода», «Бумагу направо - стекло налево», «Утилизируем батарейки»,

«Парк вместо свалок», «Атака на пластик», «Не сжигайте листву!», «Живи, родник», «Вторая жизнь бытовых отходов», «Новая жизнь старых вещей», «Мусор победит нас  или мы победим мусор: раздели и властвуй». Выпуск газеты «Сколько живёт мусор».

4 октября – Всемирный день защиты животных.

В 1931 г. во Флоренции на форуме, посвященном защите прав животных, 4 октября было провозглашено Международным день защиты животных.

 В нашей стране этот день отмечается с 2000 г.

Миссия Всемирного дня защиты животных: прославлять взаимоотношения людей и животных; выразить благодарность животным за различные роли в нашей жизни: обеспечение пищей,   поддержка и помощь, привнесение в нашу жизнь ощущения чуда; выразить благодарность за то, что животные духовно обогащают нашу жизнь.

Сегодня в человеческой защите нуждаются многие виды диких животных. В этот день рекомендуется обратить особое внимание и на своих домашних питомцев. Темы занятий могут быть такими: «Бездомный пес», «Животные большие и маленькие», «Выбери друга в природе», «Мой домашний питомец», «Мы в ответе за всех, кого приручили» Акция «Бездомный пес» сопровождается сбором продуктов питания для животных, посещением приюта для бездомных животных и расклеиванием листовок с призывом «Зачем покупать? Возьми себе друга из приюта».  Пикет в защиту бездомных кошек и собак имеет цель предотвратить разжигание враждебного отношения к бездомным животным и привлечь людей к защите и помощи этим животным.

Международный День защиты животных призван заставить нас задуматься, насколько мы гуманны по отношению к нашим меньшим братьям и сделать все возможное для сохранения их на нашей планете.  В зимний период дети делают для птиц кормушки с кормом, а весной строят искусственные гнездовья для них.

«Все- все-все на свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых и даже без хищников злых и свирепых…» Б.Заходер.

 

6 октября – Всемирный день охраны мест обитания.

Этот праздник был утвержден в 1979 г.  в рамках Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе.

За 20 веков нашей эры на земном шаре исчезло 150 видов млекопитающих, в основном крупных, и 139 видов птиц. Каждый исчезнувший вид – очень тяжелая и невосполнимая потеря. Человек научился очень  многому: вырвался в космос, долетел до Луны, но он не сможет вновь создать  

тура или стеллерову корову. Все, что исчезает в животном мире, исчезает навсегда.

Красные книги и списки – наиболее широко используемые в сфере охраны природы всех стран мира документы, предназначенные для сосредоточения внимания на видах, имеющих высокую природоохранную значимость. Красная книга содержит сведения о состоянии вида, характере и степени угрозы его существованию. Одна из задач Красной книги – обеспечить доступ к информации о тех видах, которые находятся на грани исчезновения.

5 декабря - Всемирный День почв.

 Почвы являются основой сельскохозяйственного развития и продовольственной безопасности, имеют ключевое значение для поддержания жизни на Земле. В Ростовской области почвенный покров неоднороден. Лучшие почвы мира – черноземы - занимают больше половины территории области. Черноземы - наше национальное богатство. На втором месте по занимаемой площади стоят каштановые почвы. В комплексе с ними встречаются солонцы и лугово-каштановые почвы, по долинам рек развиты луговые почвы, а север области в большей части занят песками. Почва чутко реагирует на любое неразумное вмешательство человека. Уничтожение лесов, неправильная обработка, неумеренный выпас животных приводит к ухудшению плодородия почв, развитию водной и ветровой эрозии. Конкурс  проектов «Воздух нужен и вода, ну, а почва нам нужна?»    

                       Используемая литература.

  1. Вестник экологического образования в России. 2013-2016гг.
  2. Д. Мариллиер  Акции экологического движения: руководство к действию. М., 1996г.
  3. С. В. Рянжин. Экологический букварь для детей и взрослых. Ozon.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Методические рекомендации)

Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли ар­тистизм или эстетическое наслаждение необходимым услови...

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

Методические рекомендации по подготовке к проведению Всероссийских проверочных работ на уровне начального общего образования

Всероссийские проверочные работы призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ и поддержку реализации ФГОС начального общего образования за счет предоставления образовательным учрежден...

Формы взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями и детьми

 Проблемы семьи и семейного воспитания в последние годы стоят как никогда остро: демографы, социологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Это социальная проб...

Методическая разработка педагога дополнительного образования Бушуевой Елены Константиновны ГБОУ гимназии №177.Пособие для учащихся от 7 лет и старше, а также педагогам, работающих с природным материалом.

В таблицах предложенных педагогом показан природный цвет растения до сушки, после сушки, а также где можно применить данный материал, в каких работах....

Методические рекомендации по подготовке к проведению Всероссийских проверочных работ на уровне начального общего образования

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки от 01.03.2022г. № 02-82 «О проведении всероссийских проверочных работ в 2022 году» обучающиеся...