Формы взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями и детьми
статья на тему

Адолина Аина Викторовна

   Проблемы семьи и семейного воспитания в последние годы стоят как никогда остро: демографы, социологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Это социальная проблема, решение которой невозможно за счет разрозненных и эпизодических мер. Необходим комплексный системный подход к работе по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx250.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями и детьми.

   Проблемы семьи и семейного воспитания в последние годы стоят как никогда остро: демографы, социологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Это социальная проблема, решение которой невозможно за счет разрозненных и эпизодических мер. Необходим комплексный системный подход к работе по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей.

  На любом этапе развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

  • Образовательный уровень родителей и их участие в жизни общества;
  • Имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
  • Условия проживания, особенности образа жизни;
  • Количество членов семьи.

   Многие родители не считают необходимым предъявлять единые требования к воспитанию детей в образовательном учреждении и в семье, и еще, у родителей низок уровень педагогических знаний. Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание призвана система педагогического сопровождения семьи, которая может осуществляться и через учреждения дополнительного образования. Это позволит воспринимать не только ребенка, но и семью в целом в качестве реального субъекта воспитательно-образовательного процесса. Мы в студии духовой музыки стараемся объединить усилия педагога, родителей и детей, создать особую, доверительную форму общения между ними. Вовремя найденное слово, умение и желание помочь, поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать правильный совет иногда гораздо больше сближает с родителями и укрепляет авторитет педагога, чем прочитанная лекция или квалификационная консультация.

   Вдумчивый и серьезный педагог, чутко откликающийся на нужды и потребности детей, всегда найдет путь к сближению с родителями и установлению контактов, необходимых для нахождения общих, единых линий воздействия на ребенка. В нашей студии духовой музыки у педагогов также возникают вопросы, на которые нужно найти ответы: какие задачи я ставлю перед собой? Какие методы считаю наиболее плодотворными? Что приемлемо для моих детей? Как я могу осуществить намеченные планы вместе с детьми и их родителями в конкретных условиях? Так, например, вначале учебного года мною ставится задача - установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. На первом этапе при общении с родителями я стараюсь отмечать положительные стороны личности ребенка, т.е. не сосредотачиваться на негативных сторонах и проявлениях его характера-«переставить акценты». Я внимательно наблюдаю за поведением детей в учебной и в не учебной деятельности, работаю индивидуально с каждым ребенком. Еще одна задача-знакомство  с условиями жизни и воспитания ребенка в семье, закрепление установки на сотрудничество. Эта задача у нас в студии духовой музыки решается во время поездок на различные музыкальные конкурсы, т.к. многие родители принимают самое активное участие в этих мероприятиях  (сопровождают ребенка во время поездки вместе с педагогом, создают ему благоприятные условия для выступления, морально поддерживают ребенка).

    Сообщая родителям об особенностях поведения ребенка на занятиях, в играх, о его коммуникативных навыках, важно помнить: педагог-это партнер родителей в воспитании и становлении личности. Поэтому я стараюсь вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его интеллектуальному уровню и эмоциональному развитию. Эту задачу в нашем учреждении мы решаем совместно с психологом путем анкетирования родителей, которое позволяет в короткий срок собрать обширный и разнообразный материал по различным психологическим темам. Например: «Оценка детей родителями», «Особенности воспитания ребенка в семье», «Каким вы видите своего ребенка?», «Как ваш ребенок общается со сверстниками?» и т.д. Для налаживания контактов семье существует немало форм и путей, проверенных практикой и временем. Я считаю, что наиболее распространённая форма работы с родителями - это индивидуальные беседы. Пример тому, работа педагогов студии духовой музыки. Беседы с родителями, возникающие без определенного плана, очень коротки, содержание их всегда имеет педагогическую направленность. Я узнаю о поведении ребенка дома, его здоровье, учебе в школе, о том, как он порадовал, или огорчил близких ему людей. И, в свою очередь, педагог рассказывает, как вел себя ребенок на занятии, каковы его успехи, с кем он общался. Также мы используем такую форму работы, как проведение консультаций. Консультации для родителей мы проводим после академических концертов, которые дают возможность систематически знакомить родителей с результатами, которых достиг их ребенок в овладении музыкальным инструментом, увидеть результаты других детей, при необходимости получить нужную консультацию у педагога.

    Еще одна форма работы с семьей - это родительские собрания, которые дают возможность систематически знакомить родителей с педагогическими и организационными вопросами. Главное место в повестке родительского собрания педагоги студии духовой музыки отводят вопросам воспитания детей. Формы проведения родительских собраний каждый педагог разрабатывает сам. Это не обязательно традиционная форма, мы проводим родительское собрание в форме КВН, праздничного чаепития, вечера вопросов и ответов и т.п. Такие нетрадиционные формы родительского собрания пользуются успехом, как у педагогов, так у родителей и детей.

Таким образом, воспитание детей - трудное и сложное дело, требующее от родителей и педагогов не только любви к детям, но и высокого чувства ответственности, выдержки, терпения и умения поступиться своими личными интересами.http://d06110.edu35.ru/images/17.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагога и родителей.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент человеческой личности. Правильное воспитание ребенка в этот период жизни в условиях семьи имеет исключительную значимость. Увы, не все родители это ...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)

Статья на тему: Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)...

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями обучающихся.

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями  обучающихся. Задачи и личный опыт....

Эссе «Новая роль педагога дополнительного образования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) становится актуальной в связи с тем, что таких детей становится все больше, а с другой, появляющимися новыми возможностями дл...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...

Материалы для работы с родителями (методические разработки индивидуальных консультации для родителей в рамках компетенции педагога дополнительного образования, сценарий родительского собрания)

Индивидуальная консультация в учреждении дополнительного образования – это одна из важнейших форм сотрудничества педагога с родителями обучающихся. Зачастую она дает практические советы по...