Эссе «Новая роль педагога дополнительного образования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
статья

Абайдулина Татьяна Викторовна

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) становится актуальной в связи с тем, что таких детей становится все больше, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Новая роль педагога дополнительного образования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

               Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) становится актуальной в связи с тем, что таких детей становится все больше, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Роль педагога в обществе — одна из самых важнейших в современном мире. «Учитель — это человек, который держит в своих руках будущее нашей планеты», — говорил известный писатель. Огромное нравственное, воспитательное воздействие учительской профессии отмечал: «Учителю вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем»,  писал: «России необходим хороший, умный, образованный учитель: без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича».

              В Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования  «Центр детского творчества» (далее «Центр детского творчества») реализуется дополнительная образовательная программа «Самоделкин», где с детьми с ОВЗ занимается педагог дополнительного образования по технической направленности. Сформирована  группа из пяти  человек (дети с диагнозом ДЦП, ЗПР). У родителей было одно условие - дети должны заниматься  индивидуально, а  не в  группе с обычными детьми. Было  опасение, что дети с ОВЗ замкнутся, и не будут работать на занятиях, но оно было напрасным. Дети очень быстро нашли общий язык, научились сотрудничать с педагогом. На  занятиях всегда присутствует дружеская обстановка, что способствует более быстрому раскрепощению детей.

              Считаю, что учреждения дополнительного образования дают больше возможностей детям для самореализации и раскрытия своих способностей, а детям с ОВЗ данные учреждения помогают развиваться как личности. Посещая занятия, они находят для себя тот вид деятельности, в котором им более комфортно и возможно в дальнейшем может стать его профессией. А самое главное, что в учреждениях дополнительного образования создается «ситуация успеха», что положительно влияет на развитие и социализацию детей с ОВЗ.

              Программа «Самоделкин » включает в себя не только обучение бумагопластике, но и создание индивидуальных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами, аппликация и квиллинг.

Нетрадиционные формы проведения занятий развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату. Организация такого занятия подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу, к инновациям. Свои занятия педагог строит  по такой схеме:

- Рефлексия (при помощи психологических упражнений настраивает  детей на работу, узнаёт их настроение);

- Вводная часть (рассказывает, что  будут делать на занятии, загадывает им загадки или читает стих по теме занятия);

- Просмотр мастер-класса;

- Практическая часть;

-Рефлексия (подведение итогов, оценивание своей работы и настроения учащихся  после занятия.)

При проведении занятий педагог дополнительного образования  использует нетрадиционный формы и методы проведения занятия, такие как викторина, игра-путешествие, тренинги. Так же использует магнитную доску  и ТСО (компьютер, медиа проектор) для демонстрации схем изготовления фигур, презентаций, просмотра мастер-классов. Для того чтобы дети с ОВЗ быстрее адаптировались в обществе, педагог просит  учащихся быть помощниками при проведении занятия, мастер-класса или семейной мастерской. Тем самым воспитывая в учащихся терпимость. Так же на свои занятия и мероприятия педагог  приглашает родителей или других членов семьи учащихся с ОВЗ. Ведь ничто так не сближает семью, как совместное творчество и досуг. Это позволяет родителям увидеть своих детей с другой стороны и немного отвлечься от повседневных проблем (смотрите приложение1).

               Дети с ограниченными возможностями здоровья - сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского, общественного внимания. Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. При освоении программы дополнительного образования обучающимися, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что приоритетным является не овладение знаний, а приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий. Личностный результат обучающегося во многом формируется под воздействием личности педагога дополнительного образования, родителей, ближайшего окружения. Личностными результатами освоения детьми программы дополнительного образования могут быть: - адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности; - удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении дополнительного образования, самореализовался ли он; - повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности; - формирование ценностных ориентаций; - формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами; - навыки в изложении своих мыслей, взглядов; - навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение; - развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); мировоззрение (следование социально значимым ценностям); социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать); патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско-патриотических чувств); культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей); умение "презентовать" себя и свои проекты. Перед педагогом дополнительного образования, работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья, встают новые задачи - изучение специфики заболеваний, методик реабилитации и оздоровления, коррекции недостатков развития. Данные знания просто необходимы  в реализации своей программы. В этом педагогу  помогают тематические курсы повышения квалификации, переподготовки, участие в семинарах,  вебинарах различного уровня. Кроме того, большая  роль отводится  и личному профессиональному самообразованию, которое влияет на качественное преобразование педагога как личности, помогает обогатить свой внутренний мир, эмоционально–поведенческую гибкость. Педагогу необходимо обладать высокой степенью информированности, повышать свой общекультурный уровень, изучать помимо психолого–педагогической и медицинскую литературу. Работа с детьми с ОВЗ требует от педагога большой ответственности.

               Подводя итог, отмечу следующее.  Опыт, умение, навык - все это не менее важно, однако, если человек пришел в педагогическую профессию и не прикипел к ней душой, он, с моей точки зрения, не станет по-настоящему успешным, и, к сожалению, не сможет реализовать себя в полной мере.  Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть компетентными и выполнять свою работу хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

Общие рекомендации педагогам по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данные рекомендации предназначены педагогам. работающим с детьми. имеющими ограниченные возможности здоровья в том числе с детьми с СКО VII вида....

Новые формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Цель:1. Создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка.2. Сформировать у учащихся коммуникативные навыки, умение . понимать себя и других.3. Создать условия для развития инициат...

Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования

Современное понимание проблем воспитания и обучения приобретает все более выраженную гуманистическую направленность. "Общие" подходы, глобальные программы уступают место личностно-ориентиров...