Материалы для работы с родителями (методические разработки индивидуальных консультации для родителей в рамках компетенции педагога дополнительного образования, сценарий родительского собрания)
материал (1 класс)

Сенатус Валерия Сергеевна

 Индивидуальная консультация в учреждении дополнительного образования – это одна из важнейших форм сотрудничества педагога с родителями обучающихся. Зачастую она дает практические советы по вопросам обучения и семейного воспитания. Такая консультация особенно необходима, когда происходит набор детей в объединение на новый учебный год. И, как правило, не только дети, но и многие родители испытывают дискомфорт при первом посещении данного учреждения. Для того, чтобы ребенок легче пережил адаптацию к новому учреждению, педагог обязан провести индивидуальную или индивидуально-групповую консультацию его родителей. Желательно это сделать в первую неделю обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_dlya_raboty_s_roditelyami.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для работы с родителями (методические разработки индивидуальных консультации для родителей в рамках компетенции педагога дополнительного образования, сценарий родительского собрания)

 Индивидуальная консультация в учреждении дополнительного образования – это одна из важнейших форм сотрудничества педагога с родителями обучающихся. Зачастую она дает практические советы по вопросам обучения и семейного воспитания. Такая консультация особенно необходима, когда происходит набор детей в объединение на новый учебный год. И, как правило, не только дети, но и многие родители испытывают дискомфорт при первом посещении данного учреждения. Для того, чтобы ребенок легче пережил адаптацию к новому учреждению, педагог обязан провести индивидуальную или индивидуально-групповую консультацию его родителей. Желательно это сделать в первую неделю обучения.

Прежде, чем проводить индивидуальную консультацию родителей, педагогу необходимо определить все необходимые вопросы, ответы на которые, в дальнейшем, помогут планировать организацию воспитательной работы в группе, объединении в целом. Индивидуальная консультация должна быть изучающей по характеру, а так же способствовать созданию положительного контакта между родителями и педагогом. Педагог должен помнить и о том, что созданная им благоприятная обстановка поможет родителям рассказать о тех проблемах, которые они не желают озвучивать на родительском собрании.

Важными вопросами в ходе первой индивидуальной консультации педагогу необходимо считать следующие:

-здоровье ребенка;

-способности ребенка к обучению в данном учреждении;

-увлечения и интересы ребенка;

-особенности характера и поведенческие реакции ребенка;

-мотивация к обучению в учреждении дополнительного образования;

-семейные ценности.

При первой встрече педагога с родителями, можно предложить им заполнить следующую анкету.

Анкета для родителей.

1.Ребенок записался в данное объединение потому, что__________________

2.Здоровье моего ребенка_________________________________________

3.Увлечения и интересы моего ребенка __________________________

4.Его положительные качества характера_____________________________

5.Отрицательные качества_________________________________________

6.Хотелось бы, чтобы педагог обратил внимание _____________________

И конечно, чем больше сведений имеет педагог о каждом ребенке, тем быстрее он сможет установить с ним доверительные отношения, а значит, и найти подход и верные решения для его становления, как личности.

В ходе индивидуальной беседы педагогу необходимо обратить внимание на важные для него вопросы:

1) С положительной или отрицательной стороны родители начинают характеризовать своего ребенка.

2) Планируют ли родители ближайшее будущее ребенка.

3) Какие отношения у родителей с ребенком в семье.

4) Что ребенку разрешается делать и что – нет.

5) Какая конкретная помощь нужна родителям от педагога.

6) Какая конкретная помощь от педагога нужна ребенку.

Первая индивидуальная консультация родителей должна заканчиваться рекомендациями педагога по воспитанию детей. Ее можно выразить примерно такими словами: «Мы – педагоги, очень рады, что ваши дети пришли обучаться в наше учреждение! Мы искренне надеемся на наше сотрудничество в процессе обучения и воспитания. Только в этом случае ваши дети смогут добиться значительных успехов, и значит, мы вместе достигнем поставленной цели».

Коллективные тематические консультации.

Для таких консультаций может быть предоставлено достаточное количество тем. Например:

1) Проблемы при выполнении практических заданий на дому и их решение.

2) Как развивать навыки при самостоятельных практических работах?

3) Как побороть страх ребенка при участии в различных конкурсах?

4)Что делать, если у ребенка пропало желание посещать кружок, объединение?

5) Детский эгоизм: как его преодолеть.

6) Как подготовить ребенка к итоговой (промежуточной) аттестации?

7) Социальная адаптация ребенка и ее результаты.

8) Проблемы с родителями: как их преодолеть.

Перечень тем может быть самым разнообразным – главное, следует помнить, что тематическая консультация будет полезна только в том случае, если родители, действительно, в ней заинтересованы и осознают проблему, из-за которой их пригласили. В обратном случае, такая консультация не даст желаемого результата, а иногда и, наоборот, приведет к неприятным последствиям.

Беседы с родителями.

Педагоги дополнительного образования нередко встречаются с родителями для индивидуальных бесед. В результате беседы можно получить от родителей важную для педагога информацию, выявить определенные проблемы, разрешить конфликтные ситуации.

Подготовка к беседе включает следующие этапы:

1.Обозначить тему и наметить план беседы.

2.Подготовить необходимые вопросы и продумать ход беседы.

3.Определить место и время беседы.

4.Сформулировать необходимые рекомендации и советы родителям.

5.Подготовить необходимую литературу.

Пример организационного родительского собрания по теме:

«Развитие ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества. Организация учебного процесса в детском объединений».

Форма проведения: беседа

Повестка дня:

  • Знакомство с родителями.
  • Ознакомление родителей с содержанием обучающей программы объединения. Информирование о материалах, необходимых для занятий.
  • Прогнозируемые результаты, формы оценки знаний.
  • Анкетирование родителей.
  • Режим работы в каникулярное время.
  • Ознакомление с инструкцией по технике безопасности и с правилами
  • поведения в творческом объединении.
  • Выборы родительского комитета.

Вступительное слово: «Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада встретиться с вами в новом учебном году. Мы знакомы с вами уже не один год, результатом нашей сплоченной и продуктивной деятельности, являются достижения ваших детей, моих воспитанников. Для дальнейшей успешной работы детей в нашем объединении, нам необходимо так же, как и ранее поддерживать партнерские и доверительные взаимоотношения.

Сегодня мы с вами поговорим о декоративно-прикладном творчестве и его влиянии на наших детей. Давно известно, чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь и родителей, и педагогов. Если любовь к природе и восторг перед её красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько не бейся, или эти эмоции, пробудившись наконец, носят поверхностный, умозрительный характер». В решении проблемы «…открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость», как ничто другое, помогают занятия декоративно-прикладным творчеством.

Ранее развитие способности к творчеству уже в дошкольном возрасте – залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла творчество школьников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к творческой деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области прикладного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.

Для занятия декоративно – прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приемами того или иного промысла, но и знание основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приемами в совокупности с собственными эстетическими представлениями позволит выработать индивидуальный авторский стиль, подняться на высокий художественный уровень.

В процессе занятий декоративно-прикладным творчеством происходит формирование всех психических процессов, связанных с обучением, развитие художественно-творческих способностей и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира. Важным представляется то, что формирование навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с изобразительным искусством, с народным творчеством, культурой, эстетическими ценностями, с природой родного края. Занимаясь в нашем творческом объединении, воспитанники познакомятся с различными видами декоративно-прикладным искусством: квиллинг, торцевание, модульное оригами, работа с соленым тестом.

Таким образом, программой в __ учебном году, предусматривается образовательная среда, в которую включены: учеба (познание), труд (социально полезная деятельность), игра (как дидактический комплекс).

Вам, уважаемые родители, необходимо будет обеспечить детей всем необходимым для занятий. Так же позвольте мне дать вам несколько советов. Если мы хотим, чтобы ребенок радостно провел время обучения, то для этого нужно:

  • создать ему комфортные условия для учебы и поддерживать в нем желание учиться     и общаться с товарищами по группе;
  • интересоваться успехами ребенка;
  • последнее и самое главное: сравнивая своего ребенка с другими обучающимися, хвалите его за успехи и достижения.

Уважаемые мамы и папы! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в нашем объединении, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:

-брать на занятия все необходимое;

-правильно и быстро готовиться к занятию (организация рабочего места);

Успешное обучение во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и педагога.

Формы и режим занятий.

Основная форма занятий - групповая, оптимальное количество человек в группе - __.

Продолжительность занятий - 2 раза в неделю по 3 часа, из них:

5 мин.- динамическая разминка (два раза),

2 часа 20 мин.- основное занятие,

15 мин. - перерыв в работе,

15 мин.- игра по теме занятия.

Ожидаемые результаты.

Предполагается, что дети в процессе обучения продолжат развивать свои навыки, приобретут определенные знания и умения, успешно пройдут процесс социализации и приобретут опыт общения и работы в коллективе.

К концу учебного года дети будут знать ответы на определенные теоретические вопросы, и уметь самостоятельно выполнять некоторые виды работ.

А также будут уметь:

- самостоятельно излагать и оформлять свои творческие замыслы;

- изготавливать более сложные варианты поделок.

Оценка результатов образовательной программы осуществляется через анализ личных и коллективных успехов детей в результате их участия в различных мероприятиях, проводимых в учреждении, а также участия в выставках и конкурсах учрежденческого, краевого и всероссийского уровня.

Также для подведения итогов реализации программы активно используется метод «Портфолио». Рекомендации родителям: в специальную файловую папку в течение всего периода обучения собирать все работы, выполненные ребенком.

Анализ собранных материалов позволяет отслеживать динамику развития и обучения на протяжении всего периода учебного процесс

Анкета для родителей

Чего Вы ждете от занятий в объединении?

Чем любит рисовать Ваш ребенок:

красками;

фломастерами;

карандашами?

Есть ли дома животные, любит ли ребенок животных?

Какие у ребенка любимые литературные произведения, сказки, герои?

Какие мультфильмы любит смотреть Ваш ребенок?

Наблюдаете ли Вы природу, когда гуляете с ребенком?

Ваш ребенок любит играть в подвижные игры?

Часто ли и какая в Вашем доме звучит музыка?

Что Вы больше любите современное искусство или …?

Ребенок любит собирать конструктор?

Ребенок сам играет или с братом, сестренкой, родителями?

Ваши предложения, пожелания по работе нашего объединения.

Правила поведения в творческом объединении и инструкция по технике безопасности.

Инструкция и правила поведения раздаются каждому родителю для ознакомления, а также на первом занятии с детьми проводится инструктаж по технике безопасности.

Режим работы объединения в каникулярное время.

Работа детского объединения в дни школьных каникул не прекращается. Занятия проводятся по программе. В каникулярное время проходят праздники, запланированные мероприятия. Обязательно поздравляем именинников, проводим новогодний огонек, викторины, мастер-классы, праздничное занятие к 8 марта, заключительный праздник.

Выборы родительского комитета.

Родительский комитет помогает в решении организационных вопросов.

Заключительная часть.

Наше собрание заканчивается. Спасибо вам за работу и за оказанное внимание.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Выступление на родительском собрании педагога дополнительного образования Каримовой Марины Валерьевны Тема «Наш ребенок- левша»

Расширить знания родительского коллектива о леворуких детях; Познакомить с особенности развития левши;     дать рекомендации родителям....

Методическая разработка педагога дополнительного образования Бушуевой Елены Константиновны ГБОУ гимназии №177.Пособие для учащихся от 7 лет и старше, а также педагогам, работающих с природным материалом.

В таблицах предложенных педагогом показан природный цвет растения до сушки, после сушки, а также где можно применить данный материал, в каких работах....

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Садыкова Гизара Фагимовича Методическая разработка "Спинер с резиномотором"из конструктора " Fun Block"

В конструкторе "Fun Block" производитель предлагает ограниченное число инструкций по сборке различных конструкций (около 20), что недостаточно для  работы в течение учебного года 36 зан...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Садыкова Гизара Фагимовича методическая разработка "Спинер с резиномотором из конструктора " Fun Block" для учащихся 1- 4 классов

В конструкторе "Fun Block" производитель предлагает ограниченное число инструкций по сборке различных конструкций (около 20), что недостаточно для  работы в течение учебного года 36 зан...

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деятельности.

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деяте...

Презентация к групповой консультации для родителей методическая разработка по теме "Конфликтность".

Преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто.  Значительно проще другое — самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятств...