Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деятельности.
статья

Абайдулина Татьяна Викторовна

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 2: Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деятельности.

1.Составить краткую историческую справку о развитии ТКД в городе, районе Алтайского края.

Историю детско-юношеского туризма в Алтайском крае можно разделить на несколько этапов: I этап – 1905-1935 гг. – деятельность В.И.Верещагина, походы учеников реального училища, написание первых методических рекомендаций и описаний походов с детьми; II этап – 1938-1960 гг. – создание Алтайской краевой детской туристско-экскурсионной станции, развитие централизованной системы отдыха советских школьников, в послевоенные годы широкое распространение приобретают экспедиции школьников по местам боевой славы, оздоровительные походы с целью изучения природы родного края; III этап – 1960-1990 гг. – алтайские туристы впервые участвуют во всесоюзном слете, массовое распространение приобретают краеведческие экскурсии идеологической направленности, создаются школьные краеведческие музеи, получают распространение геологические и археологические походы, организованные совместно со специалистами края; IV этап – с 1990 г. по настоящее время – переход на новые условия хозяйствования, получение статуса государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей, развитие новых экстремальных видов туризма (парусный, пара-, дельтапланеризм, скалолазание), значительные изменения в организации туристско-краеведческой работе в связи с изменениями в законе «Об образовании».

2.Составить описание вклада отечественных (или зарубежных исследователей) в теорию туризма и краеведения.

       Среди отечественных исследований особо стоит отметить работу белорусского ученого В.П. Грицкевича «История туризма в древности», в которой автор предлагает собственную периодизацию истории туризма и довольно детально рассматривает развитие некоторых элементов прототуризма в древности. О том, что эта тема для автора не нова, говорят и иные его публикации. Существенный вклад в разработку истории туризма Беларуси внес историк Г.Ф. Шаповал. Несомненной заслугой ученого является введение в научный оборот богатейшего фактического материала, в том числе ранее не опубликованных архивных данных по советскому периоду. Однако, на наш взгляд, автор чрезмерно увлекся фактологической стороной, результатом чего стала некоторая теоретическая незавершенность исследования. Вторую группу работ по вопросам истории туризма составляют опубликованные в последние десятилетия в Беларуси и России учеб- ники и учебные пособия. Среди них, в частности, работы Л.П. Воронковой, Г.П. Долженко и Ю.С. Путрика , О.Г. Дранкевич и М.А. Нагорного , С.Н. Макаренко и А.Э. Саака, М.В. Соколовой . В них довольно детально рассматриваются различные этапы развития туризма, приводятся как известные факты, так и малоизвестные сведения. Третью группу публикаций по истории туризма составляют монографии, научно-популярные книги и статьи по отдельным аспектам изучаемой темы. К ним, например, можно отнести книгу А.С. Сардарова по истории дорог и дорожного строительства Беларуси, что неразрывно связано с историей туризма, а также работы С. Шупляка и С. Гаранина, посвященные средневековому паломничеству на Святую Землю. Близки по содержанию к этой группе публикации по отдельным видам туризма, содержащие малоизвестные исторические факты, которые также могут представлять интерес для исследователей. Среди подобных работ можно назвать публикации А.В. Бабкина и Т.Т. Христова по специальным видам туризма и религиозному туризму соответственно. Теоретико-методологической основой работы послужили современные представления о принципах, функциях, методах и методике исторического исследования. В частности, авторы опирались на принципы системности, объективности и историзма. При проведении исследования применялись как общенаучные, так и специально-исторические методы, включая историко-генетический, историко-сравнительный, историко- типологический и ретроспективный. Кроме того, стоит отметить, что появлению данной книги поспособствовала работа преподавателей исторического факультета в рамках проекта Европейской комиссии 144522 TEMPUS – 2008 – DE – JPCR «MIBET» «Модернизация и внедрение бизнесобразовательных программ для подготовки специалистов в туристической индустрии Республики Беларусь». Благодаря проекту стало возможным активное использование в работе над книгой публикаций зарубежных ученых. Авторы стремились изложить имеющийся материал просто и доступно, что дает возможность использовать настоящую книгу в учебном процессе в вузах, готовящих специалистов для туриндустрии.

Многие исследователи считают, что впервые термин «турист» употребил в 1800 году английский антиквар, поэт, композитор и лексикограф Сэмюель Пэг Младший (Samuel Pegge). В своей работе «Anecdotes of the English Language» (Анекдоты английского языка), опубликованной посмертно в 1803 году в Лондоне, он называет путешественника туристом («A Traveller is now-a-days called a Tour-ist»). Однако во 2-м издании OED приводится публикация 1780 г. под названием «Ode to the Genius of the Lakes in the North Of England» (Ода Духу озер Северной Англии), в которой также встречается данный термин19. Автор работы Уильям Кокин (William Cockin) во введении сообщает, что «его труд не претендует на статус литературного произведения, а представляет собой пример путешествия нынешних туристов. Слово турист, по нашему мнению, не встречается ни в одном из английских словарей, хотя значение его достаточно очевидно...». Именно эту публикацию нужно считать первым упоминанием слова «турист». В свою очередь, термин «туризм» впервые был введен в обращение английским «Спортивным журналом» (England’s Sporting Magazine) в 1811 году. В статье «Sublime Cockney tourism» говорится о новой тенденции в среде английского рабочего класса – «увеселительных путешествиях», то есть путешествиях для удовольствия или развлечения. Примерно в это же время термин «турист» появляется во французском языке. Толковый словарь французского языка Петита Робера (Petit Robert) первое упоминание этого понятия относит к 1816 году, когда вышел в свет рассказ Луи Симонда (Louis Simond) «Voyage d’un français en Angleterre, pendant les annees 1810 et 1811» (Путешествие француза в Англии в 1810–1811 годах). Примечательным является то, что понятие «турист» первоначально использовалось преимущественно в «английском контексте» и обозначало людей, путешествующих по Англии, или самих англичан21 . Изобретение нового слова, несомненно, соответствовало рождению нового типа путешественника, туриста, который на протяжении многих десятков лет сосуществовал с другими – паломниками, бродягами, исследователями, а также теми, кто перемещался из-за желания поправить здоровье, увидеть новые места или посетить родственников. Тем не менее, вначале туристы образовывали так называемый «класс в стороне». Эта категория людей часто высмеивалась как «затерянные на иностранной земле», «неуклюжие», «стадо простофиль». Пожалуй, именно во Франции на протяжении всего XIX века господствовало подобное пренебрежительное отношение к туристам. В знаменитом энциклопедическом «Словаре французского языка Эмиля Литре» (Émile Littré) (1863) приводится следующее саркастическое определение: «Турист (имя существительное мужского и женского рода) – путешествующий по странам только из любопытства или с целью убить время (безделья), совершающий поездку, обычно, для по- сещения родственников». В приписке уточнялось, что «все вышесказанное относится, главным образом, к английским путешественникам во Франции, Швейцарии и Италии». Иными словами, туристом во Франции называли англичанина. Эта этимология освещает тот момент французской литературы, когда либо в романе, либо в театре изображается тип английского туриста – «доброго малого, но немного глуповатого, впрочем, способного выпутаться из наиболее трудных положений, в которых отличается своей удивительной естественностью и бесцеремонностью». Наиболее выразительно понятие «турист» было употреблено французом В. Жекмо в 1830-х гг. Он конкретизировал понятие «tour» как путешествие с возращением обратно к месту выезда и определил, что основными целями туриста являются учеба, лечение и транзит. Позднее, в 1838 году, выходят знаменитые «Mémoires d’un touriste» (Воспоминания туриста) Фредерика де Стендаля (настоящее имя 21 Simond, L. Voyage d’un français en Angleterre, pendant les années 1810 et 1811. Еn 2 t. Tome premier. – Paris: Treuttel et Würtz, 1816. – P. 114–115. Marie-Henri Beyle) – два тома путевых очерков. Автор трактует понятие «туриста» в более широком контексте, а именно турист – это «кто-то путешествующий для удовольствия, независимо по Англии или нет». Данная публикация весьма популяризировала это слово среди читающей публики в Европе. Это дает основание многим ис- следователям считать именно его изобретателем слова «турист». Проникновение термина «туризм» во Францию связывают с 1841 годом. Именно в этом году Томас Кук организовал в Англии первую туристскую поездку. В 1863 году он организовал и возглавил группу путешественников в Швейцарию: это были первые семь туристов в современном смысле этого слова. Впоследствии многочисленные туристские организации появляются и во Франции. Данный пери- од отмечен развитием железнодорожного транспорта. Все это обусловило изменение и развитие туристской лексики. Туризм постепенно теряет коннотацию исключительно к «культурным туристам». Издания того времени высказывали удивление по отношению к этому новому социальному явлению в обществе и из-за увеличения количества путешествующих для удовольствия. Таким образом, во второй половине XIX века термины «туризм» и «турист» вошли в языковой оборот многих народов мира. В русском языке эти слова, как заимствованные из французского, появляются в начале XX века. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» (1890–1907 гг.) термин «туризмъ» встречается в статье, посвященной слову «спортъ». Более того, «туризмъ» вместе с «ѐздой фигурной» относился к разновидностям велосипедного спорта. Такое понимание туризма было связано с образованием в 1895 году в Санкт-Петербурге Общества велосипедистов-туристов, или «Русского туринг-клуба», переименованного в начале XX века в Российское общество туристов. В «Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» (1902 г.) «туристом» называется «лицо, путешествующее для развлечения, преимущественно в горных живописных и морских странах». В целом, уже в тот период туризм рассматривался как частный случай путешествия с определенными целями и обязательным воз- вращением к месту выезда. Необходимость точной дефиниции понятия «туризм» возникла в первой половине XX в., что было обусловлено повсеместным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туризма и, как следствие, попытками статистического учета путешествующих лиц. В 1937 году Комитет экспертов по вопросам статистики Лиги Наций впервые использовал термины «туризм» и «турист» в официальных документах. Под туризмом в статистике стали понимать одну 22 Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона // Яндекс Словари [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/турист/Брокгауз%20и%20Ефрон /Турист/. 12 из форм миграции населения, не связанную с переменой местожительства или работы. Тогда же было сформулировано первое определение понятия «международный турист»: «Туристом является лицо, для которого характерны следующие признаки: передвижение; временное пребывание в определенном месте; отсутствие связи с тру- дом и заработной платой».

3.Составить примерный план работы отдела туризма и краеведения ОО на учебный год

План

 массовых мероприятий центра экологии, краеведения и туризма

на 2019-2020 учебный год

п/п

Наименование мероприятия

Дата и время  проведения

Информационный проект «ДЕНЬ в ИСТОРИИ». (публикации на сайте о важнейших событиях и датах в истории России и Алтайского края (в том числе о Днях Воинской Славы России и с использованием материалов из фондов историко-краеведческого музея  «Хранитель времени»)

В течение года

Информационный проект «Летопись Великой Отечественной (1941-1945)», посвящённый 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (публикации на сайте в хронологическом порядке материалов о Великой Отечественной войне, в том числе из фондов историко-краеведческого музея  «Хранитель времени»

Февраль

2019г.-

апрель 2020г.

Всероссийский экологический диктант

17

сентября

2019г.

Краевой семинар «Формы сетевого взаимодействия по начальной профориентационной работе естественнонаучной направленности в ДОУ»

20 сентября

2019г.

Краевой семинар организаторов туристско-краеведческой работы и судей туристских соревнований и слётов

Сентябрь

2019г.

Краевой семинар «Деятельность школьных  музеев  и краеведческих объединений  образовательных организаций  Алтайского края по увековечиванию памяти  участников Великой Отечественной войны»

Октябрь

2019г.

Краевой  семинар «Детское техническое творчество.  Площадка по обмену опытом»

Ноябрь

2019г

Краевая научно-практическая конференция «Интеграция дополнительного и общего образования в преподавании предметов естественнонаучного цикла: профессиональные компетенции и новые технологии »

Ноябрь

2019г.

2-я Региональная естественнонаучная практическая конференция для обучающихся старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений «Мир глазами ребенка»

16 ноября

2019г

Краевой семинар «Организация учебно- воспитательного процесса: реализация стратегии естественнонаучной подготовки в системе дополнительного и общего образования (опыт, проблемы, перспективы)»

Март

2020 г.

4-я  областная  научно-техническая конференция  «ТЕХНОМИР»

Март

2020г.

Семинар руководителей детских  литературных объединений

Апрель

2020г.

Краевая краеведческая конференция «РЯДОВЫЕ ПОБЕДЫ», посвящённая 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (очная конференция для участников заочных конкурсов «Рядовые Победы» и «По дорогам Великой Отечественной

Апрель

2020г.

Краевой семинар для педагогов, реализующих программы технической направленности, в рамках краевого конкурса – выставки технического творчества и стендового моделирования

Апрель

2020г.

XXVI краевая научно-практическая

экологическая конференция обучающихся

Апрель

2020 г.

 10-я краевая научно-практическая конференция младших школьников «Первые шаги в экологию»

Апрель

2020 г.

Краевой семинар для руководителей объединений естественнонаучной направленности в рамках 26-й краевой научно-практической экологической конференции обучающихся и 10-й краевой экологической конференции младших школьников «Первые шаги в экологию»

Апрель

2020 г.

Краевая детская конференция (для участников литературно-краеведческих конкурсов)

Апрель

2020 г.

Краевой семинар «К природе с любовью» в рамках краевого проекта детского художественного творчества

 «Зеркало природы»

Май

2020г.

Культурные мероприятия, выставки, форумы, фестивали, конкурсы

Региональный этап Всероссийского конкурса на лучший стенд (уголок) «Эколята - Молодые защитники Природы»   в образовательных организациях

Сентябрь

2019г.

Региональный этап Всероссийского конкурса «Юннат»

Сентябрь

2019г.

Краевой заочный конкурс детского творчества"Энергия будущего" в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения#ВместеЯрче и детских научно-исследовательских работ

Сентябрь

октябрь 2019г.

Краевой конкурс юных журналистов «Серебряное перо Края»

Сентябрь-ноябрь2019г.

Краевой конкурс детских рисунков «Моя любимая сказка»

Сентябрь-декабрь 2019г.

Краевой фольклорно-этнографический праздник «Рождественские встречи»

Октябрь-декабрь 2019г.

XXII краевые  чтения учащихся по древней истории края

Октябрь – декабрь 2019г.

XVIII краевой заочный смотра-конкурс материалов школьных музеев «Хранитель памяти»…………………

Октябрь – декабрь 2019г.

Краевой экологический проект «Мы в ответе за тех, кого приручили»

  • Краевая акция «Птичьи кормушки»
  • Краевая  акция «Птицестрой»

Октябрь 2019г.

февраль 2020г.

краевой  заочный конкурс детского творчества «Мой домашний питомец»

Октябрь 2019г.- февраль 2020г.

краевой  смотр - конкурс на лучшую организацию туристско- краеведческой работы с детьми

Октябрь 2019г.

март 2020г.

краевой  заочный

конкурс медиатворчества и программирования (совместно с РДШ)

Октябрь 2019г.- март 2020г.

краевой  проект детского художественного творчества «Зеркало природы»

Октябрь 2019-

май 2020

краевой конкурс «Цветами улыбается земля»

Октябрь 2019г.-ноябрь 2020г.

краевая выставка детского прикладного творчества «Магия творчества»

Ноябрь

2019г

Конкурс методических разработок  в рамках краевого  заочного конкурса «ТехноУспех»

Ноябрь

2019г.

краевой  заочный конкурс «ТехноУспех»

Ноябрь2019г.

Конкурс методических разработок  в рамках краевого проекта детского художественного творчества

 «Зеркало природы»

Ноябрь

2019г

краевые конкурсы для дошкольников в рамках проекта «Маленькая страна» - «Мы друзья природы»

Ноябрь

2019г.

краевой  конкурс «От малой речки до большой Волги»

Ноябрь 2019г.

краевой  профориентационный конкурс детского творчества «Калейдоскоп профессий» 

Ноябрь

2019г.-март 2020г.

Региональный этап Всероссийской Олимпиады «Созвездие». Конкурс изобразительного искусства «Человек-Земля-Космос»

Ноябрь-декабрь

2019г.

краевой  конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь»

Декабрь

2019г.

краевой  конкурс учащихся «Красная книга глазами детей» в рамках  краевого  экологического проекта

«Наследие природы»

Декабрь 2019г.-январь2020г

Региональный этап Всероссийской Олимпиады «Созвездие». Конкурс исследовательских работ и творческих проектов

Декабрь 2019г.-январь 2020 г.

краевой проект «Фотострана»

краевой  конкурс «Природа вокруг нас»

Декабрь 2019г.

апрель 2020г.

Региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» - 2020

Январь 2020г.

краевой   детский  литературный конкурс «Живая земля»

Январь-февраль 2020г

12-й  краевой  конкурс учащихся «Наследие природы»

Январь-февраль 2020г.

Региональный этап Международного конкурса  изобразительного  искусства «Подводный мир глазами детей»

Январь-февраль

2020 г.

Региональный этап  XVIII Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета -2020»

Январь- март 2020г.

краевой  конкурс «Экологическая безопасность-безопасность жизни»

Январь- март 2020г.

краевой  заочный конкурс «Мы в ответе за планету!»

Январь – март 2020г.

краевой  заочный конкурс экскурсоводов «По дорогам Великой Отечественной…», посвящённый 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне………

Январь- март

2020 г.

краевой  заочный конкурс исследовательских работ «РЯДОВЫЕ ПОБЕДЫ», посвящённый 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне…………………

Январь- март

2020 г.

Региональный тур Всероссийского конкурса-фестиваля обучающихся организаций общего и дополнительного образования детей   «Арктур»

Январь-март

2020г.

краевой  литературно-краеведческий конкурс

Январь-март2020г.

краевой  заочный конкурс детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорожный калейдоскоп»

Январь – март 2020г.

краевой  конкурс детских рисунков «Мой любимый город»

Январь-апрель

2020г.

Региональный этап Всероссийских конкурсов:

Литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы»,

Юных вокалистов «Звонкие голоса России»,

Декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусств детских хореографических коллективов «Здравствуй, мир!»

Январь-апрель

2020г.

Региональный заочный конкурс учебных и методических материалов по естественнонаучной, туристско-краеведческой, художественной и социально-педагогической направленностям  в дополнительном образовании

 Январь- апрель

2020 г.

Региональный этап  Российского национального юниорского водного конкурса- 2020

Февраль 2020г.

Региональный этап Всероссийского конкурса

детских рисунков «Лес - наш главный интерес»

Февраль-май

2020г.

Молодежный флешмоб "Голубая лента" в рамках Всероссийской акции "Голубая лента"

22 марта

 2020 г.

Эколого- краеведческий квест «Тропой любви к родному краю»

Март- апрель 2020г.

Региональный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»

Апрель

2020г.

краевой детско-юношеский конкурс «Таланты и поклонники»

Апрель

 2020 г.

краевой  конкурс по пожарной безопасности «Неопалимая купина»

Апрель

2020 г.

Фестиваль «Экологический калейдоскоп»  в рамках  краевого  проекта «Тропа доброты»  для учреждений интернатного типа:                  

Апрель

2020 г.

краевой  конкурс, посвященный Дню Великой Победы

 «Никогда не забудем»

Апрель

 2020г.

Секция «Копилка педагога» в рамках 3-й  краевой   научно-технической конференция   «ТЕХНОМИР»

Апрель

2020г.

краевой  конкурс – выставка технического творчества и стендового моделирования

Апрель- май

2020г.

Фестиваль экотеатров  «Зеленый росток» для дошкольных образовательных учреждений

Апрель-май

2020 г.

краевой  слёт юных экологов

Май

 2020 г.

Региональный этап Всероссийского

 экологического  детского  фестиваля «Праздник Эколят»

Июнь

2020г.

ТехноКвест «В мире будущих профессий» профориентационной направленности

Июнь

2020г.

краевой  конкурс детско-родительского рисунка «День семьи, любви и верности»

Июль

2020 г.

Акции

Всероссийская акция «Живи, лес!»

Октябрь 2019г.

краевая  акция «Неделя в защиту животных»

Октябрь- декабрь 2019г.

краевая акция «Помним и чтим»

Январь- апрель 2020г.

краевая экологическая акция «Живые растения вместо ПЭТ- бутылок».

Октябрь-ноябрь 2019г.

Акция «Осторожно, тонкий лед»

Февраль- март 2020г.

Межрегиональная экологическая акция «Обь – великое наследие России»

Май

 2020г

Спортивные и детско-юношеские мероприятия

краевые  соревнования по авиамодельному спорту «Кубок закрытия сезона»

Сентябрь 2019г.

51-й краевой  туристский слет работников образования

Сентябрь 2019 г.

краевые соревнования по судомодельному спорту

Январь- март 2020г.

Первенства края  по туристской технике в закрытом помещении

Март 2020г.

краевые соревнования по авиамодельному спорту среди обучающихся  

Май 2020г.

55-й краевой  слет юных туристов

Июль 2020 г.

4.В прилагаемом файле (/Типовая модель. Станция туризма/) рассмотреть презентацию типового ресурсного центра туристско-краеведческой направленности и написать рецензию на этот документ, проанализировав перспективы деятельности этого учреждения.

РЕЦЕНЗИЯ

на Типовую модель создания новых мест для дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности

           Рецензируемая работа представляет собой типовую модель создания новых мест для дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности, адресована руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, а также руководителям образовательных организаций.

Типовая модель создания новых мест для региональных систем дополнительного образования детей по туристско-краеведческой направленности разработана в рамках организационно-методического сопровождения решения задачи по созданию новых мест дополнительного образования в соответствии с федеральным проектом «Успех каждого ребенка».

Типовая модель представляет собой пакет организационно-методических материалов, включающих рекомендации и примеры модельных управленческих решений по созданию инфраструктуры для реализации дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности в целях роста охвата детей дополнительным образованием в соответствующем субъекте Российской Федерации, его муниципальных образованиях согласно их территориальным особенностям и стратегиям социально-экономического и пространственного развития.

Типовая модель представляет собой пакет организационно-методических материалов, включающих рекомендации и примеры модельных управленческих решений по созданию инфраструктуры для реализации дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности в целях роста охвата детей дополнительным образованием в соответствующем субъекте Российской Федерации, его муниципальных образованиях согласно их территориальным особенностям и стратегиям социально-экономического и пространственного развития.

Ключевой особенностью типовой модели является единство содержательного, кадрового и инфраструктурного компонентов.

            Структура представляет собой логическую последовательность, составлена в соответствии с требованиями и состоит из  введения ,общих положений, основных рекомендаций к обновлению содержания и организации образовательной деятельности, основных рекомендаций к создаваемой инфраструктуре, основных рекомендаций к кадровому обеспечению и ключевых участников, приложений  (примерная «дорожная карта» реализации типовой модели, примерная информационная стратегия типовой модели, основные индикаторы и показатели типовой модели

и методика их расчета, порядок проведения самообследования региональных и муниципальных систем дополнительного образования и определения стратегии развития их инфраструктурной составляющей для создания новых мест, примерная дополнительная общеразвивающая программа для типовой модели, пример расчета затрат на реализацию типовой модели, примерные перечни средств обучения и воспитания типовой модели, рекомендации по брендированию и фирменному стилю типовой модели.

В  введении указаны цель создания типовой модели - развитие детского туризма, создание сети открытых образовательных площадок для расширения возможностей и увеличение охвата детей дополнительными общеобразовательными программами туристско-краеведческой направленности; функциональное назначение типовой модели – создание качественных и безопасных условий; деятельность новых мест дополнительного образования осуществляется в течение календарного года посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, проектируемых на принципах модульности и разноуровневости, интенсивных форматов (походы, слеты, экспедиции, туристские лагеря, каникулярные программы, профильные смены, выезды, сборы, конкурсы и др.), организации образовательных и социокультурных мероприятий, профессиональных проб; ожидаемые результаты.

        Достаточно полно раскрыты  основные рекомендации, указан примерный перечень должностей, функционала и штатных единиц в зависимости от масштаба реализации, риски реализации типовой модели

         Материал  типовой модели изложен грамотно, последовательно.

         Таким образом, данная типовая модель для целевой аудитории типовой модели «Станция туризма» — учащиеся школ, студенты колледжей и вузов, представляет собой практический интерес для руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, а также руководителям образовательных организаций. Она  призвана обеспечить увеличение охвата детей современными дополнительными общеобразовательными программами в соответствии с их территориальными особенностями и стратегиями социально-экономического и пространственного развития регионов Российской Федерации.

Рецензент:  __________________________________

Дата  24.11.2020 г.

5.Продолжить глоссарий (файл прилагается) /или/ описать успешный опыт работы учреждения/объединения туристско-краеведческой направленности.

       

             Активный туризм — наименование въездного туризма с финансово- экономической

 точки зрения, т.е. Это приезд иностранных туристов в страну посещения, что ведет к

 образованию положительного сальдо в балансе платежей принимающей страны.

               Безопасность туризма — безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их

имущества,

а также ненанесение ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям

 общества, безопасности государства при совершении путешествий, (закон о туристской

деятельности).

             Виды туризма (Forms of tourism) — существуют три основных вида туризма:

внутренний (отечественный) туризм, въездной туризм, и выездной туризм. Они могут быть

 объединены различными способами, чтобы получить следующие дополнительные формы

 туризма: внутренний туризм, национальный туризм и международного туризм

(Глоссарий UNWTO).

              Виза — разрешение на въезд в Российскую Федерацию, пребывание в Российской

Федерации и транзитный проезд через территорию Российской Федерации

иностранного гражданина в течение срока действия визы, оформленное на бланке,

либо с использованием мастичного штампа и выданное уполномоченным органом

(постановление Правительства России от 09.06.2003 № 335).

               Виртуальный туризм {virtual tourism) — 1) туризм, организуемый посредством

 использования современных информационно-технологических (электронных, мобильных)

средств бронирования (дистрибуции); 2) виртуальные туры и экскурсии в сети интернет,

совместно разработанные и продвигаемые туристскими и ит-компаниями.

              Внутренний туризм (Domestic tourism) — включает деятельность резидента в

 соответствующей

стране, либо как часть поездки внутреннего (отечественного) туризма или как часть выездного

туризма (Глоссарий UNWTO).

             Внутренний туризм (Internal tourism) включает в себя внутренний (отечественный)

туризм плюс въездной туризм, то есть это деятельность резидентов и посетителей-

нерезидентов в пределах страны учета в рамках внутренних или международных

туристских поездок (в русскоязычной литературе — туризм в пределах страны) (Глоссарий

UNWTO).

            Гид-переводчик — профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее

иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления

 деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране

(месте) временного пребываниям (Закон о туристской деятельности).

           Доступный туризм (accessible tourism), также безбарьерный туризм (barrier-free tourism) — туризм, предусматривающий универсальную возможность людей путешествовать и пользоваться услугами туриндустрии без каких-либо ограничений, подразумевающим наличие (или создание) безбарьерной среды как для туристов, так и для местных жителей территории, развивающейся как туристская дестинация.

           Инструктор-проводник — профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»)

Карта — это часть земной поверхности, изображенная на плоскости (на бумаге или в электронном виде) в условных знаках, с учетом кривизны земной поверхности и выраженная в масштабе.

Компас — прибор для определения сторон света и направлений на местности. Туристы и ориентировщики пользуются магнитным стрелочным компасом.

Маршрут (нем. Marschroute, от франц. Marche — ход, движение вперед и route — дорога, путь) — намеченный путь следования, направление движения объекта, относительно определенных географических ориентиров и координат, с указанием основных пунктов.

Маршрут повышенной опасности — путешествия по горной и труднопроходимой местности, с посещением спелеологических и водных объектов и другие (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»),

Масштаб — отношение длины отрезка на карте к действительной длине этого отрезка на местности.

Поездка туристская — поездка путешествующего лица в основное место назначения за пределами обычной среды менее чем на один год с любой целью (деловой, развлекательной и др.), кроме трудовой деятельности на предприятиях — резидентах в посещаемом месте (Международные рекомендации по статистике туризма 2008).

План местности — крупномасштабная детализированная карта на небольшой участок местности (например, план школьного двора, план оздоровительного лагеря, план населенного пункта).

Путевка туристская — бланк строгой отчетности установленной формы, позволяющий осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольнокассовой техники в случае оказания туристических услуг (Закон об использовании ККМ, Приказ об утверждении формы «Турист. Путевка»),

 Путеводитель — специальное справочное издание для туристов, содержащее описание туристских достопримечательностей, информацию об объектах туристского сервиса и другую необходимую информацию.

Спортивная карта — специальная карта района соревнований по ориентированию, изображенная в масштабе с указанием высоты сечения рельефа. Спортивная карта используется спортсменом для ориентирования на местности при прохождении трассы соревнований. Для изображения объектов местности на спортивной карте используются условные знаки, утвержденные Международной федерацией ориентирования. Основным содержанием спортивной карты является отображение проходимости местности и индивидуальных особенностей изображаемых объектов.

Спортивное ориентирование — вид спорта, в котором спортсмены, используя спортивную карту и компас, проходят неизвестную им трассу через контрольные пункты, расположенные на местности. Победителем считается тот, кто прошел трассу за минимальное время.

Спортивный туризм (sports tourism) имеет целью занятия физкультурой и спортом, поддержание физической формы через участие в физических мероприятиях и специализированных классах (треккинг, скалолазание, пешие, велосипедные, конные, горнолыжные путешествия, дайвинг, яхтинг, рафтинг, серфинг и др.) под руководством инструкторов.

Схема местности — упрощенное изображение основных элементов содержащихся в карте.

Топографическая карта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность. Топографическая карта содержит сведения об опорных геодезических пунктах, рельефе, гидрографии, растительности, грунтах, хозяйственных и культурных объектах, дорогах, коммуникациях, границах и других объектах местности. Полнота содержания и точность топографических карт позволяют решать технические задачи.

Туризм — временные выезды (путешествия) граждан российской федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально- деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Туризм детский — путешествия и/или экскурсии организованных туристских/экскурсионных групп детей в возрасте от 7 до 14 лет в сопровождении руководителя группы, по туристским маршрутам с познавательными, учебными, рекреационными, оздоровительными, физкультурно-спортивными и иными целями (ГОСТ Р 54605—2011).

Турист/экскурсант несовершеннолетний — ребенок/юноша/девушка в возрасте от 7 до 18 лет, посещающий страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных и иных целях в сопровождении родителя (опекуна), доверенного лица или руководителя организованной туристской/экскурсионной группы (ГОСТ Р 54605-2011).

            Туристские расходы — затраты на приобретение потребительских товаров и услуг, а также других ценностей для личного пользования или передачи другим лицам при подготовке к туристской поездке и в ходе нее.

Туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты страны, включающие объекты туристского показа, способные удовлетворить духовные, познавательные и иные потребности туристов.

Туристский опыт понимается как совокупность знаний, умений и навыков, сложившихся у посетителя во время туристского путешествия.

Условные знаки (картографические условные знаки) — система знаковых графических обозначений (знаков), применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик.

          Экологический туризм — любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению благосостояния местного населения.

          Экскурсант — лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика.

          Экскурсовод (гид) — профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьесбережение-как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения"

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений  в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко расп...

Здоровьесбережение - необходимое условие формирования образовательной среды школьников.

      Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию э...

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младшего школьника.

В статье раскрыта возможность организации здоровьесберегающей среды в начальной школе с использованием "Дневника без двоек"...

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки» (программа туристско-краеведческой направленности, реализуемая в условиях ЛДП)

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки»(программа туристско-краеведческой направленности,реализуемая в условиях ЛДП ) Календарно-тематическое планирование. расчитана на 21 день....

Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности " По тропам Тамбовского края"

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА1. Учреждение:Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Ю.А.Гагарина»2. Полное название программы: «По т...

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...

Материалы для работы с родителями (методические разработки индивидуальных консультации для родителей в рамках компетенции педагога дополнительного образования, сценарий родительского собрания)

Индивидуальная консультация в учреждении дополнительного образования – это одна из важнейших форм сотрудничества педагога с родителями обучающихся. Зачастую она дает практические советы по...