Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)
статья

Статья на тему: Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ

(дети с нарушением зрения)

Автор:

Вечерняя Ю.В.,

педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ

Красносельского района Санкт-Петербурга

Современные условия организации образовательного (воспитательно-образовательного) процесса предполагают доступность обучения/воспитания в общеобразовательных учреждениях воспитанников/учеников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), то есть, инклюзию. Данная философия имеет смысл на сегодняшний день и, в свою очередь, обусловлена несколькими факторами: интеграция общества (тенденция учитывать индивидуальные особенности всех категорий граждан, а не разделять их по группам согласно каким-то критериям); увеличение количества граждан (детей/молодежи), у которых имеются особенности по здоровью (ограничения, инвалидность) – в связи с чем повышается потребность в специально организованных учебно-воспитательных учреждениях, которые надо строить и набирать дополнительный штат педагогических работников, что, разумеется, связано с экономическими трудностями; современные тенденции так называемой «глобализации» требуют от всех членов общества развития самостоятельности и личной ответственности, потому каждый человек должен быть способен самостоятельно ориентироваться в общем социальном пространстве (информационном и реально-физическом), делать выбор, уметь отвечать за этот выбор – модель разделения общества по «кастам», артелям/гильдиям, кланам – при всей ее четкости и упорядоченности, многовековой традиции – становится неприменима (то есть, даже инвалид сегодня находится как бы «один на один» со всем миром, и никто не имеет права считать/делать его изгоем, лишать его возможности нахождения в среде «нормальных», «здоровых» граждан).

Присутствует также и нравственная сторона вопроса. Современные тенденции явным и скрытым образом провоцируют у людей эгоцентризм и эгоизм, вседозволенность и вседоступность. Но общество, в котором не развито сострадание, реальная взаимопомощь, терпимость и признание уникальности каждого человека в его психических или физических особенностях, очень быстро деградирует, «примитивизируется» и исчезает как этнос, культура и даже как популяция. Поэтому «особенные» люди нужны и важны для общества, и важно их нахождение в общей среде – они несут своеобразную воспитательную функцию.

На сегодняшний день родители (законные представители) имеют право на предоставление места в обычном детском саду или школе ребенку с ОВЗ. Инклюзивное образование предполагает создание «особых» условий – организацию такой среды, где безопасно, комфортно и относительно всеобъемлюще учтены потребности и интересы всех воспитанников/учащихся. Эти условия обеспечиваются проектом – то есть, предусматриваются еще на этапе строительства/реконструкции, отделки, расстановки мебели… Однако, первая трудность, с которой приходится столкнуться – отсутствие необходимой теоретической базы и практического опыта у педагогов и даже вспомогательного персонала по работе с «особыми» детьми в составе общей группы/класса.

Основная же проблема возникает в отношении «обычных» (всех остальных) детей: они видят «специфику» поведения ребенка с ОВЗ, особые способы взаимодействия с ним со стороны взрослых и, что называется, «пребывают в недоумении». Им не дозволяется делать многое из того, что не успевает пресечь воспитатель в отношении «особенного» ребенка, с ними настолько не «церемонятся», возможно, и не уделяют так много внимания (как им самим кажется); при этом, дети не особо вдаются в причины таких расхождений в обращении – они не понимают и не принимают принципиального различия между «обычным» и «особым» членом группы/класса.

Таким образом, можно утверждать, что в России ситуация с инклюзией в образовании на данный момент находится еще на стадии «закладки фундамента». Необходимость назрела, первые пробные шаги делаются, появляется даже первый практический опыт и инновации. Однако, существенная трудность – в отсутствии так называемой консолидации всех сторон-участников процесса:

- родители достаточно часто не интересуются особенностями своих детей (распространена ситуация с замалчиванием диагнозов и проблем), предпочитая не замечать «неудобное», неприятное;

- педагоги слабо владеют «инклюзивными технологиями», информации по данной теме уже очень много – но целостной методологии нет (в частности, остро стоит вопрос у большинства учителей: как разъяснить ребенку различие заданий и требований по одной и той же теме на одном и том же уроке для него и другого «особенного» одноклассника; в чем «особенность» другого?);

- российское общество в целом, увы, не готово пока «адекватно» воспринимать «особенных» людей в повседневных ситуациях в постоянном взаимодействии (как членов одного коллектива, например) – и осознание/понимание ситуации «обыкновенности» такого общения/взаимодействия, как показывает опыт многих стран, приходит не сразу, это воспитывается, «созревает» через несколько поколений…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

План воспитательной работы педагога дополнительного образования

Данная методическая разработка, возможно, будет полезной при составлении плана воспитательной работы педагогами....

«Упражнения для укрепления здоровья ребенка на занятиях вокалом». Из опыта работы педагога дополнительного образования Чугуновой О.Н.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов-вокалистов и родителей детей, обучающихся в вокальных коллективах.Цель: укрепление здоровья ребенка путем применения различных упражнений при...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по английскому языку для детей в возрасте от 5 до 7 лет

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона,  образовательных потребностей и запросов  воспитанников. Определяет ц...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Мотивационные факторы и регуляторы в работе педагога дополнительного образования: кейсы для практического занятия с наставляемым педагогом.

Работа с педагогами в последнее время видоизменяется. Мало давать  готовый методический материал педагогам. Надо настроить их на педагогический поиск решения проблемы. Сами нашли - оценили-поняли...

Консультация для коррекционных педагогов на тему: «Формы и методы обучения детей с нарушением зрения.»

Консультация описывает основные формы и методы формирования сенсорных представлений у детей с нарушением зрения....