Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
опыты и эксперименты на тему

Якименко Марина Геннадиевна

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о  проводимой работе по развитию духовно-нравственной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования

муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район

Якименко Марины Геннадиевны

                                    Для большинства из нас опыт — это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь.

Сэмюэл Кольридж

Работа педагога дополнительного образования не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Сколько всего надо знать нового, сколько материалов нужно успеть подготовить, суметь сделать работу самому и понятно объяснить каждому ребенку. Как и чем увлечь, заинтересовать, чтобы найти подход к каждому воспитаннику, помочь ему развивать свое собственное мышление, воплощать свои идеи на практике? Как важно завоевать доверие родителей, суметь понять, что в итоге они хотят получить от занятий в моем кружке для своего ребенка на начальном этапе образовательного процесса.

Сложна и многогранна работа педагога дополнительного образования. Сколько всего надо узнать нового, успеть подготовить для работы, суметь сделать самому и понятно объяснить, чтобы найти подход к каждому обучающемуся. Ведь он по-своему воспринимает поведение окружающих людей, их отношение к себе, к своим близким. Как важно завоевать доверие родителей, суметь понять, что конкретно они хотят получить от занятий в моем объединении для своего ребенка.

Педагогом дополнительного образования я работаю пятый год. Все эти годы стремлюсь к повышению качества своих знаний и знаний  обучающихся, изучаю методическую литературу, осваиваю навыки работы с деревом, соленым тестом, просматриваю мастер – классы других педагогов по работе с природным материалом, деревянными поверхностями, декупажем, полимерной глиной, кожей. Стараюсь строить свои занятия методически грамотно, интересно и доходчиво. Приглашаю на свои занятия учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, чтобы выработать тактику преемственности в обучении. Стремлюсь удерживать интерес детей на протяжении всей образовательной деятельности, заинтересовать их выбранным содержанием занятий, игровыми приемами, учусь находить оптимальное соответствие методов и приемов закономерностям возрастного и индивидуального развития детей.

Одним из важнейших процессов является общение. В процессе общения дети познают окружающий мир, усваивают общественно-исторический опыт, накопленный предшествующими поколениями человечества. Общение является необходимым фактором развития личности ребенка. Оно способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. Знание механизмов восприятия человека человеком в процессе общения помогает эффективно управлять воспитательным процессом через общение педагога и воспитанника, детей между собой. Нарушение общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.

В современном образовании ценится новизна. Поэтому с каждым годом уделяю все больше внимания использованию на занятиях информационно-коммуникативных технологий, ищу новые формы и методы подачи материала детям, чтобы поддерживать интерес к творчеству. Так, наряду с использованием различных презентаций при изучении каждого раздела моей программы, предлагаю учащимся тематические презентации, позволяющие за короткий отрезок времени проследить все этапы изготовления конкретной работы. Очень удобно использовать на занятии видеоролики о направлениях в декоративно-прикладном искусстве. У ребят расширяется кругозор и вместе с тем идет обучение традициям национальной культуры, быта. Многим ребятам нравятся видеоролики о технических достижениях в армии и флоте, космосе. После таких просмотров появляются работы из папье-маше или соленого теста технической направленности.

Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер-класс. Это потрясающая педагогическая система, позволяющая открыто демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы. Мастер-класс – это главное средство передачи новой идеи своей педагогической системы, эффективная форма передачи знаний, умений и навыков, обмен опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов усвоения определенного содержания при активной роли всех участников. Во время школьных каникул дополнительно к программе проводится несколько мастер-классов по самым популярным среди детей направлениям: поделка из природного материала, соленого теста, из бросовых материалов. Результатом является практическая значимость осуществляемой деятельности для детей и появление всевозможных баночек для хранения школьных принадлежностей, выполненных в различной технике с использованием разных материалов; изготовление  миниатюрных коробочек и подвесок  для хранения мелочей; изобретение летательных аппаратов, животных и предметов быта из бросового материала. Причем всегда на мастер-классе дается установка: педагог показывает принцип использования материалов в работе, дети должны, пользуясь навыками, умениями и предложенными материалами, придумать и создать свою неповторимую поделку. В конце занятия всегда каждый участник демонстрирует готовое изделие и объясняет воплощение своей мысли в поделке.

После длительной или трудоемкой работы в середине занятия для ребят устраиваются игры. Они позволяют воспитанникам расслабиться на некоторое время, чтобы потом с новыми силами приступить к следующему этапу работы. Игры для себя дети изготовляют своими руками из подручных материалов. Так поддерживается интерес к самой игре и развивается бережное отношение к ее эксплуатации. Игра «Техническое лото» (парные карточки с картинками самолетов, космических кораблей, роботов и т.д.); игра «Сказочное лото» (парные карточки с картинками сказок и мультфильмов); «Точный бросок» (я связала мишень с цифрами, и с помощью крышек от пластиковых бутылок, делаются броски и подсчитывается количество очков); «Попади в цель!» (из лотков от яиц сделали конусы, на которые надо набрасывать картонные кольца, обвитые шпагатом и подсчитывать очки). Но самой популярной игрой среди детей считается «Боулинг». Мы расписали 10 баночек от чипсов, сделали шар из лотка от яиц и по очереди сбиваем выстроенные треугольником кегли. Победители и участники получают сладкие призы.

Конкурс – особая форма методического занятия, которая основывается на демонстрации творческого решения определенной познавательной педагогической задачи. В плане воспитательной работы кружка «Мастерилка» на каждый учебный год  планируется проведение нескольких внутрикружковых конкурсов: конкурс поделок «Природа и я»; конкурс на самую аккуратную поделку; конкурс новогодних поделок, поделок ко Дню Защитника Отечества, к 8 Марта и празднику Святой Пасхи. Результат конкурса – формирование мотивации к самообучению, саморазвитию и самосовершенствованию. Кроме того, в ходе проведения таких конкурсов выявляются работы, которые изготовлены качественнее остальных и могут при доработке принять участие в районных муниципальных или дистанционных всероссийских творческих конкурсах. Победители и призеры таких конкурсов поощряются летними занятиями в Лагере дневного пребывания от Станции Юных Техников.

Проводятся также выставки лучших работ учащихся кружка «Мастерилка» (с обязательным привлечением обучающихся к их организации) к Новому году, к 8 Марта и в конце учебного года. Такие выставки не оставляют равнодушными не только детей, но и педагогов и родителей. Учителя начальной школы подводят к выставочным экспонатам всех учащихся своего класса. Воспитанникам кружка очень нравится, когда другие дети, старшеклассники или родители положительно оценивают их работы. Дети с гордостью рассказывают посетителям последовательность изготовления поделки. К результатам проведения таких выставок я отношу и тот факт, что вслед за старшими детьми на занятия в кружок приходят их младшие сестры или братья, поступившие в первый класс.

Некоторые ребята приходят вслед за друзьями, когда слышат восторженные отзывы об изготовлении понравившейся поделки, экскурсии на предприятие, веселых играх, викторинах. И это замечательно, потому что всегда есть дети, которые долго ищут свое место, «путешествуя» по различным кружкам, пока не отыщут то направление, которое им по-настоящему нравится. Кто-то уходит от меня, кто-то приходит ко мне. Наибольшие такие «путешествия» наблюдаются среди первоклассников. Я считаю, что это происходит оттого, что на начальном этапе часто решение посещать тот или иной кружок принимают родители. И уже потом, в процессе занятий, исходя из собственных желаний и стремлений, ребенок самостоятельно принимает решение уйти или остаться.

При составлении программы занятий обязательно в каждой группе планируются несколько экскурсий. Они развивают у ребят любознательность, вызывают интерес к творчеству, познавательную активность. Для первоклассников экскурсии включают посещение библиотеки, знакомство с новыми книгами (в том числе и техническими) и обязательное проведение тематического мастер-класса. Кроме того, планируется знакомство с историко-культурными достопримечательностями города, экскурсия в музей Ивана Поддубного, посещение краеведческого музея, для знакомства с культурой и бытом кубанских казаков. Соприкосновение с историческим прошлым родного края духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре.

Для ребят постарше предлагаю посещение местной швейной фабрики, фабрики по изготовлению рекламной продукции, и, чтобы вызвать в них восхищение творчеством русского народа, мастерских местных умельцев, музеев, выставок декоративно-прикладного и технического творчества. В целях развития в детях чувства гордости за свою Родину и ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живём, в рамках военно-патриотического воспитания подрастающего поколения провожу экскурсии и встречи с представителями военно-патриотического центра «Звезда» г. Ейска. В целях закрепления знаний детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения, а также в рамках профилактики дорожно-транспортных происшествий проводятся встречи с инспекторами ОГИБДД.

Взаимное сотрудничество с разными организациями в образовательном процессе позволяет совместно подбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать и поддерживать его интересы, помогать преодолевать те трудности, которые мешают ему в работе. Не стоит забывать и о постоянном сотрудничестве с родителями. Именно взаимодействие с родителями, бабушками и дедушками помогает педагогу понять глубину интересов и стремлений ребенка, которые важно направить в нужное русло. Показателем интереса детей к занятиям можно считать содержание разговоров школьников друг с другом. Если они непринуждённо обсуждают то, что узнали нового на занятии, что дополнительно прочитали или увидели по сети Интернет, то это свидетельствует об их творческом развитии. Обращаю внимание и на содержание вопросов детей. Вопросы свидетельствуют о любознательности, осведомлённости детей, об уровне развития их чувств и эмоций, о том, как идёт усвоение познавательного материала.

Результатом занятий в кружке «Мастерилка» является итог работы обучающегося по освоению программы дополнительного образования, следствие собственных усилий и собственной деятельности в образовании себя, выражение степени своей успешности и личностного роста. Ребенок имеет возможность выбирать и осваивать свой выбор, извлекать новые знания в процессе взаимодействия с различными предметами труда.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е.К. Зырянова»

УЧЕБНЫЙ ПЛАНначального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя  школа №1 имени Е.К. Зырянова»  2016 – 2017 учебный год...

УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е.К. Зырянова»

УЧЕБНЫЙ ПЛАНначального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя  школа №1 имени Е.К. Зырянова»  2016 – 2017 учебный год...

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя общеобразовательная школа №1»

ОГЛАВЛЕНИЕ№Разделы основной программыСтраницыI.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка.3-8 стр.1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начальног...

УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е.К. Зырянова»

ООП НОО МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.Учебный план и план внеуро...

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя общеобразовательная школа №1»

ОГЛАВЛЕНИЕ№Разделы основной программыСтраницыI.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка.3-8 стр.1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начальног...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Садыкова Гизара Фагимовича Методическая разработка "Спинер с резиномотором"из конструктора " Fun Block"

В конструкторе "Fun Block" производитель предлагает ограниченное число инструкций по сборке различных конструкций (около 20), что недостаточно для  работы в течение учебного года 36 зан...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Садыкова Гизара Фагимовича методическая разработка "Спинер с резиномотором из конструктора " Fun Block" для учащихся 1- 4 классов

В конструкторе "Fun Block" производитель предлагает ограниченное число инструкций по сборке различных конструкций (около 20), что недостаточно для  работы в течение учебного года 36 зан...