Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"
методическая разработка по теме

Черкасова Инна Викторовна

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального района Ставропольского края  Черкасовой Инны Викторовны на тему

« Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения «Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования» 

Главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального района Ставропольского края

Черкасовой Инны Викторовны

« Развитие проектного мышления

у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения «Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования»

                                                                                              Скажи мне -  я забуду,

                Покажи мне – я запомню,

                 Дай мне сделать это,

                 И это станет моим навсегда.

                Китайская пословица.

 

По общему признанию, XXI столетие - это период «глобальных инноваций» во всех областях экономики, техники, образования, культуры, общественной и индивидуальной жизни. По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но к преобразованиям и изменениям в образе деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны.

Навыки мышления, общественное сознание и психология поведения всех субъектов, в частности, образовательного процесса уже не соответствуют новым условиям, в которые властно поставила нас жизнь.

Важнейшей составляющей инновационного образования должна быть методология деятельности как система процедурных правил, принципов и приемов, которые составляют содержание человеческой деятельности, ее стратегию и тактику, связывают теорию и практику. Развиваясь первоначально в наукоемких отраслях промышленности, методология инновационной деятельности в настоящее время все более проникает в социальную сферу. В частности, инновационное обучение создает новый тип учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность учителя и ученика (педагога и воспитанника учреждения дополнительного образования). Такой тип обучения (и образования) помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие проблемные ситуации, как перед отдельным человеком, так и перед обществом.

В педагогических нововведениях центральное место занимают технологии обучения, развивающие личность обучаемых, их способности, в частности, творческие технические способности. Одной из таких технологий является  метод проектов.

Метод проектов (путь исследования) - это система обучения, основанная на индуктивном принципе, заключающемся в обобщении знаний и умений, полученных при решении частных задач во время проектирования. Самостоятельное получение теоретических знаний обеспечивает лучшее их усвоение и запоминание. Это явилось основой широкого распространения метода проектов в ряде передовых стран.

 Первоначально он был предложен в конце XIX столетия американскими учеными  Д. Снезден,  Д. Дьюи,  У. Х. Кипарк.  Большое внимание этому методу уделял один из ведущих педагогов дореволюционной России С.Т. Шацкий. Во второй половине 20-х годов метод проектов использовался в практике работы школ, но придание ему политической направленности, противопоставление советской школы опыту капиталистических стран привели к тому, что организация работы по нему с учащимися была осуждена ЦК ВКП (б) Постановлением от 5-го сентября 1931 года «О начальной и средней школе». Это привело к длительному забвению этого метода. Ныне он возродился вновь и широко пропагандируется в периодической и иной педагогической литературе. Однако, на мой взгляд, еще мало освещена практическая организация проектирования.

За последние годы в российской системе дополнительного образования появился опыт внедрения развивающих задач, определяемых как проект. Результатом этой педагогической деятельности является создание ребенком собственного проекта на предложенную тему. Под проектом в контексте дополнительного образования понимается результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогических условиях. Она даёт ребенку возможность действовать самостоятельно, реализовывать замысел и получать определенный результат.

Метод проектов ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности ребенка, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо педагогической задачи. Творческий проект представляет собой самостоятельно разработанный и изготовленный ребенком продукт, от идеи до ее воплощения, в материале, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем взрослого. Обучение предполагает определенную структуру учебных материалов, которая позволяла бы использовать их для построения учебных моделей. Это своеобразный конструктор, охватывающий все сферы содержания образования. Речь идет как о мыследеятельном моделировании, так и построении реальных моделей.

         В  деятельности педагога дополнительного образования технического профиля важной задачей считаю подготовку учащихся  в области технического проектирования и моделирования, потому работаю по теме «Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения «Начальное техническое моделирование».

Главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

 Педагогическая цель: вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, развитие художественно-эстетических способностей, проектировочных и технологических умений.

Задачи:

  • практическое использование знаний, умений, навыков;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • освоение работы с технологической документацией.

Как показали результаты работы на занятиях детского объединения «Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования» развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста включает в себя следующие основные стадии разработки проекта:

  1. Организационно – подготовительная: проблематизация – разработка проектного задания (выбор).
  2. Разработка проекта: исследовательский этап, разделение проекта на части и анализ составляющих частей.
  3. Технологическая: реализация частей, составляющих проект, включающий в себя оценку использования различных источников информации, планирование деятельности, применение различных приемов и материалов конструирования.
  4. Заключительная: оформление результатов – презентация, обсуждение, саморефлексия.

Уровень креативности у детей младшего школьного возраста определяется доминированием в мышлении четырех основных особенностей. Это:

  • Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне;
  • Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;
  • Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые стороны;
  • Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей (А.Г. Маклаков).

Эти особенности позволяют проследить на занятиях прямую взаимосвязь между дивергентным мышлением и проектной деятельностью детей, как деятельностью творческого характера. Формирование и развитие проектного мышления происходит в процессе  приобщения детей к конструированию и моделированию объектов техники, создании сюжетных макетов, разработке интерьера комнат и другие.

В практической работе с детьми  использую систему художественного конструирования на основе четырех традиционных способов (Л. А. Парамонова):

  1. Конструирование с опорой на образец (целостный готовый образец и образец с неполными характеристиками);
  2. Конструирование по схеме и простейшему чертежу;
  3. Конструирование по условиям;
  4. Конструирование по замыслу.

Я работаю по программе «Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования»  для детей 7 – 11 лет (автор - составитель Черкасова И.В.). В процессе педагогической деятельности я адаптировала программу  к конкретным возможностям  и особенностям учащихся,  внедрив в некоторые разделы программы выполнение проектных заданий.

      Например, при изучении  темы «Изготовление модели трактора» из блока программы «Конструирование из объемных деталей» (1 год обучения),  

предполагается сконструировать модель трактора.  Известно, что трактор относится к сельскохозяйственным или промышленным машинам, может быть на колесном или гусеничном ходу, иметь ковш, стрелу, кабину и другие части. Возник образ. Теперь нужно разработать технологическую документацию на его изготовление. Дети выполняют общий рисунок – находят наиболее рациональное расположение и компоновку частей. Когда найдено удачное конструктивное решение, делают эскиз, чертеж. Данные переносятся на материал и строят объект. Здесь необходимо отметить, что, при создании конструкций из готовых форм, например из различных коробочек, геометрических фигур разработка эскизного проекта может отсутствовать. Но это только на начальных этапах конструирования.

В зависимости от уровня подготовки, технического мышления, опыта, возраста детей проект может иметь различные варианты даже у одного исполнителя, что будет свидетельствовать о высоком уровне проектного мышления. Чтобы достичь высокого уровня проектного мышления, дети должны пройти все этапы разработки проекта.  Необходимо так же помнить, что такие задачи ставятся, когда учащиеся имеют определенный уровень знаний и опыт работы, хорошие графические навыки, знают свойства материалов, умеют пользоваться инструментами и приспособлениями.

  Учащиеся, которые проявили себя  в конструировании и моделировании имеют возможность заочно обучаться в Малой технической академии КЦРТДиЮ. В течение трех лет они выполняют контрольные работы по направлению «Дизайн».  Во время обучения в Малой технической академии мои ученики успешно защитили свои проекты на VII Грачевской районной научной  конференции школьников (Попова Анастасия (1 год обучения) с проектом «Россыпь стеклянной мозаики», диплом – 3 место) и  Открытой научно-практической конференции «Научно - техническое творчество нового поколения – 2009» (Августинова Дарья , 2год обучения) с проектом «Стеклянная посуда: мифы и реальность», грамота министерства образования за актуальность и практическую значимость  проекта.

Учащиеся, которые  проявили творческие способности, нестандартные подходы к конструированию и моделированию  технических объектов могут участвовать в конкурсах различных уровней. Например, учащийся Акинин Денис совместно с  Задовым Юрой (учащийся детского объединения «Общетехническое моделирование»)   предложили создать военно-историческую миниатюру с использованием модели самолета Ил-2 и  макета – панорамы.  Итог их работы - 3 место в краевом конкурсе - вставке  «Юные авиамоделисты – будущие авиаторы страны», посвященном  65-летию Победы в Великой Отечественной войне по направлениям «Авиа - и Ракетомоделирование».

 В результате проектной деятельности на занятиях детского объединения «Начальное техническое моделирование» формируется личность с технологическим мышлением и определенным уровнем технологической культуры.  Результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности, а продукт (машинка, сюжетный макет) – это одно из воплощений замысла, он помогает представить, каков был замысел решения проблемы проекта.

 Таким образом, в детском объединении созданы  благоприятные условия для развития проектного мышления, реализации творческого потенциала детей. Ведь начальное техническое моделирование это только первая ступень в большой мир технического творчества.

 

Литература.

  1. Дополнительное образование и воспитание,  № 5, 2007г.
  2. Дополнительное образование и воспитание, 11, 2009г.
  3. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. Москва «Просвещение», 1988 г.
  4. Немов Р.С. Психология. Книга 1.Общие основы психологии. Москва  «Просвещение», «Владос», 1995 г.
  5. Найденко Г.В. ТРИЗ-педагогика как основа новой образовательной технологии в области научно-технического творчества учащихся учреждений дополнительного образования. Ставрополь, 2009
  6. Сборник. Творческая активность обучающихся и их профессиональное

мастерство. Составитель Вознесенская Е. А.  Ставрополь, 2005г.

                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

«Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок».

Умение рассуждать и доказывать необходимо и взрослому, и ребенку. Оно необходимо специалисту любой отрасли знания и производства. Оно необходимо школьнику для успешного овладения знаниями. Поэто...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»

Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения» (из опыта работы)

В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по  теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Описание опыта работы в информационно-педагогических модулях...

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста.

Все современные учебники для начальных классов содержат  специальные упражнения для развития  логических приемов  умственных действий: сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификаци...

Развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня же задачи несколько иные. Главная задача – научить учиться. И именн...