Формы взаимодействия педагога и родителей.
учебно-методический материал по теме

Волошина Ирина Викторовна

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент человеческой личности. Правильное воспитание ребенка в этот период жизни в условиях семьи имеет исключительную значимость. Увы, не все родители это осознают, и не все родители способны правильно заложить этот фундамент. Поэтому целесообразен поиск эффективных путей творческого, равноправного, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 97039_formy_vzaimodeystviya_zip-papka.zip38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия педагога и родителей.

Автор:

Волошина И.В,

Учитель нач. классов МОУ «»СОШ№1»

Содержание:

Введение

I. Начальный этап работы с родителями

II. Формы взаимодействия педагога и родителей

III. Коды общения как методы установления и поддержания контакта с родителями

IV Приложение

 Введение:

На необходимость создания союза родителей и педагогов указывал известный советский педагог А.С. Макаренко: «Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как  хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

На сегодняшний день проблема воспитания детей в школе и в семье остро актуализирована. В условиях, когда большинство семей озабочено решением насущных проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась такая социальная тенденция, как самоустранение многих родителей от решения вопросов воспитания ребенка и его личностного развития.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент человеческой личности. Правильное воспитание ребенка в этот период жизни в условиях семьи имеет исключительную значимость. Увы, не все родители это осознают, и не все родители способны правильно заложить этот фундамент. Поэтому целесообразен поиск эффективных путей творческого, равноправного, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

В данной работе я предлагаю вам ознакомиться с методами и приемами работы с родителями, которые я использую как педагог в своей практике.

I. начальный этап работы с родителями.

Работа с родителями – один из труднейших аспектов в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, особых профессиональных и личностных качеств. Под работой с родителями мы подразумеваем не только непосредственно процесс  активного коммуникативного взаимодействия между учителем и родителями, но и подготовительный этап, включающий в себя процесс сбора необходимой информации о родителях.

 Такой необходимой информацией является социально-профессиональная характеристика родителей класса. При составлении такой характеристики учитывается:

% -рабочих

% -служащих

% -безработных

а также:

-образовательный уровень родителей

-состав семьи

-условия жизни

-семейные увлечения, традиции

-здоровье ребенка (мед. карта)

Не зная (или плохо зная) учеников и их родителей невозможно эффективно решать задачи обучения и воспитания.

На практике эти данные можно получить, проведя анкетирование или тестирование. (См. приложение)

На одном из первых родительских собраний следует ознакомить родителей с их правами и обязанностями как членов родительского коллектива класса. (См. приложение)

II. формы взаимодействия педагога и родителей.

В педагогической практике существует много форм работы с родителями. Наиболее распространенными  являются:

  • родительское собрание
  • родительский лекторий
  • конференция
  • вечера вопросов и ответов
  • диспут, дискуссия
  • встреча родительской общественности с администрацией школы, учителями
  • индивидуальная работа педагога с семьей
  • групповые консультации
  • день открытых дверей
  • клуб «РиД»

Но какая бы форма работы ни использовалась, главная задача учителя – вселить в родителей уверенность в том, что вместе мы все преодолеем.

Родительское собрание – одна из наиболее распространенных форм повышения педагогической культуры родителей. Но необходимо помнить, что собрания не должны сводится к монологу учителя; это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.

Меня всегда беспокоило то, что родители часто идут на собрание без желания, поэтому я решила разнообразить форму проведения родительского собрания. «Круглый стол», тематические дискуссии, форумы, консультации со специалистами по решению проблем семьи и т. п. Привлекают родителей гораздо больше, чем ординарные родительские собрания.

Важным этапом в проведении родительского собрания является подготовка к ним. К родительскому собранию готовится выставка работ учащихся, отражающая  их классную и внеклассную работу: выставка лучших тетрадей по различным предметам, лучших творческих работ, демонстрируются работы по труду, изобразительному искусству. Большим  успехом пользуются выставки ученических стенгазет.

 Приблизительно за неделю до собрания вместе с детьми мы готовим приглашение каждой семье. В эти приглашения вписаны имена и отчества родителей, тема  родительского собрания, обозначена дата его проведения. Таким образом, сама форма приглашения ориентирует родителей на тематику предстоящего мероприятия.

При подготовке к родительскому собранию, в кабинете, где будет проходить встреча, мы вывешиваем плакаты с высказыванием выдающихся деятелей науки и культуры, которые служат эпиграфом к предстоящей беседе. Можно заранее взять  интервью у учащихся, и прослушать  запись в начале родительского собрания. Кроме того, готовясь к собранию, я подбираю мелодии, которые служат музыкальным фоном до начала собрания, а иногда и во время собрания как музыкальная пауза в ходе дискуссии. Необходимо учитывать тот факт, что родители приходят на собрание в основном после работы, уставшие, поэтому, во избежание утомляющей монотонности, я внедряю развлекательные моменты.

Например, «Что бы это значило?». Заранее на доске или на стенде вывешивается подходящая к теме родительского собрания юмористическая картинка. (См. приложение)

Также, дает разрядку собранию страничка юмора из жизни класса. Очень важно создать для родителей условия располагающие к плодотворной работе на родительском собрании. Большое значение имеет даже то, где они сидят. Поэтому я всегда предлагаю каждому родителю занять место его ребенка. В этом случае родители лучше представляют себе, как протекает процесс обучения, как видит и слышит их ребенок; они могут познакомиться с родителями соседа по парте.

Очень важно, чтобы родители всегда приходили на собрание с ручкой и блокнотом. На каждом собрание подводятся итоги работы за истекший период и намечаются задачи на новый. Эти задачи обязательно выносятся на обсуждение всех родителей. Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к совместной плодотворной работе в процессе  собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел класса видят деятельность своих детей. Но рассказать о каждом ученике трудно, обычно на собрании отмечаются только дети, отличившиеся в учебе или общественной жизни класса.

Совершенно недопустимо «отчитывать» родителей за промахи ребенка или зачитывать оценки слабого ученика. Такое поведение приведет к тому, что родители ученика перестанут посещать школу.

Как в корректной форме сообщить об успеваемости ученика? Раньше я, как и многие другие учителя, раздавала родителям листы с текущими оценками их детей по разным предметам. Сейчас я вывожу предварительно оценку за четверть и, в том случае, если возможно улучшить успеваемость, обвожу ее в кружок. На собрании объявляю, какую тему ученик усвоил плохо и как родители могут помочь ему, над чем нужно дома поработать (советы психолога). Если времени на родительском собрании  недостаточно, для того, чтобы лично поговорить с каждым родителем, то я заранее делаю записи на листе бумаги, кладу свернутый вдвое листок на парту, где сидит родитель нужного ученика. Иногда прошу остаться после родительского собрания для индивидуальной беседы.

Подготовка и проведение родительского собрания требует много сил и времени. К родительскому собранию готовишься, как к открытому уроку, ведь тебя будут слушать и оценивать взрослые (и зачастую грамотные) люди. Определив тему собрания, следует четко обозначить цели: воспитательные, образовательные и развивающие, т.о.  каждое собрание направлено на воспитание разумного начала родительских чувств, стимулирование их развития, обучение новым методам воспитания детей. Каждому учителю следует знать принципы и правила проведения родительского собрания, положение о родительском собрании, которые включают в себя задачи и цели проведения родительского собрания (см. приложение). В настоящее время успешно решается вопрос комплексного использования воспитательных задач. Этот же подход актуален и для просвещения родителей, т.е. мы должны учить их не только родительской нравственности, но и вооружать их определенными практическими навыками воспитания: учить играть с детьми, совместно трудиться. Необходимо дать родителям понять, что общение с детьми является педагогически ценным и играет важную роль в процессе воспитания.

Я в своей практике часто провожу гетерогенные родительские  собрания (на которых присутствуют родители и дети): собрания «Пока не поздно» (между родителями и детьми двух классов), «В мире животных» (КВН между родителями и учащимися), родительское собрание для пап «Любовь с первого крика»; родительские посиделки (чаепития)  и многое др.

Основная задача таких родительских собраний – осуществить общение родителей с детьми. Взрослые и дети в равной степени принимают  участие в конкурсах, состязаниях, играх.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие способов организации их совместной деятельности и общения.

Родительский лекторий – способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики участвуют сами родители. Педагог организует встречи родителей с компетентными в данной сфере людьми: психологами, сотрудниками ГИБДД, инспекторами по делам несовершеннолетних и т. д.

Другой организационной формой работы с родителями является родительская конференция. Конференции требуют длительной и тщательной подготовки. Поэтому не рекомендуется проводить их часто. Проведение конференций желательно не чаще 1 раза в год. Проводятся конференции обычно в середине или в конце учебного года.

Сложность подготовки состоит в том, что необходимо подобрать большой объем практического, наглядного материала. Однако подобная форма работы дает ощутимые результаты: родители пересматривают и переоценивают взаимоотношения взрослых в семье, становятся более внимательными к своим близким.

Вечера вопросов и ответов проводятся, как правило, с привлечением психологов, врачей и др. специалистов. Встреча проходит в форме диалога, в ходе которого родители получают ответы на волнующие их вопросы.

Другой, не менее популярной среди родителей формой работы является диспут или дискуссия. Это, по сути, обмен мнениями по вопросам воспитания, направленный на повышение педагогической культуры родителей. Дискуссия позволяет организовать обсуждение насущных проблем, с которыми, так или иначе, сталкиваются родители, воспитывая своих детей. Данная форма работы способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий обычно воспринимаются с большим доверием, что является неоспоримым плюсом в условиях того скептицизма, который часто родители проявляют в отношении учительской точки зрения.

Как показала практика, наиболее успешно и плодотворно диспуты проходят тогда, когда в классе сформировался дружный родительский коллектив и каждый родитель, не стесняясь, может не только высказать свою точку зрения, но и выслушать здоровую критику в свой адрес. Я проводила диспуты на темы «Семейное счастье… В чем оно?», «Любовь к детям… Какая она?» и др. Следует отметить, что успешное проведение диспута требует тщательной предварительной подготовки. Необходимо заинтересовать родителей в обсуждении темы, убедить их в актуальности той или иной проблемы. Для актуализации проблемы, я советую проводить предварительные исследования и сопоставления мнений взрослых и детей по данному вопросу, результаты которых следует представить родителям в самом начале  дискуссии. Для этого необходимо заранее ознакомить родителей с основными пунктами предстоящего обсуждения и провести опрос детей.

Ниже приведен план содержания дискуссии «Семейное счастье… в чем оно?»

Вопросы для родителей:

  1. Из каких компонентов складывается любовь?
  2. Зависит ли семейное счастье от количества детей?
  3. Зависит ли семейное счастье от материального обеспечения?
  4. Роль женщины-матери в создании счастливой семьи.
  5. Роль мужа-отца в создании счастливой семьи.

Для детей:

  1. Как ты считаешь, в счастливой семье ты живешь? Почему?
  2. Какую семью ты считаешь счастливой? Почему?

В ходе этой дискуссии мы пришли к выводу, что для удовлетворения наших амбиций денег всегда не хватает. Всегда будешь замечать тех людей, которые живут лучше тебя. Доброта, способность радоваться жизни, искать в ней хорошее – вот те качества, которые будут способствовать человеческому счастью, а значит и счастью семьи.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. В процессе совместного обсуждения возможно составление программы действий, перспективных планов совместной работы.

День открытых дверей – дополнительные заботы, хлопоты, подготовка. Но все это себя оправдывает. Так, иногда родителям кажется, например, что их ребенок хорошо успевает по математике, и получаемые им оценки не соответствует его знаниям. Однако когда они сами побывают на уроке, то смогут объективнее оценить способности своего ребенка. Родители могут посмотреть, как ведет себя ребенок в школе, ознакомится с учительским трудом.

Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, большую индивидуальную работу педагога с семьей. Между родителями и учителем должны установиться доброжелательные, доверительные отношения. Индивидуальные беседы учителя с родителями помогают установить непосредственные контакты с каждым членом семьи учащегося, позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании школьника.

Такие встречи учителя с родителями происходят, как по инициативе родителей, так и по инициативе учителей. Обычно родителей вызывают в школу для беседы после какого-нибудь ЧП. Это неверно. Беседы не должны сводиться к назиданиям и выговорам, им не должно предшествовать ожидание неприятной встречи с учителем. Беседы, являясь эффективным средством воздействия учителя на родителей, должны стать естественным видом связи родителей с учителем.

Родители, не поддерживающие должных контактов со школой, имеют низкий уровень педагогических знаний и нередко безответственно относятся к воспитанию ребенка, пускают его учебу и поведение на самотек. В отдельных случаях родители аморально себя ведут, что накладывает соответствующий отпечаток на формирование личности ребенка. Эта категория родителей нуждается в большом педагогическом внимании, кропотливом, индивидуальном подходе. При этом учителю необходимо знать истинные причины неблагополучия в семье, исходя из которых, целенаправленно строить педагогическое просвещение родителей. Индивидуальный подход помогает учителю устанавливать тесные связи с родителями, правильно анализировать причины положительных и отрицательных поведения школьника, подбирать эффективные меры воздействия на ребенка.

В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет. Родительский комитет избирается на одном из первых родительских собраний, после того как учитель познакомился с учащимися и родителями. Рабочий состав родительского комитета предлагаю оставлять неизменным на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Каждый член родительского комитета должен пользоваться авторитетом среди родителей класса, обладать определенными лидерскими качествами, быть хорошим организатором.

Родительский комитет включает в себя от 4 до 6 членов, возглавляемых председателем. Заседания родительского комитета проводятся, как правило, раз в месяц, но если возникает необходимость, то чаще. Родительский комитет привлекает остальных родителей класса для проведения как постоянной работы с учащимися, так и эпизодической, оказывает посильную помощь в подготовке и проведении праздников, экскурсий, бесед, прогулок, оформление кабинетов и т.д.

Клуб «Родители и дети» как форма взаимодействия школы и семьи помогает решить одну из главных задач педагогов – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.

Широкое распространение в нашей школе получают семейные праздники: День матери, День отца, День взаимного благодарения, День 8 Марта, Новогодние утренники, прощание с Букварем, прощание с 1 классом и т.д.; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, КВН между родителями и детьми, День смеха.

Задача педагога – создать такие условия и такую атмосферу в классе, чтобы родители так же, как и дети ждали проведения этих праздников и принимали активное участие в их подготовке. В них рождается радость познания, творчество ума. Выявляются способности детей и их привязанности, создается благоприятная среда для творчества, проявления активности, самостоятельности. Общие дела, сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Все самые запоминающиеся события, происходящие в классе, следует записывать на видео, собирать фото материалы. К концу четвертого класса набирается значительная видео- и фототека. Это – своеобразная летопись жизни класса. Накопленные материалы можно использовать при проведении различных классных мероприятий и родительских собраний.

III. Коды общения как методы установления и поддержания контакта с родителями.

1 код: умение войти в контакт, сосредоточить на себе внимание. (Например: встречаете по дороге из школы мать своего ученика. Вам есть, что сказать, а она явно не расположена к разговору. Как войти в контакт? Как найти нужную волну? Заинтересовать?)

Начать разговор следует с приветствия, с хорошей информации о ребенке. Взгляд, жест, улыбка – богатые вербальные средства помогающие войти в контакт, создать комфортную среду общения даже в самые напряженные моменты.

2 код: взаимное уважение, понимание должно предшествовать советам. Когда родители настроены –агрессивно, с установкой доказать и оправдать ребенка перед учителем, они не способны слушать, принимать советы. А если еще учитель ответит грубостью: «Что вы мне доказываете? Я его знаю…».Тогда избежать конфликта вряд ли удастся и последствием такого разговора может стать просто перевод ребенка в другую школу. Учитель заинтересован в положительном исходе общения, потому ему не следует вступать в противоборство, необходимо дать родителю возможность осознать сложившуюся ситуацию, и осуждения и навязывания своей точки зрения здесь неуместны. Модель вашего поведения – это добрые слова в адрес родителя и ребенка, эмоции, выражающие восхищение, понимание и т.д.

3 код: умение говорить и случать партнера. Этот код является краеугольным камнем в искусстве общения. Умеем ли мы слушать друг друга?

В арсенале профессиональных средств педагога умение слушать – одно из важнейших. Это великий человеческий талант. Человек, умеющий слушать, всегда терпеливый. Он не только не прервет собеседника, но и не помещает ему высказать все, что у него на душе. От того, насколько учитель способен вести диалог, во многом зависит настроение родителей. Плохо, когда один из партнеров не собирается ничего слышать, не видит перспективы встречи, не ожидает от нее ничего хорошего. В диалоге учителя с родителем не допустимы едкая ирония, саркастические замечания, придирки к неудачному слову, общее пренебрежение к партнеру. Общение без учета ситуации, настроения партнера ведет к душевной глухоте.

Кроме того, для хорошего слушания необходима соответствующая обстановка. Лучше вести разговор после уроков, когда в кабинете никого нет. Сам разговор всегда следует начинать с положительных моментов. Это – «золотое» правило общения учителя с родителями. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной вызова в школу, поинтересуйтесь у них, что, по их мнению, должен и может сделать учитель, как ему лучше поступить, и лишь затем пусть прозвучит совет, данный учителем.    

4 код: общение должно завершиться «развивающим» советом и готовностью партнера (родителя) действовать самостоятельно.

Например: вызвать у ученика интерес к учебе – дело учителя.

Я займусь им. Но и вы можете помочь в этом деле. Скажите, у вас дома есть энциклопедия? Прекрасно! Вот вам совет: подберите в энциклопедии несколько малознакомых слов и предложений. Ребенок через 1-2 дня рассказывает, что эти слова значат. Можно использовать головоломки. До свидания! Спасибо И.О!, что уделили мне внимание. Если не будет получаться, приходите.

Чтобы оказать родителям конструктивную помощь, важно раскрыть им способности их ребенка, убедить в необходимости развивать  их.  Стоит помнить, что каждому заботливому родителю хочется самому попробовать свои педагогические силы, это желание педагог должен использовать на благо себе и ребенку, следует предоставить родителям возможность реализовать свой педагогический потенциал. «Развивающий» совет оставляет родителям место для самостоятельной творческой деятельности. Важно соотносить советы с  реальными возможностями родителей.

И стоит помнить, что злоупотребление подробными и многочисленными указаниями может дать обратный результат.

Бывает, что родители не всегда принимают учителя. Чаще всего это происходит тогда, когда родители считают, что учитель несправедлив к их детям, излишне строг. Есть родители, которые потребительски относятся к сотрудничеству с учителем. Немало и таких, кто, испытав однажды стыд за плохую успеваемость своего ребенка, бессильно ненавидит школу и учителя. Ломать стену отчуждения и недоверия в таких случаях непросто.

Но как быть в подобных случаях? Нельзя оставлять все как есть.

Задача учителя – корректировать отношения родителей к школе, учителям. Не поняв причин, не вникнув в суть неприятия, учитель не сможет сформировать у отцов и матерей благожелательность и чувство ответственности за ребенка. На что стоит опираться в общении с такими родителями? На разум и чувства, но, главное, на заинтересованность в судьбе собственного ребенка. Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход. Всю свою педагогическую и личную активность он должен направить на то, чтобы убедить родителей словом и делом в том, что все, что он делает, он делает на благо ребенка. Родители обязаны в это поверить! Только в такой доверительной, доброжелательной среде возможно эффективное сотрудничество учителя и родителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Права родителей.

  1. Избирать и быть избранными в совет школы.
  2. Вносить предложения на рассмотрение совета школы.
  3. Посещать отдельные уроки по согласованию с учителями и администрацией
  4. Обращаться с предложениями по улучшению педагогического процесса.
  5. Защищать права ребенка.
  6. Обращаться к психологу, администрации или в конфликтную комиссию по спорным вопросам.
  7. Выбирать профиль обучения ребенка.
  8. Ходатайствовать о поощрении отдельных педагогов и учащихся.

Обязанности родителей.

  1. Быть ответственными за судьбу ребенка, создавать условия для его развития.
  2. Заниматься воспитанием ребенка постоянно, а не от случая к случаю. Начинать воспитание ребенка с самого себя. Воспитание – это не отдельное нравоучение, а вся жизнедеятельность семьи.
  3. Любить ребенка, обращаться как с равным. Дети никогда не бывают для себя маленькими. Воспитывать в детях самостоятельность.
  4. Не подходить к ребенку, если нет своих принципов, убеждений.
  5. Направлять, давать советы ребенку, но считаться с его мнением.

Положение о родительских собраниях.

Цели проведения родительских собраний.

  1. Получение информации, необходимой для работы с детьми.
  2. Информирование, инструктирование родительского состава об изменении или введении новых организационных моментов в режим функционирования школы.
  3. Знакомство родителей с аналитическими материалами.
  4. Консультирование родителей по вопросам учебы и воспитания детей.
  5. Обсуждение чрезвычайных случаев, сложных или конфликтных ситуаций.
  6. Принятие решений, требующих учета мнения родителей, по различным вопросам школьной жизни.
  7. Творческие отчеты детского и педагогического кол-лективов перед родителями.

Принципы проведения родительских собраний.

1.Родительские собрания это место получения педагогической информации.

2.Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

3. Задача общая – искать совместные пути решения.

4. Ничего кроме досады не вызывают те родительские собрания, где им докладывают, какие у них плохие дети, но не говорят о том, как им помочь.

5. Результативным можно назвать такое собрание, когда оно вызывает вопросы, дискуссию, в результате чего достигается взаимопонимание сторон.

Советы учителю по общению с родителями

  • Познакомьтесь с родителями. Это не пустая трата времени. Ваши усилия окупятся с лихвой. Это знакомство может принести взаимную пользу и помочь установить контакт с теми, кто, возможно, станет вашими лучшими сотрудниками.
  • Старайтесь говорить так, чтобы родители вас понимали, - избегайте высокомерного и повелительного тона, не употребляйте педагогических терминов, некоторые могут быть непонятны.
  • В разговоре о детях подчеркивайте положительные моменты. Похвала на много действеннее критики! Объясните, что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку улучшиться.
  • Давайте родителям возможность высказывать свое мнение и внимательно выслушивайте его.
  • Постарайтесь узнать, в каких условиях живет ребенок. Если возможно, сходите к нему домой.
  • Назначьте время следующей встречи с родителями. Важно не забыть о ней. Так вы покажете, что ваш интерес – искренний.

Анкета №1

  1. Как Вы считаете, правильно ли Вы воспитываете своего ребенка?
  2. Что Вам мешает правильно воспитывать его?
  3. Какие качества личности удается Вам воспитывать у своего ребенка?
  4. Какие черты характера не нравятся Вам в вашем ребенке?
  5. Какую бы Вы хотели получать помощь в воспитании?

Анкета №2

  1. Ф.И.О. родителей.
  2. Состав семьи.
  3. Заболевания ребенка.
  4. Особенности поведения ребенка.
  5. С кем дружит ваш ребенок?
  6. Что Вам нравится в характере вашего ребенка?
  7. Чем увлекается Ваш ребенок?
  8. На что, по Вашему мнению, следует обратить внимание учителю?
  9. Чем Вы можете помочь классу?

Анкета №3

Уважаемые родители! Просим вас ответить на несколько вопросов о вашем ребенке, это позволит быстро осуществить индивидуальный подход к ребенку, помочь ему адаптироваться в новом коллективе.

  1. Ф.И.О. ребенка.
  2. Дата рождения.
  3. Какой он, Ваш ребенок?
  4. Что Вас беспокоит и волнует в нем?
  5. Его здоровье, физические особенности.
  6. В чем бы Вы могли оказать содействие школе?
  7. Каким бы Вы хотели видеть учителя своего ребенка?
  8. Какие дополнительные учебные дисциплины Вы бы хотели видеть в школе?
  9. Данные родителей (должность, место работы, образование).
  10. Домашний адрес, телефон.
  11. Жилищные условия ученика.
  12. Почему Вы выбрали именно этого педагога и чего вы от него ждете?

СПАСИБО!

Тест №1

Достаточны ли Ваши контакты с детьми?

  1. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
  3. Интересуются ли они Вашей работой?
  4. Знаете ли Вы друзей ваших детей?
  5. Бывают ли они у Вас дома?
  6. Участвуют ли Ваши дети вместе с Вами в хозяйственных делах?
  7. Проверяете ли Вы, как они учат уроки?
  8. Есть  ли у Вас общие с ними занятия и увлечения?
  9. Участвуют ли дети в подготовках к праздникам?
  10. предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время детских праздников?
  11. Обсуждаете ли вы прочитанные книги?
  12. Бываете ли вы вместе в театрах, на выставках, концертах?
  13. Обсуждаете ли с детьми телепередачи и фильмы?
  14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, турпоходах?
  15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми?

Утвердительный ответ оценивается 2 баллами. Ответ, выраженный словами «отчасти», «иногда» - 1 баллом, «никогда» - 0 баллов.

Более 20 баллов – Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными.

От 10 до 20 баллов – Ваши отношения с детьми удовлетворительны, но недостаточно многосторонни. Подумайте, в чем они могут быть углублены и дополнены.

Менее 10 баллов – Ваши контакты с детьми явно недостаточны, необходимо решить, как их улучшить.

Тест №2

Если вы хотите проверить, хорошие ли вы родители, достаточно ли терпеливы и упорны, воспитываете ли вы своего ребенка с любовью, ответьте на вопросы теста.

  1. Есть ли у вашего ребенка детская комната или свой «уголок»? (да – 5, нет – 1)
  2. Уделяете ли вы ребенку внимание каждый день? (да – 5, иногда – 3, нет – 1)
  3. Терпеливы ли вы, когда ребенок плохо ест, капризничает, не хочет готовить уроки? (да – 5, иногда – 3, нет – 1)
  4. Умеете ли прощать ребенку шалости? (да – 5, иногда – 3, нет – 1)
  5. Применяете ли телесные наказания? (часто – 1, иногда – 3, нет – 5)
  6. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок всем с вами делился? (да –1, иногда – 3, не хочу – 5)
  7. Ваш ребенок послушен? (всегда- 5, иногда – 3, нет – 1)
  8. Если вы что-то запрещаете ребенку, объясняете ли вы ему причину запрета? (да – 5, иногда – 3, нет – 1)
  9. Требуете ли от ребенка беспрекословного и неукоснительного соблюдения обязанностей, которые он должен выполнять? (да – 5, иногда- 3, нет – 1)
  10. Следите ли вы за специальной педагогической литературой? (да – 5, иногда – 3, нет – 1)

От 10 до 23 – у вас должны быть большие трудности в воспитании детей. Чем меньше очков вы набрали, тем в большей степени это проявляется. Вам нужно немедленно и коренным образом пересмотреть свои методы воспитания.

От 27 до 37 – ваши взгляды на воспитание в основном правильны, но все же ребенок требует большей заботы и внимания.

От 38 до 50 – вы прекрасный воспитатель, у вас достаточно терпения и доброжелательности, а это очень важно.

Характеристика семьи учащегося

  1. Ф.И.О. родителей.
  2. Образование.
  3. Занимаемая должность, место работы, рабочий телефон.
  4. Чем Вы могли бы помочь школе? (спорт. работа, кружковая, оформление класса.)
  5. Какую внеклассную или внешкольную работу хотели бы Вы вести в школе?
  6. В какое время Вам удобнее посещать школу?

Разработки родительских собраний.

  1. Собрание-практикум «Трудовое воспитание в семье»

Цели: формирование у родителей педагогического навыка воспитания у

детей трудолюбия, умения преодолевать собственную лень

Задачи: обратить внимание родителей на важность трудового воспитания

ребенка в семье; обучить методам трудового воспитания и формам его организации

Оформление и доп средства: плакат с высказывание Ушинского К. Д.,

выставка рисунков уч-ся на тему «Как я помогаю родителям дома», психологическая характеристика рисунков, карточки с вопросами для родителей, экспозиция пед. литературы по теме,

Ход собрания:

 1. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались с вами для проведения родительского собрания-практикума по теме «Трудовое воспитание в семье». Тема эта была выбрана не случайно. Известно, что у каждого человека есть врожденная потребность в действии, активности. Но, чтобы эта потребность приобрела характер трудовой активности, требуются немалые воспитательные усилия. Еще К.  Д Ушинский писал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Потому очень важно уже в младшем школьном возрасте воспитывать трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень. Все это – залог психологической готовности ребенка к обучению в школе, где с первых шагов ему предстоит не только познавать новое и интересное, но и выполнять массу многократно повторяющихся упражнений для закрепления навыков чтения, счета, письма.

1 Ребенок, не подготовленный к труду, неизбежно встретится с трудностями в школе не по причине слабых умственных способностей, а из-за недостатка волевых качеств.

Первые трудовые навыки, необходимы для самообслуживания, ребе- нок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, удовольствием. Однако, нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые дети начинают лениться. Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность малыша (он далеко не все может делать сам обстоятельно)' как бы задерживается в сознании взрослых. В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм, лень. Основная задача семьи в трудовом воспитании малыша организовать уклад семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воз действие.

2 Практическая часть:

 Все родители, пришедшие на собрание, рассаживаются по группам. Каждой группе предлагается тот или иной вопрос по теме. Дается время на обсуждение его в группах, а потом родители высказывают свои суждения по предложенным вопросам.

1-я гр. «Как в вашей семье ребенок соприкасается с трудом?»

2-Я гр. «Значение родительского примера в трудовом воспитании ~как положительные, так и отрицательные)»

3-я гр. «Труд: необходимость или обязанность?»

 4-я гр. «Проблема поощрения, принуждения, наказания в семье»

  1. Выводы по практической работе:
  1. Труд ребенка на данном этапе носит, в основном, эпизодический, а не систематический характер.
  2. Говоря о значении родительского примера, отметили его воспитательную направленность.
  3. Залогом успеха в трудовом воспитании будет выработка у ребенка привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых, дети должны видеть результаты своего труда.
  4.  Уважительная оценка, доброе слово, сочувствие, улыбка все это помогает пробудить в душе ребенка внимательное и благодарное отношение к труду.

  1. Заключительное слово учителя:

Уважаемые родители, прошу вас обратить внимание на представ- ленную здесь выставку рисунков учащихся на темы «Как я помогаю родителям дома». Психолог школы проведя анализ данных работ пришел к вы- воду, что 48% детей выполняют работу по дому в принудительном по- рядке; 37% - выполняют доверенную им работу охотно и 15% - выполняют работу без особого желания, но только потому, что это вошло в привычку. Готовых рецептов воспитания у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача со- стоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость. Уважаемые родители, если вы чувствуете, что проблема трудового воспитания остро стоит в вашей семье, и вы нуждаетесь в компетентном практическом совете, я предлагаю вам ознакомиться с представленной литературой по данной теме.

2. Конференция для пап «Роль отца в воспитании детей»

Цели: привлечение отцов к процессу воспитания ребенка в семье

Задачи: обратить внимание родителей на важность вовлечения отца в процесс воспитания ребенка, дать практические советы для решения данной проблемы.

Оформление и доп. средства: выставка детских рисунков, стенгазета с сочинениями учеников на тему «мой папа», выставка пед. литературы по теме, плакат с эпиграфом (слова В. Ключевского), аудиозапись интервью, магнитофон.

Ход собрания:

1.Вступительное слово учителя.

Добрый вечер уважаемые папы .Приглашаю вас ознакомится с выставкой пока звучит музыка. Тема сегодняшнего родительского собрания «Роль отца в воспитании детей». Я не буду сегодня говорить об успеваемости и поведении ваших детей. Сегодня я хочу поговорить о вас, отцах.

В течении месяца я провела большую подготовительную работу, прежде чем выйти к вам. Вы видели выставку рисунков и конечно заметили, что на рисунках изображены портреты мам и пап. Я просила уч-ся нарисовать одного из родителей. И, как видите, из 20человекб 14 нарисовали маму и только 6-пепу. По утверждению психологов дети чаще рисуют того из родителей, которого больше любят.

Я предлагаю вам узнать себя в рисунке.

Но даже если ребенок изобразил вас, это еще не значит, что ваши отношения с ним идеальны. Проанализировав работы уч-ся, я выяснила, что некоторым из вас надо подумать о своих взаимоотношениях с ребенком. Дело в том, что психологи уверяют что если ребенок изобразил деформированную фигуру, глаза - пустые глазницы, агрессивную позу человека - это говорит о том, что между рисующим и изображенным на рисунке существует некоторая враждебность. Если на рисунке отсутствуют руки, ноги (руки за спиной). Это говорит о чувстве неполноценности которое испытывает ребенок находясь рядом с вами.

Если присутствуют темные цвета, интенсивно затушеваны волосы, линии жирные, преувеличенное внимание к деталям. Это говорит о тревожности в ваших взаимоотношениях.

Выделенное лицо, руки в оборонительной позе- трудности в общении. Отсутствие штрихов, хорошее качество линий убеждает нас в благоприятной семейной ситуации.

Я провела мини-сочинения  «О папе». Некоторые из них я поместила  в стенгазету. Думаю, вы успели с ними познакомится. Есть полные интересные сочинения об отце(зачитываю1-2). А один ребенок сдал чистый лист бумаги- так за 40минут и не решив, что написать… Мне хотелось бы зачитать те сочинения, которые не попали в газету(зачитываю сочинения тех детей, чьи папы пришли на собрание). Из прочитанного ясно видно, что дети плохо знают вас. Что не общаются с вами в полной мере и что вы, дорогие папы, не уделяете им должного внимания. И недаром эпиграфом к нашему собранию служат слова В.Ключевского «Гораздо легче стать отцом, чем оставаться им». А теперь я предлагаю вашему вниманию прослушать интервью, взятое у уч-ся, и некоторые комментарии к нему.

2. Комментарии к интервью.

Родители слушают ответы уч-ся на вопросы:

1. Кто из родителей занимается твоим воспитанием? Чей голос в семье является решающим?

Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую  жизнь. Поэтому лучше, если мужчина с самого начала постарается стать настоящим отцом, постигая это сложное искусство вместе с женой. Если же в 1-ые два года отец предоставит все заботы о ребенке жене, она навсегда останется главной во всех вопросах касающихся ребенка. Позднее отцу будет гораздо труднее начать осуществлять свои права и обязанности.

2. Как и кто наказывает вас за провинности?

Ели вы предпочитаете строгое воспитание, будьте последовательны в строгости. Умеренная строгость в смысле требования хороших манер, бесприкословного послушания, аккуратности не причинит ребенку вреда, если родители по своей натуре добрые люди и если дети растут счастливыми и общительными. Но строгость вредна, если родители грубы с детьми и постоянно недовольны ими, если они в своих требованиях не делают скидки на возраст и на индивидуальные качества ребенка. В таких условиях ребенок вырастает либо малодушными и бесцветным, либо жестоким человеком. Родители, которые предпочитают непринужденность в общении с ребенком, которые не придают большого значения его манерам(лишь бы он вообще любил людей) и не настаивают на абсолютном послушании и аккуратности, тоже воспитывают общительных и внимательных к окружающим людей, если они не боятся проявить твердость в тех вопросах, которые они считают особо важными. Когда слишком мягкие родители получают плохие результаты от своего воспитания, то это не потому, что они мало требовали от своих детей(хотя отчасти и поэтому), а потому, что они стеснялись или боялись настаивать на своем требовании, или потому, что они бессознательно поощряли тиранию своего ребенка.

  1. Всегда ли тебя наказывают справедливо? Как ты считаешь?

«Трудно наказать? Взял ремень и отодрал за непослушание,» -так думают еще немало отцов и матерей. Современная педагогика опровергает этот уже неприемлимый в наше время взгляд, помогает понять, почему нельзя детей унижать физическими и другими нравственно оскорбительными приемами  наказания. Учит использовать каждый прием наказания так, чтобы обязательно добиваться должного воспитательного эффекта.

Чтобы умело использовать приемы наказания, необходимо на весы «родительского правосудия» прежде всего положить не сам поступок, не само нарушение, а все, что имеет отношение к нему. Во-первых, это мотивы, причины, которые побудили совершить этот проступок.

Ребята играли в мяч и разбили окно или попали мячом в прохожего. Поступки такого рода случаются довольно часто и вызывают нередко большой гнев у взрослых, серьезные конфликты с детьми. Но ведь этот поступок нечаянный, и дети сами огорчены случившимся, хотят  как-то загладить свою вину. В этом следует оказать помощь.

Но бывает и так, что окно разбито камнем, который брошен намеренно, с целью отомстить, за заслуженное замечание .Здесь налицо злой умысел. Вот почему, с точки зрения нравственной, это поступок уже совсем другого характера, требующий иной реакции взрослых.

Еще труднее избрать прием воздействия, когда неприглядный по внешней форме поступок вызван хорошим мотивом

В такое положение попала мать Толи, уехавшего, не предупредив ее, с компанией ребят на рыбалку. Рыбная ловля затянулась и бедная мама в течении 8часов металась между школой, соседями, товарищами Толи. Никто не знал, куда он исчез. Что только не передумалось за эти часы. И все время сверлила мысль, как его наказать: побить, отругать, не накормить, не отпускать в поход? И вот наконец раздался звонок. Сын пришел веселый, шумный, в его руках блестело несколько окуней.

-Мамочка, вот тебе сюрприз! Вари уху!

Решение пришло мгновенно. Мать не сказала ни слова, и не взглянув на сына, ушла Столкнувшись с неожиданным поведением матери, вспомнил мальчик, что он не сказал о своей поездке, и представил все ее переживания в его отсутствии Он побежал ее искать, но не нашел. Когда через несколько часов мать вернулась, сын подошел к ней и сказал: «Прости меня, мама. Я ведь хотел тебе приятное сделать и не подумал, что ты будешь волноваться…» Рыбу чистили вместе. Но за ужином мама сказала: «В первый раз ем уху из свежих окуней без всякого удовольствия.»

Конфликт был исчерпан. Сын понял нехорошую сторону своего поступка, а мать почувствовала, что она сумела этого добиться, не оскорбив сына, не «перегнув палки»

Переживания, чувства самого ребенка, связанные с проступком, характеризуют состояние его нравственного развития. Именно их прежде всего необходимо принять за внимание, выбирая меры воздействия, которые смогут, конечно, не сразу, привести к сознательному изменению в поведении ребенка. Таким образом любое обсуждаемое нами поведение выглядит совсем иначе после того, как мы терпеливо, объективно постараемся разобраться в обстоятельствах, мотивах, побудивших совершить проступок, разберемся в возрастных, индивидуальных особенностях ребенка, присмотримся к моральному уровню его личности.

Рассматривая все это в совокупности, мы делаем своеобразный рентгеновский снимок с проступка, начинаем смотреть на него не с внешней стороны, а как бы изнутри, понимать, что его породило, на что следует обрушить свой гнев и в какой мере. При такой оценке мы не будем удивляться, что за равнозначные проступки один ребенок получает строгое наказание, а другой – просто замечание.

Да! Дети часто совершают похожие друг на друга поступки, но то что стоит за ними, их «рентгеновские снимки» никогда не имеют совершенно  одинакового рисунка. Только при таком подходе наказание становится средством воспитания.

Очень часто мы наказываем детей за такие промахи и проступки, которые возможно и целесообразно дать им осознать, прочувствовать на собственном опыте.

Порвал брюки – зашей и ходи с заплатой. Опоздал к обеду – жди ужина. Плохо выполнил работу – переделай. При такой реакции взрослых наказание выступает в сочетании с полезными упражнениями.

Наказание, никогда не достигает своей цели, если оно в  глазах ребенка несправедливо. Его необходимо применять только тогда, когда без него не нельзя обойтись, когда есть уверенность, что оно даст тот результат, который нужен.  Оно действует при точном диагнозе и в небольших дозах.

Первая ступень в  наказании- осуждение. Оно имеет очень много форм, оттенков: осуждающие взгляды, жесты, слова, выражения.

В той семье, где удается обходиться именно этими приемами дело с воспитание детей обстоит вполне благополучно.

  1. Каким тоном родители просят тебя сделать что- либо?

Родители как можно раньше должны усвоить спокойный уравновешенный тон в своем деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть подчинятся распоряжению выполнять его охотно. Можно быть сколько  угодно ласковыми с ребенком, шутить с ним, играть, но когда возникает надобность, надо уметь распорядится с таким видом и таким тоном, чтобы ни у вас ни у ребенка не было сомнений в правильности вашего распоряжения, в неизбежности его выполнения… нужно только следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

1)Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением. Но оно не должно быть похожим  на упрашивание.

2)Оно  должно быть посильным для ребенка, не следует  требовать от него слишком трудного напряжения

3)Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу

4)Оно не должно противоречить другому распоряжению, вашему или другого родителя.

(Макаренко)

Очень важно не только то, что мы постоянно выражаем свое недовольство, мы ведь, порой, не задумываемся, достаточно ли корректно мы это делаем. Думаю, что набрасываться на ребенка  ни при большой, ни при малой провинности не должны ни отец, ни мать. Уже давно доказано, что так называемый « метод положительного подкрепления»- хвалите за удачи, не ругайте за промахи, но объясняйте ошибки – давно доказал свою эффективность.

3. Практическая часть: 

Все мы сегодня призываем друг друга к взаимопониманию, которое в нашей жизни очень не хватает. А уж взаимопонимания родителей и детей – основа основ. Поэтому,старшим надо знать, чем живут и о чем говорят младшие. Конечно, чтобы достигнуть взаимопонимания  людям разных возрастов надо уметь сделать шаг навстречу. И делает его всегда тот, кто умнее, великодушнее, доброжелательнее. А если вы хотите проверить насколько хорошие вы родители, достаточно ли терпеливы и упорны, воспитываете ли своего ребенка с любовью, ответьте на вопросы теста:

1)Есть ли у вашего ребенка детская комната или свой  «уголок»? да-5, нет-1

2)Уделяете ли вы ребенку внимание каждый день?

Да-5, иногда-3, никогда-1

3) Вы терпеливы,  когда ребенок плохо ест, капризничает, не хочет готовить уроки? Да-5, ингода-3, никогда-1

4)Умеете ли прощать детские шалости?

 Да-5, ингода-3, никогда-1

5) пользуетесь ли телесными наказаниями?

 Да-5, ингода-3, никогда-1

6)хотели бы вы, чтобы ваш ребенок всем с вами делился?

Да-5, ингода-3,не хочу-1

7) ваш ребенок послушен?  всегда -5, ингода-3, нет-1

8) Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ему причину запрета?  Да-5, ингода-3, никогда-1

9) требуете ли вы от ребенка беспрекословного и неукоснительного соблюдения всех обязанностей, которые он должен выполнять?

 Да-5, ингода-3, нет-1

10) следите ли вы за специальной педагогической литературой?

 Да-5, ингода-3, нет -1

От10 до 23 – у вас должны быть большие трудности в воспитании детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в  большей степени это проявляется. Вам нужно немедленно и коренным образом изменить методы воспитания.

От 24 до 37 – ваши взгляды на воспитание в основном правильны, но все же ваш ребенок требует больше заботы и внимания.

От 38 до 50 – в прекрасный воспитатель, у вас достаточно терпения и доброжелательности, а это очень важно.

4. Заключительное слово учителя:

Целью сегодняшнего нашего собрания, как вы уже, наверное поняли, было призвать вас, уважаемые папы, задуматься о своих отношениях с детьми. Возможно кто-то из вас увидел, как далек он от своего ребенка и как необходима ему ваша любовь, близость, понимание, уверенность в том, что вы всегда рядом и что поддержите его и в радости и в горе, убежденность в том, что всегда можно рассчитывать на вашу помощь и в любой момент можно опереться на ваше плечо… Свое выступление я хочу закончить словами  Н.Пирогова: «Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир»

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, можете обратиться к школьному психологу, ко мне – классному руководителю, а так же  можете воспользоваться пед. литературой по данной теме, представленной на нашей выставке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната

Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...

система взаимодействия педагогов с родителями будущих первоклассников

Система и виды взаимодействия педагогов с родителями будущих первоклассников...

Формы взаимодействия педагога и семьи

В статье говориться о формах взаимодействия  педагога  и семьи для достижения воспитательных результатов и раскрытия общего потенциала, который несет собой сотрудничество....

Формы взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями и детьми

 Проблемы семьи и семейного воспитания в последние годы стоят как никогда остро: демографы, социологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Это социальная проб...

Семинар – практикум для педагогов. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ОУ»

Способствовать преодолению трудностей взаимодействии с родителями период адаптации ребенка в детском саду...