Главные вкладки

    Проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе организации учебной деятельности
    статья по теме

    В помощь к родительскому собранию

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе организации учебной деятельности.

        Социальные изменения, произошедшие в последнее время в образовании, диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями учащихся. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся учебно-воспитательных задач.

       Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако тенденция «дистанцирования» родителей от школы пока сохраняется. Причин этому немало, среди них:

    - пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;

    - следование сложившимся стериотипам воспитания, принесённым из собственного детства;

    - непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней;

    - ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.

       Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны и могут активно участвовать в учебно-воспитательном процессе, в управлении школьной жизнью.

       Одной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Р/к осуществляет свою деятельность на основе положения о родительском комитете школы, Уставе учебного заведения. В поле зрения р/к входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или лиц их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана.

       Большую роль сыграть в обеспечении успешности учебно-воспитательной деятельности  имеют возможность родители-профессионалы, которые помогают организовывать различные кружки, секции, клубы, способствующие всестороннему развитию ребёнка.

       Очень хорошо, если родители проявляют активность в проведении разовых внеклассных мероприятий.

       Не менее интересными станут классные часы, если в их проведении и подготовке принимают участие мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сёстры.

       Неоценимую помощь оказывают современные родители в обеспечении учебно-методических комплектов, соответствующих образовательной программе, оснащению кабинетов, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Это выражается не только в материальном плане, но и практическом, а также физическом.

        Перечисленные выше формы сотрудничества далеко не все, но являются наиболее значимыми в достижении решения проблемы взаимоотношений педагогов и родителей в процессе организации учебно-воспитательной деятельности.

       Отдельно хотелось бы отметить такую форму сотрудничества как диагностика. В нашем учебном заведении действует проект систематической диагностики учащихся и родителей. Её проводят различные специалисты, обеспечивающие учебно-воспитательный процесс: учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования, психолого-социальная служба, медработники, администрация.  

        Приведём несколько обработок диагностических тестов, проведённых учителями начальных классов среди учащихся и родителей.

                   Тест №1  «Какой вы родитель?»

    Отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь.

      1.Сколько раз тебе повторять?

      2.Посоветуй мне, пожалуйста.

      3.Не знаю, что бы я без тебя делал(а).

      4.И в кого ты такой(ая) уродился(ась)!

      5.Каие у тебя замечательные друзья!

      6.На кого ж ты похож(а)?

      7.Вот я в твоё время!...

      8.Ты нам опора и помощник!

      9.Ну что за друзья у тебя!

    10.О чём ты только думаешь!

    11.Какая ты у меня умница!

    12.А ты как считаешь, сынок (доченька)?

    13.У всех дети как дети, а ты?!

    14.Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!

    2 балла – за ответы №1,4,6,7,9,10,13  и 1 балл за остальные ответы.

    7-8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас.

    9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок вас уважает, но не всегда откровенен.

    11-12 баллов. Необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви.

    13-14 баллов. Идёте по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком.

    Результаты:

                                  «А»                         «Б»                                  «В»

    7-8 баллов              23%                       45%                                 47%

    9-10 баллов          46%                        47%                                   43%

    11-12 баллов        20%                        8%                                     10%

    13-14 баллов        11%                          -                                          -    

    А так вот выглядит уровень обученности в эти же классах:

                                      «А»                          «Б»                                  «В»

    % успеваемости      100%                       100%                               100%

    %качества знаний    36%                         54%                                 52%    

    Абсолютно понятна и ясна картина соответствия. Вывод: успешность обучения тесно связана и во многом зависит от родителей.

      В диагностике взаимоотношений можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей, родителей и школы. Не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений и мнений может привести к конфликтным ситуациям.

      Для проективного исследования мы использовали такие вопросы:

    Для учащихся.

    -Школа для меня - это…

    -Класс, в котором я учусь,- это…

    -Учителя для меня -это люди, которые…

    -Мои одноклассники – это…

    -Уроки для меня – это…

    -Предметы, которые мне нравятся, это…

    -Предметы, которые мне не нравятся, это…

    Для родителей.

    -Школа, в которой учится мой ребёнок, это…

    -Класс, в котором учится мой ребёнок, это…

    -Одноклассники моего ребёнка- это…

    -Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это…

    -Учебные предметы, нравящиеся моему ребёнку – это…

    -Учебные предметы, которые не нравятся моему ребёнку – это…

    % совпадения ответов:

                    «А»                         «Б»                            «В»

                   62%                         87%                           82%

      Ещё раз повторимся, возвращаясь к уровню обученности в этих классах, что успешность обучения зависит от благоприятного климата взаимоотношений между родителями и детьми.

      Уважаемые родители, воспринимайте любе обращение классного руководителя или учителя-предметника к вам не как праздное любопытство, а как один из способов успешного осуществления взаимоотношений школы, семьи и ребёнка.

       Только совместные усилия педагогов и родителей позволяют добиться успехов в образовании детей. Поэтому, чтобы вырастить полноценного человека, культурную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делясь своей добротой, опытом, знаниями.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

    Подведение первых итогов работы по ФГОС, описание проблем, возникших перед учителем начальных классов....

    Взаимодействие школы и родителей как залог успеха учебно-воспитательного процесса.

    Данное выступление можно использовать во время проведения родительских собраний, выступлений на педсоветах....

    Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта».

    Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта»....

    Особенности коммуникативного взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса

    lОсобенности коммуникативного взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса ...

    Особенности коммуникативного взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса

    lОсобенности коммуникативного взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса l...

    взаимодействие педагога и родителей в рамках учебного предмета орксэ

    Предмет ОРКСЭ играет важную роль в расширении образовательного куругозора, в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина....

    Семинар – практикум для педагогов. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ОУ»

    Способствовать преодолению трудностей взаимодействии с родителями период адаптации ребенка в детском саду...