ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
материал по теме

Хэкало Алла Викторовна

Подведение первых итогов работы по ФГОС, описание проблем, возникших перед учителем начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hekalo_a.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

ХЭКАЛО А. В.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Требует ли жизнь в современных условиях изменений в области образования? Правильно ли, что хорошее обучение то, которое нацелено только на прочные знания?

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации постоянно увеличивается, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять  разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций  современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.

Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. А проводником, дирижером, партнёром ученика стал учитель, на чьи плечи легли многочисленные задачи.

С первого сентября 2011 года наша школа начала реализацию ФГОС.

Сегодня мы уже можем озвучить первые проблемы, с которыми пришлось столкнуться не только учителям начальных классов, но и администрации школы, родителям первоклассников.

Первое, с чем мы столкнулись – это необходимость разработки основной общеобразовательной программы, учитывающей специфику именно нашей школы за довольно короткий срок. Отсутствие методических рекомендаций, разработок усложняло задачу. Программы - это документы, документы - это бумаги. Их много. Основная деятельность учителя - урок, т.е. практика. Посчитайте, какое немыслимое количество программ должен был написать каждый учитель. В затруднительное положение попали не только мы, но и администрация школы. Ведь им необходимо было систематизировать весь собранный материал, проанализировать его, доработать.

Хочется отметить работу руководителя РМО учителей начальных классов – Баранниковой С.В., которая находила  время поделиться с учителями своими знаниями, полученными на КПК в ПАПО. Нам была представлена структура рабочей программы, мы узнали эту страшную на тот момент аббревиатуру УУД.

Ознакомившись с разнообразием УУД, мы получили вторую проблему: нехватка времени для планирования и огромный поток информации, обрушившийся на нас, поэтому  наша цель – научить детей ориентироваться в информационном потоке – стала самоцелью учителя, прежде всего надо было суметь перестроиться ему, это было действительно нелегко. Очень сложно оказалось включить коллег, работающих во 2-ых, 3-их, 4-ых классах в планирование, разработку программ. Большинство из них и по сей день работают с мыслью доучить ребят и закончить на этом свою трудовую деятельность. Изучение  документов, рекомендаций, разработка программ, планирование уроков на самом деле очень трудоёмкий процесс, отнимающий почти всё свободное время. Но, во-первых, нужно уметь видеть положительное во всём: ведь мы – смогли сделать это, значит получится и у других, во-вторых, появились книги и пособия, значительно облегчающие деятельность учителя, и, в-третьих, если не мы, то кто?

Задача  системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это всегда система, нацеленная на результат. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Отсюда новая проблема, трудность перестройки самого учителя из солиста, в помощника, партнёра ученика. Педагог должен быть адекватен новым стандартам. Они предъявляют высокие требования к профессиональной компетенции. Востребованы свойственные далеко не каждому педагогу функции: аналитические, прогностические, экспертные, организационные. Выход один - самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск.

Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

 Большинству из учителей предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность, (учителя и учащихся) основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.

Государство выделило немалые средства на модернизацию начальной ступени образования, наша школа, как и многие другие, получила комплект учебно-лабораторного оборудования, что позволило создать комфортную развивающую образовательную среду на базе учебного кабинета. Это одна сторона медали, но освоение нового оборудования – это следующая проблема для учителя. Путаница с ключами к программному обеспечению, нехватка информации для освоения ИКТ, недоукомплектация рабочих мест детей (нетбуки, КОКЗ – пульты), поставка неисправного оборудования: в моем классе 2 маркера не работают,  дефицит времени. Разве учитель должен устанавливать программное обеспечение для работы интерактивной доски, ломать голову о том, где добыть ключи к офису, искать розетки в зарядном устройстве для нетбуков? Безусловно, учителю необходимо уметь работать с техникой, но по-моему надо было создать выездную группу специалистов-наладчиков, которые запустили бы всю систему, а мы бы её осваивали. В нашей школе все учителя, работающие по ФГОС прошли курсовую подготовку, в том числе и подготовку к работе с новым оборудованием, правда за 6 часов курсов просто нереально освоить всё, чем нас обеспечили. Это комплект оперативного контроля знаний, цифровые микроскопы, система датчиков для измерения температуры, влажности воздуха, звукового фона и др., нетбуки для детей, да и интерактивная доска освоена мной, например, на 5-10%, там же колоссальные возможности…

Но результат использования даже минимальной части оборудования – налицо. Повышается заинтересованность, активность детей, любопытство ведет к достижению  результатов.

Технология деятельностного метода  предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.

Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС. Программа кружка "Детская риторика"...

Психологическое сопровождение учителя на этапе внедрения ФГОС

В статье описан опыт подготовки школы к работе по внедрению ФГОС...

Учитель на этапе внедрения ФГОС

Психологическая поддержка учителя на этапе  подготовки к внедрению ФГОС...

"Организация психологического сопровождения на этапе внедрения ФГОС начального образования"

В рамках внедрения ФГОС, целью психологического сопровождения является созданиеоптимальных социально-психологических условий для развития личности учащегося и их успешного обучения.Главной социально-п...

"Изменения в деятельности участников образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС НОО"

Как  будут  учить  по  новым  стандартам? Урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком традиционным.  Изменения в деятельнос...

Учебно-лабораторное оборудование, применяемое в учебно- воспитательном процессе для внедрения ФГОС НОО.

Возможности кабинета при использовании учебно- лабораторного оборудования, применяамое в учебно- воспитатенльном процессе для внедрения ФГОСС НОО....

«Особенности современной школы на этапе внедрения ФГОС ООО»

ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ СТАНДАРТАОбеспечения права на полноценное образование.Она заключается обеспечением посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого ...