Учитель на этапе внедрения ФГОС
статья по теме

Шаманская Татьяна Борисовна

Психологическая поддержка учителя на этапе  подготовки к внедрению ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_na_etape_vnedreniya_fgos.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель на этапе внедрения ФГОС:  с чего начать, о чем задуматься?

Взгляд на проблему со стороны психолога.

  1. ФГОС - расшифруем эту аббревиатуру.
  2. Готовы ли мы к внедрению новых стандартов? Насколько? (экспресс-методика с помощью метафор (лесная дорога, штурм горной вершины, туман, парус, болото и пустыня) и  демонстрации понимания «Что делать?» в физическом выражении.
  3. Сказка ложь да в ней намек…

Шел по лесу мудрец и увидел он лесоруба.  Лесоруб рубил огромное старое дерево старым тупым топором.

«Что ты делаешь?», - спросил мудрец.

«Не видишь разве, я работаю!», раздраженно ответил лесоруб.

«Твой топор затупился, и работа стала слишком тяжела для тебя!» - сказал мудрец. – «Заточи топор, и работа пойдет веселее».

Но не стал слушать его лесоруб.

«Мне некогда заниматься этой ерундой! Я работаю!», - с нетерпением ответил он.

Почему лесоруб не получал удовольствия от своей работы? Почему его работа была тяжелой и неэффективной? Ответ очевиден – мешало состояние основного рабочего инструмента, топора. Вывод: следует следить за состоянием своего рабочего инструмента, вовремя приводить его в порядок. А какое отношение эта притча имеет к нам?

Опыт работы в школе показывает, что многие учителя хорошо знают свой предмет, любят детей, умело используют дидактические и методические приемы. Но что-то мешает им испытывать настоящее удовольствие от своей работы.

Правило первое: начинайте урок с положительного якоря. Положительные эмоции делают обучение успешнее. Якорь – это действие, слово или образ, которые включают ассоциативную цепочку связанных с ними чувств и переживаний.  Для того чтобы создать якорь, включающий рабочее состояние, необходимо любым способом привлечь в начале урока внимание учащихся. Это может быть шутка, или какая-то нестандартная фраза. В дальнейшем этой фразой можно будет пользоваться весь учебный год, для того, чтобы включить нужное рабочее состояние. Риск: можно случайно заякорить кого-нибудь на другое состояние, так как якорь привязывается к тому, что есть, а не к тому, чего бы нам хотелось.

Правило второе: в начале урока должна быть создана мотивация на урок, то есть у каждого ребенка должна появиться причина, по которой он будет работать. Без мотивации даже обезьяна не возьмет в руки палку. Она берет палку, чтобы добыть банан. Для разного возраста мотивация будет различной. Если первоклассникам мы можем сказать, что, изучив счет до второго десятка, они станут совсем как взрослые, то в старших классах такая мотивация уже не сработает.  

Правило третье: на уроке необходимо загружать и левое и правое полушарие учеников. Чаще всего в процессе обучения основную нагрузку несет левое полушарие, которое отвечает за анализ информации. Мало задействовано правое полушарие, отвечающее за эмоции и творчество. Недогруженное правое полушарие не развивается в должной мере, последствия этого – не развитая эмоциональная сфера личности (отсутствие эмпатии, непонимание других и даже себя), слабая интуиции, низкая креативность. Человек теряет способность создать целостный образ мира, так как за целостное восприятие также отвечает правое полушарие. Специальные занятия по развитию правого полушария (гимнастика мозга) помогают детям достичь лучших результатов в учебе, повышают их познавательную мотивацию. На уроках всегда есть возможность загрузить правое полушарие. Попросите детей нарисовать какое-то понятие или явление. Дайте задание, которое можно выполнить, только включив воображение. Хорошим способом включить в работу оба полушария являются задания на сравнение.

Правило четвертое: на уроке необходимо использовать полимодальную речь. Мы знаем о существовании разных репрезентативных систем у человека (слуховая, зрительная, кинестетическая), поэтому, чтобы все дети понимали нас. Необходимо использовать слова разных модальностей: посмотрите, послушайте, почувствуйте, сделайте сами).

Правило пятое: используйте ошибку на благо себе и ученику. Ошибка – это обратная связь. Каждый раз, когда вы получаете не то, что хотели, вы получаете что-то другое. А значит, чтобы получить нужный результат, надо что-то делать иначе. То есть ошибка – это повод задуматься о том, что именно мы делаем не так. Что надо изменить в работе с этим конкретным учеником? Если мы будем смотреть на ошибку как на обратную связь и приучим к этому уеников, из процесса обучения уйдут чувство вины и страха, а значит мы сможем воспитать более успешных детей. Каждый находит в жизни то, что ищет – успех или неудачу. Человек, имеющий мотивацию достижения, более успешен, чем тот, кто замотивирован на избегание неудачи.

Правило шестое: сравнивайте успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других. Большинство людей охотнее и проще замечают ошибки и неудачи, равнодушно проходя мимо чужого успеха.  А ведь именно успех дает нам силы двигаться дальше. Особенно важен отмеченный вами успех ученика. Именно признание успеха стимулирует рост, а не порицание за неудачу. Когда в цирке учат танцевать лошадь, ее не сравнивают с другой лошадью, а поощряют за нужные действия.

Правило седьмое: создавайте якорь на состояние успеха. Любой успех, даже незначительный, должен быть замечен и подкреплен. Особенно это надо слабо успевающим, неуверенным в себе ученикам. Учитель может не только заметить, но и закрепить успех ученика, словом, дружеским жестом, улыбкой. Так создается позитивный якорь на состояние успеха. Позитивный якорь не только создает мотивацию в достижении успеха, но и приучает самих ребят относиться к себе, как к победителям, верить в свои силы.

Восьмое правило: в течение всего урока поддерживайте групповой раппорт с классом и индивидуальный – с каждым учеником. Вспомните: где нет раппорта, там есть сопротивление. Раппорт поддерживается не только и не столько с помощью речи, сколько при помощи невербального поведения: контакт глаз, поддерживающая улыбка, дружеское прикосновение, внимание к каждому ученику.

 Правило девятое: используйте положительные утверждения. Любое упоминание частицы НЕ перед глаголом приводит к противоположному результату. Дело в том, что мозг, прежде чем выполнить задание, должен представить то, о чем говориться. Если сказать «Не смотрите на потолок», вам продеться приложить усилия, чтобы этого не делать. Вот почему так неэффективны призывы не шуметь, не отвлекаться и так далее. В то же время, для некоторых детей использование НЕ может стать эффективным способом управления поведением. Если вы скажите «Сейчас не смотрите на доску», куда посмотрит большинство учеников?

Правило десятое: проведите в конце урока подстройку к будущему. Заканчивая урок, хорошо бы соединить изученный материал с ранее известным. Успешный ученик должен знать где, когда и при каких обстоятельствах он сможет применить знания, полученные на уроке. Подстройку к будущему можно провести разными способами. Эффективны метафоры (шутки, пословицы, афоризмы, притчи), которые каким-либо образом связывают изученное с реальной жизнью. Метафоры действуют на эмоциональную память и поэтому запоминаются надолго. Вспоминая метафору, ученик будет невольно вспоминать и материал урока.

Учитель выполняет свои профессиональные обязанности не только на уроке. Однажды дрессировщика дельфинов спросили, зачем он кормит своих подопечных рыбой просто так, не во время тренировки. Ведь есть же специальные люди. которые отвечают за кормление животных. Дрессировщик ответил, что делает это для поддержания хороших отношений с дельфинами. «Только поддерживая наши отношения мы можем нормально общаться и достигать хороших результатов», - сказал он. Так и учителю необходимо поддерживать хорошие отношения со своими учениками, несмотря на то, что это требует дополнительных усилий.  

Длительная педагогическая деятельность может приводить к профессиональным деформациям личности, которые, прежде всего, проявляются в общении. Многих учителей со стажем отличает поучающая манера речи, упрощенный подход к проблемам, излишняя прямолинейность и негибкость мышления, высокая авторитарность. Вместе с тем, излишняя авторитарность замедляет развитие коллектива, способствует формированию у школьников неадекватной самооценки, возникновению неврозов. Властность и чрезмерная дидактичность способствует подавлению чувства юмора. Все указанные качества начинают мешать учителю в работе.

Особое значение имеет терпимое отношение педагога к ребенку, которое выражается в степени принятия ребенка в ситуациях, когда его поведение не соответствует ожиданиям и требованиям педагога. В таких ситуациях часто возникает нетерпимое отношение, которое выражается в раздражении, скрытой или явной враждебности, попытках изменить поведение ребенка. Раппорт при нетерпимом отношении установить невозможно, а значит и попытки воздействия будут неэффективны.

Терпимый педагог спокойно реагирует на внешний вид или поступки ребенка, принимает его таким, какой он есть, сознательно решает, следует ли стремиться к изменениям, если это необходимо, воздействует постепенно, ненасильственно. Такой учитель анализирует не только внешние проявления проблемы, но и ее причины, мотивы, условия. Он отказывается от обвинения других людей, а пытается решить проблему, используя свои профессиональные знания и умения, работая при этом с самим ребенком, его родителями, другими педагогами.

В НАШЕМ КОЛЛЕКТИВЕ РАБОТАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЫ, КОТОРЫЕ НЕМНОГО УСТАЛИ, УСТАЛИ НЕ ОТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, А ОТ ОБЪЕМА БУМАЖНОЙ РАБОТЫ, ОТ БЕССИЛИЯ ПЕРЕД ВАЛОМ НЕГАТИВА СО СТОРОНЫ СМИ… Но мы любим свою работу, любим своих учеников и это дает нам силы снова и снова входить в класс и сеять разумное, доброе, вечное.