Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта».
проект (4 класс) на тему

Полякова Жанна Борисовна

Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта».

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:

Тип проекта:                              

По количеству участников:     не ограничено        

Возрастная категория:    родители учащихся 1-4 классов        По продолжительности: долгосрочный

Срок реализации:    сентябрь 2011 – май 2015

Участники проекта: учителя, психологи, родители                                              

1. Обоснование необходимости проекта.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Одной из важных проблем, стоящей перед педагогами многих школьных учреждений, является взаимодействие педагогов с семьёй школьника.

Роль семьи в развитии ребенка, его социализации первостепенна, так как именно в семье ребенок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения. Именно семья обеспечивает ребенку эмоциональную защиту, чувство самооценки своего существования.

Основной целью взаимодействия школы и семьи является  гуманизация отношений между детьми, родителями и учителями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Многие родители заинтересованы в грамотном развитии и воспитании своих детей, но не в достаточной степени компетентны в этих вопросах и испытывают затруднения.

Потребность родителей в приобретении психолого-педагогических  знаний, усвоение способов взаимодействия с детьми и недостаточная практическая разработанность сопровождения оказания помощи родителям делают актуальной проблему поиска новых условий, форм, методов работы с родителями с целью повышения родительской компетентности.

В соответствии с этим одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является активное привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, как одно из важнейших условий развития компетентности в воспитании и развитии детей.

Поэтому перед нами, педагогами МАОУ «Ныробская СОШ»,  встала проблема поиска новых условий и новых нетрадиционных форм работы с родителями с целью включения их в данный процесс. Представляю свой проект общения и взаимодействия  с родителями учащихся начальных классов.

2. Цель и задачи Проекта.

Целью данного проекта является создание условий  для активизации  воспитательных функций  родителей  через   вовлечение их  в единое образовательно-воспитательное пространство.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы.

2. Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.

З. Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.

Гипотеза:  взаимодействие педагогов с родителями в образовательном процессе будет эффективно, если:

- указанные в проекте задачи будут решаться через совместную деятельность школы, родителей и детей,

-  творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления;

-  включение родителей и  деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи; 

- выбор форм и методов взаимодействия педагогов и родителей;

- будут созданы условия для совместной деятельности обучающихся и их родителей по разработке и реализации воспитательных и социально-значимых проектов и программ.

Новизна проекта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и родителей, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся. Новизна предусматривает создание модели взаимодействия педагогов с родителями.

3. Участники Проекта: учителя, психолог, соц. педагог,школьный библиотекарь, родители.

4. Описание Проекта. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

4.1. Теоретическое обоснование проекта.

        Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия.

       Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.  Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть детей младшего школьного возраста удаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.  

Успешное решение задач воспитания и обучения возможно только при объединении усилий семьи и школы. Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих образовательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, семьи и социума.

Федеральный государственный стандарт второго поколения подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания и обучения ребенка.

Школа во все времена стремилась усилить свое влияниe на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном мире школа становится все более открытой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности, преодолеть негативное в поведении. Педагогическому коллективу важно установить партнерские отношения с семьями своих учеников, создать атмосферу  взаимоподдержки  и общности интересов.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную   деятельность, сотрудничество с детьми, педагогами.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

        Поэтому был разработан проект  программы работы с семьей.

4.2. Практическое обоснование проекта. Этапы и механизмы реализации проекта.

I. Аналитико-прогностический (сентябрь - октябрь 2011г.)

  • Проведение диагностических исследований
  • Подбор  программно-методического обеспечения
  • Совместное планирование деятельности по реализации проекта (учитель, родители, дети)
  • Систематизация изученных материалов, обеспечение наглядного сопровождения
  • Создание предметно-развивающей среды

Методы  и  приемы:  проектирование,  планирование,  анализ,  сравнение, прогнозирование, анкетирование.

II. Основной (формирующий). (ноябрь 2011г. - март 2015г.)        

1.Организация родительских собраний — собрания не должны сводиться к монологу учителя, это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.

  • Родительские лектории.
  • Тематические конференции.
  • Индивидуальная работа.
  • Круглый стол
  • прздники

2. Сотрудничество с родителями.

- организация совместных мероприятий,

- организация совместных поездок, праздников, походов.

3. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация.

4.Составление социальных карт.

- Организация диагностической работы по изучению семей.

5.Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса;

- помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (попечительский совет, родительский комитет).

В школе работают классные родительский комитет, управляющий совет школы, с их помощью решаются многие задачи.

Индивидуальная работа с родителями.

  • «День открытых дверей для родителей»:

- индивидуальные и групповые консультации по педагогическим          вопросам;

- индивидуальные консультации работников социально –  психологической службы;

         - консультации по правовым вопросам инспектора КДН (по мере необходимости).

  • Индивидуальные посещения классными руководителями, соц. педагогом  семей учащихся.

III. Заключительный (январь-апрель 2015 г.).

Изучение, экспертная оценка (в том числе- внешняя), обработка фактического материала и его оформление, изучение материальных продуктов, обобщение опыта, анализ достигнутых результатов, полученных на предыдущих этапах.

Методы  и  приемы:  диагностирование, анализ, сравнение, обобщение,

                                     прогнозирование.

Наиболее эффективные формы работы с родителями:

 • Организация родительских собраний – собрания не должны сводиться к монологу учителя, это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

 Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. К сожалению, стоит констатировать, что значительная часть родителей пассивна и не научена занимать не только активную, но и вообще какую-либо выразительную позицию на родительских собраниях. Плохую помощь оказывает учителю отсутствие профессионального любопытства. Можно говорить об эмпирической формуле «чем больше я знаю о ребёнке и его семье, тем более я могу быть ему полезен». Однако в условиях демократии меняется характер взаимоотношений с учеником и его семьёй. Мы можем рассчитывать только на ту информацию, которую нам готовы дать, поскольку вмешательство в чужую жизнь, использование частной информации во вред семье и ребёнку в условиях демократии не допустимы. Как мотивировать родителей, чтобы родительское собрание вошло в их жизнь как нужная и приятная необходимость? н. Чем и как родитель мог бы быть полезен школе и как добиться, чтобы он захотел быть полезным, как вывести родителя на родительских собраниях из пассивной позиции? Этим целям могут служить анкетирования, родительские доклады и сообщения, собрание-праздник со столом, самодеятельностью и т. д.

Формы проведения родительских собраний

  • Письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.
  • Родительское собрание вместе с учащимися.
  • Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
  • Родительское собрание во время похода у костра.
  • Родительское собрание в форме игры.
  • Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда-либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
  • Родительское собрание мужчин.
  • Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего про ведения индивидуальных консультаций.
  • Родительское собрание-спектакль, в котором выступают дети.
  • Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.
  • Родительский лекторий. Способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики участвуют родители.
  • Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры.
  • Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, врачей, юристов и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

5. Рабочий план Проекта.

Месяц

Мероприятие

Ответственный

Сентябрь

День знаний. Знакомство

Кл.рук - ли

Сентябрь

Мои родители - мои друзья

(игровая программа с участием родителей

(в походе)

Октябрь

Акция «Спешите делать добро»

Учителя,родители, учащиеся

Октябрь

Акция ко  Дню пожилых людей

( концерт «Дорогие мои старики»)

Учителя, родители,

учащиеся

Октябрь

Любимые сказки (КВН по сказкам). Мой учитель

Библиотекарь

Ноябрь

Классные часы «Загляните в мамины глаза» ко Дню матери. Акция «Сердце матери»

Кл. рук-ли

Ноябрь

Создание географической карты моей родни.

Кл. рук-ли

Декабрь

Домашний музей  (выставка) «Семейные увлечения

», подготовка к Новому году

Кл. рук-ли

Декабрь

Общешкольное род.собрание «Здоровье ребенка в наших руках»

Мед. работник

Декабрь

Новогодний карнавал

Учителя, родители,

 учащиеся

Январь

Мой семейный альбом (выставка). Рождество. Акция «Твори добро»

Кл.рук-ли

Февраль

«Папа, мама, я – спортивная семья». Мой защитник

Кл.рук-ли

Февраль

«Отцы и дети» (конкурсно-игровая программа). Проекты

Кл.рук-ли, родители

Март

Конкурсная программа «Мы с мамулечкой

 вдвоем замечательно живем!»

Кл.рук-ли

Март

Концерт к дню 8 марта.

Кл. рук-ли

Апрель

Общешкольный праздник «Сильные, смелые,

умелые». Пасха

Кл.рук-ли, родители

Май

Общешкольный праздник «Последний звонок». 9 Мая

Кл.рук-ли

Май

Поездка в  бассейн г.Соликамска.

Кл. рук-ли, родители

май

Заключительный  концерт «Вместе лучше»

Кл.рук-ли, учащиеся

май

Отзывы  «Наш проект»

Администрация школы

6. Ожидаемые результаты.

В процессе реализации проекта предполагается:

  • активизация  роли семьи в воспитательно-образовательном процессе (критерий соц. значимости);
  • оказание родителями помощи в решении организационных и иных вопросов воспитательного процесса;
  • снижение количества неблагополучных семей (критерий востребованности общества);
  • новая деятельность привлечет внимание учащихся и родителей к организации жизнедеятельности класса, создание новых классных и семейных традиций;
  • благодаря новым семейным приоритетам, сформированным в ходе реализации проекта, учащиеся более ответственно будут относиться к своей семье, друзьям и всем взрослым.

7. Оценка эффективности реализации Проекта.

Критерии результативности реализации проекта.

Критерий

Показатели

Способы оценки

Социальная значимость

-динамика роста дел

-востребованность услуг

-рост обращений, положительных оценок

Наблюдение, анализ, опросники

Социальное развитие

-динамика уровня развития

-организационные навыки

Тесты, анкетирование,

опросники, наблюдения, анализ

степени участия

Педагогическая эффективность

-качество методического сопровождения

-мотивация педагогов

Анкетирование,опросники, наблюдение, анализ

 

Показатели эффективности проекта

  1. отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями, между родителями и школой;
  2. повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;
  3. активное участие родителей в жизни школы;
  4. устойчивость в поведении детей.

Положительным результатом сотрудничества для учителей становится:

  • повышение уважения со стороны родителей и общества в целом;
  • улучшение межличностных взаимоотношений с родителями;

повышение авторитета в глазах детей, родителей;

  • повышение удовлетворенности своей работой.

Для родителей положительным результатом становится:

  • повышение самооценки и самоодобрения;
  • лучшее знание школьных программ;

• уверенность в том, что при обучении учитывается мнение родителей и их пожелания;·

  • ощущение своей значимости в школе;
  • повышение их родительской компетентности;

• улучшение общения с ребенком вообще и в школе в частности.

Для детей выигрыш очевиден, он проявляется:

  • в лучшей посещаемости школы;
  • улучшении знаний, развитии умений;
  • социальном становлении.

Наблюдая за общением родителей и детей можно отметить появление таких личностных качеств у родителей, как толерантность, способность понимать, принимать и помогать ребенку; эмоционально-положительное отношение родителей к педагогам  и  школе в целом.

 Мы, педагоги, в свою очередь, имеем  возможность, лучше узнать семьи, определить характер и меру своей помощи.

    Таким    образом,  привлечение    родителей   к   воспитательно-образовательному процессу  и объединение усилий школы и семьи обеспечит младшему школьнику  эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе и дома.

8. Оценка рисков.

Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта не будет эффективна, если:

  •  низкий уровень компетентности учителя,
  •  неверно осуществлен выбор форм и методов
  • отсутствие сотворчества учитель-родитель-ученик.

С целью минимизации рисков необходимо систематически повышать квалификацию педагога, проводить качественный и количественный анализ внедряемых форм взаимодействия, регулярно проводить анкетирование родителей с целью изучения особенностей семьи, выявление мнения о воспитательной работе и учебном процессе школы.

 На его основе осуществлять выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.

9. Дальнейшее развитие проекта.

Данный проект может быть использован в практике работы учителей начальной школы, воспитателей детских садов и других специалистов, работающих с детьми.

10. Литература.

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.
  2. Воликова Т. В. Учитель и семья. - Москва, 1987.
  3. Внутришкольное управление /сос. Т.Е. Заводова. -  Мн.: Карсико-Принт, 2005 (Деятельность классного руководителя).
  4. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2006. (Педагогика. Психология. Управление).
  5. Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1985.
  6. Дерелеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы)/ Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005. (Педагогика. Психология. Управление).
  7. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. – М.: Советская Россия, 1983.
  8. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
  9. Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога: методическое пособие / И. В. Никишина. – Волгоград.: Учитель, 2007.
  10. Подласый И. П. Педагогика т. 2 - Москва, 1999.
  11. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005
  12. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. - 1985, № 9.
  13. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.
  14. Справочник классного руководителя.  Лучшее из практики воспитательной работы.// МЦФЭР,2009-2011гг.

Источники интернет:

  1. http://festival.1september.ru/ Джебко Ольга Владимировна
  2. http://sc133.ucoz.ru/index/semja_i_shkola/0-78 Соболева Е.А.,  Миронова С.Н. и др.

Разработали  проект учителя начальных классов МАОУ «Ныробская СОШ  имени А,В. Флоренко» Чагина Елена Павловна, тематическое планирование  Полякова Жанна Борисовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагога и родителей.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент человеческой личности. Правильное воспитание ребенка в этот период жизни в условиях семьи имеет исключительную значимость. Увы, не все родители это ...

Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната

Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...

система взаимодействия педагогов с родителями будущих первоклассников

Система и виды взаимодействия педагогов с родителями будущих первоклассников...

Адаптация дошкольников и младших школьников к новому виду деятельности – обучению. Способы взаимодействия педагога и обучающегося в образовательном процессе.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного завед...

Семинар – практикум для педагогов. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ОУ»

Способствовать преодолению трудностей взаимодействии с родителями период адаптации ребенка в детском саду...

Тема инновационного проекта «Модель взаимодействия школы и семьи: перспективы и грани сотрудничества».

Тема инновационного проекта«Модель взаимодействия школы и семьи: перспективы и грани сотрудничества»....