Адаптация дошкольников и младших школьников к новому виду деятельности – обучению. Способы взаимодействия педагога и обучающегося в образовательном процессе.
консультация (1 класс) на тему

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

       Немаловажным фактором является и поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация дошкольников и младших школьников к новому виду деятельности – обучению. Способы взаимодействия педагога и обучающегося в образовательном процессе.

Вступительное слово

     Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio - прилаживание, приспособление. Он был впервые введен Г. Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как всякое приспособление живого организма к условиям существования (И.А. Милославова).

      Различают А. биологическую, физиологическую и социально-психологическую. Нас в большей степени интересует последняя. Социально-психологическая А. представляет собой приспособление к социальной среде.

      Существует 3 переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и переход из средней в старшую. На что нужно обратить внимание в эти переходные периоды?

      Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

       Немаловажным фактором является и поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

        

Рекомендации:

     Главное, помнить о том, что ведущим видом деятельности на всём протяжении детства является игра. Образовательный процесс необходимо строить с опорой на игровые методы.

    Важно воздействовать на эмоции и чувства ребёнка посредством проявления интереса к детскому мнению по тому или иному вопросу, создание ситуации, попадая в которые ребёнок будет чувствовать себя непринуждённо, свободно, будет ощущать свою значимость.

     Обязательным условием общения с учениками является создание благоприятной эмоциональной атмосферы, улыбка и уравновешенность, исключение повелительного наклонения в обращении к ним, авторитарного стиля общения (По О. Соболевой).

 


Делайте! 

1. Радуйтесь Вашему ученику, принимайте его таким, какой он есть.
2. Будьте терпеливы.
3. Чаще хвалите Вашего ученика. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний и сами верьте, что он может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь.
4. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Отвечайте на каждый вопрос ребенка, тогда его познавательный интерес не иссякнет.
5. Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
6. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ученика. Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.
7. Почаще говорите с учеником. Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам это действительно интересно.
8. Научите ребенка делиться своими проблемами. Для этого – обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми, но не допытывайтесь; искренне интересуйтесь его мнением.
9. Только вместе с родителями можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Советуйтесь с родителями, поддерживайте постоянную связь с ними. Главное помнить и довести до родителей, что, если возникают вопросы по деятельности педагога, замечания о работе учителя делать в присутствии детей запрещено.
10. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если можете, разумную помощь в его выполнении. Содержательная помощь (решение с ребенком задач и т.п.) нежелательна. Основная функция - помочь обнаружить и зафиксировать трудность в тетради для того, чтобы обсудить ее на следующий день на уроке. Не изматывайте детей, не читайте им морали. Главное – возбудить интерес к учению.
11. Старайтесь, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе.
12. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, товарищах, школе до конца.

Не делайте!

1. Не перебивайте ребенка.
2. Не принуждайте делать то, к чему он готов.
3. Не критикуйте вашего ученика в присутствии других детей, их родителей.
4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
5. Не используйте формулу «опять ты НЕ…» (Это верный способ выращивания неудачника).

6. В общении с ребенком не стоит использовать условия: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
7. Не стоит чрезмерно беспокоиться по поводу каждой перемены в ребенке, небольшого продвижения вперед или назад.
8. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов и впечатлений.
9. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Объясняйте ребенку причины, доводы Ваших требований. Если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.

Признаки успешной адаптации:

  удовлетворенность ребенка процессом обучения;

  ребенок легко справляется с программой;

  степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  нежелания выполнять домашние задания.

  негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  беспокойный сон.

  трудности утреннего пробуждения, вялость.

  постоянные жалобы на плохое самочувствие.

      Диагностировать уровень адаптации возможно с помощью тестов, анкетирований, наблюдений. Вот некоторые варианты подобных диагностик.

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов

1.        Тебе нравится в школе или не очень?

  • не очень
  • нравится
  • не нравится

2.        Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома

—        бывает по-разному
— иду с радостью

3.        Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

— не знаю

—        остался бы дома
— пошел бы в школу

4.        Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

  • не нравится
  • бывает по-разному
  • нравится

5.        Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю

6.        Ты .хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы

7.        Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  • часто
  • редко
  • не рассказываю

8.        Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы

9.        У тебя в классе много друзей?
— мало

  • много
  • нет друзей

10.        Тебе нравятся твои одноклассники?

  • нравятся
  • не очень
  • не нравится

Анкета                        

                                                    «Хорошо ли ребёнку в школе?»

Цель: определить, хорошо ли ребенку в школе.

Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да), если думает также. Если его ответ нет. т.е. он думает по-другому, то ставит знак «-» (нет).

1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.

  1. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.
  2. Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.
  3. Очень хочется отдохнуть.
  4. Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.
  5. Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.
  6. Я всегда боюсь отвечать у доски.
  7. Мои одноклассники с уважением относятся ко мне,
  1. Часто па уроках я чувствую, что устал,
  2. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.
  3. В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,
  4. Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.
  5. Я точно знаю, что мои родители любят меня.
  6. Мне часто кажется, что я болен.
  7. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.
  8. Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.
  9. Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.
  10. Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.
  11. Я думаю, что плохо вижу.
  12. Мне интересно в школе.
  13. Мне очень нравятся ребята в моем классе.
  14. Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.
  15. Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.
  16. Обычно я спокоен и полон сил.

Ключ к анкете

Шкала1

1.+

6.-

11.-

16.-

21.+

Шкала 2

2.-

7.-

12.-

17.-

22.+

Шкала3

3.-

8.-

13.-

18.-

23.-

Шкала4

4.+

9.+

14.+

19.-

24.-

Шкала5

5.-

10.-

15.-

20.-

25.+

За каждое совпадение с ключом ставится 1 балл Средний балл по каждой шкале З.     Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и поддержка.

Значение шкал

  1. шкала- удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.
  2. шкала-  дружеские отношения в классе,
  3. шкала- тревожность, связанная с учебным процессом.

шкала- самооценка. Степень уверенности ребенка в своих силах

Анкета

«Родительская позиция  относительно готовности к школьному обучению ребёнка» ( Авторы О.Н. Истратова, И.О.Косьяненко)

       ФИО (ребёнка)

    Год рождения ребёнка                                                                        Возраст

  1. Как вы считаете, в каком возрасте лучше отдавать ребёнка в школу. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

В 6 лет, потому что

-друзья, с которыми общается ребёнок, пошли в школу, и ребёнку будет легче освоиться в школе уже в привычной компании;

- ребёнку стало скучно в детском саду, он уже « вырос из игры», материал занятий в детском саду уже известен ребёнку;

- интерес ребёнка к школе, существующий в данный момент, может перегореть до того, как ребёнку исполнится 7 лет;

- ребёнок достиг больших успехов и для развития следует отдать его в школу;

-другие причины (укажите какие)  

В 7 лет, потому что

-в 6 лет ребёнок ещё слаб физически и не вынесет школьных нагрузок;

-в 6 лет ребёнок ещё не умеет читать и не владеет необходимым минимумом знаний и умений для поступления в школу и успешного в ней обучения;

-в 6 лет психологически ещё не готов стать школьником, его больше привлекает игра, а не учёба;

-другие причины (укажите какие)  

  1. Выберете, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребёнка к школьному обучению (можно выбрать несколько пунктов)?

-здоровье, физическая выносливость;

-умение общаться со сверстниками;

-умение строить  адекватные системе обучения отношения со взрослыми;

- отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребёнка;

- умение читать;

- способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ ;

- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;

- логичность рассуждений ребёнка, способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;

- другое (укажите что)

3..Как вы считаете, насколько готов ваш ребёнок к школьному обучению? Почему?

4.Посещал ли ваш ребёнок подготовительные курсы?

-да                                                       -нет, т.к. (укажите причины)

5.Что повлияло на ваш выбор  школы для ребёнка:

-специфика школы (углубленное изучение отдельных предметов и т.п.)

-применяемые в школе специальные программы обучения (например, «Школа 2100» и т.п.)

-рекомендации знакомых;                           -другие причины (укажите какие)  

 Если да, то учитывались ли при этом склонности и желания ребёнка, рекомендации работающих в настоящее время с ребёнком педагогов;

-да                     -нет, т.к. (укажите причины)

6.Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребёнком для повышения его готовности к обучению в школе?

-да                     -нет, т.к. (укажите причины)

7.Считаете ли вы, что ваша семья  была материально готова к поступлению ребёнка в школу?

-да;             - нет;    - не задумывались над этом

8.Располагали ли вы необходимыми средствами для покупки всех необходимых школьных принадлежностей

-да;             - нет;       - не задумывались над этом

9. Считаете ли вы необходимым уделять ребёнку дополнительное время в течение его первых школьных дней, месяцев?

-да;             - нет;       - не задумывались над этом

10.Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т.п.) либо изменить график работы для того. Чтобы иметь возможность провожать ребёнка на занятия и встречать его из школы?

-да;             - нет;       - не задумывались над этом

11.Имеется ли у ребёнка в вашей семье место (например, шкаф, полка, уголок), за порядок в котором он самостоятельно отвечает?

-да;             - нет;       - не задумывались над этом

12.Планируете ли вы выделить ребёнку собственное рабочее место с началом его учебной деятельности?

-да                                   - не задумывались над этом          - нет, т.к. (укажите причины    

13.Считаете ли вы, что, вашему ребёнку – школьнику необходимо предоставлять больше свободы и самостоятельности в его поведении?    

 -да                                   - не задумывались над этом          - нет, т.к. (укажите причины)

Анкета для родителей первоклассников

Класс

Школа

Ф.И. ребёнка

      Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

  1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

    -неохотно( ДА)

     -без особой охоты (ВДА)

     -охотно, с радостью( А)

     -затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

-пока нет (ДА)

-не совсем (ВДА)

-в основном, да( А)

-затрудняюсь ответить

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

      -скорее нет, чем да ( ДА)

       -не вполне (ВДА)

       -в основном да ( А)

       -затрудняюсь ответить

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

     -иногда (ВДА)

      -довольно часто( А)

      -затрудняюсь ответить

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

       -в основном отрицательные впечатления( ДА)

      -положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

      -в основном положительные впечатления( А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)

7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

       -довольно часто( ДА)

       -иногда (ВДА)

       -не нуждается в помощи( А)

      - затрудняюсь ответить

8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

       -перед трудностями сразу пасует( ДА)

      -обращается за помощью (ВДА)

       -старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)

       -настойчив в преодолении трудностей( А)

        -затрудняюсь ответить

9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

       -сам этого сделать не может ( ДА)

      -иногда может (ВДА)

      -может, если его побудить к этому( А)

      -как правило, может( А)

       -затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

         -довольно часто( ДА)

        -бывает, но редко(ВДА)

       -такого практически не бывает( А)

       -затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

       -нет( ДА)

       -скорее нет, чем да(ВДА)

        -скорее да, чем нет( А)

        -затрудняюсь ответить

А-   адаптация

ВДА-   возможна дезадаптация

ДА-   дезадаптация

Анкета

«Выявление причин школьной неуспешности»

( для педагогов, родителей)

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Инструкция по заполнению анкеты: подчеркнуть в каждом пункте – а,б,в.г.

 1. Особенности эмоционально-волевой сферы

Проявляет ли ребенок:

1.        Нервность (нервозность), тревожность:

а)        очень часто

б)        обычно

в)        редко

г)        никогда.

2.        Двигательное беспокойство: расторможенность:

а)        очень часто

б)        обычно

в)        редко

г)        никогда.

3.        Рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость, импульсивность:

а)        очень часто

б)        обычно
в)редко

г) никогда.

4.        Утомляемость, истощаемость:

а)        очень часто

б)        обычно
в)редко

г) никогда.

5.        Раздражительность, агрессивность:

б)        обычно

в)        редко

г)        никогда.

6.        Вялость, пассивность:

а)        очень часто

б)        обычно
в)редко

г) никогда.

7.        Робость, скованность:

а)        очень часто

б)        обычно

в)        редко

г)        никогда.

2. Особенности познавательной деятельности

1.        Как ребенок запоминает:

а)        очень хорошо

б)        хорошо

в)        посредственно

г)        плохо

2.        Как понимает объяснения:

а)        очень хорошо

б)        хорошо

в)        посредственно

г)        плохо

3.        Познавательная активность (стремление к новым знаниям):
а) высокая

б)средняя

в)        низкая

г)        отсутствует

4.        Колеблется ли успешность выполнения однотипных заданий:

а)        очень часто

б)        обычно

в)        редко

г)        никогда.

5. Может ли ребенок перестроиться на другой вид деятельности:

а)        легко

б)        не легко, не трудно

в)        с трудом

г)        с большим трудом

3, Имеются ли нарушения в двигательной сфере, координации движения:

а)        да

б)        нет

Напишите о других специфических особенностях поведения, характера познавательной деятельности если они имеются).        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...

Адаптация младших школьников к новому виду деятельности - обучению

Адаптация младших школьников к новому виду деятельности - обучению. Рекомендации. Анкеты: 1.)  Для определения школьной мотивации учащихся начальных классов; 2.) Хорошо ли ребенку в школе?; 3.) В...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».

При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели:       развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...

Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта».

Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта»....

Взаимодействие педагога-психолога и родителей в процессе коррекционной работы с обучающимися

Подробнее мы остановимся на такой новой, современной форме работы как тренинг коррекции Детско-Родительских отношений....

Виды языковых и коммуникативных игр для обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников

Виды языковых и коммуникативных игрДля обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников...