Главные вкладки

    Консультация (1 класс) на тему:
    Адаптация дошкольников и младших школьников к новому виду деятельности – обучению. Способы взаимодействия педагога и обучающегося в образовательном процессе.

    Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

           Немаловажным фактором является и поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Адаптация дошкольников и младших школьников к новому виду деятельности – обучению. Способы взаимодействия педагога и обучающегося в образовательном процессе.

    Вступительное слово

         Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio - прилаживание, приспособление. Он был впервые введен Г. Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как всякое приспособление живого организма к условиям существования (И.А. Милославова).

          Различают А. биологическую, физиологическую и социально-психологическую. Нас в большей степени интересует последняя. Социально-психологическая А. представляет собой приспособление к социальной среде.

          Существует 3 переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и переход из средней в старшую. На что нужно обратить внимание в эти переходные периоды?

          Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

           Немаловажным фактором является и поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

            

    Рекомендации:

         Главное, помнить о том, что ведущим видом деятельности на всём протяжении детства является игра. Образовательный процесс необходимо строить с опорой на игровые методы.

        Важно воздействовать на эмоции и чувства ребёнка посредством проявления интереса к детскому мнению по тому или иному вопросу, создание ситуации, попадая в которые ребёнок будет чувствовать себя непринуждённо, свободно, будет ощущать свою значимость.

         Обязательным условием общения с учениками является создание благоприятной эмоциональной атмосферы, улыбка и уравновешенность, исключение повелительного наклонения в обращении к ним, авторитарного стиля общения (По О. Соболевой).

     


    Делайте! 

    1. Радуйтесь Вашему ученику, принимайте его таким, какой он есть.
    2. Будьте терпеливы.
    3. Чаще хвалите Вашего ученика. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний и сами верьте, что он может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь.
    4. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Отвечайте на каждый вопрос ребенка, тогда его познавательный интерес не иссякнет.
    5. Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
    6. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ученика. Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.
    7. Почаще говорите с учеником. Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам это действительно интересно.
    8. Научите ребенка делиться своими проблемами. Для этого – обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми, но не допытывайтесь; искренне интересуйтесь его мнением.
    9. Только вместе с родителями можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Советуйтесь с родителями, поддерживайте постоянную связь с ними. Главное помнить и довести до родителей, что, если возникают вопросы по деятельности педагога, замечания о работе учителя делать в присутствии детей запрещено.
    10. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если можете, разумную помощь в его выполнении. Содержательная помощь (решение с ребенком задач и т.п.) нежелательна. Основная функция - помочь обнаружить и зафиксировать трудность в тетради для того, чтобы обсудить ее на следующий день на уроке. Не изматывайте детей, не читайте им морали. Главное – возбудить интерес к учению.
    11. Старайтесь, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе.
    12. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, товарищах, школе до конца.

    Не делайте!

    1. Не перебивайте ребенка.
    2. Не принуждайте делать то, к чему он готов.
    3. Не критикуйте вашего ученика в присутствии других детей, их родителей.
    4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
    5. Не используйте формулу «опять ты НЕ…» (Это верный способ выращивания неудачника).

    6. В общении с ребенком не стоит использовать условия: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
    7. Не стоит чрезмерно беспокоиться по поводу каждой перемены в ребенке, небольшого продвижения вперед или назад.
    8. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов и впечатлений.
    9. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Объясняйте ребенку причины, доводы Ваших требований. Если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.

    Признаки успешной адаптации:

      удовлетворенность ребенка процессом обучения;

      ребенок легко справляется с программой;

      степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

      удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

    Признаки дезадаптации:

      усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

      нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

      стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

      нежелания выполнять домашние задания.

      негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

      жалобы на те или иные события, связанные со школой.

      беспокойный сон.

      трудности утреннего пробуждения, вялость.

      постоянные жалобы на плохое самочувствие.

          Диагностировать уровень адаптации возможно с помощью тестов, анкетирований, наблюдений. Вот некоторые варианты подобных диагностик.

    Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов

    1.        Тебе нравится в школе или не очень?

    • не очень
    • нравится
    • не нравится

    2.        Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    — чаще хочется остаться дома

    —        бывает по-разному
    — иду с радостью

    3.        Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

    — не знаю

    —        остался бы дома
    — пошел бы в школу

    4.        Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    • не нравится
    • бывает по-разному
    • нравится

    5.        Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    • хотел бы
    • не хотел бы
    • не знаю

    6.        Ты .хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    • не знаю
    • не хотел бы
    • хотел бы

    7.        Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    • часто
    • редко
    • не рассказываю

    8.        Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    • точно не знаю
    • хотел бы
    • не хотел бы

    9.        У тебя в классе много друзей?
    — мало

    • много
    • нет друзей

    10.        Тебе нравятся твои одноклассники?

    • нравятся
    • не очень
    • не нравится

    Анкета                        

                                                        «Хорошо ли ребёнку в школе?»

    Цель: определить, хорошо ли ребенку в школе.

    Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да), если думает также. Если его ответ нет. т.е. он думает по-другому, то ставит знак «-» (нет).

    1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

    2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.

    1. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.
    2. Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.
    3. Очень хочется отдохнуть.
    4. Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.
    5. Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.
    6. Я всегда боюсь отвечать у доски.
    7. Мои одноклассники с уважением относятся ко мне,
    1. Часто па уроках я чувствую, что устал,
    2. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.
    3. В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,
    4. Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.
    5. Я точно знаю, что мои родители любят меня.
    6. Мне часто кажется, что я болен.
    7. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.
    8. Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.
    9. Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.
    10. Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.
    11. Я думаю, что плохо вижу.
    12. Мне интересно в школе.
    13. Мне очень нравятся ребята в моем классе.
    14. Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.
    15. Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.
    16. Обычно я спокоен и полон сил.

    Ключ к анкете

    Шкала1

    1.+

    6.-

    11.-

    16.-

    21.+

    Шкала 2

    2.-

    7.-

    12.-

    17.-

    22.+

    Шкала3

    3.-

    8.-

    13.-

    18.-

    23.-

    Шкала4

    4.+

    9.+

    14.+

    19.-

    24.-

    Шкала5

    5.-

    10.-

    15.-

    20.-

    25.+

    За каждое совпадение с ключом ставится 1 балл Средний балл по каждой шкале З.     Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и поддержка.

    Значение шкал

    1. шкала- удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.
    2. шкала-  дружеские отношения в классе,
    3. шкала- тревожность, связанная с учебным процессом.

    шкала- самооценка. Степень уверенности ребенка в своих силах

    Анкета

    «Родительская позиция  относительно готовности к школьному обучению ребёнка» ( Авторы О.Н. Истратова, И.О.Косьяненко)

           ФИО (ребёнка)

        Год рождения ребёнка                                                                        Возраст

    1. Как вы считаете, в каком возрасте лучше отдавать ребёнка в школу. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

    В 6 лет, потому что

    -друзья, с которыми общается ребёнок, пошли в школу, и ребёнку будет легче освоиться в школе уже в привычной компании;

    - ребёнку стало скучно в детском саду, он уже « вырос из игры», материал занятий в детском саду уже известен ребёнку;

    - интерес ребёнка к школе, существующий в данный момент, может перегореть до того, как ребёнку исполнится 7 лет;

    - ребёнок достиг больших успехов и для развития следует отдать его в школу;

    -другие причины (укажите какие)  

    В 7 лет, потому что

    -в 6 лет ребёнок ещё слаб физически и не вынесет школьных нагрузок;

    -в 6 лет ребёнок ещё не умеет читать и не владеет необходимым минимумом знаний и умений для поступления в школу и успешного в ней обучения;

    -в 6 лет психологически ещё не готов стать школьником, его больше привлекает игра, а не учёба;

    -другие причины (укажите какие)  

    1. Выберете, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребёнка к школьному обучению (можно выбрать несколько пунктов)?

    -здоровье, физическая выносливость;

    -умение общаться со сверстниками;

    -умение строить  адекватные системе обучения отношения со взрослыми;

    - отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребёнка;

    - умение читать;

    - способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ ;

    - развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций;

    - интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;

    - логичность рассуждений ребёнка, способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;

    - другое (укажите что)

    3..Как вы считаете, насколько готов ваш ребёнок к школьному обучению? Почему?

    4.Посещал ли ваш ребёнок подготовительные курсы?

    -да                                                       -нет, т.к. (укажите причины)

    5.Что повлияло на ваш выбор  школы для ребёнка:

    -специфика школы (углубленное изучение отдельных предметов и т.п.)

    -применяемые в школе специальные программы обучения (например, «Школа 2100» и т.п.)

    -рекомендации знакомых;                           -другие причины (укажите какие)  

     Если да, то учитывались ли при этом склонности и желания ребёнка, рекомендации работающих в настоящее время с ребёнком педагогов;

    -да                     -нет, т.к. (укажите причины)

    6.Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребёнком для повышения его готовности к обучению в школе?

    -да                     -нет, т.к. (укажите причины)

    7.Считаете ли вы, что ваша семья  была материально готова к поступлению ребёнка в школу?

    -да;             - нет;    - не задумывались над этом

    8.Располагали ли вы необходимыми средствами для покупки всех необходимых школьных принадлежностей

    -да;             - нет;       - не задумывались над этом

    9. Считаете ли вы необходимым уделять ребёнку дополнительное время в течение его первых школьных дней, месяцев?

    -да;             - нет;       - не задумывались над этом

    10.Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т.п.) либо изменить график работы для того. Чтобы иметь возможность провожать ребёнка на занятия и встречать его из школы?

    -да;             - нет;       - не задумывались над этом

    11.Имеется ли у ребёнка в вашей семье место (например, шкаф, полка, уголок), за порядок в котором он самостоятельно отвечает?

    -да;             - нет;       - не задумывались над этом

    12.Планируете ли вы выделить ребёнку собственное рабочее место с началом его учебной деятельности?

    -да                                   - не задумывались над этом          - нет, т.к. (укажите причины    

    13.Считаете ли вы, что, вашему ребёнку – школьнику необходимо предоставлять больше свободы и самостоятельности в его поведении?    

     -да                                   - не задумывались над этом          - нет, т.к. (укажите причины)

    Анкета для родителей первоклассников

    Класс

    Школа

    Ф.И. ребёнка

          Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

    1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

        -неохотно( ДА)

         -без особой охоты (ВДА)

         -охотно, с радостью( А)

         -затрудняюсь ответить

    2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

    -пока нет (ДА)

    -не совсем (ВДА)

    -в основном, да( А)

    -затрудняюсь ответить

    3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

          -скорее нет, чем да ( ДА)

           -не вполне (ВДА)

           -в основном да ( А)

           -затрудняюсь ответить

    4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

         -иногда (ВДА)

          -довольно часто( А)

          -затрудняюсь ответить

    5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

           -в основном отрицательные впечатления( ДА)

          -положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

          -в основном положительные впечатления( А)

    6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)

    7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

           -довольно часто( ДА)

           -иногда (ВДА)

           -не нуждается в помощи( А)

          - затрудняюсь ответить

    8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

           -перед трудностями сразу пасует( ДА)

          -обращается за помощью (ВДА)

           -старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)

           -настойчив в преодолении трудностей( А)

            -затрудняюсь ответить

    9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

           -сам этого сделать не может ( ДА)

          -иногда может (ВДА)

          -может, если его побудить к этому( А)

          -как правило, может( А)

           -затрудняюсь ответить

    10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

             -довольно часто( ДА)

            -бывает, но редко(ВДА)

           -такого практически не бывает( А)

           -затрудняюсь ответить

    11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

           -нет( ДА)

           -скорее нет, чем да(ВДА)

            -скорее да, чем нет( А)

            -затрудняюсь ответить

    А-   адаптация

    ВДА-   возможна дезадаптация

    ДА-   дезадаптация

    Анкета

    «Выявление причин школьной неуспешности»

    ( для педагогов, родителей)

    Ф.И.О. ребенка

    Дата рождения

    Инструкция по заполнению анкеты: подчеркнуть в каждом пункте – а,б,в.г.

     1. Особенности эмоционально-волевой сферы

    Проявляет ли ребенок:

    1.        Нервность (нервозность), тревожность:

    а)        очень часто

    б)        обычно

    в)        редко

    г)        никогда.

    2.        Двигательное беспокойство: расторможенность:

    а)        очень часто

    б)        обычно

    в)        редко

    г)        никогда.

    3.        Рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость, импульсивность:

    а)        очень часто

    б)        обычно
    в)редко

    г) никогда.

    4.        Утомляемость, истощаемость:

    а)        очень часто

    б)        обычно
    в)редко

    г) никогда.

    5.        Раздражительность, агрессивность:

    б)        обычно

    в)        редко

    г)        никогда.

    6.        Вялость, пассивность:

    а)        очень часто

    б)        обычно
    в)редко

    г) никогда.

    7.        Робость, скованность:

    а)        очень часто

    б)        обычно

    в)        редко

    г)        никогда.

    2. Особенности познавательной деятельности

    1.        Как ребенок запоминает:

    а)        очень хорошо

    б)        хорошо

    в)        посредственно

    г)        плохо

    2.        Как понимает объяснения:

    а)        очень хорошо

    б)        хорошо

    в)        посредственно

    г)        плохо

    3.        Познавательная активность (стремление к новым знаниям):
    а) высокая

    б)средняя

    в)        низкая

    г)        отсутствует

    4.        Колеблется ли успешность выполнения однотипных заданий:

    а)        очень часто

    б)        обычно

    в)        редко

    г)        никогда.

    5. Может ли ребенок перестроиться на другой вид деятельности:

    а)        легко

    б)        не легко, не трудно

    в)        с трудом

    г)        с большим трудом

    3, Имеются ли нарушения в двигательной сфере, координации движения:

    а)        да

    б)        нет

    Напишите о других специфических особенностях поведения, характера познавательной деятельности если они имеются).        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация младших школьников к новому виду деятельности - обучению

    Адаптация младших школьников к новому виду деятельности - обучению. Рекомендации. Анкеты: 1.)  Для определения школьной мотивации учащихся начальных классов; 2.) Хорошо ли ребенку в школе?; 3.) В...

    Адаптация первоклассников к новому виду деятельности.

    Адаптация (приспособление) детей пришедших в школу это очень серьезная тема для исследования и огромный пласт для изучения прошлом, настоящем и будущем не только для педагогической науке, но и в детск...

    Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта».

    Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта»....

    Виды языковых и коммуникативных игр для обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников

    Виды языковых и коммуникативных игрДля обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников...