"Самоопределение и самореализация младших школьников через разные виды деятельности".
статья (3 класс)

Основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых.

Проблема самоопределения личности не нова в педагогической теории и практике. В трудах психологов и педагогов находит отражение и проблема самоопределения личности обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоопределение и самореализация младших школьников через разные виды деятельности

Младший школьник – это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. Основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых.

Проблема самоопределения личности не нова в педагогической теории и практике. В трудах психологов и педагогов находит отражение и проблема самоопределения личности обучающихся.

Под самоопределением обучающегося мы понимаем процесс конструирования им близкой, реально исполнимой и дальнейшей перспективы на основе свободного выбора целей, средств и путей саморазвития, включающего в себя как совокупность индивидуальных ценностей.

Самоопределение личности в современной психологии понимается как форма включения человека в общество, способность осознавать себя, свои интересы, определить свое место в жизни и обществе, начать существовать

На сегодняшний день, личностное самоопределение рассматривается в психологии как определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериям становления личности и дальнейшая самореализация на основе этих критериев.

Выделяют личностное, социальное, профессиональное и другие виды самоопределения. Эти виды рассматриваются как находящиеся в постоянном взаимодействии: они могут предшествовать одно другому (например, личностное самоопределение чаще предшествует и способствует профессиональному), или они протекают одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.

Современная жизнь от каждого человека требует самостоятельного осознанного определения своего настоящего, ближайшего и отдалённого будущего. Иначе индивид либо уподобляется животному, реализующему природные инстинкты, либо становится рабом тех, кто управляет его поведением ради корыстных целей.

Отсюда возникает необходимость постоянного, начиная с раннего детства, учить детей самоопределению. И не только для того, чтобы подросток обоснованно выбрал профиль обучения в старших классах, будущую профессию. Главная задача заключается в формировании навыка самостоятельного поиска оптимальных вариантов поведения в любой жизненной ситуации с опорой на знание того, что создано за многие века культурой и вырабатывается ею в настоящее время.

Значимость решения данной проблемы настолько велика, что в статье 14 Закона РФ «Об образовании» специально отмечено: «Содержание образования… должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».

Современный человек достигает успеха, только если умеет побудить себя к постоянному саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию.

Самообразование, самовоспитание – это те единственные средства, с помощью которых человек может совершенствовать себя сознательно и добровольно.

Самоопределение – это начальная ступенька любого саморазвития, обеспечивающая мобилизацию физических и психических сил индивида для приобретения новых знаний и умений.

Задачей каждого педагога, независимо от того, какой предмет он ведёт в школе, на доступном для обучающихся уровне объяснять смысл знаний, получаемых ими на уроке. Это нужно делать для того, чтобы побуждать детей к самоопределению в изучении любой темы. Когда ученик поймёт цель получения конкретного блока информации, по литературе или математике, он сможет существенно повысить свою учебную активность.

Самоопределение должно осуществляться во всех сферах деятельности человека в течение всей жизни.

Таким образом, самоопределение личности – это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых человеком критериям становления личности, а также дальнейшая реализация на основе этих критериев; это уровень ценностно-смысловой детерминации, область смыслов и ценностей есть та область, в которой происходит взаимодействие личности и общества. Главными структурными элементами самоопределения выступают осмысленность себя, своей жизни и потенциала, самоуправление, ценностно-смысловой компонент, ориентация во времени (способность жить настоящим).

В настоящее время актуальные проблемы личности, ее самоопределения требуют новых педагогических решений, остро стоит вопрос о поиске современных подходов, форм и средств обучения, способствующих эффективному самоопределению школьников. Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление».

Термин «самореализация» впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. Понятие «самореализации» тесно связана с понятием «личности» и изучением движущих сил её развития. Личность рассматривается как «особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности общественных отношений, в которые вовлекается индивид. Это есть рост, творческий процесс, и обретается только через работу над сверхличными задачами».

Таким образом, человек становится личностью, когда раскрывает свои внутренние свойства, заложенные природой или сформированные в нем жизнью и воспитанием. Во многих источниках «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала». Термин «реализировать» означает сделать что-то реальным, осуществить задуманное, провести в жизнь. Другими словами, индивид, который стремится к саморазвитию и самосовершенствованию, способен самостоятельно принимать решения, осознавать своё место в жизни, трудиться и реализовывать свой нравственный потенциал.

Стремление к самореализации является врожденным, и реализуется только в том случае, если человек понимает мотив своего выбора, проверяет свои гипотезы, различает прогрессивное и регрессивное поведения.

В свою очередь, самореализующаяся личность – это человек, способный самостоятельно определить направление своего развития, но при этом не всегда представляет его конечные результаты. Приведем несколько определений самореализации:

Самореализация – реализация существующего потенциала, осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни.

Самореализация – это осуществление индивидных и личностных возможностей «Я» посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми.

Самореализация – осуществление возможных Я. Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление.

Самореализация – реализация собственных усилий человека, возможностей развития «Я». Этот процесс может быть назван самореализацией.

Самореализация – сбалансированное и гармоничное раскрытие всех аспектов личности: развитие генетических и личностных возможностей.

Самореализация называют позитивную жизнедеятельность человека, связанную исключительно с его продуктивным самоосуществлением. Поэтому самореализоваться – значит жить продуктивной жизнью, а жить продуктивной жизнью – значит во всех формах своей жизнедеятельности творить блага для себя и для других людей. В выражении «творить блага для себя и для других» заключен глубинный смысл самореализации, а именно «дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми, хотя в разной степени, наделен каждый человек».

Проблема самореализации личности относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики.

Самореализация зависит от активности взаимодействия с миром. Она задействует многие инструменты психологического развития. Такие, как подражание идеалам, моделирование сценариев достижения цели, творческая интерпретация известных успешных алгоритмов.

Путей ее решения предлагается много. Еще больше опробовано устоявшихся практик. Однако приверженность к соблюдению методических установок в них мало совместима с первоначальным благородным замыслом. Иногда деликатная цель искажается форсированием, применением опосредованных тривиальными способами упрощений.

Проблематика самоорганизации, умения формировать у себя рефлексивные навыки выходит на передний план изучения личностной реализации. Например, автор развивающих методик в обучении Д. Эльконина, видит в решении таких вопросов широчайшее педагогическое поприще. Она считает, что следует организовывать учебный процесс более универсально.

Чтобы все его стороны и стадии работали на развитие интеллекта ребенка. То есть, структура обучения должна содержать элементы, которые обеспечат самостоятельное познание. Создадут почву для принятия обучающимися значимых решений на каждом этапе получения знаний.

Полезная рефлексия обучающегося заключается не только в самодисциплине. Он должен быть поощряем в контроле своего развития именно организацией процесса обучения. Когда познавательный цикл ориентируется на возможность получать обучающимися адекватное представление о своей в нем деятельности. Это достигается интерактивными групповыми приемами: диспутом, перекрестным диалогом, аргументированием, полилогом, взаимными комментариями.

Необходимость такой активности в том, что самопознание выходит из замкнутых индивидуальными представлениями переделов. Оно подкрепляется мнениями, тенденциями, внешними характеристиками. А это уже действительно серьезный шаг в самооценке для вырабатывания навыков социализации. И речь здесь идет не о преодолении многих сомнений, свойственных всем нормально развивающимся детям.

Привычное отношение к возможности развиваться среди сверстников формируется, если уметь полагаться на свою индивидуальность. Обучающийся приобретает способность самокритично разбираться в своем влиянии на происходящее. Он может теперь руководствоваться наработками тех качеств, которые опробованы в разностороннем общении.

Корректировка познаваемых состояний развития уже не вызывает психологического дискомфорта, связанного с недостатком продуктивного общения. И прекрасно, если при этом удается убедительно для себя самого анализировать ход событий и делать выводы. В этом случае открыта возможность достижения оптимистичных результатов и самооценка работает правильно.

Однако навыки в оценке своих достижений еще не характеризуют обучающегося с позиции активного преобразователя своего личного мира. Критерием такой способности является умение самостоятельно мыслить. Поэтому качественный процесс самооценки обобщает в себе следующие условия:

Разработка педагогом критериев и эталонов, по которым происходит оценивание способностей обучающихся. Обязательной составляющей этого этапа является ознакомление детей со всеми элементами оценки. Аргументация ее получения должна быть максимально прозрачна;

Обеспечение необходимой привлекательности процесса, соответствующего психологического настроя на проведение анализа достижений;

Ситуационная подготовка к оцениванию. Обучающимся, после ознакомления со всеми эталонами и критериями, предоставляется полная самостоятельность в сопоставлении результатов;

Стимулирование у обучающихся самостоятельного прогнозирования последующей деятельности. Они могут составлять программы, планировать желаемые изменения в зависимости от полученных ими наработок и результатов;

Приучение к полной реалистичности позиций самоконтроля и самооценки. В этом помогает постоянный разбор собственных ошибок, без преодоления нельзя двигаться дальше.

Таким образом, развиваются необходимые для приобретения способности к самореализации рефлексивные навыки. Творческому подходу в этом деле способствует стимулирование самостоятельности при выборе заданий, способов их выполнения.

Обретение навыков самоконтроля и рефлексии необходимы для следующего этапа воспитания в обучающихся стремления к самореализации. Таким шагом является сознательное целеполагание. То есть саморазвитие приобретает направленность в соответствии со значимой и четко представляемой целью.

От этого зависит и эффективность всей последующей работы над собой. Ведь намеченная перспектива определяет круг стремлений самореализации. И чем она шире и в то же время значительнее для личности, тем качественнее будет самоорганизация. Общая перспектива, несомненно, подразумевает целый ряд рабочих целевых задач. А вот в их достижении обнаружится и увлеченность, и творческий потенциал, и приобретение умений и навыков.

Таким образом освоение жизненных позиций в современном обществе требует от обучающихся очень большого диапазона личных качеств. Чтобы иметь требуемую адаптивную активность, нужно научиться самостоятельно принимать верные и своевременные решения. А чтобы эти навыки давались легче, необходима заинтересованность и творческий подход. Вот в этом и заключается стимулирование развивающейся личности к самореализации.

Помимо формирования индивидуальных качеств личности ученика и его самореализации на уроках, обучающиеся могут реализовать эти качества и во внеурочное время.

Таким образом можно сделать вывод, что без самоопределения не может быть без самореализации личности. Одно вытекает из другого. Сначала человек самоопределяется - кто я, где я, почему, за чем я здесь и для чего, а что дальше? А потом уже следует самореализация. Самореализация это ответы на вопросы, возникающие, когда происходит самоопределение личности. Соответственно, чтобы реализовать самоопределение и самореализацию педагогу необходимо в своей деятельности использовать разнообразные виды деятельности.

Такие виды деятельности: игровая, общение и проектная, помогут учителю на внеурочных занятия сформировать такие качества личности, как самоопределение и самореализация младшего школьника.

С поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться учебной деятельностью, которая становится ведущей. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Каждый из трех названных видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте.

Учебной деятельности младшего школьника отводиться ведущая роль. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни ребенка.

Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением научных понятий. Эти моменты, так же как и специфика учебной деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, личностных образований и произвольного поведения.

Учебная деятельность связана с трудовой деятельностью. Участие детей в трудовой деятельности оказывает существенное влияние на их психическое и личностное развитие, на процесс усвоения знаний.

Задачей школьного обучения является не только передача детям определенного количества знаний, но и формирование определенных нравственных качеств, воспитание различных сторон личности в процессе учебной деятельности. Благоприятные условия для этого создаются в трудовой деятельности, поскольку ее общественный результат выступает в реальной предметной, вещественной форме, и в трудовой деятельности более отчетливо осознается необходимость совместных усилий коллектива в достижении определенной цели.

В процессе трудовой деятельности младшие школьники овладевают новыми знаниями, у них совершенствуются познавательные интересы, восприятие, внимание, мышление и творческие способности. В процессе выполнения определенных трудовых действий, возможно, расширять и углублять знания обучающихся по труду, природоведению и другим школьным предметам.

Формирование нравственного отношения к труду наиболее эффективно протекает у младших школьников в процессе выполнения интересной (творческая продуктивная деятельность) коллективной работы; деятельности, характеризующейся новизной и повышенным уровнем сложности (проектная деятельность).

Проектная деятельность может быть эффективно использована, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем [17].

В ходе различных форм взаимодействия обучающихся начальных классов с другими людьми, ближайшим природным и социальным окружением создаются ситуации для проявления ответственности, активности, творчества и самостоятельности.

Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста в разнообразных видах труда, на практических занятиях формируются и совершенствуются различные трудовые умения и навыки, более глубоко осознается ценность труда в жизни общества и человека как мотива трудовой деятельности, усваиваются соответствующие знания, навыки и умения по ведению домашнего хозяйства, развитию самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи.

Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. Игровая деятельность способствует развитию всех познавательных процессов ребенка.

Т.Ф. Пожидаева обосновала синергетическую функцию игры младших школьников, которая представлена как назначение игры для самоорганизации, реализуемой в самоутверждении, самоопределении и самореализации личности младшего школьника. Синергетическая функция игры вытекает из функции самореализации ребенка в игре, на основе теории самоорганизации помогающей объяснить, как в игровой ситуации изменяются модели поведения ребенка. Она определяет развитие игрового сознания и его личностных структур: критичности, мотивирования, рефлексии, коллизийности (т. е. способности выявлять, идентифицировать и анализировать скрытые причины событий, определять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценностям).

Игра и учеба – это две разные деятельности, имеющие значительные качественные различия. Переход от игры к серьезным занятиям происходит не резко, а постепенно и имеет определенные переходные формы, в качестве которых могут выступать дидактические игры.

Игровая деятельность помогает сделать учебный материал увлекательным и интересным, создать эмоционально позитивное рабочее настроение, облегчить процесс познания.

Игровая деятельность может быть включена в проведение уроков любого типа и любого этапа урока. При этом она должна соответствовать общим требованиям: быть интересной, доступной, содержательной, включать разные виды деятельности детей.

Игровая деятельность в различных своих видах и формах в младшем школьном возрасте при умелом руководстве органично входит в целостный учебный процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами и методами обучения и воспитания и оказывает большое влияние на психическое развитие детей.

Так же известно, что общение — основная, самая интересная и существенная сторона жизни человека.
Для периода младшего школьного возраста от 6 до 10 лет, границы которого совпадают с обучением в начальной школе, наиболее приемлемыми являются такие виды общения как личностное и деловое. В этот период в разноплановом общении и новой учебной деятельности реализуется весь потенциал ребенка. В учебной деятельности, направленной на саморазвитие, происходит усвоение новых знаний и умений. С помощью делового общения ребенок учится налаживать контакт и развивать свои коммуникативные способности, потому как деловое общение характеризуется взаимодействием между людьми, которые выполняют совместную работу или учувствуют в одном виде деятельности. С поступлением в школу общение становится социально-ориентированным.

В школе происходит глубокое личностное отношение между учеником и учителем, который выступает общим нравственным ориентиром и пользуется беспрекословным авторитетом. Общение с учителем организует и учебную деятельность, и все формы деятельности в школе: внеурочную и внешкольную работу, общие дела. В соответствии с возложенными на него обязанностями, индивидуальными особенностями и намерениями ребенок занимает определенное место в коллективе.

Общение младших школьников со сверстниками также проходит через призму учебной деятельности. В процессе совместной учебной работы у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель обучения у большинства первоклассников проходят робость и смущение от большого количества новых впечатлений. Младшие школьники начинают обращать внимание на поведение соседа по парте, устанавливают контакты с симпатизирующими им одноклассниками, которые проявляют сходство интересов. На первых этапах социально-психологической адаптации в новом коллективе у многих детей проявляются в целом несвойственные им черты характера (у одних – застенчивость, у других – развязность, агрессивность). Но по мере установления устойчивых взаимоотношений с одноклассниками каждый ребенок обнаруживает свои подлинные индивидуальные личностные свойства.

Все компоненты системы общения и отношений ребенка с учителями, родителями и сверстниками тесно взаимосвязаны и опосредованы учебной деятельностью, поскольку главная особенность социальной ситуации развития младших школьников заключается, прежде всего, в том, что ребенок включается в учебную деятельность.

Таким образом, можно сделать вывод, что такие виды деятельности, как игровая, проектная и общение способствуют формированию самоопределения и самореализации младшего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие способностей младших школьников через различные виды заданий

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития обще...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».

При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели:       развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...

Статья по теме "Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность"

В данной статье представлен практический материал из опыта  использования проектной деятельности....

Статья на тему "Развитие коммуникативных УУД младших школьников через проектную деятельность"

Аннотация: данная статья раскрывает суть коммуникативных УУД , способы их развития через проектную деятельность и  роль разных участников групповой формы проектной деятельности- детей, учителя и ...

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Мастер-класс

Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, обучению грамоте, ознаком...

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через разные виды деятельности»

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции коррекционного образова...

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»...