Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через разные виды деятельности»
консультация

Постольник Татьяна Викторовна

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции коррекционного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_motorika.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П. Константинова

Мастер-класс

«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через разные виды деятельности»

Подготовила:

учитель-дефектолог

Постольник Т.В.

2019 г.

   Цель:

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ.

2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.

3. Изготовить с педагогами игровое пособие «Такса»  по развитию мелкой моторики рук.

   Участники: Педагоги

Ход мастер-класса.

   Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции коррекционного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребёнка.

   В свое время, великий педагог - Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

   Работая  с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я убедилась, что у ребят в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью. Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца. В процессе работы выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Часто у детей с ОВЗ  встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.  У таких ребят  существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики. 

   Сегодня, я попытаюсь дать обзор тех методов и приемов развития мелкой моторики, которые я использую в коррекционно-развивающей работе с детьми. Это:

Игры с пластилином;

Игры с конструктором, мозаикой;

Тренажеры для развития мелкой моторики;

Игры с пуговицами:

  • Заполнить просторную коробку пуговицами.
  • Перетереть пуговицы между ладонями.
  • Пересыпать их из ладошки в ладошки.
  • Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с крупами:

  • Пересыпать крупу
  • «Отгадай, какая крупа в мешочке»
  • Найти игрушку
  • «Сухой бассейн» из гороха и фасоли
  • Шнуровки;

Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:

  • Самомассаж тыльной стороной кистей рук
  • Самомассаж ладони
  • Самомассаж пальцев рук
  • Упражнения с массажерами

Рисование:

  • Карандашом, кистью
  • Рисование пальцем, ладонью, палочкой.

Игры с бумагой:

  • Складывание различных фигур;
  • Вырезание ножницами, склеивание различный объемных игрушек.
  • Упражнения с мячами:
  • Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
  • Катать мяч по часовой стрелке и др.

Игры со счетными палочками.

   Перечисленные виды детской деятельности используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.

  • Учебная деятельность
  • Индивидуальная коррекционная работа
  • Самостоятельная деятельность
  • Прогулка
  • Самообслуживание

   На базе МБОУ СОШ №2 г. Усмани работает волонтерский отряд «Возрождение». Волонтеры помогают проводить групповые занятия с детьми ОВЗ и сопровождают их на общешкольных мероприятиях. Учащиеся 10 класса Мерещенко Александра,  в 2018-2019 уч. г. защищала проект по обществознанию «Особенности работы с детьми ОВЗ. Мелкая моторика» в рамках которого было создано «Методическое пособие по развитию и коррекции мелкой моторики рук для детей с ОВЗ и учащихся начальной школы».

   И конечно помощь родителей. (Показ коврика)

Практическая часть

   Игровое пособие «Такса». Сегодня мы с вами изготовим игровое пособие для развития мелкой моторики рук «Такса», для этого нам потребуется Картон, клей или двусторонний скотч, лента.

(изготовление пособия)

   Использование выше приведенных упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику. И я буду рада, если данное пособие вы будете использовать в своей работе.

   Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей и учеников на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей»

Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.Считается...

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Мастер-класс

Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, обучению грамоте, ознаком...

презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»

познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать  базовые формы, составлять из них  различные  композиции;-проследить положительное влияние     использования техник...

Мастер- класс для учителей начальных классов "Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ"

Развитию кисти и пальчиков принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук у детей с ограниченными возможно...

Мастер-класс "Дидактические игры своими руками для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста"

Одной из эффективных форм системы непрерывного образования педагогов дошкольного образования являются методические объединения.Методические объединения – специальный комплекс практических меропр...