Мастер класс Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»
методическая разработка (1 класс)

Таберекова Гульнур Кадырбековна

Развитие связаной речи детей с ОНР с помощью нетрадиционной технологии квиллинг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс

 Тема: «Технология  квиллинг,  как одно из средств развития мелкой моторики и речи  детей  младшего школьного возраста»        

1. Подготовительно-организационный.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в этой аудитории. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер класса нам сохранить, 
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Мне, как практикующему логопеду, хотелось бы начать с констатации факта, по ряду объективных причин медицинского и социального характера с каждым  годом число детей, имеющих недостатки развития речи, возрастает. Весь практический материал, применение которого способствует  эффективному речевому развитию ребенка, можно условно разделить на две группы. Во-первых, помогающий непосредственно развивать и корректировать речь ребенка (в основном область работы логопеда) и, во-вторых, опосредованный  материал, к которому и относится развитие мелкой моторики.
Почему же эти два понятия – речь и мелкая моторика так тесно связаны? 
Ответ на этот вопрос нам дадут исследования ученых нейрофизиологов, которые 
занимались проблемами нарушения речи. Они установили, что на карте головного 
мозга очень близко от речевой моторной зоны расположена проекция кисти руки, 
которая занимает около трети всей площади двигательной проекции.

Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью знать и уметь 
применять на практике методы развития мелкой моторики не только узким 
специалистам, но и воспитателям дошкольных учреждений, учителям.
“Рука – это вышедший наружу мозг человека”  Н.Кант
Методы развития мелкой моторики достаточно условно делятся на 
традиционные и нетрадиционные. 
Давайте попробуем вместе с вами перечислить, какие вы знаете традиционные
методы развития мелкой моторики:

Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание), 
самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т.д.);
 Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без  сопровождения);
 Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки,  графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда,  выполнение фигурок из палочек и т.д.;
 Художественная деятельность: игры с бумагой, глиной,  пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём и т.д.;
 Предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка,  складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т.д.;
 Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т.д.
Слово «традиционные» обозначает обычные, установившиеся в поведении, в 
быту. Соответственно эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и 
широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы. Я также 
активно их использую. Познавательным для меня стало обратить внимание именно 
на нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а 
малораспространенные методы развития мелкой моторики. 
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики относятся:
 теневой и пальчиковый театр; 
 СуДжок терапия;
 пескотерапия;
 криотерапия;
 иглотерапия.

  • квиллинг

Российский физиолог Иван Петрович Павлов говорил:

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

У  многих  детей младшего школьного возраста недостаточно развита  речь  и мелкая моторика рук. И как следствие –  возникают проблемы  в развитии интеллекта и речи, в обучении письма, что в свою очередь может привести не только к затруднениям в усвоении программного материала, но и  к повышенному уровню тревожности  ребенка и даже к  негативному отношению  к учёбе в целом.  В чём же причина такой неготовности?

Среди многих причин  хочу выделить две, устранению которых я уделяю  большое внимание:

Недостаточное развитие мелких мышц руки («физиологическая неготовность»).

Несформированность навыка выполнения графических движений («психологическая неготовность»).

Я очень хочу, чтобы мои  ребята не испытывали серьезных затруднений в обучении, чтобы они с радостью приходили каждый день в школу, чтобы  они красиво писали и говорили.  Именно поэтому актуальность развития мелкой моторики  детей для меня бесспорна. На протяжении многих лет в своей работе я использовала различные упражнения для развития мелкой моторики:  

Сейчас я хочу  познакомить  вас более подробно лишь с одной технологией, которая помогает развитию мелкой моторики и очень полюбилась моим ученикам . новое –это хорошо забытое старое.  

Цель  использования данной технологии - развитие мелкой моторики рук.

Исходя из цели, можно определить следующие задачи:        

-Проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движений рук;

-Познакомить обучающихся  с новым видом работы с бумагой - квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;

-Воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

 Квиллинг - бумагокручение, бумажная филигрань.  Это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает словно «тонкая кружевная паутинка». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.  

Техника квиллинга несложная, как это может показаться на первый взгляд.   Для работы нам необходимы лишь: цветные  бумажные полоски,  палочка для скручивания полосок, клей, ножницы, линейка и основа для композиции.

 Суть данной техники - скручивание бумажных полосок в спираль, которая  может быть    тугой, свободной, в форме капельки.

  Я предлагаю вам  сейчас, познакомиться  с техникой квиллинг.

( показ и все выполняют)

  Теперь я предлагаю вам  своими руками выполнить работу.

(Показываю готовую свою работу)

 (работа собравшихся, по ходу звучит легенда о квиллинге)

Наша практическая работа подошла к завершению. Разрешите оставить вам на память  эти сердечки.  Уважаемые коллеги! Вы сами смогли убедиться, что выполняя упражнения в  технике квиллинга, мы тренировали мелкую моторику.

Такая  тренировка пальцев рук детей дает видимый эффект. отработаны навыки письма, дети пишут легко без особых затруднений.

Буду рада, если технологию квиллинга,    вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами 
работать.

Спасибо, за внимание!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»

познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать  базовые формы, составлять из них  различные  композиции;-проследить положительное влияние     использования техник...

Здоровьесберегающии технологии в развитие мелкой моторики в младшем школьном возрасте с детьми с ОВЗ

Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий.Использование здоровьесберегающих технологий, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффектив...

Возможности использования бумагопластики как средства развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

Среди особенностей развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста выделяют недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенную координацию движений. Применение такой универсальной т...

Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ"

Цель: повышение опыта педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей-инвалидов и детей с ОВЗ.Задачи:- рассказать о важности использования метод...