Главные вкладки

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
    методическая разработка (1 класс) на тему

    Иванова Оксана Николаевна

    мастер-класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass.doc59 КБ

    Предварительный просмотр:

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

    МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    СЛАЙД № 2

    «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.   От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше  ее взаимодействие  с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.».

    В.А. Сухомлинский

    СЛАЙД № 3

    Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

            Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи . Значит,  чтобы развивался ребенок и его мозг , необходимо тренировать руки . Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

    Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно уже давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это.  Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона»  . И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос.  Он придавал тактильным ощущениям большое значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

    У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 30-40 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку и  карандаш.

    СЛАЙД № 4

    Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  А в младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом

    СЛАЙД № 5

    «ЗОЛУШКА»

    Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. Я считаю, что для  всестороннего развития ребёнка-дошкольника данный вид деятельности имеет большое значение, способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. 

    Особенностью изобразительной деятельности является то, что для её осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. На эту особенность указывали и художники, и психологи -  исследователи детского рисунка. Ещё Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает».

    В процессе создания изображения рука ребёнка должна действовать в зависимости от применяемой техники и используемого орудия (карандаша, мелка, ватной палочки и др.), которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя.

    На протяжении многих лет я являюсь руководителем изобразительной студии  «Акварелька». Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности  и учитывая возможности детей, всегда стараюсь  обогатить техническую сторону детского рисования путём разнообразия  способов работы с традиционными (цветные карандаши и краски) и  новыми материалами — графитный и угольный карандаши, сангина, акварель, цветные восковые мелки, а также сочетания  в одном рисунке разных материалов и техник. Это способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и т.п.

    В зависимости от возраста детей использую такие  нетрадиционные техники, как «Пальчики – палитры», «Печатание», «Рисование ладошками» – с детьми младших групп; «Печатание пробками, поролоном»,   «Акварель по  сырому фону», «Тычок жёсткой кистью», «Рисование ватной палочкой» и др. – с детьми средних групп; «Набрызг», «Рисование мыльными пузырями», «Монотипия предметная/пейзажная», «Кляксография» и пр. – с детьми старших и подготовительных к школе групп. Большинство из этих техник, в частности, пальцеграфия (рисование пальчиками), рисование способом тычка, использование трафаретов, шаблонов и др. способствуют  воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяют графические  возможности детей, закрепляют  знания сенсорных эталонов.  

    Положительное  влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает и аппликация из различных материалов. Коллективные  и индивидуальные работы, выполненные в технике салфеточной аппликации, отличаются оригинальностью, красочностью, художественным вкусом. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев дети получают комочки, которые используются для заполнения контура рисунка. В результате получаются чудесные «Цыплята», «Высокие горы», «Кудрявая берёзка» и т.д.  Очень нравится моим воспитанникам выполнять аппликацию из круп («Гусь», «Медвежонок», «Красивая ваза», «Грибок»), из ваты («Снеговик», «Снежный кролик» «Зимний денёк»), из пенопласта  («Снегопад», «Ромашка», «Снежная  Королева»), а также в технике обрывной аппликации, когда все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет детям возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ.

    Одним  из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму является взаимодействие с родителями. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят в холле дошкольного учреждения и в приёмных групп детские работы, однако при этом не всегда понимают важность художественного творчества для развития ребёнка. Да и желание сына или дочки применить на практике изученные техники в домашних условиях (что, как правило, сопровождается разбрызганной краской, испачканным полом и заляпанным столом) не всегда вызывает восторг и умиление у родителей юного творца.

    Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе.

     

    Для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста  используют разные виды художественного творчества: рисование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, с разными видами круп. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том,    что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

         Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами, они умеют осуществлять движения во всех качествах : силе, длительности, направленности . В процессе художественной деятельности происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей.

    Лист бумаги мы сжимаем,

    И ладошки разминаем.

    Мы стараемся, катаем –

    Дружно в шарик превращаем.

    Не дадим ему скучать –

    Им мы будем рисовать!

    Обрывание листа бумаги прекрасно упражняет детей в чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления. Обрывание листа бумаги показывает содружество обоих рук в работе. Для развития рук желательно давать детям не только произвольное обрывание, но и обрывание по контуру.

    Бумажные салфетки - с одной стороны очень простой, а с другой стороны - необычный материал для детского творчества.

    •        Во-первых, салфетка - намного мягче, чем простая  или цветная бумага, а это означает, что она легко может принять форму, которую ей придаёт ребенок.

    •        Во-вторых, в работе можно использовать не только прием сминания кусочков салфетки в комочки и заполнение ими контура, но и прием скручивания ( например, в тонкие жгутики), и прием отрывания.

    •       И в-третьих,  разнообразная цветовая гамма  и фактура  бумаги и салфеток позволяет ребенку творить, выдумывать и реализовывать свои замыслы.

    -нетрадиционные виды аппликации дают возможность создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы;
    -развивает уверенность в своих силах, побуждают к творческим поискам и решениям;
    -реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

    Поделки выполненные в нетрадиционной  технике для детей – не только отличный способ провести время, но и возможность развиваться, создавая удивительные произведения и подарки своими руками, и отличный материал для развития мелкой моторики детей.

    Китайская пословица гласит: « Расскажи  - и  я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму ». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

    Воспитательная ценность нетрадиционной аппликации:

    *Сенсорное (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

    *Умственное (дать знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке);

    *Речевое (расширение активного и пассивного словаря детей, умение общаться, договариваться между собой);

    *Нравственное (развивать аккуратность и усидчивость, самостоятельность);

    *Физическое (развивается глазомер, координация движения рук).

    Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей», « У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

    Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

    Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

    К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

    Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы.

    Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

    Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

    Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых игр и упражнений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

    Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

    « Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

    Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

    Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

    Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Таким образом, развиваются навыки ручной...

    Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Пальчиковая гимнастика. Массаж и самомассаж.

    Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением и памятью, поэтому считаю, что тема " Развитие мелкой моторики" являет...

    Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.

    Значение развития мелкой моторики  у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения....

    Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе

    Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе...

    Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

    Развитие мелкой моторики у детеймладшего школьного возраста...