Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе
консультация на тему

Шарапова Гузель Фанавиевна

Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variativnost_ispolzovaniya_netraditsionnyh_tehnologiy.docx42.66 КБ

Предварительный просмотр:

Родителей и нас педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Мы остановимся на одном из аспектов этой проблемы – развитие и координация движений пальцев рук.

Учителя начальных классов часто сталкиваются с проблемой, что первоклассники испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильного написания букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребёнок не укладывается в общий темп письма.

Развивать мелкую моторику рук мы начинаем уже с самого раннего возраста. Что мы можем сделать как воспитатели подготовительных групп, для того, чтобы ребёнок овладел письмом, чтобы у него мелкие мышцы кисти достигли определённого развития и сформировались моторные (двигательные) навыки.

 Я приведу лишь некоторые примеры использования нетрадиционных методик и техник в работе с детьми по подготовке руки к письму и развитию мелкой моторики пальцев, которые способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению совместной деятельности педагогов и детей (как вариант)

Игровой самомассаж

Игровой самомассаж кистей рук, является не только эффективным и универсальным средством коррекции нарушений письменной речи, но и развивающим, оздоровительным средством.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков коры головного мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Игровой самомассаж проводится в виде 5-ти минутных упражнений

Я приведу несколько примеров игрового самомассажа, а вы повторяйте вместе со мной.

Пиление ладони пальцами противоположной руки.

Принялась она за дело.

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб. (С. Маршак)

Примечание. Обратите внимание ребёнка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.

Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками 2-5 пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

Свистели метели, летели снега.

Стелила постели большая пурга

Стелила постели морозам она,

И было метелям совсем не до сна. (В. Степанов)

Игры с водой и песком

Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной работе с дошкольниками весьма эффективно.

Примеры описания игр с водой и песком 

  • опускать руки в песок, набирать в ладони и выпускать тонкой струйкой;
  • погрузить руки в песок, так чтобы ладоней не было видно, затем пошевелить пальцами, посмотреть, как изменился рельеф;
  • представить, что рука - это машина, поводить ей по песку как по дороге, сделать ямки, которые нужно "объехать", делать зигзагообразные, круговые движения;
  • нарисовать на песке лабиринт и "пройтись по нему пальчиками;
  • постучать пальцами по песку, имитируя игру на пианино, затем по твердой поверхности, сравнить ощущения;
  • взять горсть песка и выпускать её струйкой, создавая тем самым узоры или рисунки;
  • выкладывать на песке узоры с помощью камней, ракушек, палочек, фасоли, гороха.

Игры с крупой

Развитию мелкой моторики также способствуют игры с предметами, разными по своей структуре на ощупь, например, с крупами. Такие игры помогут улучшить мышечную, зрительную, нервную и костную системы. Организация таких игр проста и доступна, ее можно проводить как в детском саду так, и рекомендовать родителям. Для игр подойдут разные крупы как мелкие (пшено, рис, перловка), так и крупные (горох, чечевица, фасоль).

Крупу можно насыпать в емкость (тарелки, баночки, миски и т.д.). Добавить туда ложку или совочек, разные баночки, мелкие игрушки, которые можно прятать и находить.

Можно поиграть в следующие игры:

«Насыпаем», «Дождик», «Дорожки», «Игры с пинцетом», «Колодец».

Также можно:

  • насыпать в крупу бусины и потом руками обратно достать и убрать в банку;
  • пересыпать ложкой крупу из одной чашки в другую;
  • попробовать сделать это вилкой. Спросить у ребенка почему не получается;
  • насыпать крупу в стаканчик через воронку;
  • перемешать разные крупы и рассортировать, игра «Золушка».

Я чуть изменила эту игру сделав ее типа «волшебного мешочка» (в эту игру дети играют с большим удовольствием)

Игра «Тактильный мешочек»

Я подготовила одинаковые крышечки, их число должно быть четным. Можно взять крышечки от коробок сока или пластиковых бутылок, питьевого йогурта.

В качестве тактильного материала использовала материалы с разной фактурой. По размеру крышек вырезала по два кружка каждого материала и вложила кружочки в смазанные клеем крышечки. Сшили красивый мешочек из плотной ткани.

Правила игры: положите в мешочек несколько пар крышечек (начинать можно с двух пар, постепенно увеличивая их количество).

Ребенок на ощупь распознает, что наклеено в крышечке, и вытаскивает одинаково наклеенные крышечки.

Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Всасывание пипеткой воды. (можно сочинить сказку готовим зелье) (Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор).

Упражнение с пинцетом

В емкость пинцетом дети накладывают бусинки, горох, пуговицы.

Пуговичная терапия.

Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений; развивает усидчивость и произвольность психических процессов. Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.

Приведу несколько примеров игр с пуговицами.

Поднимание пуговиц.

С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).

Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например, пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц.

Кто быстрее?

Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования.

Передай пуговицу.

Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.

Усложнение: менять способ передачи пуговицы.

Подбери пуговицу.

Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне.

Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики. Данный вид деятельности популярен не только у девочек, но и у мальчиков.

Коробочка с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей я использовала коробку из-под обуви. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным я вырезала из картона геометрические фигуры и к ним цепляем прищепки.

Уважаемые коллеги, я познакомила Вас с наиболее известными формам и методами работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Но для своей работы я выделила еще несколько нетрадиционных и малоизвестных методов, о которых Вам сейчас расскажу.

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова (Иглотерапия).

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Массажер «Су-Джок» – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

7

Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

Иглотерапия

Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Иглотерапия проводится с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера, который разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью.

Техника игольчатого массажа: в игровой форме предлагаем ребенку положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.

Так же можно разнообразить эту деятельность:

-предлагать прошагать по дорожке;

-искать отдельные модули в сухом бассейне, в песке, емкости с водой,

-использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях;

-закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки.

Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и многое другое.

В работе с детьми можно использовать разнообразные нетрадиционные техники, обрывная аппликация, оригами, аппликация из салфеток и ткани, из гофрированной бумаги, из яичной скорлупы, из ниток, из всевозможных круп и многие другие.

1. Первая техника называется «торцевание из бумаги». Данная техника доступна ребенку уже с пяти летнего возраста, и он может освоить ее за одно занятие. В процессе работы с данной техникой у них развивается моторика пальцев рук, точность движений, фантазия, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

2 Следующая, не менее интересная техника — объемная аппликация из салфеток. На мой взгляд, эта техника оказывает еще большее влияние на развитие мелкой моторики рук, чем предыдущая. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Пальчики детей становятся все более ловкими, комочки — более плотными.

Существуют разнообразные способы повысить свою креативность. Однако таких, которые бы заодно тренировали память, помогали сосредоточиться, являлись самой настоящей медитацией и при этом занимали всего 5-10 минут за сеанс не так уж и много.  Дудлинг и зентангл – это техники, которые объединяют в себе рисование и медитацию. Они элементарны в освоении, не требуют много времени или особых инструментов и прекрасно подойдут и детям, и взрослым.

Дудлинг и Зентангл – это техники интуитивного рисования, основанные на рисовании несложных повторяющихся элементов. Освоить такую технику проще простого, а рисовать можно как «из головы», так и освоив наиболее распространенные шаблоны, коих сейчас есть множество.

Для этого широко используется новые стили рисования:

1. Люди бессознательно рисуют закорючки на полях в тетради во время урока, разговора по телефону или совещания, эти закорючки называют дудлами.

Дудлинг (от английского doodle – «бессознательный рисунок») – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.).

Вы, наверняка, уже встречались с раскрасками антистресс? Они очень популярны сейчас. Раскрашивание небольших фрагментов этих рисунков обладает медитативными свойствами. А вот сами рисунки выполнены в технике дудлинг.

2. Еще один вид спонтанного творчества – это зентангл (от zen – «уравновешенность, спокойствие» и rectangle – прямоугольник).

В нем используются квадраты 9х9 см. Либо целый рисунок помещается в квадрат, либо квадрат произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными абстрактными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, орнаментами – на что хватит фантазии).

Это направление возникло совсем недавно, в 2006 году, на стыке спонтанной графики и медитации. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно), нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить.

 Если присутствует другой цвет, кроме чёрного и белого, или угадываются очертания какого-то конкретного объекта, животного или человека – тогда это одна из смешанных разновидностей – зендудлинг. Он идеально подходит для занятий с детьми.

Преимущества дудлинга и зентангла

Простота, доступность, гибкость, расслабляет и отвлекает, повышает концентрацию внимания, эффективно при поиске различных решений. .

Это превосходный метод работы как индивидуально, так и в группе, так как позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.

Все вышеперечисленные техники способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию. На мой взгляд, если систематически их использовать в работе с детьми, то можно добиться определенных положительных результатов. Ведь работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничого развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

«Развитие мелкой моторики руки у детей с ЗПР посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой»

Большинство детей общеобразовательной школы, имеющих комплекс трудностей, составляют учащиеся с различными формами отклонений в психическом развитии, в частности, ...

презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»

познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать  базовые формы, составлять из них  различные  композиции;-проследить положительное влияние     использования техник...

Возможности использования бумагопластики как средства развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

Среди особенностей развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста выделяют недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенную координацию движений. Применение такой универсальной т...