Здоровьесберегающии технологии в развитие мелкой моторики в младшем школьном возрасте с детьми с ОВЗ
статья

Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий.

Использование здоровьесберегающих технологий, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idaeva_r.a_zdorovesberegayushchii_tehnologii.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающии технологии в развитие мелкой моторики в младшем школьном возрасте с детьми с ОВЗ

Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий.

 Каждая педагогическая методика должна быть здоровьесберегающей.

В наше время применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя, становится перспективным средством коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения речи.

Использование здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дает возможность решить ряд задач:

  • способствует росту речевой активности;
  • развивает речевые умения и способности;
  • снимает напряжение, возобновляет работоспособность;
  • активизирует познавательную заинтересованность;
  • улучшает концентрацию внимания, уменьшает проблемы переключения с одного вида деятельности на другой.  

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, формируя речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы влияем на внутренние органы человека. Подтверждено, что одним из показателей обычного и нервно-психического развития детей считается развитие руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. По умелости детский рук ученые на основе современных изучений делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее мозга. Тренируя пальцы мы оказываем сильное влияние на работоспособность коры головного мозга, что в последующем влияет на подготовку руки к письму. Развиваем мелкую моторику у детей – формируем и языковой аппарат. Деятельность с ребенком дает тогда положительные результаты, когда ведется планомерно в системе. Вся деятельность по развитию мелкой моторики у ребенка основывается по принципу «от простого к сложному», и проводится с младшего возраста.

У детей с отклонениями в развитии весьма бедный навык практической деятельности с предметами, скудный запас познаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Весьма зачастую ребята, обучающиеся в специальных (коррекционных) классах не ходили в дошкольные образовательные учреждения, поступили в школу не готовыми к учебе ни психологически, не физически. По этой причине значительная ответственность за подготовку к обучению в школе, адаптацию, развитие всех психофизических функций детей с ограниченными возможностями возлагается на учителя начальных классов.

         Работая в школе с детьми с  ОВЗ, можно удостовериться в том, что у детей  в формировании сложно создается слаженность двигательной и чувственной области. Для того чтобы формирование зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности близилось к стандартному, следует регулярно осуществлять особую коррекционную работу.

У обучающихся прослеживается замедленное, малое, недифференцированное зрительное восприятие, предопределенное невозможностью фиксации взгляда и прослеживания за предметами. У множества детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук.        Приведенные характерные черты совмещаются с общей моторной недостаточностью. Данные нарушения выражаются в неспособности ребенка целенаправленно руководить собственными движениями. У них прослеживаются проблемы в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа исполнения и воссоздания, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Помимо этого, отмечаются пространственные патологии и пространственная дезорганизация, ребята зачастую не могут довести начатое до конца.

Изучением обнаружены существенные патологии моторики пальцев рук. Зачастую у детей с ОВЗ  встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что проявляется в увеличении или снижении тонических рефлексов. Таким образом, нарушения двигательных навыков трудны и весьма многообразны.  У таких детей имеются собственные особенности применения разных приёмов с целью развития мелкой моторики. 

        В связи с внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта, главная цель школьного образования — предоставление страной равенства возможностей для каждого ребенка в получении высококачественного школьного образования, при этом немаловажно принимать во внимание и психофизиологические особенности детей из числа лиц с ограниченными возможностями. В наше время замечается постоянное увеличение числа детей с трудностями в речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных.

        По мнению экспертов, в ходе обучения и направленной коррекции традиционные способы во многих случаях прекратили осуществлять ожидаемые результаты. В сформировавшихся условиях важным считается комплексный, систематический подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития детей. Склонность к ухудшению речи детей дошкольного и школьного возраста, понижение уровня коммуникативных умений и навыков – все это устанавливает потребность в увеличении знаний о значимости коррекционно - развивающей деятельности и формирования речи детей. Это дает возможность нам заявлять о надобности выполнения единой оздоровительно-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную и пальчиковую гимнастику. В связи с повышением числа детей с ОВЗ приобрела широкое использование здоровьесберегающая практика (технологии).

Развитие вербальной речи детей наступает, когда движения пальцев рук достигают необходимой точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для дальнейшего формирования речи. Применяются следующие результативные приемы для развития мелкой моторики рук:

- кинезиотерапия (выполнение определенных движений телом, пальцами и руками с самого простого до самого сложного);

 - гидрогимнастика (прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мяча, одну или двух бусинок, массажеров, маленьких фигурок, палочек, карандашей);

- су-джок терапия (это лечебная система воздействия на высокоактивные точки кисти и стопы с помощью массажных движений (массаж можно осуществлять семенами, массажёрами «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки);

- японская методика пальцевого массажа (массаж каждого пальца и ладонных поверхностей можно выполнять с помощью каменных, металлических и стеклянных разноцветных шариков «марблс», грецких орехов, шестигранных карандашей и «четок»;

- игровые упражнения (развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой).

Необходимо помнить, что, развивая руку ребенка, мы не только тренируем  мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению. Воспитываем усидчивость, терпение, аккуратность, точность, настойчивость, что так немаловажно для детей, особенно нашей группы.

 В заключении хотелось бы отметить, что использование здоровьесберегающих технологий, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у младших школьников с ДЦП на уроках технологии.

Детский церебральный паралич  (ДЦП) — одна из форм нервно-психической патологии сложного генеза при ведущем поражении двигательных зон и двигательн...

Развитие мелкой моторики у младших школьников с использованием нестандартного оборудования.

Совершенствование мелкой моторики-это совершенствование речи....

Развитие мелкой моторики у младших школьников

Педагоги в школе часто отмечают проблемы в координации движений пальцев рук у детей первых и вторых классов ...

"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики, начиная с самого раннего возраста....

Мастер-класс для родителей с детьми "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством техники "миллефиори"

Проводила мастер-класс для родителей вместе с детьми на тему "Развитие мелкой морики у детей раннего возраста посредством техники "миллефиори". Мастер-класс был напрвлен на сближение и ...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В этой статье пойдет речь о мелкой моторике пальцев рук, что мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение.При низком уровне развития моторики у...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком част...