Технология ТРИЗ как средство развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в объединении «Умелые ручки»
учебно-методический материал на тему

Улемнова Ирина Владимировна

Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям.

Педагоги хорошо знают, что любой ребёнок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание  и обучение губят в детях ростки этой одарённости в зародыше.

Понимание вышеперечисленного дало мне толчок для использования технологии ТРИЗ в работе с детьми младшего школьного возраста. Основная задача использования ТРИЗ-технологии в этом возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий.

В ходе изучения проблемы  использования ТРИЗ-технологии в образовательном процессе с детьми младшего школьного возраста мною были изучены работы таких учёных, как Гин С.И., Жихар О.П., Корцун А.В., Сидорчук Т.А. и другие.

В  основу моего опыта легли разработки Котовой С.Н., Никашина А.И. «Дидактические игры для развития творческого воображения детей», опыт работы педагогов г. Ульяновска по технологии ТРИЗ, которые в доступной форме разработали подачу методов этой технологии.

Анализ учебно-методической литературы позволил мне выделить несколько этапов работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе с младшими школьниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям.

Педагоги хорошо знают, что любой ребёнок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание  и обучение губят в детях ростки этой одарённости в зародыше.

Понимание вышеперечисленного дало мне толчок для использования технологии ТРИЗ в работе с детьми младшего школьного возраста. Основная задача использования ТРИЗ-технологии в этом возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий.

В ходе изучения проблемы  использования ТРИЗ-технологии в образовательном процессе с детьми младшего школьного возраста мною были изучены работы таких учёных, как Гин С.И., Жихар О.П., Корцун А.В., Сидорчук Т.А. и другие.

В  основу моего опыта легли разработки Котовой С.Н., Никашина А.И. «Дидактические игры для развития творческого воображения детей», опыт работы педагогов г. Ульяновска по технологии ТРИЗ, которые в доступной форме разработали подачу методов этой технологии.

Анализ учебно-методической литературы позволил мне выделить несколько этапов работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе с младшими школьниками.

Мною были раскрыты основные методы технологии ТРИЗ, рассмотрены возможности их применения с детьми младшего школьного возраста: мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфологического анализа, метод Робинзона, системный оператор и другие.

В итоге были сделаны следующие выводы:

  • ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей.
  • ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию.
  • ТРИЗ стимулирует развитие мышления младшего школьника, проявление творчества как детьми, так и педагогами.
  • ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха.
  • ТРИЗ – это создание принципа, используя который педагог может вместе в детьми находить логичный выход  из любой житейской  ситуации, а ребёнок – грамотно и правильно решать свои проблемы.

Моё педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, то есть в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии ТРИЗ.

Мною были разработаны:

  • творческие задачи для детей младшего школьного возраста;
  • система педагогических условий успешного формирования творческого потенциала детей;
  • картотека игр на формирование системного мышления для младшего школьного возраста;
  • дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображение у детей.

Методы технологии ТРИЗ позволили мне успешного решать задачи творческого и интеллектуального развития младших школьников.

Два раза в год мною проводилась диагностика уровня развития творческого воображения детей младшего школьного возраста. Результаты обучения детей показали, что в конце года произошли существенные изменения.

Я заметила, что дети стали более общительными, не боятся высказывать своё мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.

Главное, у детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всём его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребёнку и в школе, и во взрослой жизни.

Разработка и внедрение моего опыта работы также эффективно сказывается на достижениях детей в различных видах творческой деятельности. Учащиеся являются участниками и призёрами муниципальных,  федеральных,  всероссийских  и  международных конкурсов декоративно-прикладного искусства и начально-технического моделирования.

В дальнейшем, в своей работе, я буду больше внимания уделять использованию сказок в обучении детей творчеству, потому, что считаю – так легче научить ребёнка стремиться к идеальному результату, опираясь на разрешение противоречий, используя различные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...

«Сочинение сказок как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста»

Цель: Развивать творческие способности детей через сочинение сказок (слайд). Задачи: 1. Познакомить с приёмами творческого воображения. 2. Показать технологии. 3. Раскрыть приёмы сочинения сказок...

Актуальность развития творческого воображения учащихся младшего школьного возраста

В настоящее время возрастает количество детей с диагностированным общим недоразвитием речи, поэтому все большее значение приобретает квалифицированный выбор методик обучения и способов улучшения корре...

Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"

Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"...