Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи
статья на тему

Шелковникова Татьяна Георгиевна

 

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.  

Работаю в школе учителем начальных классов 25 лет и по результатам моих наблюдений было выявлено, что основная трудность младших школьников заключается в том, что они не могут правильно выразить свое мнение, понимание, знания в письменной речи. Письменное выражение их мыслей и чувств значительно отстает от способностей выражать их словесно. Беден словарный запас. В этом и должен помочь учитель. Требуется единая система, которая включает в себя ряд методов, приемов и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shelkovnikova.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

учитель начальных классов Шелковниковой Т.Г.

Тема доклада

Развитие креативных


творческих способностей


младших школьников


через развитие речи


Очередной раз набирая детей в 1 класс, ставлю перед собой цель, чтобы ученик вырос любознательным, творческим,  активным, успешным, деятельным. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Актуальность данной темы объяснятся следующим положением. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.  

Работаю в школе учителем начальных классов 25 лет и по результатам моих наблюдений было выявлено, что основная трудность младших школьников заключается в том, что они не могут правильно выразить свое мнение, понимание, знания в письменной речи. Письменное выражение их мыслей и чувств значительно отстает от способностей выражать их словесно. Беден словарный запас. В этом и должен помочь учитель. Требуется единая система, которая включает в себя ряд методов, приемов и упражнений.

В основе моей работы лежат слова  Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить». Учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своей креативности (творческих способностей).

           Цель педагогической работы:

 Создать условия для развития творческой активной личности через развитие речи;

      С первых дней пребывания детей в школе в ряд основных задач  на первый план выдвигаю формирование личности каждого ребенка, вооружения его глубокими и прочными знаниями. В основе успешного усвоения знаний познавательный интерес. Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать интеллектуальный потенциал, повышать творческо-поисковую активность. Стараюсь заинтересовать учеников новой деятельностью, вызвать положительную мотивацию учения. На уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей:

  1. Свободная атмосфера в школе, в классе: без авторитарности, возможности выбора вида деятельности.
  2. Доверия и уважение к ученикам, постоянное предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности; помощь детям, по возможности, неявная, наводящая, а не подсказывающая.
  3. Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения. Игровые моменты (методики).
  4. Внимание к интересам каждого ребенка, его склонностям, здоровью, разностороннему развитию, к его способностям.
  5. Достижение результата лишь в том случае, если учитель не чужд к творчеству, постоянному поиску, созиданию.

           Я очень люблю свою профессию, стараюсь вести уроки эмоционально, творчески. Это заставляет и учеников заниматься с интересом.   Применяю игровые приемы на уроке. Игра на уроке – прежде всего обучающая, она должна приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить, развивать воображение.  Любят мои дети и уроки – сказки. Для развития творческих способностей детей я использую методический прием - интерпретация сказки. Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли. Вот примеры некоторых заданий. 


1) Опиши характер главного героя до встречи с… и после.
2) Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
3) «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
4) Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)
5) Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).
6) Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой.
8) Перестановка персонажей внутри одной сказки.
9) Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
10) Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.


       Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать такие  приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников»:

 Выделять опорные слова из сказки, переделать знакомую сказку, сочинение сказки по началу или по концу,  создание собственной оригинальной сказки.

Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Лучшие работы используются затем в качестве дидактического материала на уроках, что является своего рода стимулом для дальнейшей творческой работы для всех.

Очень часто вместе с детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению или какой - то теме. Каждый рисует кадр диафильма, составляем текст. Так нами созданы комиксы по Правилам Дорожного Движения.       Люблю интегрированные уроки, уроки – исследования, литературные  конференции, на которых учащиеся активизируют умственную деятельность, анализируют, делают выводы.

       Ввожу в свои уроки написание синквейна - этот способ уместен  на любом этапе урока, изучения темы, повторения, является формой свободного творчества. Применение синквейнов в учебном процессе может служить отличным приемом для развития потенциала ученика, раскрытия его индивидуальных возможностей, способствует познанию внутреннего мира ребёнка. Это увлекательное занятие для моих учеников!    

        Русский  язык и литература всегда были  и остаются главными  предметами  в начальной школе, им  принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. В I классе дети раскрывают один из секретов волшебницы речи – рифму. Работа по развитию творчества направлена на упражнения по рифмованию.

1. Загадки на договаривание.

2. Придумай рифму к слову “Кто больше?”, “Поймай рифму”.

3. Сочинение  чистоговорок.

4. Разгадай ребус и составь стишок.

5. Собери стихотворение.

6. Игра “Буриме”.

7. Опиши предмет с помощью прилагательных.

8. Допиши строки по началу («Спит будильник, спит звонок», «Пёс Барбос повесил нос» и др.)

   Упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом, рождают детскую смелость, веру в свои силы. Результат работы – поэтические страницы ребят - это первые шаги маленьких стихотворцев. Первые работы в пробе пера оформлены в «Сборник стихов класса», с которыми знакомятся родители и ученики на совместных классных мероприятиях. На уроках литературного чтения и русского языка  ввели в практику проведение минуток поэзии.

       При работе со словарными словами использую приемы подбора учащимися слов близких или противоположных по значению, мини – сочинение, различные игры: «Собери слово», «Расшифруй слово», кроссворды, сочиняем загадки. Для лучшего запоминания слов  используем    метод    зрительных, звуковых  ассоциаций.

     Особое внимание уделяю проектно-исследовательской творческой деятельности в работе с детьми как на уроках, так и во внеурочное время. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, развитие критического мышления. В процессе проектной и исследовательской деятельности дети приобретают социальную практику за пределами школы. Мною разработана и апробирована программа кружка для детей начальной школы «Я-исследователь».

С ребятами самый первый коллективный проект - исследование  начинали в 1 классе. Когда дети пришли ко мне в класс, заинтересовавшись аквариумом, который был в кабинете, посыпались вопросы: «Как называются рыбки? Чем питаются? Зачем они здесь живут?» и т.д. Я стала объяснять. Мои объяснения вызвали новые вопросы. Так родилась  тема для исследования «Какая польза от аквариумных рыбок?». А в рамках практико – ориентированного проекта «Загадка – малый фольклорный жанр» в 1 классе мы научились отличать народные загадки от литературных, выявили какие изобразительно – выразительные средства языка используются в загадке, выявили механизм построения загадки, учились составлять загадки и, наконец, оформили свои авторские загадки в книжки, которые подарили детям дошкольникам. В 3 классе - экологический проект "Экологическая  среда  нашего кабинета". В рамках проекта выпущено и реализовано 4 номера газеты «Росточек». Выращены комнатные растения, организована ярмарка. В результате - 1 место на школьной  научно-исследовательской конференции «Успешное поколение», диплом I степени на районной научно – исследовательской конференции  «Шаг в будущее». В 4 классе – предпрофильный проект «Азбука профессий».

Кроме этого были и индивидуальные работы:  «Какая польза от аквариумных рыбок?», исследовательская работа «Моё имя», творческий проект, посвящённый празднованию Победы в ВОВ «Гвоздика – божественный цветок» и др.

        Творческие способности проявляются в умении разрешать реальные противоречия и тем самым обновлять деятельность общения. За таким умением скрываются определенные социальные обстоятельства, одним из которых является самодеятельность. Через театральную деятельность, инсценировки детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности (Театральная постановка сказки «Репка», «Колобок»,  Сценарий  по     мотивам    русской народной сказки «Теремок», названный по-новому   «Наш дом», дети разработали сами, оформили ширму, шили наряды для кукол). Любят дети «Дни театра», такие уроки  позволяют не только выявить  талантливых детей, но и помогает  раскрыться детям замкнутым, стеснительным, а также определиться,  кто на что способен – это артисты, декораторы, режиссёры, костюмеры, художники и т.д. (например «День театра», посвящённый басням И.Крылова). Большую помощь оказывают родители, готовят  детали костюмов, иногда участвуют в сценках.

 На основе нашей коллективной деятельности родился индивидуальный творческий проект «Домашний кукольный театр», автор  Посельская Катя.

В ходе реализации проекта «Обрядовый фольклор» изучали календарно-обрядовый русский народный цикл, сопоставляли фольклорные произведения с литературой и музыкой, учились сочинять колядки, заклички – веснянки. Результатом проекта послужила созданная учебная презентация «Календарно – обрядовый фольклор», совместный с родителями праздник «Жаворонки».

       Особое внимание уделяю написанию сочинений разных видов, писем, отзывы о прочитанных книгах. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности. Лучшие работы дети печатают и размещают на сайте «ПрофиСтарт», участвуют по интернету в различных творческих литературных конкурсах.

     Кроме этого, мы в классе организуем различные конкурсы поделок, дети стараются презентовать свои работы, сочиняя загадку, сказку, стихотворение.  

     Для выявления результативности проделанной работы проведена диагностика в 1 и в 4 классе, которая показала, что  снизилось число ребят, находящихся на низком уровне речевого развития и соответственно увеличилось количество ребят, которые оказались на среднем уровне, число детей на высоком уровне увеличилось с 3 человек до 9.  Но, не- смотря на положительные результаты, всё - таки остались дети, у которых сохранился низкий уровень речевого развития.

       Полученные результаты я использую  в своей дальнейшей работе по отработке навыков речевого развития.

Вывод

Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода всех участников образовательного процесса – и детей, и учителя и, обязательно, помощь родителей. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие  способности и возможности участников деятельности реализуются  наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы  у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.

Мои ученики любят петь, танцевать, рисовать, принимают участие в творческих конкурсах, во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Я уверена, что человеку творческому в будущем будет легче адаптироваться в новых условиях, что жизнь его будет интереснее, он справится с любой сложной ситуацией и реализует себя как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"  О том на что родители должны больще обращать внимание....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.

"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Но школа – это всё же мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не   угас...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через овладение основами канзаши».

«Развитие творческих способностей детей  младшего школьного возраста через овладение основами канзаши»....

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность»

Статья о развитии творческих способностях детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время....