Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.
статья по музыке по теме

Мирошникова Ольга Владимировна

 

"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_koncepciya.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.

                                                           учитель музыки

Мирошникова Ольга Владимировна

                   

      «Нет новых направлений в искусстве,

                                                                 есть одно – от человека к человеку»

Станислав Ежи Лец.

В формировании духовного облика человека огромная роль принадлежит искусству как важнейшему средству эстетического воспитания.

В настоящее время  подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно-экологических обстоятельствах, т. к. современные условия жизни вырабатывают в человеке практицизм, потребительское отношение  в общении с природой, друг с другом, поэтому эстетическое воспитание подрастающего  поколения является особенно актуальной проблемой. 

Воспитывать эстетически – это значит учить чувствовать, понимать и ценить прекрасное в общественной жизни, в труде, в быту, в отношениях людей, в природе, в искусстве и активно вносить прекрасное в жизнь. Трудно переоценить ту пользу, которую может принести школа, если она будет проводить планомерную работу по воспитанию музыкально-эстетического вкуса учеников.

Каждый из нас, учителей-музыкантов, уверен, что занимается самым важным делом – приобщением к искусству. Но, как сформировать в сознания детей ту истину, что без искусства невозможно прожить полноценную жизнь? Уроки музыки как нельзя лучше помогают детям найти ответ на этот вопрос. «Роль педагога состоит лишь в том, чтобы открывать двери, а не проталкивать в них ученика». (Артур Шнабель). Внимательное изучение опытов и исследований таких педагогов,  как  К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. И. Лещинский, методические системы зарубежных педагогов-новаторов В. Коэн, К. Орфа, Вальдорфа, помогло прийти к созданию собственного методического стиля при развитии творческих способностей детей.

Концепция «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности в целях формирования духовного облика человека» строится на 5-ти общечеловеческих принципах:

1 гуманизм,

2 патриотизм,

3 стремление к прекрасному,

4 развитие эмоциональной сферы детей,

5 расширение общей культуры учащихся.

Когда ученые мужи говорили, что театр превращает толпу в народ, то тем самым определялось высокое назначение художественного творчества. Создать народ – это поистине великая миссия. Музыка, литература, изобразительное искусство, танец воспитывают не только читателей, слушателей и исполнителей, хотя это очень важно, но и народ.

Один из определяющих факторов гуманизации жизни школы – насыщение её духом высокого музыкального искусства. Это, согласно мысли

 В. А. Сухомлинского, является необходимым условием развития культуры воспитательного процесса. Вот почему важно развивать ту актуальную совокупность знаний, потребностей, качеств личности ученика, которая выражается интегрированным понятием «музыкальная культура школьника».  

Высшая цель школьного музыкального образования заключается в воспитании музыкальной культуры учащихся, как необходимой части их духовной культуры, в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в  музыкальном искусстве.

Основное средство достижения этой цели – систематические встречи учащихся с музыкой на уроках и во внеурочное время.

В задачи музыкального образования в современной школе входит:

•   формирование музыкальной культуры, личного музыкального вкуса,

•   развитие музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение   знаний и умений в области музыкальной грамоты,

• совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание интереса и любви к художественной  музыке, желание слушать её и  исполнять,

• становление «национальной широты» музыкального вкуса, т. е. стремление слушать образцы национальной музыки своего народа,

•   использование репертуара, знаний и умений, приобретенных на уроке, в деятельности школьного коллектива, в быту, на досуге.

Работа учителя направлена на  то, чтобы рекомендуемые программой музыкальные произведения учащиеся воспринимали ярко, эмоционально и хорошо их запоминали.

Выдающийся швейцарский педагог-музыкант Эмиль Жак Далькроз, обращаясь к своим ученикам, не раз говорил: «Дорогие мои художники-ученики! Воспитывайте себя так, чтобы не нуждаться в развлечениях» (1, стр.29) Мысль этого педагога не потеряла своего значения и для сегодняшних дней. Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается в младшем школьном возрасте. Поэтому поиски действенной методики музыкальной работы  по формированию духовного облика человека, являются весьма актуальными.

Методика, показанная ниже, является результатом собственных поисков и характеризует собственный подход к делу становления музыкальной культуры школьников, их эстетическому воспитанию.  

Как известно,  в музыке существует  7 нот.  Для того чтобы создать красивую мелодию, необходимо расположить их в различном порядке. Так, на уроках музыки, я выделяю 7 основных видов музыкальной деятельности, которые меняются в зависимости от специфики урока, класса, в котором он проходит, создавая для каждого класса доступную, интересную и красивую «мелодию».

Содержание  моего урока предусматривает:

1   слушание музыки,

2   пение,

3   игра на музыкальных инструментах,

  1. занятия музыкальной грамотой,
  2.  художественный анализ произведений,
  3.  импровизацию,
  4.  движения под музыку.    

                                                                                   

Стремление к достижению основной цели – воспитанию эстетических чувств – придаёт всей структуре урока внутреннее единство. В то же  время включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего класса и каждого ученика отдельно.

Одним из ведущих на уроке методов является метод дискуссионности, своеобразной «конфликтности» диалога. Польза дискуссии о музыкальном произведении, музыкальном направлении заключается в самом процессе поиска вслух, а не в нахождении единственно верного устраивающего всех ответа. Задачи дискуссии на уроке – определение своего собственного, личного взгляда на ее предмет. Так же в основе работы на уроках лежат методы как словесного показа, пояснения материала, так и непосредственного участия  детей в музыкальной деятельности. Словесный показ, пояснение, беседа с учениками направлены на то, чтобы заинтересовать произведением, которое они будут исполнять или слушать. Перед тем, как прозвучит музыка или после того можно рассказать что-то интересное о композиторе, написавшем её, об обстоятельствах создания данного произведения, показать иллюстрации, портрет композитора. На таких уроках ярко прослеживаются межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, танец).

Итак, рассмотрим  7 основных видов деятельности на уроке:

1 слушание музыки

Один  из основных видов музыкальной деятельности.  Основными задачами учителя являются: учить детей а) внимательно слушать музыку от начала до конца, б) проникаться их эмоциональным содержанием, в) делать поильный разбор произведений, г) узнавать по звучанию пройденные музыкальные произведения, помнить их название и имя композитора.

Для того, чтобы дети легче справлялись с этими задачами, на уроках использую  различные методы и приёмы:

«Цветные карточки» –  после прослушивания произведения учащиеся на уроке показывают карточки в зависимости от характера музыки (тёплые тона – музыка лёгкая, подвижная; холодные тона – музыка тяжелая, серьёзная).

«Букет цветов» – учащимся раздаются яркие и тёмные цветы (искусственные цветы, изготовленные старшеклассниками). После прослушивания музыки выходят ученики с цветами (в зависимости от характера музыки), получается «музыкальный букет». Затем – оценка выполненного задания.

«Словарь» – в тетрадях в две колонки ученики  пишут как можно больше слов-синонимов, разделяя их по характеру музыки: грустная и весёлая.

«Мы рисуем музыку» – стенд, на котором выставляются рисунки учащихся после прослушивания музыки. Это задание может выполняться как домашнее.

  1. пение. 

Обязательным является подготовка к пению – распевание.

Основными задачами распевания являются: элементарные навыки певческого вдоха и выдоха, правильное формирование гласных; развитие протяжности дыхания, работа над кантиленой и дикцией; выработка подвижности голоса; элементарные навыки многоголосья.

При работе над дыханием используются следующие упражнения:

«Хоровод» – дети водят хоровод, не прерывая его рисунка, следуя за мелодией, исполняемой на цепном дыхании.

«Всё наоборот» - дети берут дыхание в неожиданных местах, неправильных.

«Букет цветов» - представить, что в руках букет цветов. Теперь медленно, спокойно вдохнули через нос – понюхали букет. Задержали на секунду дыхание и медленно, тихо выдохнули ртом.

«Свеча». Возьмём узкую полоску бумаги и представим, что это горящая свеча. Глубоко вдохнем и медленно подуем на воображаемое пламя. Бумага должна немного отклониться и оставаться в таком положении до конца выдоха.

Работа над тембром и диапазоном:

Дети перевоплощаются в сказочных героев, находя необходимый звук для создания образа.

«Динозаврик» – на   экране (доске)изображен  динозаврик и с помощью  гласной «А» изображается линия его тела: хвост – на одном звуке, спина – интонация поднимается вверх и т. д.

«Кошка и котёнок» – представить, как мама-кошка разговаривает с котенком, и передать интонационно их разговор.

«Ракета» – изобразить полёт ракеты с помощью гласной «У».

Работа над дикцией:

Комплекс упражнений «Утро»: учитель говорит, что каждое утро мы умываемся и чистим зубы. Сейчас мы с вами тоже этим займемся. Но так как у нас нет зубной щетки,  чистить зубы мы будем языком. Сначало проводим языком по передним верхним зубам, затем по нижним и в конце чистим коренные зубы.

За чисткой зубов следует «полоскание» рта: набираем в рот воздух и начинаем «полоскать» из одной щеки в другую.

Далее идём «завтракать» -  жуём язык .

Вдруг разболелся зуб: рот плотно закрыт, а язык упирается сначало в правую щеку, а затем в левую.

После этого нам дали вкусную конфету, и мы широко-широко улыбнулись.

При работе над изучением песни  используются следующие приёмы:

Игра «Телевизор». Представляем, что дети выступают на концерте, который показывают по телевизору. Учитель хлопками «включает» и «выключает» звук телевизора.  Задача детей при «выключенном» звуке правильно пропевать песню и вовремя «включить» звук.

Игра «Эхо» – учитель поет фразу из песни, а дети повторяют её тише, как эхо.

  1. Игра на музыкальных инструментах.

На уроках создаётся оркестр, в котором используются самодельные инструменты (погремушки, свистульки и др.) Ребята учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к музыке, играть выразительно в соответствии с настроением музыкального произведения.

  1. Нотная грамота.

Для быстрого, действенного и интересного изучения нотной грамоты в младших классах, я использую собственную методическую систему, которую я назвала «Нотная семейка».

Она заключается в следующем: дети знакомятся с музыкальной семьёй, в которой папа – Скрипичный ключ, мама – тактовая черта, дедушка – басовый ключ, бабушка – размер 3\4, а дети – ноты разных длительностей ( ту  , та       ,   ти   , ди-ли         ). После знакомства с семейкой, братья начинают двигаться по нотному стану, получая названия нот, в зависимости от положения на нотной линейке.

Система позволяет быстро, легко, в игровой форме изучать нотную грамоту.

5 Импровизация.

 Практический опыт введения импровизации в уроки музыки показывает не только большую заинтересованность ребят процессом творчества, но и несомненное его влияние на музыкальное развитие учащихся. Основной акцент делается на импровизации «музыкальных разговоров». Задача заключается в том, чтобы ребёнок, выбравший ту или иную роль, сочинил мелодию отвечающую характеру своего героя, сыграть его. Выступая с собственной мелодией, ребёнок не боится спеть её неверно. Пробудить интерес ребёнка к пению бывает легче именно в ходе импровизации.

  1. Художественный анализ произведения.

Педагог призван научить детей делать разбор музыкального произведения , для чего они должны : 1) знать и понимать особенности музыкальной выразительности, прослеживать их изменение, 2) уметь соотносить содержание музыкального произведения с использованными выразительными средствами. 3) разбираться в строении произведения ; 4) отмечать характерные черты музыкального стиля русской национальной музыкальной школы.

  1. Движения под музыку.

Движения под музыку развивает у школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки. Воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, характер мелодии. Если нет возможности свободно двигаться в классе, то можно использовать разнообразные движения корпусом, руками.

         

 У учителя мало времени на уроке, и потому здесь дорога каждая минута. Важно, чтобы все элементы урока постоянно «били в цель». «Душа обязана трудиться» -  только опора на этот тезис может привести к полноценному приобретению учащимися полезных знаний, умений, духовной культуры.

Школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовать на уроках музыки, а так же на внеклассных  музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими.

«Значение уроков музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира»

 Список используемой литературы:

  1. Как рассказывать детям о музыке? Д. Б. Кабалевский. М – 1989.
  1. Музыка в школе. В. Н. Чепуров. М – 1983.
  1. Музыка в школе. М – 1990.
  2. Настольная книга школьного учителя-музыканта.

     Ю. Б. Алиев. М – 2002.

  1. Образование: история и современность. В. И. Лещинский,

     Т. В. Лаврикова, Л. Э. Заварзина. Воронеж 1999.

6  Спутник учителя музыки. Т. В. Челышева. М – 1993.

7  Теория и практика профессиональной подготовки учителя

  музыки.  Научно-методический журнал. Выпуск 2.  Воронеж,

            1998.

  1. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных

    учреждениях. Сост. : Л. А. Сахарова,  А. И. Шахова,  

    М - 1986.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...

Выпускная квалификационная работа «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»

ВКР «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»...

Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"

В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследова...

Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"

Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС

Развитие у детей  познавательных интересов, общеучебных умений, навыков и творческих способностей на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях...