Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"
учебно-методический материал по теме

Ляхова Ольга Викторовна

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_opyta.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Информация об опыте ……………………………………

3

Технология опыта …………………………………………

5

Результативность опыта ……………………………………

10

Библиографический список ………………………………

12

Приложение к опыту .………………………………………

14


Информация об опыте

Тема  опыта «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность»

Условия возникновения, становления опыта

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
 Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.
Таким образом, современную ситуацию в теории и практике образования можно охарактеризоватьсложившимися 
противоречиями между: 

.  -потребностями общества в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности; 

-повышением требований к уровню знаний, которыми должен обладать младший школьник, готовностью к их преобразованию и существующей организацией учебного процесса начальной школы, не обеспечивающей необходимого уровня развития творческих способностей учащихся; 

-социальной значимостью развития креативных способностей младших школьников и недостаточной разработанностью научнометодического обеспечения для организации творческой деятельности учащихся; 

-необходимостью объективной оценки творческой деятельности учащихся и недостаточной разработанностью педагогического инструментария для оценивания результатов творческой деятельности младших школьников. 

На основании выделенных противоречий, анализа философской, психологопедагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы по проектной и исследовательской деятельности была сформулирована проблема, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических методов и приемов, обеспечивающих высокий уровень развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе. 


Актуальность опыта

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной  и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю исследовательской деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. 

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что правильно организованная исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время будет способствовать развитию креативности.  Длительность работы  Длительность работы над опытом – 2,5 года.

1 этап (2012-.) – организационно-подготовительный


2 этап (2012г.-2013 г) – организационно-практический

3 этап (2013- 2014 г.) –. обобщающий

Диапазон опыта представляет систему  урочной, внеурочной и воспитательной деятельности учителя начальных классов в развитии творческих способностей учащихся

Теоретическую базу опыта Данной проблеме посвящены работы Т.М.Давыденко, Л.В.Занкова, И.Б.Котовой, А.И.Савенкова и др., в которых акцентируется внимание на таких аспектах проблемы, как определение средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности. В работах других отечественных психологов и педагогов Г.А.Балла, М.И.Махмутова, Т.И.Шамовой и др. рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций. Авторы отмечают недостаточную теоретическую разработанность проблемы организации самостоятельной творческой деятельности учащихся.В значительной степени исследование опирается на работы М.С.Гафитулина,В.И.Загвязинского, Э.Ф.Зеера, А.В.Усовой и др., в которых рассмотрены различные аспекты творческой деятельности педагогов и учащихся. Основой для определения особенностей творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста служат труды известных российских педагогов и психологов А.С.Белкина, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.А.Петровского, Е.С.Полат и др. Проблемы организации творческих ситуаций и способов их решения с помощью эвристических и алгоритмических методов разработаны Г.С.Альтшуллером, В.И.Андреевым, И.Я.Лернером, П.И.Пидкасистым, А.В.Хуторским и др. В значительной степени исследование опирается на теории целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, В.И.Загвязинский и др.), личностнодеятельностного подхода (Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.В.Краевский, В.Д.Семенов и др.), возрастной периодизации психического развития (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин); на психологопедагогические основы теории образования (А.С.Белкин, Б.С.Гершунский, Е.В.Ткаченко); на идеи задачного подхода в обучении (И.Я.Лернер, Е.И.Машбиц, Н.Н.Тулькибаева, А.И.Уман и др.); на проблемы организации творческой деятельности личности, рассмотренные в трудах Г.С.Альтшуллера, В.И.Андреева, С.А.Новоселова, А.В.Хуторского; на исследования посвященные актуальным проблемам общего и профессионального образования (А.Ф.Аменд, В.Л.Бенин, Л.В.Моисеева, Г.М.Романцев, Е.В.Ткаченко, Н.К.Чапаев и др.).

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы организационно- педагогических

условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков

исследовательской деятельности и развитии у них на этой основе способности к

творческому решению познавательных задач.

Технология опыта

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Объект: творческие способности учащихся начальной школы. 

Предмет: условия развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе. 

Гипотеза: развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной и исследовательской деятельности будет эффективным, если: 


- внедрить в учебно-воспитательный процесс метод проектов;

-включить учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике. 
  2. Конкретизировать понятие "творческая деятельность младших школьников". 
  3. Внедрить в учебно-воспитательный процесс метод проектов;
  4. Включить учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность;
  5. Разработать систему консультаций для учащихся и родителей по организации проведения и написания исследовательской работы.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников включает этапы: организационно-подготовительный, организационно-практический и обобщающий. На организационно-подготовительном этапе происходит исследование особенностей мышления младших школьников, образовательных потребностей и возможностей, включение учащихся в научно-исследовательскую работу, решение исследовательских задач. Основными методами являются: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. (Приложение №1)

Организационно-практический этап включает работу над мини-проектами в рамках учебных предметов, на занятиях научного общества учащихся начальных классов. Методами исследования являются: анализ учебной литературы, прогнозирование, эксперимент и другие. Педагогическим средством выступают разноуровневые исследовательские задачи: задачи на объяснение какого-либо явления, задачи на установление причинно-следственных связей и другие.(Приложение № 5)

Цель обобщающего этапа – стимулировать активность младших школьников в общественно-полезной деятельности, открыть перспективы признания достижений, содействовать успешному обучению, самореализации в научно-исследовательской деятельности. На данном этапе осуществляется работа над исследовательскими проектами, представление результатов своей работы (презентация проекта, творческий отчет).(Приложение №7)

Удобнее всего организовывать проектно-исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно. Очень интересно проходит изучение свойств воды, снега и льда. Темы исследований, в зависимости от возраста могут быть разными: от простых «Почему снег хрустит под ногами?», «Почему реки не промерзают до дна?», «Почему зимой идёт снег?» до более сложных. Например, при изучении свойство воды у некоторых учащихся возник вопрос, одинаково ли замерзают пресная и солёная вода. Они провели внеклассное исследование, результаты которого представили на школьной научной конференции . Очень интересны бывают и результаты исследований жизни домашних животных . 
На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества мы  проводили сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар?). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с одноименной пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. В процессе работы пришли к выводу, что жить и работать лучше дружно. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка. 
На уроках технологии кроме творческих проектов («Подарок маме своими руками», «Сказочный город» и т.д.) интересно проводили исследования. Темы были  такими: условия выращивания цветочной рассады, свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей и т.д. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ. 
Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и работа с обучающей презентацией, и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые учитель может использовать в дальнейшем. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. 

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Действительно, вершинные творения в истории человечества – явления далеко не массовые. Но как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с определением “творческий человек”, “творческая личность”, “творческий подход к делу”. Л.С. Выготский утверждал: “…высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека” (Выготский, 1997, с. 6). И наверное, стоит согласиться с популярным сейчас в психологии мнением о том, что “любой человек, обладающий интеллектом выше среднего и некоторыми определенными навыками, может создать даже великое произведение” (Халперн, 2000, с. 453), а также с новыми концепциями обучения, рожденными в недрах гуманистической психологии, которые заключаются в формировании у учащихся умения действовать “здесь и теперь”. О таком обучении, ориентированном на импровизацию, догадку, творчество, писал Дж. Брунер. Об этом говорит в своей последней книге А. Маслоу: “Мы должны больше интересоваться творческим процессом, творческой установкой, творческой личностью, а не только творческим продуктом” (Маслоу, 1999, с 100). Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Основные понятия научно-исследовательской работы.

Приступая к проведению научно-исследовательской работы, следует, прежде всего, усвоить язык, на котором ученые общаются между собой. Язык науки весьма специфичен. От владения понятийным аппаратом зависит, насколько точно, грамотно и понятно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт. Основу языка науки составляют термины и понятия, некоторые из которых мы приведем ниже.

Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.

Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Учебно-исследовательская деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

1. Подготовка.

а) определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данного проекта;

б) делим учащихся на группы.

2. Планирование.

а) определяем источники информации, собираем и анализируем информацию;

б) определяем способы представления результатов;

в) распределяем обязанности в группах.

3. Исследование.

а) формулируем проблему;

б) выдвигаем гипотезы решения проблемы;

в) выбираем методы исследования.

4. Результаты и выводы

а) анализируем информацию и формулируем выводы.

5. Представление или отчёт (проходит на школьной проектной неделе, родительском собрании, перед общественностью).

6. Оценка результатов и процесса

а) организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.

На первом и втором этапах использовались такие методы научнопедагогического исследования, как теоретический анализ, наблюдение, методы опроса (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся.На третьем этапе ведущими методами явились: педагогический эксперимент, наблюдение, диагностические методы (беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся).На следующих этапах основными методами исследования выступили: анализ, обобщение результатов исследования.

Для всех нас семья является  важной  в жизни и в судьбе. Без семьи мы просто не смогли бы жить, радоваться миру, учиться, творить.

Эта тема близка каждому, и поэтому мы решили создать исследовательский  проект: “Семья – как маленькая Вселенная”.

“Семья – в куче не страшна и туча”. Эта пословица стала девизом проекта.

Ребята поставили перед собой цель, узнать какова роль семьи в жизни человека.

Задачи:

1.Проследить значение семьи для человека.

2.Изучить тему семьи в народном творчестве.

3.Оформить полученный материал для использования на классных часах и родительских собраниях.

Выдвинули гипотезу: “Согласье да лад, в семье клад”.

Дети разделились на группы.

1.Они нашли значение слова, пословицы и поговорки о семье .(Приложение № 3)

2.Составили викторину с вопросами. .(Приложение№3)

3.Нарисовал древо и герб семьи.

4.Провели социологический опрос, “Какие семейные праздники отмечают в вашей семье?”.                                                                                                                 5.Составили ребус.

6.Написали сочинения и приготовили рисунки по теме “Знакомьтесь, моя семья”.(Приложение№3)                                                            

Результатом исследовательского проекта явился собранный материал, который помог при проведении классного часа и родительского собрания.

Результативность опыта

Психологом школы были проведены психодиагностические исследования познавательной сферы обучающихся 1,2 "В" классах. Цель: изучение познавательных процессов обучающихся. В исследовании были использованы методики:

  • для изучения особенностей внимания, памяти учащихся;
  • определения  уровня  творческого потенциала личности;
  • методика « цветик – семи цветик», для выявления направленности интересов младших школьников.

В результате мониторинга можно сказать, учащиеся 2 класса имеют достаточно высокий уровень вербальной памяти. Школьный психолог изучала развитие        вербальной памяти в 1 ,2   классах  по «Тестам Векслера». Следует отметить, что с высоким уровнем вербальной памяти учащихся стало на 13 % больше.

Творческий потенциал заметно увеличился на 23%

Положительная динамика отмечается и в развитии внимания. Во 2 классе она изучалась по методике «Кольца Ландольта», а во 2 классе «Тест Мюнстерберга». К середине  2 класса учеников с высоким уровнем внимания стало на 30% больше.

Исследование направленности интересов   к исследовательской деятельности

Выводы:

  • на основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что уровень творческого потенциала  у обучающихся 2 «В» класса  высокий.
  • обучающиеся имеют разностороннюю направленность интересов;
  • наблюдается достаточно высокий уровень внимания и памяти.

Библиографический список

1.  Агеева, А.И., Новоселова, В.И. Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников: Метод, рекомендации. /Кемер. обл. институт усовершенствования учителей, Информ.-метод. центр упр. образования администрации г. Полысаево.- Кемерово : Изд-во облИУУ, 2001.-63 с. 

2..  Алкснитис, Н.Р. Анализ проблем, возникающих при написании работ, присланных на естественнонаучное направление // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 134-139

3.  Арцев, М.Н.   Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. - №6. - С.4-30.

4. Афиногенов, А.М., Сахарова, О.П. Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51..

5.  Ахметшина, Г.М.   Организация учебно-исследовательской деятельности с учащимися Детского эколого-биологического центра //Одаренный ребенок.-2006. - №5. – С .90-97.

6. Банникова, И.Ю., Марков, С.В. Социально–образовательная среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №3. – С. 8-17.

7.  Баранова ,Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с

8.  Безрогов, В.Г. Педагогические традиции ученичества: исследовательская работа школьников между Сциллой семьи и Харибдой школы // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 2. – С. 20-23.

9.  . Белых, С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 3. – С. 68-74.

10.  .  Бельфер, М.   Несколько слов об исследовательских работах школьников //Литература (Первое сентября).-2006.-№17. - С.13-15.

11.  Савичева,Р.Г. Под ред. А.С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.

12. О проблемах преподавания ТРИЗ в школьных предметах // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.практ. конф. - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗинфо", 2000. - С. 50-54..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.

"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....

Выпускная квалификационная работа «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»

ВКР «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»...

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через овладение основами канзаши».

«Развитие творческих способностей детей  младшего школьного возраста через овладение основами канзаши»....

Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"

В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследова...

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность»

Статья о развитии творческих способностях детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время....

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность»

Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качеств...