Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Байханова Сайрагуль Ильясхановна

Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качественно решать существующие проблемы, творчески подходить к любым изменениям, вследствие чего, появляется необходимость использования в учебно-воспитательном процессе новых педагогических технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы воспитателя Сеяхинской школы-интернат

Байхановой Сайрагуль Ильясхановны

Тема самообразования: «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность»

Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качественно решать существующие проблемы, творчески подходить к любым изменениям, вследствие чего, появляется необходимость использования в учебно-воспитательном процессе новых педагогических технологий. 

Цель: выявить эффективные приёмы формирования творческих способностей внеурочное время через проектную деятельность.

Задачи: 

  • изучить степень разработанности проблемы в философской, психолого-педагогической литературе;
  • использовать проектную деятельность для формирования творческих способностей;
  • разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса.

Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы интернат стал для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. 

Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.

Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт - это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Это метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент - работа над темой - это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая педагогом и реализуемая в проектах.

Второй компонент - работа над проектами - это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее.

 Основные этапы внеурочной проектной деятельности.

  1. Выбор темы.
  2. Сбор сведений.
  3. Выбор проектов.
  4. Реализация проектов.
  5. Презентация.

Выбор темы. Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться педагогом.

Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений.

Выбор проектов. После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Педагог знакомит их со множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты.

Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия вне школы. Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, хотелось бы сформулировать один из основных принципов работы над проектами.

Каждый ребенок имеет право:

  • не участвовать ни в одном из проектов;
  • участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
  • выйти в любой момент из любого проекта;
  • в любой момент начать свой, новый проект.

Презентация. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом педагог помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий.

К представлениям можно отнести:

  • спектакли (в том числе кукольные);
  • концерты;
  • устные журналы (аналоги телепередач);
  • викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);
  • показ моделей одежды.

К изготавливаемым изделиям можно отнести:

  • тематические выставки рисунков, поделок;
  • газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);
  • видеожурналы и видеофильмы.

В результате работы учащиеся должны научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Сформированные действия.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели)
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Организация проектной деятельности.

  Входная диагностика

Диаграмма определения творческих наклонностей воспитанников группы

Плетение

18%

Вышивка

35%

Аппликация

45%

Рисование

81%

Лепка

85%

Вырезание

99%

Промежуточная диагностика.

Музыкальные

6%

Конструктивно-технические

16%

Коммуникативные

15%

Эмоционально-изобразительные

19%

Художественно-изобразительные

13%

Математические

5%

Организационные

10%

Физические

9%

Филологические

7%

Диаграмма  способностей воспитанников  

Проектная деятельность способствует формированию творческих способностей

  • Стимулирует  интерес  обучающихся  к  предмету.
  • Позволяет  каждому  ребенку  увидеть  себя   компетентным человеком, способным   самостоятельно мыслить,  находить  и  решать  проблемы,  привлекая  для  этой  цели  знания  из  разных  областей.
  • Развивает  у  обучаемых  умение  себя  оценивать, грамотно использовать   свой  творческий  потенциал, базовые  знания  и универсально их  использовать.

Как заинтересовать проектированием

  • Объяснение сути проектного метода.
  • Представление вариантов выполненных проектов.
  • Аннотирование перечня возможных тем проектов.
  • Ознакомление с процедурой выполнения проекта.
  • Ознакомление с процедурой оценивания и защиты проектов.

   

 Оценка проектов осуществляется по следующим критериям:

    - оригинальность,

    - доступность,

    - техническое совершенство,

    - эстетические достоинства,

    - безопасность,  

    - соответствие общественным потребностям,

    - удобство эксплуатации,

    - технологичность,

    - стоимость.

Во время работы над проектом воспитанники самостоятельно ставят задачи, учатся находить пути их решения, привлекая знания из различных областей наук, самостоятельно находят недостающие сведения из всевозможных источников, выдвигают гипотезы, учатся устанавливать причинно-следственные связи. Развиваются менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).

Проектная деятельность ставит каждого воспитанника в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде.

По окончании работы проводится презентация проекта. Защита проекта помогает воспитанникам развивать монологическую речь, умение уверенно держаться во время выступления, артистические умения, умение отвечать на неожиданные (порой каверзные) вопросы, умение готовить и применять средства наглядности.

Творческие проекты, выполненные воспитанниками группы

Проблема

Продукт

Участник

Проект «Тарелка в технике папье-маше»

Скоро 8 марта. Что подарить маме? Чтобы купить подарок, нужны деньги, а у нас их нет. И мы решили сделать подарок своими руками

Тарелка, выполненная в технике папье-маше

Воспитанники

Проект «Макет нашей любимой школы, подарок на юбилей школы 85 лет!» 

Юбилей! Это настоящий праздник! А на юбилей принято дарить подарки. Мы  любим свою школу и очень хотим порадовать её чем-то особенным. Для этого мы обсудили разные варианты: что же подарить нашей школе? Думали долго. Но возникла проблема: одному воспитаннику нелегко изготовить подарок для большой школы.  Тогда мы обратились за помощью к воспитателю. Она  предложила нам объединить  усилия и приготовить  необычный сюрприз. Вот так и родилась идея о данном проекте.

Макет школы

Воспитанники

Проект «Декоративный камин»

Проблема интерьера игровой комнаты следующая: нет камина. Накануне новогодних праздников хочется украшать свою группу в интернате и создать своими руками уютную атмосферу. Все известна традиция развешивать носки на камин, чтобы получить утром в них подарки. Если в вас нет настоящего камина в интернате, и нет возможности его построить, то можно сделать камин на Новый год своими руками. Он сможет дополнить интерьер, придав ему праздничное настроение.

Камин

Воспитанники

Проект «Технология изготовление куколки в  русском народном костюме для сувенира».    

Обоснование  проблемы

У  моей  младшей  сестры  приближается  день рождение.   Вот  я  и  подумала,  что можно сделать своими  руками  и  подарить  сестре. Мне хотелось сшить  что-то нарядное и не сложное  в работе.

       Свой выбор Я остановила на русском народном костюме для куклы.  Кукла   -  замечательный подарок,  а , тем более,  в таком красивом наряде.  

       Чтобы обойтись без затрат,  я воспользовалась бабушкиным сундучком.  В это изделие я вложила свою фантазию. Мне помогли навыки, полученные  на уроках технологии.

 Куколка в  русском народном костюме для сувенира.

Воспитанница

   Проект «Молодёжный сленг как языковое явление»                                 

В нашей стране с каждым годом русский язык претерпевает все большие изменения. 

Проблема возникает, когда сленг привлекает внимание детей. 

Ведь в слэнге нередко формируются различные оскорбительные  и неприятные для собеседников высказывания, воспринимаемые детьми как норма.

Мы выдвинули гипотезу исследования: использование в речи сленговых выражений является показателем низкой речевой культуры учащихся, они засоряют и огрубляют речь.

Проект

«Молодёжный сленг как языковое явление»

Ученик 6 класса

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться.

Для каждого ребёнка важна успешность. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей.

Выполняя различные проекты, дети научатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретут навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они станут проявлять инициативу, начнут мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысится мотивация.

Заключение

Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Важно отметить, что творческие способности не развиваются в стихийных условиях, а требуют специально организованного процесса обучения и воспитания.

В проектной деятельности происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Важным направлением развития творческих способностей  обучающихся является создание условий для саморазвития их личности. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти, так как эффективность различных курсов повышения квалификации не принесёт ожидаемых результатов без процесса самообразования учителя.

Направления самообразования

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Профессиональное

 

1.Изучать, анализировать научно-методическую литературу.

2020-2023гг

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями.

2020-2023гг

3.Повышать квалификацию на курсах.

1 раз в 3 года

4. Принимать участие в вебинарах, семинарах, в МК, тренингах

Согласно плану

Методические

 

1. Изучать и внедрять в практику работы проектно-исследовательские технологии на основе мотивации и активизации обучающихся.

2020-2023гг

 

2.Организовывать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ.

Организовывать тематические выставки

Согласно плану

3. Изучать передовой опыт педагогов ДО города, края и делится своим опытом через ресурсы сети Интернет.

2020-2023гг

 

4. Проводить МК, открытые занятия среди педагогов ДО, среди детей ДОУ.

Согласно плану

5. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

Постоянно

6. Делится опытом по теме самообразования на методических советах.

Согласно плану

Информационно-коммуникационные

1.Изучать новые методы, технологии, методики и внедрять их в образовательный процесс.

Постоянно

 

 

2.Анализировать тему самообразования через проведения мастер-классов, семинаров, выставок.

2020-2023гг

 Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2020-2023гг

Основные этапы работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

Диагностический

Изучение литературы, ресурсов сети Интернет по проблеме и имеющегося опыта

2020-2023гг.

Прогностический

 

1.Определение целей и задач темы.

2020 г.

2020-2021гг.

2022 г.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

Практический

 

1.Внедрение опыта работы.

2020-2022гг.

2020-2022гг

2020-2023гг

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

Обобщающий

1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы.

2021г.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2021-2022гг.

План работы по самообразованию

№ п/п

Мероприятие

Срок

 1.

Выбор тем, теоретическое изучение, изучение теоретического опыта.

09.2020 г.

2.

Прохождение курсов профпереподготовки

2020-2022гг.

3.

Приобретение методического материала по теме самообразования

2020-2022гг

4.

Использование теоретических знаний на практике.

2020-2022гг

5.

Работа с выходом на положительные результаты: открытые занятия, мероприятия, подготовка разработок.

2020-2022гг

6.

Методическая работа в рамках творческих групп, методических объединений

Согласно плану

7.

 

Вовлечение обучающихся в творческую деятельность для участия в муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах, выставках.

 2020-2022гг.

8.

Изучать теоретические особенности, педагогические технологии на современном этапе по теме самообразования.

2020-2022гг.

9.

Продолжить работу по системному анализу и самоанализу педагогической деятельности по теме самообразования.

2020-2022 гг.

9.

 

Обзор материалов об используемых технологиях по теме самообразования. Подборка материалов для анализа учебно-методической работы, анализ и самоанализ занятий и мероприятий.

2020-2022гг.

 

10.

Использование современных технологий для повышения мотивации обучающихся и эффективности  обучения.

2020-2022гг.

11.

Распространение передового опыта работы.

Согласно плану

Результативность

Работа над программой профессионального самообразования поможет повысить теоретический, методический уровень педагога, профессиональное мастерство и компетентность.

Литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

3. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007 г.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия, Тюменская область, Ямальский район, село Сеяха Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сеяхинская школа-интернат» Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность Воспитатель 7группы Байханова Сайрагуль Ильясхановна . . Обобщение опыта работы

Слайд 2

Актуальность Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качественно решать существующие проблемы, творчески подходить к любым изменениям, вследствие чего, появляется необходимость использования в учебно-воспитательном процессе новых педагогических технологий.

Слайд 3

Цель Задачи выявить эффективные приёмы формирования творческих способностей внеурочной время через проектную деятельность. изучить степень разработанности проблемы в философской, психолого-педагогической литературе; использовать проектную деятельность для формирования творческих способностей; разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности.. «Формирование творческих способностей через проектную деятельность»

Слайд 4

Организация проектной деятельности Входная диагностика Диаграмма определения творческих наклонностей воспитанников группы

Слайд 5

Диагностика творческих способностей детей Промежуточная диагностика. Диаграмма способностей воспитанников

Слайд 6

Проектная деятельность способствует формированию творческих способностей Стимулирует интерес обучающихся к предмету. Позволяет каждому ребенку увидеть себя компетентным человеком, способным самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Развивает у обучаемых умение себя оценивать, грамотно использовать свой творческий потенциал, базовые знания и универсально их использовать.

Слайд 7

Как заинтересовать проектированием Объяснение сути проектного метода. Представление вариантов выполненных проектов. Аннотирование перечня возможных тем проектов. Ознакомление с процедурой выполнения проекта. Ознакомление с процедурой оценивания и защиты проектов.

Слайд 8

Оценка проектов . Оценка проектов осуществляется по следующим критериям: - оригинальность, - доступность, - техническое совершенство, - эстетические достоинства, - безопасность, - соответствие общественным потребностям, - удобство эксплуатации, - технологичность, - стоимость.

Слайд 9

Организация проектной деятельности

Слайд 10

Проблема Продукт Проект «Тарелка в технике папье-маше» Скоро 8 марта. Что подарить маме? Чтобы купить подарок, нужны деньги, а у нас их нет. И мы решили сделать подарок своими руками Тарелка, выполненная в технике папье-маше Проект «Макет нашей любимой школы, подарок на юбилей школы 85 лет!» Юбилей! Это настоящий праздник! А на юбилей принято дарить подарки. Мы любим свою школу и очень хотим порадовать её чем-то особенным. Для этого мы обсудили разные варианты: что же подарить нашей школе? Думали долго. Но возникла проблема: одному воспитаннику нелегко изготовить подарок для большой школы. Тогда мы обратились за помощью к воспитателю. Она предложила нам объединить усилия и приготовить необычный сюрприз. Вот так и родилась идея о данном проекте. Макет школы Проект «Декоративный камин» Проблема интерьера игровой комнаты следующая: нет камина. Накануне новогодних праздников хочется украшать свою группу в интернате и создать своими руками уютную атмосферу. Все известна традиция развешивать носки на камин, чтобы получить утром в них подарки. Если в вас нет настоящего камина в интернате, и нет возможности его построить, то можно сделать камин на Новый год своими руками. Он сможет дополнить интерьер, придав ему праздничное настроение. Камин Проект «Технология изготовление куколки в русском народном костюме для сувенира». Обоснование проблемы У моей младшей сестры приближается день рождение. Вот я и подумала, что можно сделать своими руками и подарить сестре. Мне хотелось сшить что-то нарядное и не сложное в работе. Свой выбор Я остановила на русском народном костюме для куклы. Кукла - замечательный подарок, а , тем более, в таком красивом наряде. Чтобы обойтись без затрат, я воспользовалась бабушкиным сундучком. В это изделие я вложила свою фантазию. Мне помогли навыки, полученные на уроках технологии. Куколка в русском народном костюме для сувенира. Проект «Молодёжный сленг как языковое явление» В нашей стране с каждым годом русский язык претерпевает все большие изменения. Проблема возникает, когда сленг привлекает внимание детей. Ведь в слэнге нередко формируются различные оскорбительные и неприятные для собеседников высказывания, воспринимаемые детьми как норма. Мы выдвинули гипотезу исследования: использование в речи сленговых выражений является показателем низкой речевой культуры учащихся, они засоряют и огрубляют речь. Проект «Молодёжный сленг как языковое явление» Творческие проекты, выполненные воспитанниками группы

Слайд 11

Творческие работы детей

Слайд 12

Творческие работы детей

Слайд 13

Творческие работы детей

Слайд 14

Творческие работы детей

Слайд 15

Заключение. «Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на создание детьми нравственной ценности трудового начала жизни». Лернер П.С.

Слайд 16

Достижения детей (муниципальные, региональные, всероссийские, международные конкурсы, фестивали, проекты)

Слайд 17

Достижения детей (онлайн - олимпиады)

Слайд 18

Мои достижения (муниципальные, региональные, всероссийские, международные конкурсы, фестивали, проекты)

Слайд 19

Мои достижения Дополнительные сведения педагогической деятельности

Слайд 20

Мои достижения Работа педагога отмечена благодарственными письмами, благодарностями, почетными грамотами:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

В наше время проблема равития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическ...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ

9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность»

Статья о развитии творческих способностях детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время....

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами искусства во внеурочной деятельности

Творчество – сложный  процесс, связанный с интересами, с характером, способностями личности....

Направляющая роль воспитателя в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Введение. Необходимость развития творческих начал у школьников младших классов.Основная часть.Педагогические методы и способы вовлечения детей в творческие процессы.Коллективный и индивидуальный подхо...