Методические рекомендации на тему "Развитие музыкально - творческих способностей у детей младшего школьного возраста в условиях музыкально - игровой деятельности".
учебно-методический материал (2 класс)

Савинова Валерия Евгеньевна

Вы найдете методические рекомендации для учителей, родителей на тему "Развитие музыкально - творческих способностей у детей младшего школьного возраста в условиях музыкально - игровой деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx240.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»

Автор: Савинова Валерия Евгеньевна, студентка ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(для учителей начальных классов, студентов педагогических специальностей, для педагогов дополнительного образования, для родителей обучающихся)

г. Нижний Новгород

2025 г.

АННОТАЦИЯ

Развитие музыкально - творческих способностей у детей младшего школьного возраста в условиях музыкально – творческих способностей играет важную роль в их общем развитии. Музыка способствует не только развитию слуха, ритма и координации движений, но и эмоциональному и социальному развитию младших школьников. Поэтому важно обращать особое внимание на формирование музыкальных навыков с самого раннего возраста.

В данных методических рекомендациях представлены инновационные подходы к развитию музыкальных способностей у младших школьников с использованием игровых технологий.

Цель методических рекомендаций — помощь педагогам и родителям для создания благоприятной обучающей среды, где дети смогут раскрыть свой музыкальный потенциал, научиться слышать и понимать музыку, исполнять её и творить свои собственные музыкальные произведения. Пусть каждый ребенок сможет почувствовать волшебство музыки и стать её настоящим ценителем.

В данной работе представлены разнообразные ритмические упражнения, слуховые упражнения, музыкальные игры, игры с использованием детских музыкальных инструментов. Также познакомитесь со способами и упражнениями для развития музыкального слуха, с дыхательными и артикуляционными гимнастиками, с дидактическими играми, которые помогут детям не только усвоить музыкальные понятия и навыки, но и развить творческое мышление, общую координацию и коммуникативные навыки.

Методические рекомендации рассчитаны на педагогов и родителей, желающих развивать музыкальные способности детей через увлекательные и творческие игровые формы работы.

Организация-разработчик: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»

Разработчик: Савинова Валерия Евгеньевна, студентка ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»

Методические рекомендации: «Развитие музыкально – творческих способностей у детей младшего школьного возраста в условиях музыкально – игровой деятельности», для я учителей начальных классов, студентов педагогических специальностей, для педагогов дополнительного образования, для родителей, обучающихся в «Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»

Рецензент:  

Заместитель директор МАОУ                                             Тихомирова Н. В.

«Школа № 79 имени Н. А. Зайцева»

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ                                                                                                          2

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              5

1. ПСИХОЛОГИЯ И МУЗЫКА                                                                           10

2. ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ                                            17

3. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ                                                                                                 22

4. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА                                                       35

5. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТУМЕНТОВ                                                                  45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            54

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание музыкальной культуры школьников невозможно без развития у них музыкальных способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.

Платон говорил, что музыкальность – это синтетическое духовное качество, позволяющее воспринимать и созидательно «реагировать» на все проявления прекрасного в жизни. Причем, Прекрасное – Истинное – Вдохновенное – суть одно. Быть может, «музыкальность» и есть то понятие и то качество, воспитание которого является ключевым не только для музыкального образования, но и для всей жизни.

Младшие школьники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой является развитие интереса к музыке, правильное восприятие её содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере. Музыкальное развитие дошкольников происходит в различных видах музыкальной деятельности. И самое главное, чтобы эта деятельность была доступна и интересна детям. А что для них быть доступнее и  интереснее игры?

Игра – наиболее активная творческая деятельность младших школьников, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально – учебные задания и, облечённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков. Многие ведущие педагоги рассматривали игру как одну из главных форм музыкального развития дошкольников [7].

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности ребенка.

Музыка играет огромную роль в нашей жизни. Она вдохновляет и успокаивает, развлекает и придает торжественности важным моментам, помогает настроиться на нужный лад и выразить что-то, что нас воодушевляет или тревожит. Поэтому мы с таким увлечением не только слушаем музыку, но и говорим о ней, делимся впечатлениями, любимыми композициями, советуем что послушать.

И хотя, как говорил знаменитый американский композитор и певец Фрэнк Заппа, «говорить о музыке – все равно что танцевать об архитектуре».

Василий Сухомлинский говорил: «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

Аристотель писал: «Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение».

Антон Павлович Чехов говорил: «Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление».

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Музыка – это сама жизнь». Это слова гениального композитора и педагога Д. Б. Кабалевского.

Музыка дает ни с чем не сравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в младшем школьном возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому.

Музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребенка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации.

Слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах – вот те средства музыкально-эстетического воспитания, которые надо использовать при работе с детьми.

В. Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…»

Музыкальность – это особое ощущение времени, его ритма и дыхания, диалектичности познаваемых явлений и процессов:
-это умение слышать и передавать в слове или жесте бесконечное количество интонационно-смысловых и эмоциональных оттенков;
-это способность к полифоническому мышлению, видению познаваемого предмета во множестве его связей и отношений с окружающими явлениями;
-это, наконец, «…способность осознавать высшую гармонию и красоту мира, ибо все познаваемое - музыкально», сказал пианист, педагог, теоретик пианизма Г. Нейгауз.

Музыкальные способности — индивидуально-психологические особенности личности, в структуре которых выделяют общие и специальные способности.

Б. М. Теплов к основным музыкальным способностям, необходимым для всех видов музыкальной деятельности, относил: ладовое чувство — способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные; музыкально-слуховые представления — способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления; музыкально-ритмическое чувство — способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания. К общим музыкальным способностям относятся музыкальная память и психомоторные способности [7].
Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства.

Слово «ритм» имеет очень широкое распространение и применяется по отношению к самым разнообразным случаям. Б.М. Теплов пишет: «Ритм как всеобъемлющее понятие, по-видимому, характеризуется только одним весьма неопределенным признаком: временным или пространственным порядком предметов, явлений, процессов. Исходя из такого малосодержательного понятия, едва ли можно прийти к психологическому анализу ритмического чувства».

Понимание ритма в музыковедческой литературе весьма различно, даже противоречиво. «Ни в одной области музыкального знания нет таких четких и, в то же время, таких скудных сведений, как в этой» – констатировал С. К. Булич. Таким образом, мы приходим к определению ритма, как закономерного расчленения временной последовательности раздражений на группы, объединяемые вокруг выделяющихся в том и другом отношении раздражений, т.е. акцентов. Возможно, что для целей музыкально-теоретического анализа такое разделение понятий целесообразно, но в психологическом анализе его провести нельзя. Поэтому, говоря о ритме, мы всегда будем иметь ввиду метроритм (по терминологии Киселева и Кулаковского) или ритмику в широком смысле (по терминологии Курта)

В детской психологии хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма несовершенно, замедляется развитие слитной речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками, а в дальнейшем и способность к творческой самореализации.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности и формирование основ музыкальной культуры нужно продолжать в школьном возрасте.

1. ПСИХОЛОГИЯ И МУЗЫКА

Связь психологии и музыки.

Психология музыки – это отрасль психологии, анализирующая закономерности и особенности воздействия музыки на психику человека. Она возникла еще в эпоху Античности, во времена барокко она получила большое распространение из-за теории аффектов. Согласно ей, музыкальная композиция должна вызывать аффекты, имеющие некоторое магическое действие при управлении человеческой симпатией. В качестве самостоятельной дисциплины психология музыки оформляется лишь в 19 столетии.

В современное время такая область психологического знания, как психология музыки продолжает активно развиваться. Искусство и психология, безусловно, ориентируются на человека. Однако они направлены на высвечивание в нем различных граней. Искусство, в частности музыка, концентрируется на его личностно-смысловой сфере. Психология же рассматривает личность комплексно и всесторонне [1].

Характеристика параметров музыки 

В физическом отношении звуковая волна характеризуется определенными параметрами:

-частота (число звуковых колебаний в секунду);

-качеством (формой самой волны, которую ей придают обертоны);

-интенсивностью (степенью давления на ухо);

-длительностью (продолжительностью звука).

В психологическом смысле личность будет реагировать на частоту звука (на его высоту). Громкость отражает слабость или силу тона. Тембр соотносится с качеством звучания. Длительность определяется продолжительностью звучания.

Наше ухо готово улавливать частоты в пределах от 20 до 20 тысяч Гц. Следовательно, громкость и высота звука будет зависеть от его интенсивности и частоты.

Ритм музыки рассматривается в качестве одного из ее основополагающих компонентов. Ритм формируют те или иные звуковые тона, различающиеся по длительности звучания и степени громкости.

Кроме того, психологи при анализе определенной композиции обращают внимание на то, какие эмоции она способна породить у человека. Эти реакции будут выражаться в изменении частоты дыхания, аддикция, сердцебиения и так далее.

Влияние музыки на самочувствие.

Экспериментальные исследования доказали, что музыка способна повысить работоспособность, улучшить самочувствие, настроиться на позитивный лад. Таким образом, не возникает сомнения в том, что музыка может быть использована как мощный ресурс для восстановления личности.
Ученые сумели выявить закономерности влияния тех или иных музыкальных направлений на психическое и физическое самочувствие личности. Скажем, если трек, который слушает личность, перекликается с ее психоэмоциональным состоянием, то музыка оказывает позитивное воздействие. В противном, случае она может даже негативно отразиться на ее самочувствии [3].

Кроме того, прослеживаются и этнокультурные аспекты. Скажем, не каждый европеец сумеет по достоинству оценить восточные мотивы.
Значение имеет и то, на каком музыкальном инструменте исполняется композиция. Фортепиано позволяет гармонизировать психическое состояние человека, нормализовать работу органов мочевыделения, стабилизировать деятельность щитовидной железы.

Струнные инструменты (например, скрипка) приводят в состояние нормы параметры сердечно-сосудистой системы. Их мелодии повышают у человека чувство сострадания. Духовые инструменты положительно сказываются на органах дыхательной системы, улучшают кровообращение.

Итак, практически любая музыка позволяет снять напряжение в мышцах и повысить активность человека. Вы можете сами понаблюдать, как на вас она воздействует. Послушайте разные треки и попробуйте понять, какие эмоции и мысли у вас возникли? Как изменилось самочувствие и настроение в целом?

Борис Теплов, русский психолог и музыковед, занимался исследованием взаимодействия музыки и психологии. Одной из ключевых проблем, которые он исследовал, было изучение влияния музыки на психическое состояние и эмоциональное благополучие человека.

Он внес значительный вклад в понимание того, как музыка может воздействовать на психологические процессы человека. Он выделял важные аспекты, такие как эмоциональное восприятие музыки, влияние на настроение, память, внимание и концентрацию. Теплов считал, что музыка способна влиять на психику человека и имеет потенциал как терапевтическое средство. Таким образом, его работа в области психологии и музыки была направлена на раскрытие влияния музыки на человеческое психическое состояние [7].

Музыка имеет глубокие связи с психологией в силу того, что она способна оказывать мощное воздействие на человеческое психическое состояние и эмоции. Вот несколько причин, почему музыка связана с психологией:

1. Эмоциональное воздействие: Музыка способна вызывать различные эмоции у слушателя. От радости и восторга до грусти и меланхолии — музыка является мощным катализатором эмоционального состояния человека.

2. Память и ассоциации: Музыка способна активировать память и вызывать ассоциации с определенными событиями или периодами жизни, что может повлиять на настроение и психологическое состояние.

3. Концентрация и внимание: Музыка может помочь улучшить концентрацию, внимание и продуктивность человека. Некоторые виды музыки могут стимулировать мозговую активность и помочь сосредотачиваться на задачах.

Исследования, проводимые в области психологии и музыки, помогают лучше понять механизмы воздействия музыки на человеческую психику и используются в терапии, релаксации, концентрации и других практических целях.

Особенности восприятия музыки в разных возрастных группах:

1. Младенцы и малыши: Даже с самого раннего возраста дети могут реагировать на музыку, например, двигаться в такт или улыбаться. Музыкальные звуки могут успокаивать и утешать младенцев, а также способствовать их развитию моторики и внимания.

2. Дошкольный возраст: Дети дошкольного возраста активно интересуются музыкой, испытывают радость от пения, танцев и музицирования. Важно предложить им разнообразные музыкальные занятия, игры и эксперименты, чтобы развивать их музыкальные способности.

3. Школьный возраст: В этом возрасте дети уже могут начинать изучать музыкальные инструменты, пением или танцами. Важно поддерживать их интерес к музыке, создавая условия для самовыражения и творчества.

Подробно рассмотрим школьный возраст. В этом  возрасте дети развивают свои музыкальные способности и начинают более осознанно воспринимать музыку. Вот некоторые особенности восприятия музыки в школьном возрасте:

1. Эмоциональное восприятие: Дети в школьном возрасте часто реагируют на музыку эмоционально. Музыка может вызывать у них радость, восторг, грусть или волнение, и дети могут активно проявлять свои эмоции в процессе прослушивания.

2. Развитие музыкального вкуса: В школьном возрасте дети начинают формировать свой музыкальный вкус под влиянием окружающей их музыкальной культуры, интересов и предпочтений. Они могут начинать узнавать и запоминать исполнителей, жанры и композиции.

3. Формирование музыкальной идентичности: Музыка помогает детям в школьном возрасте выражать себя и создавать свою музыкальную идентичность. Они могут находить себя в различных жанрах, текстах песен или музыкальных инструментах.

4. Учебные цели и достижения: В школьном возрасте дети часто начинают изучать музыкальные инструменты или участвовать в хоре или оркестре, что позволяет им улучшить свои музыкальные навыки и умения, а также расширить свой кругозор и культурное развитие.

5. Социальные аспекты: Музыкальная деятельность и музыкальные проекты могут способствовать развитию социальных навыков у детей в школьном возрасте, таких как умение работать в коллективе, сотрудничать с другими участниками и выступать перед аудиторией [1].

Учитывая эти особенности восприятия музыки в разных возрастных группах, педагоги могут разработать индивидуальные методики работы с детьми, которые помогут им максимально эффективно развивать их музыкальные способности.

А для развития у детей музыкальных способностей педагогам рекомендуется использовать следующие методические подходы:

1. Индивидуальный подход. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка: темп развития, уровень мотивации при планировании и проведении занятий. Помогайте детям раскрыть свой музыкальный потенциал, поддерживайте их интерес к изучению музыки. Создайте программу обучения, которая будет максимально эффективна для каждого ребенка. А также необходимо создать комфортную обстановку для обучения, где каждый ребенок будет чувствовать себя успешным.

2. Разнообразие методов обучения. Используйте различные методы обучения, такие как игры, пение, танцы, музыкальные инструменты, чтобы дети могли учиться через разнообразные практические задания. Различные методы делают процесс обучения более интересным и увлекательным. А также помогает детям освоить материал с разных сторон и найти наиболее подходящий способ для каждого ребенка.

3. Построение постепенного обучения. Данный подход обеспечивает плавное и комфортное освоение материала. Предотвращает перегрузку детей и способствует их успеху. Создает у детей чувство уверенности в своих силах.

4. Игровой подход. Используйте игры и интерактивные упражнения для привлечения внимания детей и укрепления полученных знаний. Этот подход делает обучение более интересным и эмоциональным, позволяет детям освоить музыкальные знания и навыки в процессе игры. Стимулирует детское любопытство и желание учиться.

5. Поощрение и поддержка. Поощряйте детей за их успехи и старания в изучении музыки. Поддерживайте их во время занятий, помогайте преодолевать трудности и верьте в их способности. Данный подход создает у детей мотивацию для дальнейшего обучения. Повышает уверенность в своих силах.  Формирует позитивное отношение к музыке.

6. Современные технологии. Используйте современные технологии (аудио- и видеоматериалы, приложения, интерактивные уроки) для обогащения учебного процесса. Современные технологии открывают новые возможности для обучения: использование музыкальных приложений, онлайн-платформ, мультимедийных материалов, что делает обучение более современным и увлекательным.

7. Сотрудничество с родителями. Вовлекайте родителей в процесс обучения, рассказывайте им о достижениях и прогрессе их детей. Предлагайте родителям рекомендации по домашней практике и поддержке развития музыкальных способностей.

8. Постоянное самосовершенствование. Следите за новыми методиками и тенденциями в области музыкального образования, посещайте семинары и мастер-классы, чтобы постоянно совершенствовать свои навыки и знания.

Каждый из этих методических подходов имеет свою важность и может способствовать полноценному развитию музыкальных способностей у младших школьников. Их сочетание и согласованное применение могут обеспечить эффективное и интересное обучение. Важно помнить о том, что каждый ребенок уникален и может лучше реагировать на определенные методы и подходы, поэтому важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ученика [3].

2. ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Музыкальная грамотность — это приобретение элементарных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования.

Важной составной частью музыкальной грамотности является развитие музыкальных способностей [5].

Также важной составляющей музыкальной грамотности является эмоциональная отзывчивость на музыку, которая развивается у детей в процессе музыкальной деятельности.

Основы музыкальной грамотности для младших школьников играют важную роль в развитии их музыкальных способностей. Вот несколько основных аспектов, которые стоит включить в программу по музыкальной грамотности для младших школьников:

1. Знакомство с музыкальными элементами: У младших школьников знакомство с музыкальными элементами происходит через игровые и развлекательные формы обучения. Некоторые методики, которые могут применяться в начальных классах, включают:

1. Использование музыкальных игр и упражнений для развития слухового восприятия и музыкальной памяти.

2. Пение простых мелодий и песен для развития вокальных навыков.

3. Знакомство с различными музыкальными инструментами и их звуками.

4. Изучение простых ритмических упражнений с помощью перкуссионных инструментов или тела.

5. Использование цветных карточек с нотными обозначениями для знакомства с нотами и музыкальной графикой.

6. Игры на угадывание мелодий, инструментов или звуковых эффектов.

Эти методики помогают детям развивать музыкальные навыки, улучшать слуховое восприятие и формировать интерес к музыке, делая изучение музыкальных элементов более привлекательным и доступным для младших школьников.

2. Нотная грамота: Знакомство с нотной грамотой у младших школьников часто происходит постепенно и с использованием игровых и интерактивных методов обучения. Вот несколько широко используемых методик:
-Игровые задания с нотами: детям предлагается игровой подход к знакомству с нотами. Например, они могут играть в игры, в которых нужно соотнести ноты с изображениями инструментов или звуками.

-Использование цветовых обозначений: часто для упрощения начального знакомства с нотами используют цветные ноты или карточки с нотными обозначениями. Каждая нота может иметь свой цвет, что помогает детям запоминать и распознавать их.

-Игры на угадывание нот: детям могут предлагаться игры, где они должны угадывать ноты по их звучанию или местоположению на музыкальной нотной шкале.

-Использование ритмических упражнений: знакомство с нотной грамотой также может включать в себя обучение ритмическим фигурам и запоминание ритмических обозначений.

-Постепенное усложнение материала: начальные знания о нотах и их значении постепенно углубляются, учитель обычно начинает с простых нот и постепенно добавляет более сложные концепции.

Важно создавать интересный и доступный для детей контекст для изучения нотной грамоты, чтобы дети могли ощутить радость и удовлетворение от музыкального обучения.

3. Изучение музыкальных жанров и стилей: Изучение музыкальных жанров и стилей у младших школьников часто происходит через интересные и разнообразные музыкальные активности. Вот несколько методов и подходов, используемых для знакомства детей с различными музыкальными жанрами и стилями:

-Слушание и обсуждение: учителя могут предложить детям послушать различные музыкальные произведения разных жанров и стилей, а затем обсуждать их в классе. Дети могут делиться своими впечатлениями о музыке и высказывать свои предпочтения.

-Музыкальные игры и задания: детям могут предлагаться игры, в которых они должны угадывать жанр музыки по ее звучанию или определять инструменты, используемые в произведении. Такие игры помогают расширить кругозор детей и понять разнообразие музыкальных жанров.

-Создание музыкальных проектов: учитель может предложить детям создать собственный музыкальный проект, включающий элементы различных жанров и стилей. Это может быть композиция, танцевальный номер или музыкальная постановка.

-Исследование и исследовательские проекты: дети могут исследовать различные музыкальные жанры и стили через интернет, книги или видео. Они могут делать презентации или выступать с рассказами о понравившихся им жанрах.

-Игры-квизы и викторины: проведение игр-квизов на тему музыкальных жанров и стилей помогает детям узнать и усвоить информацию о различных направлениях музыки в увлекательной и игровой форме.

Важно делать изучение музыкальных жанров и стилей увлекательным и разнообразным, чтобы дети могли расширить свои знания о музыкальном мире и насладиться его разнообразием.

4. Пение и музицирование: Пение и музицирование у младших школьников часто включают в себя разнообразные музыкальные активности, которые помогают детям развивать музыкальные навыки и умения. Вот несколько методов, которые обычно используются для развития пения и музицирования у младших школьников:

1. Обучение вокалу: детям могут предлагать петь песенки и музыкальные произведения различных жанров. Учителя могут учить детей правильно дышать, артикулировать слова и контролировать интонацию при пении.

2. Использование музыкальных инструментов: дети могут учиться играть на различных музыкальных инструментах, таких как ксилофон, барабаны, блок-флейта и др. Это помогает развивать моторику, координацию и музыкальный слух.

3. Музыкальные игры: детям могут предлагать игры, в которых они должны повторять мелодии, искать ритмические паттерны или создавать собственные музыкальные композиции. Такие игры помогают развивать музыкальное воображение и творческие способности.

4. Участие в музыкальных коллективах: дети могут принимать участие в хоре, оркестре или музыкальном ансамбле, где они учатся работать вместе с другими и создавать музыку в коллективе.

5. Музыкальные импровизации и эксперименты: детям могут давать возможность экспериментировать с различными музыкальными идеями и создавать собственные музыкальные композиции на основе своих идей и фантазии.

Важно, чтобы занятия по пению и музицированию были интересными и доступными для детей, чтобы они могли развивать свои музыкальные способности и наслаждаться музицированием.

5. Апробация и творчество: Апробация и творчество у младших школьников могут происходить через различные креативные методы и активности. Вот несколько способов, как это может осуществляться:

-Рисование и лепка: детям предлагаются задания на рисование или лепку с использованием различных материалов, таких как карандаши, мелки, пластилин и т.д. Это помогает развивать моторику, воображение и творческое мышление.

-Сценическое выражение: детей могут попросить выразить свои мысли и чувства через сценическое выражение, например, сквозь пантомиму, актерское мастерство или самостоятельное создание сценариев.

-Музыка и танец: детям могут предложить участвовать в музыкальных и танцевальных активностях, где они могут выразить себя через музыку и движения.

-Литературные творческие задания: детям могут даваться задания на написание собственных рассказов, стихов или песен. Это помогает развивать литературные навыки, воображение и творческое мышление.

-Формативная оценка и обратная связь: важно предоставлять детям обратную связь и возможность улучшить свои творческие работы. Это помогает развивать их навыки и улучшать качество работы.

Важно создавать подходящую обстановку для развития творчества у младших школьников, поддерживая их инициативу, развивая их креативное мышление и помогая им реализовывать свои идеи и исследовать новые области творчества.

Учитывая вышеперечисленные аспекты, педагоги могут разработать интересные и разнообразные занятия по музыкальной грамотности для младших школьников, которые помогут им развивать свои музыкальные способности и укреплять свою любовь к музыке [4].

3. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях [8].

В современной школе, в учебном процессе, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-как технологии внеклассной работы (например: игры «Зарница», «Орленок» и др.).

В системе эстетического воспитания учащихся в школе музыкальное воспитание занимает значительное место. Музыкальное воспитание - часть эстетического, в задачу которого входит дать ребенку эстетические впечатления, переживания, развить на этой основе воображение, дать элементарные творческие навыки и умения. Все это предусмотрено программой школы, но, сообщая детям те или иные сведения из области музыки, следует знать и психологические особенности детей различных возрастов. Для детей младшего школьного возраста характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене видов работы, так как внимание их крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, трудно сосредотачиваются на одном задании. Легче воспринимается конкретный материал, живой образ, нежели отвлеченные понятия. Поэтому важнейшим средством воспитания и обучения, в том числе на уроках музыки, остается игра, элементы занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Очевидно, что никого не нужно убеждать в том, что игры развивают способность младших школьников к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативу, дисциплинированность. Элементы занимательности на уроках музыки способны обеспечить «живой» интерес детей к музыкальной культуре, настраивают их на более детализированное восприятие изучаемых произведений [10].

Эти упражнения, игры и активности помогут детям развивать музыкальные навыки, укреплять слух и ритмические чувства, а также улучшать координацию движений и выразительность в музыке:

  1. Ритмические упражнения:

-«Золотые ворота»

Цель – развитие чувства ритма.

Основной шаг на 1,2,3  на 1 длинный шаг на 2,3 более короткий

Игра хороводная. Дети осваивают движения по кругу, отрабатывают ритмичное выполнение  шагов.

Игра заключается в ведении хоровода, руки поднимаем как ворота и участники проходят в них при этом хорошо опускают голову,  в этот момент  проговаривается текст:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас- на этой фразе опускаем руки и тот, кто  остается внутри ворот  становится в линию там где, образовываются ворота, ворота   постепенно увеличиваются и хоровод проходит больше ворот.

-«Шляпы»

Цель - развитие чувства ритма, музыкальный слух, развитие двигательной памяти.

Дети становиться в круг. Когда звучит музыка участники передают друг другу шляпу одевая её по очереди, музыка звучит, когда она останавливается тот, у кого осталась шляпа должен придумать движения, а остальные повторить. Музыка звучит игра продолжается. С временем можно усложнить движение повторить предыдущего игрока и добавить свое, а все играющие должны повторять.

-Бабочки

Цель: Развитие умения двигаться красиво, подражать движениям бабочек.

Материал: Картонные ободки с нарисованными бабочками, колокольчик, мелки, картинки с ласточками.

Ход игры: Детям показывают картинки с изображением ласточек и рассказывают, какие они красивые и быстрые, например: "Птицы летают высоко над землей, их не надо ловить и обижать". Взрослый поет армянскую народную песенку "Ласточка":

Ласточка - "Тивит, тивит" -

К нам в гости летит,

Ах, к нам летит!

А под крылышком ее

Весна сидит,

Ах, весна сидит!

Взрослый рассказывает, что весной начинают летать и яркие бабочки, надевает на головы детей ободки с бабочкой, а на асфальте мелом рисует цветы. Потом звонит в колокольчик, и по этому сигналу "бабочки" начинают "летать", резвиться. После следующего сигнала колокольчика "бабочки" садятся на нарисованные цветки (приседают на корточки) [4].

Ритмические упражнения с использованием музыкальных инструментов

1.Барабанные игры

Для барабанной игры с младшими школьниками можно использовать простой ритмический инструмент, такой как деревянные барабанчики или палочки. Вот как можно организовать такую игру:

-Разделите детей на группы. Каждой группе дайте по паре барабанчиков.

-Объясните детям основные элементы игры: как ударять по барабанчикам, как соблюдать ритм и следовать мелодии.

-Задайте им простой ритм, например"Тук-тук-тук-тук". Дайте им время попрактиковаться вместе.

-Предложите детям поиграть в "Следуй за лидером": один из участников будет играть основной ритм, а остальные должны его повторять.

-Попросите детей придумать свой собственный ритм или мелодию и сыграть его вместе.

-Дайте детям возможность выразить свои чувства и эмоции через барабанную игру, например, играя быстро и громко, чтобы выразить радость, или медленно и тихо, чтобы выразить грусть.

-По завершении игры поощрите детей за участие и творчество, а также предложите им вместе придумать новые ритмические игры или мелодии для будущих занятий.

2.музыкальные шейкеры

Музыкальные шейкеры - это маленькие музыкальные инструменты, которые младшие школьники могут использовать для создания ритма и добавления звукового элемента в музыкальные композиции. Шейкеры весьма просты в использовании и подходят для детей всех возрастов. Вот основные характеристики и описание музыкальных шейкеров:

1. Форма и материал:

- Шейкеры часто имеют форму маленького бубна или маракаса.

- Они могут быть изготовлены из различных материалов, таких как дерево, пластик, металл или даже натуральные материалы (кора, семена, зерна и т.д.).

2. Звук:

- Шейкеры создают звук при движении содержимого внутри инструмента.

- Звук может быть мягким и тихим или ярким и звонким, в зависимости от размера шейкера и материала, из которого он сделан.

3. Использование:

- Дети могут использовать шейкеры, чтобы добавить ритмические элементы в музыкальные игры, песни или танцы.

- Шейкеры легко сбиваются в такт музыке или движению, что делает их отличным инструментом для создания музыкального сопровождения.

4. Обучение:

- Использование шейкеров может помочь детям развивать ритмические навыки, музыкальное слуховое восприятие и координацию движений.

- Этот инструмент также может стимулировать творческое мышление и воображение детей, позволяя им создавать свои собственные музыкальные идеи.

Музыкальные шейкеры могут быть отличным вводным инструментом для младших школьников, помогающим им открыть для себя мир звуков и ритма, а также развить свои музыкальные способности и творческий потенциал.

Слуховые упражнения:

Слуховые упражнения играют важную роль в развитии музыкального слуха у младших школьников. Вот несколько простых и интересных упражнений, которые можно использовать для тренировки слухового восприятия у детей:

-Угадай мелодию:

Цель: формирование умений угадывать мелодию на слух.

- Игра, в которой детям показывают несколько нот или фрагмент мелодии, а затем они должны угадать, какая именно мелодия звучала.

- Можно использовать известные детские песни или создавать свои короткие мелодии для игры.

-Угадай инструмент:

Цель: развитие умений определять музыкальные инструменты по слуху.

Берется несколько инструментов, убирают  их за ширму , чтобы учащиеся не видели.

- На каком инструменте я буду играть?

- для чего я ставлю ширму?

Я сейчас поиграю на инструментах, а вы попробуйте угадать ,на каком инструменте я буду играть, кто угадает попробует поиграть на нём.

(Например: Начинаю играть на барабанах. Даша, попробуй угадать , на каком инструменте я играла.)

Также продолжаю играть на инструментах.

-Музыкальная кисть.

Цель игры - развитие музыкально-слуховых представлений музыканта, играющего на инструменте (средний регистр) и музыкальной формы школьников.

Дидактический материал: кисти для рисования или ручка с пером.

Музыкальный репертуар: Песня венецианского гондольера Ф. Мендельсона.

Методика и техника игры. В музыкально-дидактической игре с приемами драматизации все учащиеся выступают в роли «художников». Учитель играет «Песню венецианского гондольера» Ф.Мендельсона, а «художники» рисуют картину в воображаемом пространстве с помощью «музыкальной кисти». Задача учащихся - вовремя поставить запятую в конце музыкальной фразы или точку, когда заканчивается предложение или период, а также в «картине» передать характер, настроение музыки.

-Повторение ритма:

Цель: развитие ритмического слуха и координации движений.

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом  (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с  хлопками).

Сел сверчок на шесток,

Таракан – в уголок.

Сели- посидели.

Песенку запели.

Услыхали ложки-

вытянули ножки.

Услыхали калачи-

Да попрыгали с печи,

Да давай подпевать,

Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды,

Ходят ноги не туды

А как дудочку почуют,

Сами ноженьки танцуют.

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять.

Бух, бух, бух.

Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки.

Застучали молотки,

Заиграли в локотки:

Тук- ток, тук- ток

Скоро Ванечке годок.

Постоянно чередуем  хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера,      приговаривая:

О, чки, чки, чки,

Очуречечки,

Ложки, плошки, поварешки,

Перевертушки!

При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.

-Угадай длительность:

Кто самый внимательный?

Цель: формирование умений выделять звук из слова, опираясь на картинки.

Оборудование. Сюжетные картинки, на которых нарисовано много предметов с заданными звуками (одна картинка служит для поиска нескольких звуков).

Содержание. Ребёнок рассматривает картинку один, со взрослым или с несколькими детьми. Если играет один, то он должен получить задание найти определённое количество предметов с заданным звуком; если соревнуется с кем-нибудь, то выиграет тот, кто назовёт правильно больше слов.

Очень эффективно в своей работе использовать такие музыкальные игры:

1 класс.

-Музыкальная кисть.

Цель игры - развитие музыкально-слуховых представлений учащихся, играющего на инструменте и музыкальной формы школьников.

Дидактический материал: кисти для рисования или ручка с пером.

Музыкальный репертуар: Песня венецианского гондольера Ф. Мендельсона.

Методика и техника игры. В музыкально-дидактической игре с приемами драматизации все учащиеся выступают в роли «художников». Учитель играет «Песню венецианского гондольера» Ф.Мендельсона, а «художники» рисуют картину в воображаемом пространстве с помощью «музыкальной кисти».

Задача учащихся - вовремя поставить запятую в конце музыкальной фразы или точку, когда заканчивается предложение или период, а также в «картине» передать характер, настроение музыки.

-Игра в учителя.

Цель игры - закрепление знаний музыкальной грамоты.

Дидактический материал: карточки с музыкальными терминами.

Методика и техника игры. Традиционная игра в «учителя» проводится для того, чтобы проверить степень усвоения музыкальных знаний, полученных в течение 1 четверти. Ученик, который выступает в роли «учителя», называет слово (в рабочей тетради 1 класса есть «книга» с музыкальными терминами с. 14), а его «ученики» объясняют, что оно означает.

-Методическое лото.

Цель игры - развитие мелодичности слуха первоклассников, и закрепление знаний нотной грамоты.

Дидактический материал: карточки мелодического лото.

Методика и техника игры. Учащиеся готовят карточки мелодического лото на твердой бумаге, а затем выкладывают мелодию из 4-5 звуков. Сначала мелодия составляются из горизонтального ряда из 2-4 карточек. Мелодии должны получаться с плавным или постепенным движением. Затем задание можно усложнить и складывать мелодии из любых карточек.

Задача каждого ученика - не только выложить мелодию из разных карточек, но и исполнить ее с названием нот «по руке» или сыграть на «клавиатуре» фортепьяно.

2 класс.

-Фотограф.

Цель игры - развитие музыкальной памяти и внимания учащихся.

Дидактический материал: карточки с ритмом.

Методика и техника игры. Для проведения игры педагог выбирает одного ученика - «фотографа». «Фотовспышка» - «фотограф» показывает и быстро убирает карточку с ритмом. Учащиеся должна запомнить ритм и прохлопать его. Получилась или нет «фотография» - решает «фотограф».

-Разведчики.

Цель игры - закрепление знаний нотной грамоты, развитие ладового чувства и музыкальной памяти школьников.

Дидактический материал: карточки с «музыкальным кодом».

Методика и техника игры. Учитель раздает карточки с «музыкальным кодом», в котором цифры обозначают определенную ступень лада.

Музыкально-дидактическая игра с элементами драматизации проводится на скорость. Каждый ученик выступает в роли «дешифровальщика», т.е. должен уметь раскодировать мелодию: мысленно услышать мелодию по ступеням, узнать песню и спеть ее вслух. Ученик, который первым правильно спел закодированную мелодию становится «разведчиком». Перед ним ставится  новая задача - запомнить «пароль», не записывая его (дается новая мелодия из 2-4тактов). Послать в «разведку» - это значит запомнить новый «пароль» и уметь его спеть.

Для домашнего задания можно предложить учащимся сочинить свой «пароль» и включить его при повторном проведении игры.

3 класс.

-Звездное небо.

Цель игры - развитие навыков инструментальной импровизации и ассоциативности музыкального мышления школьников.

Дидактический материал: инструменты шумового оркестра» бумага, тушь, краски.

Музыкальный репертуар: С.В. Рахманинов. Второй концерт для фортепьяно с оркестром (вступление).

Методика и техника игры. Для проведения музыкально- дидактической игры педагог выбирает 5-7 учащихся и раздает им музыкальные инструменты (бубен,  металлофон, треугольник, колокольчики, маракасы). Школьникам предлагается выполнить следующее задание: с помощью полученных инструментов изобразить «звучащее звездное небо».

Далее на фоне звучания музыки концерта Рахманинова ребята «зажигают» большие и малые звезды («мерцающий свет» изображается на треугольниках, «падающие звезды» - глиссандо на металлофоне).

Игра носит импровизационный характер, и педагог может предложить исполнить вступление концерта на фортепьяно в четыре руки с учащимися.

После игры школьники рисуют «звездное небо» на тонированной или черной бумаге тушью или краской.

- Музыкальное путешествие по Европе.

Цель игры - обобщение знаний о народной и композиторской музыке Европы, развитие исполнительских умений и навыков.

Дидактический материал: нотные плакаты, портреты композиторов, географическая карга, ритмические карточки, атрибуты «машиниста» и «путешественников».

Музыкальный репертуар: произведения по программе 3 четверти третьего класса.

Методика и техника игры. Для участия в игре-драматизации педагог выбирает «машиниста», «путешественников», «певцов», «оркестрантов» и «композиторов». Урок строится в своеобразной форме рондо, где музыкальной темой становится «Попутная песня» М.Глинки, куплет которой звучит перед каждой станцией. В процессе игры учитель выполняет различные функции («отправляет» в дорогу «путешественников», ставит музыкальный рефрен и называет станции, объясняет задания, музицирует и оценивает работу класса).

Урок-путешествие начинается со звучанием «Попутной песни» М. Глинки: «машинист» дает гудок (на свистульке) и «поезд» отправляется в «путь». «Путешественники» имитируют движение поезда согнутыми в локтях руками (сидя за партой, стоя или двигаясь по классу).

Первая станция, на которой остановился «музыкальный поезд» - станция «мелодичная». На этой станции «путешественники» узнают по нотной записи мелодии, написанные на нотном плакате или доске, исполняют их «по руку» с названием нот или словами. (К примеру, исполняются белорусская народная песня «Бульба», «Наша песенка» Е. Басовского» чешская народная песня-танец «Полька», греческая детская песня «Родина», итальянская народная песня «Макароны»).

Если «путешественники» не справляются с заданием, то они остаются на этой станции. «В путь» отправляются те ученики, которые знают слова песен и правильно поют мелодию.

«Музыкальный поезд» останавливается на второй станции - «ритмическая». Здесь «путешественники» по ритму угадывают те произведения, которые исполняют им «оркестранты». (В ансамбле с учителем по оркестровой партитуре исполняется «Молдовеняска» и «Болеро»).

Третья станция - станция «Музыкальных загадок», на которой «путешественники» решают загадки.

Четвертая станция - «Композиторская». На этой станции «путешественники» встречаются с «композиторами», которые сочиняли музыкальную сказку.

«Музыкальное путешествие» продолжается и «поезд» прибывает на пятую станцию - «Слушательскую». Здесь «путешественники» по фрагментам определяют произведения и называют композиторов. (Произведения М. Мусоргского, Ф. Листа, Э. Грига, В. Моцарта, И. Штрауса, И.С. Баха, Л. Бетховена).

Шестая станция - «Исполнительская». На этой станции заканчивается «путешествие». Все участники игры - «машинисты», «путешественники», «певцы», «оркестранты», «композиторы» - завершают свое «музыкальное путешествие» исполнением песни Б. Савельева «Большой хоровод».

Эти упражнения и игры помогут младшим школьникам развивать слуховое восприятие, улучшать музыкальное восприятие и тренировать музыкальный слух. Это также отличный способ сделать обучение музыке более интересным и увлекательным для детей [5].

4. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА

Дмитрий Борисович Кабалевский - русский композитор, педагог, общественный деятель. Со студенческих лет и до конца жизни он преподавал в школах, выступал в печати и по радио, активно популяризируя музыку среди детей. Он сказал, что «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира» [8].

Традиции музыкального воспитания 6-летних детей имеют древнюю историю: это и многолетний опыт семейного воспитания, и различные системы, созданные композиторами З.Кодаем, К.Орфом, и отечественная система Н.А.Ветлугиной. С приходом 6-летних детей в школу изменился функциональный смысл работы с ними: если раньше это был заключительный этап дошкольной музыкальной жизни жизни, то теперь это первые шаги систематического формирования музыкальной культуры в условиях общеобразовательной школы.

Психологические предпосылки развития музыкального слуха.

Согласно исследованиям К.В. Тарасовой, именно к 6-7 годам у ребенка складывается полный комплекс музыкальных способностей.

По целому ряду психологических и социальных показателей оптимальным для начала педагогического руководства развитием музыкального слуха может быть признан младший школьный возраст. Именно для младшего школьного возраста учебная деятельность становится ведущей.

В этом возрасте становится активным весь комплекс «психического строительного материала», необходимый для формирования музыкального слуха: сенсорно перцептивная активность обеспечивает богатое слуховое восприятие; моторная активность позволяет прожить, «отработать» движениями разного типа и уровня метроритмическую и, шире, временную природу музыки; эмоционально-выразительная активность служит залогом эмоционального переживания музыки; и, наконец, интеллектуально-волевая активность способствует целеустремленному «прохождению всего пути» интонирования [9].

Не случайно интонации и интонированию на уроках уделяется особое внимание.

Программы Д.Б. Кабалевского, Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова, Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой направлены на достижение главной цели - формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры и развитие их музыкальных способностей.

Музыкальное обучение может оказаться сложным, если у ребенка недостаточно развитый музыкальный слух. Что же на самом деле означает понятие «музыкальный слух»?

Музыкальный слух - это не дар свыше, и не врожденное качество. Это навык. Вы же не скажете, что способность говорить - это дар свыше и научится говорить могут лишь не многие.

Музыкальный слух присущ каждому, но не каждый его развивает. Например: по голосу человека мы можем сказать про его возраст, настроение, какие чувства вызывает этот голос и многое другое. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Музыкальный слух также – это мысли, интеллектуальный процесс, поэтому получение даже самых элементарных знаний о музыке само по себе автоматически способствует развитию слуха.

Развитие музыкального слуха - очень долгий процесс и длится он на протяжении всех лет обучения.

Если вы думаете, как развить свой музыкальный слух, то не забывайте, что наиболее способствует развитию слуха классическая музыка благодаря выразительной мелодии, богатой гармонии и звучанию оркестра.

Именно на лучших образцах русской и зарубежной классической музыки и построено обучение на уроках музыки в школе.

Что мешает развитию слуха и чистого пения? Есть некоторые вещи, которые могут отрицательно повлиять на развитие слуха. Нельзя играть на расстроенном инструменте, одновременно заниматься вдвоём в одном кабинете. Такая музыка, как тяжелый рок и рэп, вряд ли поможет вам развить слух, так как она не содержит выразительной мелодии, гармония чаще всего примитивная.

Музыкальный слух делят на несколько видов, основные: мелодический слух (слышишь и можешь определить интонации, из которых строится мелодия), гармонический слух (слышишь и можешь определить аккорды и их сочетания), метроритмический (можешь определить размер и ритмические рисунки)., внутренний слух (умение воспроизводить мелодию «про себя», подобно чтению).

Подвиды:

️1) Звуковысотный

️2) Полифонический

️3) Тембро-динамический

Успех формирования музыкального слуха в большой мере зависит как от задатков ученика, так и от методов развития ее структурных компонентов. Для его развития нужна специальная система развивающих упражнений, которая будет ориентированная как на индивидуальную, так и на групповую работу, охватывать как учебную, так и внеклассную работу [10].

На первом месте - слушание музыки и ее анализ. Слушание и анализ музыки развивают аппарат восприятия, музыкальный слух, чувство формы, умение слышать выразительные средства, творческое воображение, эмоциональность. Слушание активизирует внимание, направляет музыкальное мышление на мир звуков, обостряет эмоциональность восприятия. Так ученик получает установку на музыкальную деятельность. С первого урока дети начинают слушать и анализировать музыку, в процессе этого делается акцент на формирование у детей понимания различных стилей.

Виды музыкальной деятельности на уроке должны быть разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. Важное место отводится исполнительской деятельности. В исполнительскую деятельность входят:

- хоровое, ансамблевое и сольное пение;

- пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;

- игра на музыкальных инструментах;

- инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Изучение нотной грамоты.

В развитии музыкального слуха важную роль играет память. Вы запоминаете, как звучат последовательности звуков, интервалов, аккордов, ритмические рисунки. Это позволяет вам слышать музыкальные фразы у себя в голове внутренним слухом, воспроизводить услышанное голосом или на инструментах, определять, что именно вы слышите, когда слушаете музыку. Поэтому начинать надо с запоминания отдельных элементов, например, сочетания двух звуков или короткой ритмической формулы: слушать их в записи, воспроизводить любым доступным способом — голосом, в программах/приложениях, барабанить по столу, если это ритмический рисунок. Затем пытаться услышать эти элементы в музыке, которую вы слушаете.

Существует много способов и упражнений для развития музыкального слуха. Конечно, это и дыхательная и артикуляционная гимнастика:

Например: Дыхательная гимнастика.

1.Исходное положение – встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч.

2.С закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь.

3.Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение.

4.Повторить 2 – 3 раза стоя и сидя. В исходном положении «сидя» плечи и руки опущены вниз.

Упражнение «Свеча – 1».

Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (желательно использовать полоску бумаги и дуть на неё так, чтобы она сразу опустилась вниз).

Упражнение «Свеча – 2».

Принять исходное положение. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть медленно и ровно, чтобы «пламя» приняло горизонтальное положение, и удержать его в этом положении до конца выдоха (желательно использовать полоску бумаги).

Упражнение «Свеча – 3».

Принять исходное положение. Сделать глубокий вдох носом. Выдохнуть воздух через рот двумя порциями:

  • короткий, чтобы воображаемое пламя свечи приняло горизонтальное положение, но не погасло;
  • длинный, чтобы загасить свечу. Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух в процессе выдоха.

Артикуляционная разминка.

1.Упражнение «Губы».

1.Плотно сжав губы, вытягиваем их вперёд, фиксируя это положение.

2.Не разжимая губ, растягиваем их в улыбке.

3.Повторить упражнение 2 – 3 раза.

Упражнение «Щечки».

Исходное положение сидя. Поочерёдно надувая каждую щёку, перемещая поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполняем воздухом обе щеки. Занять исходное положение. Повторить 5 – 7 раз.

3.Упражнение «Хомячок».

Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

4.Упражнение «Конфета».

Закладываем язык за щёку, как конфету, поочерёдно перемещая его из одной стороны в другую.

5.Упражнение «Маятник».

Губы сомкнуты. Перемещаем язык по верхнему ряду зубов слева направо и обратно. Те же движения выполнить по нижнему ряду зубов.

Музыкально-дидактические игры

Раздел № 1. Мир музыкальных инструментов.

-Играем в оркестр.

Цель игры — развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об оркестре и его разновидностях, музыкальных инструментах и приемах игры на них.

Музыкальный репертуар: «Вальс цветов» П.И. Чайковский (из балета «Щелкунчик»), «Камаринская» М.И.Глинки, 40-я симфония В.А.Моцарт (1 часть).

Методика и техника игры. При прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составы симфонического, камерного, духового и народного оркестра. Игра-драматизация даст возможность им войти в роль музыкантов-исполнителей каждого вида оркестра [3].

Например, учитель рассказывает учащимся о симфоническом оркестре и его группах, показывает иллюстрации с изображение инструментов и объясняет приемы игры.

Как располагаются музыканты симфонического оркестра. Первые парты — первые скрипки и виолончели, вторые парты - вторые скрипки и альты, один ученик «играет» на арфе, дальше сидят контрабасы, литавры и т.д. Задача каждого ученика - слушать тембровое звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своем инструменте.

Учитель выступает в роли «дирижера симфонического оркестра» и показывает вступление каждой оркестровой партии. Под музыку выбранного музыкального произведения учащиеся «играют» на инструментах симфонического оркестра.

Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку.

Угадай инструмент. Научиться различать тембровую окраску инструментов. Звучат короткие музыкальные примеры, а дети отгадывают, какой инструмент звучит. Можно разделиться на команды и подсчитывать балы.

Раздел № 2. Развиваем слух.

-«Лисичка, птичка, медведь»

Это несколько условное название. На самом деле можно придумать множество вариантов этой игры.

1-й вариант: учитель играет на инструменте вразброс звуки. Учащиеся записывают ответы с помощью условных обозначений. Низкий звук сравниваем с образом медведя, поэтому обозначаем, условно М. Средний звук сравниваем с озорным легким бегом зайчишки, обозначаем буквой З. А высокие звуки - это, конечно же, звонкое щебетание птичек, обозначаем П. Вот так легко ребята могут ознакомиться с темой «Высота звуков».

2-й вариант больше похож на творческую работу. Учитель играет различные комбинации нот в разном темпе. Ученики пытаются оживить музыку. Они думают, какому животному подойдет эта мелодия. Быстрая, легкая музыка - может быть это пробежал ёжик? Лукавая, острая музыка схожа с проказами хитрой лисы.

Раздел №3. Нотная грамота.

-«Шумные ноты»

На доске, на нотном стане написаны вразброс ноты.

В руках у педагога указка. Учитель показывает на первую ноту. В данном случае это нота-ре. Педагог задаёт ребятам вопросы:

Это нота ми?

Дети молчат, мотают головой, т.к. это не нота названная учителем/

Это нота си?

Это нота ре?

Да. /Ребята 3 раза хлопают/

Подобные опросы проводятся и со следующими нотами.

Выигрывает ряд, где будет допущено меньше ошибок.

Раздел №4. Загадки.

Учащиеся с удовольствием отгадывают загадки. Они помогают активизировать внимание, развивают мышление. Загадки, разумеется, связаны с музыкой.

Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан).

Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет (гармонь).

Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты).

Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей).

Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, запоет его смычок. Музыканта звать… (сверчок)

Раздел №5. Ассоциативные игры. 

Основные задачи ассоциативных игр:

— развить ассоциативное мышление, творческое воображение детей, умение продуцировать неординарные идеи и образы;

— развить умение передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений красок;

— учить детей распознавать и анализировать звуки окружающего мира;

— дать представление о различных характеристиках однотипного звукового явления;

— учить детей самостоятельному созданию звуковых произведений на заданную тему.

«Партитура чувств» - выразить мимикой, жестами эмоциональное состояние музыки после ее прослушивания

«Представь и услышишь». Перед игрой учитель может обратиться к ученикам со следующими словами: «Ты не раз слышал, как хлопает и скрипит дверь, звенит колокольчик, плачет ребенок, гремит гром. А вот можешь ли ты услышать, как говорит облако? Может быть; оно поет или вздыхает? Представь, и ты услышишь необыкновенные звуки или придумаешь свои, никому пока неизвестные».

Детям предлагается:

а) описать или нарисовать свои любимые звуки;

б) представить, как звучит мягкое пушистое облако. Описать и нарисовать звучание облака;

в) представить и нарисовать звук кислого огурца, красного яблока и т.д.;

г) представить, как звучит большая лужа после дождя. Описать и нарисовать звучание большой и маленькой лужи.

«Эмоции». Для проведения игры используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность и т.д.). Карточки раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Группа пытается определить услышанное.

«Цвета». Для игры используются от 4 до 6 цветных карточек (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), которые раскладываются по классу. Дети выбирают цвет, наиболее соответствующий их внутреннему настроению на данный момент, и разбиваются на группы. Учитель просит участников игры:

а) по очереди голосом озвучить цвет, каким они его себе слышат;

б) зазвучать «цветовой палитрой» всей группой;

в) создать звуковое произведение, ритмически организовав его, чередуя звучание отдельных голосов, созвучий и целой группы «инструментов».

У каждого учителя есть свои проверенные методы и приемы. И помните: учиться никогда не поздно! Музыкальный слух можно и нужно развивать! Всем удачи и творческих успех!

5. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТУМЕНТОВ

« Музыкальное творчество детей –

самый действенный способ их развития»

Борис Владимирович Асафьев

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности школьников, повышает интерес к музыке, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание. У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Меня, как и других педагогов, волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. Это замечено, что у детей улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. Многим детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Дети слышат звучание детских музыкальных инструментов и играют сами (в зависимости от возраста) во время различных видов деятельности: пения, музыкально-ритмических движений, развлекательных игр [5].

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (на уроках, занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Н.А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Первые музыкальные впечатления запоминаются ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда (погремушки, ложки, кубики). Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки [9].

Обучение игре на музыкальных инструментах у младших школьников требует особого подхода и внимания. Важно помнить, что дети в этом возрасте имеют ограниченную концентрацию и способность к самодисциплине, поэтому методики обучения должны быть интересными, разнообразными и игровыми.

1. Подготовка к обучению:

- Перед началом занятий необходимо познакомить ребенка с выбранным инструментом, показать его основные элементы и объяснить, как он работает.

- Объяснить детям, что умение играть на инструменте требует терпения, усердной практики и постоянного обучения.

2. Игровой подход:

- Используйте игры и развлечения для обучения детей игре на инструменте. Например, играйте в музыкальные игры, устраивайте музыкальные конкурсы и т.д.

- Используйте различные методики обучения, такие как игра на слух, игра по нотам, импровизация и т.д.

3. Учебный план:

- Разделите обучение на короткие уроки продолжительностью 15-20 минут, чтобы не утомлять детей.

- Постепенно увеличивайте сложность заданий, начиная с простых мелодий и аккордов.

4. Поощрение и похвала:

- Поощряйте и хвалите детей за каждый прогресс и усилия, которые они приложили для достижения успеха.

- Не забывайте о поощрении детей за усердие и трудолюбие.

5. Индивидуальный подход:

- Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка при обучении. Некоторым детям может потребоваться больше времени на освоение материала, а другим нужно больше практики.

6. Организация практики:

- Поощряйте детей к регулярной практике инструмента в домашних условиях.

- Создайте специальное место для занятий с инструментом, где ребенок сможет спокойно и без отвлекающих факторов учиться играть.

Следуя этим методикам, вы сможете успешно обучать младших школьников игре на музыкальных инструментах и развивать их музыкальный талант и интерес к музыке.

«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский

Игры с использованием детских музыкальных инструментов:

1. "Музыкальная станция": разложите перед детьми различные детские музыкальные инструменты (трещотки, маракасы, бубенцы и т.д.). Дайте каждому ребёнку инструмент и попросите их придумать и исполнить совместный музыкальный номер. Можно устроить небольшой концерт для родителей.

2. "Музыкальные испытания": разделите детей на группы и дайте каждой группе набор из нескольких инструментов. Потом проведите конкурсы, в которых дети будут исполнять разные музыкальные задания, например, сыграть мелодию по нотам, повторить ритм, исполнить музыкальное произведение по команде и т.д.

3. "Музыкальная эстафета": организуйте эстафету, в которой дети будут передавать друг другу инструменты и исполнять определённые задания на них (например, сыграть мелодию, воспроизвести ритм и т.д.).

4. "Создание музыкальной истории": попросите детей придумать историю или сказку, к которой они сочинят музыкальное сопровождение. Раздайте им различные инструменты для исполнения этой музыки во время рассказа истории.

5."Музыкальная зарисовка": разрешите детям свободно экспериментировать с различными инструментами, создавая собственные музыкальные зарисовки или мелодии. Поддерживайте их креативность и выразительность в этом процессе.

Игры на музыкальных инструментах для младших школьников могут быть полезными и важными по нескольким причинам, такие как:

1. Развитие музыкального слуха и ритма: игра на музыкальных инструментах помогает детям лучше понимать музыку, различать звуки и ритмические фигуры. Это способствует развитию музыкального слуха и способностей к музыкальному выражению.

2. Координация и моторика: игра на музыкальных инструментах требует от детей умения контролировать свои движения, развивает моторику рук и координацию движений. Это способствует развитию моторики и ловкости.

3. Социализация и коммуникация: игры на музыкальных инструментах позволяют детям работать в группе, общаться, сотрудничать друг с другом и выстраивать взаимоотношения. Это способствует развитию социальных навыков и умения работать в коллективе.

4. Творческое мышление и выразительность: игра на музыкальных инструментах побуждает детей к творческому мышлению, к экспериментированию с звуками и созданию музыкальных композиций. Это способствует развитию воображения, творческого подхода к задачам и самовыражению через музыку.

Таким образом, игры на музыкальных инструментах не только помогают детям развивать музыкальные навыки, но и способствуют развитию различных аспектов личности, таких как социализация, координация и творческое мышление [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие музыкально – творческих способностей у детей младшего школьного возраста в условиях музыкально – игровой деятельности является эффективным подходом, который позволяет детям учиться и развиваться с удовольствием и интересом. Методическое пособие для педагогов и родителей в этой области предоставляет ценные рекомендации и инструменты для организации качественного образовательного процесса [8].

Игры на музыкальных инструментах не только способствуют развитию музыкального слуха, ритма, координации и творческого мышления у детей, но также способствуют формированию социальных навыков и взаимодействию в коллективе. Педагоги и родители могут использовать игровые технологии, такие как музыкальные игры, ритмические упражнения, музыкальные инструменты, для эффективного развития музыкальных способностей у детей.

Методическое пособие предлагает разнообразные игровые технологии и методики, которые помогут педагогам и родителям создать увлекательную и познавательную образовательную среду для развития музыкальных способностей у младших школьников. Пособие содержит практические рекомендации, игровые задания, упражнения и материалы, которые помогут детям улучшить свои музыкальные навыки и раскрыть свой творческий потенциал.

Использование игровых технологий в обучении музыке позволяет сделать процесс обучения более увлекательным, эффективным и результативным. Педагоги и родители, следуя рекомендациям методического пособия, смогут успешно развивать музыкальные способности у младших школьников и вдохновить их на дальнейшее творческое развитие в области музыки.

Музыка играет важную роль в психическом и эмоциональном развитии детей, оказывая положительное влияние на различные аспекты их жизни. Вот некоторые из основных пунктов, которые стоит учитывать:

1. Эмоциональное развитие;

2. Когнитивное развитие;

3. Социальное развитие.

В школьном возрасте дети находятся в периоде активного развития и формирования своих музыкальных способностей. Они начинают проявлять интерес к различным музыкальным жанрам и стилям, учатся анализировать и воспринимать музыку более осознанно.

Одной из основных особенностей восприятия музыки в школьном возрасте является формирование музыкального вкуса. Дети начинают предпочитать определенные жанры и исполнителей, проявляют интерес к концертам, музыкальным мероприятиям и музыкальным инструментам.

Дети в школьном возрасте также начинают осознанно осваивать музыкальные понятия, такие как ритм, мелодия, гармония, тембр и динамика. Они учатся различать различные звуки, определять музыкальные инструменты и выразительные средства.

Восприятие музыки в школьном возрасте способствует развитию музыкального слуха, творческого мышления, воображения и самовыражения у детей. Они начинают создавать собственные музыкальные композиции, участвовать в музыкальных коллективах и выступлениях, что способствует их общему развитию и самоутверждению [6].

Поэтому важно создавать условия для разностороннего восприятия музыки у детей школьного возраста, предоставлять им возможность познакомиться с различными жанрами и стилями музыки, посещать концерты и музыкальные мероприятия, заниматься музыкальным творчеством и играть на музыкальных инструментах. Таким образом, можно способствовать развитию музыкальных способностей и формированию культурного вкуса у детей в школьном возрасте.

Для развития у детей музыкальных способностей педагогам рекомендуется использовать следующие методические подходы:

1. Индивидуальный подход.

2. Разнообразие методов обучения.

3. Построение постепенного обучения.

4. Игровой подход.

5. Поощрение и поддержка.

6. Современные технологии.

7. Сотрудничество с родителями.

8. Постоянное самосовершенствование.

Каждый из этих методических подходов имеет свою важность и может способствовать полноценному развитию музыкальных способностей у младших школьников. Их сочетание и согласованное применение могут обеспечить эффективное и интересное обучение.

Основы музыкальной грамотности для младших школьников играют важную роль в развитии их музыкальных способностей. Вот несколько основных аспектов, которые стоит включить в программу по музыкальной грамотности для младших школьников:

1. Знакомство с музыкальными элементами;

2. Нотная грамота;

3. Изучение музыкальных жанров и стилей;

4. Пение и музицирование;

5. Аппробация и творчество.

Педагоги и родители имеют особенно важную роль в этом процессе. Педагоги могут создавать интересные и разнообразные уроки, использовать игровые методики обучения, поощрять усилия и успехи детей. Родители, в свою очередь, могут поддерживать и мотивировать детей к занятиям музыкой, создавать условия для практики дома и оказывать поддержку в обучении.

Помните, что каждый ребенок уникален и имеет свой темп и способности в обучении музыке. Важно подходить к обучению индивидуально, учитывая особенности каждого ребенка. С любовью, терпением и поддержкой можно помочь детям раскрыть свой музыкальный потенциал и достичь успеха в игре на музыкальных инструментах.

Обучение игре на музыкальных инструментах у младших школьников требует особого подхода и внимания. Важно помнить, что дети в этом возрасте имеют ограниченную концентрацию и способность к самодисциплине, поэтому методики обучения должны быть интересными, разнообразными и игровыми [10].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2021. – 288 с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2021. – 480 с.

3. Детская психология: учеб.пособие. / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Университетское издательство, 2020. – 399 с.

 4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет.садов / под ред. С.Л. Новоселовой. – Изд. 3-е, испр. – М.: Просвещение, 2021. – 190 с.

5. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2021 – 304 с.

6. Калинина, Л.Ю. Музыкальная одаренность ребенка: современный 65 взгляд на проблему. – // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 6. – № 3 (20). – С. 118-121.

7. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей : сб. «Проблемы индивидуальных различий». М. : АПН РСФСР, 2023.

8.  Углова, М.В. «Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста», 2020 г.

9.        Вазлеев, В. А. Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте / В. А. Вазлеев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (128). — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35584/ 

10. Алиев, Ю.Б. «Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением. Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата пед. Наук 2022 М.: 1965.https://search.rsl.ru/ru/record/01005939323


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации обобщен опыт работы в детском объединении "Сувенир"...

Приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Методические рекомендации)

Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли ар­тистизм или эстетическое наслаждение необходимым услови...

“Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

“Развитие  творческих  способностей  у  детей  младшего  школьного  возраста» обусловлена противоречием между ростом потребности общества в людях, имеющих прочные, г...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

В наше время проблема равития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическ...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ

9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами искусства во внеурочной деятельности

Творчество – сложный  процесс, связанный с интересами, с характером, способностями личности....

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность»

Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качеств...