Направляющая роль воспитателя в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста
статья

Виноградская Нина Леонидовна
Введение. Необходимость развития творческих начал у школьников младших классов.
Основная часть.
Педагогические методы и способы вовлечения детей в творческие процессы.
Коллективный и индивидуальный подход к работе в младшей школьной группе.
Особенности работы с детьми младшего школьного возраста.
Заключение. Значение и роль воспитателя в формировании устойчивых творческо-мыслительных навыков у учащихся 1-4 классов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravlyayushchaya_rol_vospitatelya_v_razvitii.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

                         Направляющая роль воспитателя в развитии

                                  творческих способностей у детей

                                    младшего школьного возраста.

                                              Реферат

           План:

  1. Введение. Необходимость развития творческих начал у школьников младших классов.
  2. Основная часть.
  1. Педагогические методы и способы вовлечения детей в творческие процессы.
  2. Коллективный и индивидуальный подход к работе в младшей школьной группе.
  3. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста.
  1. Заключение. Значение и роль воспитателя в формировании устойчивых творческо-мыслительных навыков у учащихся 1-4 классов.

                                        -------------------

   С каждым годом всеохватывающее глобальное индустриальное развитие становится более высокотехнологичным. Оно нарастает и предъявляет к современному человеку повышенные требования и стандарты для адаптации в современном мире. Постоянное и объективное дробление накапливающихся в мире знаний на специализированные профильные области заставляет человека постоянно совершенствовать свои умения. Но просто обладать прочными навыками для современного мира недостаточно.

   Чтобы быть востребованным, сегодняшний человек должен не только обладать ресурсами, опытом и информацией, но и уметь их правильно, быстро и точно применять. Однако техническая гонка оборачивается для него жёстким противостоянием с робототехникой и искуственным интеллектом.

    Новое поколение будет поставлено в ещё более сложные соревновательные условия. И чтобы наши дети, маленькие граждане России вошли в быстро изменяющийся мир умелыми и подготовлеными к преодолению возможных цивилизационных трудностей, необходимо заранее создать многосторонние условия для раннего раскрытия их талантов и способностей, так как в XXI веке единственным преимуществом человека перед машиной останется мечта и способность её воплощения в жизнь, выраженная в творчестве.

    Создать необходимую обстановку для побуждения у детей интереса к умной и полезной фантазийности, выявить, закрепить в навыках и развить детское творчество – основная задача воспитателя ГПД, работающего с учащимися 1-4 классов.

   Воспитателю необходимо сразу установить простой, добрый и понятный контакт, подружиться с подопечными, не переходя при этом личностных границ. Надо помнить, что воспитатель – не замена классному руководителю (администрирование) или учителю (школьные знания), не замена родителям (правила жизни в обществе), а полноценный сотрудник школы, имеющий свои задачи и функции (практическое знакомство с окружающим миром). Воспитатель ГПД является первым, основным и незаменимым проводником младших школьников в большой мир.

  На что опирается воспитатель в работе по выявлению у детей творческих начал?

  Помочь увлечь ребёнка творческой деятельностью могут визуальные, образные примеры - экскурсии в театр, на выставку, в музей, в зоопарк, на концерт, на игровое шоу или приглашение в школу людей творческих и иных профессий – от музыканта до полицейского. Увидев яркое самовыражение, игру или работу творческих людей, дети буквально заражаются творчеством. Такие моменты необходимо не упускать, закреплять и развивать. Школьник младших классов впечатлителен и восприимчив. Чем красочнее и понятнее будет подача разнообразных примеров природной и человеческой деятельности, тем быстрее удастся распознать интерес ребёнка к конкретному виду творчества: техническому (конструкторское, строительное, изобретательское и т.д.), художественному (музыкальное, изобразительное, театральное, дизайнерское, оформительское и т.д.), специализированному (кулинарное, кондитерское, аграрное и т.д.)  

   Чтобы выявить интерес к чему-либо, экскурсия или встреча должны стать не времяпрепровождением, а познавательным (пусть и в игровой форме) процессом, дающим школьникам начала личного анализа и систематизации увиденного и услышанного, т.е. не просто что-то, но и как и почему это происходит или взаимодействует. Обязательна обратная связь школьников и экскурсовода, вопросы и ответы на них.

   Интересным способом может стать творческое приключение – спланированный вместе с детьми небольшой поход в пределах школьного участка, до ближайшего парка или знакового объекта с заранее намеченным заданием – гербарий, рисование, игра, поиск необычного, задания на реакцию, на образность, на время.

   Понимание маленьким человеком сути определённого явления может дать сильный толчок к побуждению творческого потенциала. Увидев устройство работающего механизма (насос, часы), оптических приборов (телескоп, перископ), движение тепловых и химических явлений (варка, смешивание) и лишь попытавшись вникнуть в смысл происходящего, он уже начинает мысленно творить.

   Дать ребёнку возможность имитировать увиденное, воссоздав уже известное, но вложив личное понимание в сделанное собственными руками – одна из задач воспитателя.

   Необходимо правильно организовать детское время и место, посвящённое творческому проекту, заранее подготовить необходимый инструментарий и материалы. Возможно незаметно возглавить работу, представляющуюся ребёнку интересной, но сложной из-за отсутствия навыков, показать, помочь, подправить, посоветовать, но не выполнять всю работу за ученика или наоборот, включать административные возможности, заставляя и отбивая охоту творить.

   Сегодня отвлечь ребёнка от гаджетов очень сложно. Множество и доступность готовых игр и игрушек усыпляет неокрепшее мышление, мешает творческому развитию, обрубает полёт фантазии, сужает творческий потенциал и кругозор, т.к. это уже придумано и представлено как результат. Надо постараться отодвинуть ребёнка от готовых решений и пробудить в нём интерес к самостоятельному поиску и нахождению ответа.

   Нередко приходится напоминать родителям подопечных, что лучше приобрести материалы для творческого развития, чем новомодные игрушки.

   Любой творческий процесс должен быть правильно завершён. За выдумыванием (индивидуальная детская или совместная фантазия) необходима реализация (самостоятельная работа или с помощью взрослого) и обязательный итог (задача воспитателя) – показ проекта, демонстрация, школьная выставка с озвучиванием его главных создателей и участников. Хорошо выстреливает процесс процесса – запечатление самих детских усилий в ходе работы над творческим проектом – фотоальбом, видеосъёмка, рассказ с иллюстрациями о работе.

   Ребёнок (особенно не уверенный в себе) должен почувствовать нужность и востребованность своей работы для окружающих. Это основная мотивация, придающая ему силы на продолжение творческих поисков. Но даже уже заинтересованный и не нуждающийся в поддержке ребёнок будет рад поощрению, похвале или небольшому восхищению от его работы со стороны взрослого человека.

   Вызывает определённые сложности индивидуализация выбранного ребёнком творческого процесса. Условия ГПД не всегда позволяют организовать общее для всей группы, но одновременно интересное каждому мероприятие с элементами творчества. ГПД – не студия ИЗО или технический кружок, где дети уже разделены по интересам. Но воспитатель обязан постараться вовлечь в общее дело всех учащихся.

   На помощь может прийти детский принцип я как все.  А на возможное я не хочу (не могу, не умею) надо найти психологические контраргументы:

А что ты думаешь, если…

Какие у тебя предложения?

Посоветуй, как нам сделать лучше. 

Посмотри, на что это похоже?

Помоги, придумай как это применить?

   Сложные случаи требуют детального индивидуального подхода, возможно выяснение семейного климата и причины нестандартного поведения ребёнка.

   Приходится совмещать работу с неактивными детьми (зажатость, замкнутость, боязнь неуспеха, отсутствие или быстрая потеря интереса, лень, уставание) и работу с излишне активными (неусидчивость, отвлечение от предложенной темы, вмешательство в чужую часть проекта). У первых необходимо раскрепостить зажатость и снять стеснительность, втянуть в игровой форме в общение со сверстниками, других надо переключить на выполнение активных, динамичных заданий.

    Раннее выявление творческих наклонностей у особо одарённых, талантливых и способных детей - большое подспорье в деятельности воспитателя. Такие дети, чувствуя понимание со стороны педагога, становятся его лучшими неофициальными помощниками.

   Нельзя явственно делить детей на способных и неспособных. Иногда приходится доказывать, что одарённость – не главное и талант не обязателен от рождения. Есть труд, усидчивость, самодисциплина, желание что-то сделать лучше других, и прививание этих полезных качеств часто приводят к тому, что упорство и настойчивость оказываются ценнее талантливой лени.

   Не надо заострять внимание на возможной неудаче. Лучше на время остановиться, сделать перерыв.  Давай отдохнём и попробуем ещё раз.

   Надо стараться внушить младшим школьникам не бояться совершать ошибки в процессе обучения. На ошибках учатся. Тяжело в учении, легко в бою. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

   При этом необходимо постоянно побуждать учащихся к самостоятельному принятию решения. Сделай сам, придумай, создай.

   Коллективная работа над совместным проектом имеет одно большое преимущество. Она укрепляет чувство личной ответственности за общее дело, усиливает в ребёнке понимание необходимости довершить начатое и не подвести остальных.

   Можно периодически менять, обновлять или переорганизовывать рабочее место школьников. Можно на время увлечь детей параллельной темой, чтобы в дальнейшем с новыми накопленными идеями вернуться к предыдущей.

   От воспитателя во многом зависит здоровая обстановка в детском коллективе. Соревновательный дух заложен в природе человека. Но воспитатель не должен допустить возможных личностных конфликтов на почве зависти или непонимания. Привычкой должна стать поддержка отстающего не только воспитателем, но и всей творческой группой. Состязательность ни в коем случае не должна носить элементы конкурентности и агрессии. Собственные и привнесённые извне негативные черты характера школьника, неформатируемые семейные отношения надо по возможности подавлять во избежание срыва рабочей обстановки.

   Уборка рабочего места - необходимый закрепляющий элемент  воспитания. Допускаемый в процессе создания творческого проекта беспорядок должен быть обязательно ликвидирован по окончании работы. Здесь вполне можно применить и административный нажим как дополнительное приучение к содержанию рабочей зоны в порядке и чистоте. Такой своеобразный элемент научной организации труда будет очень полезен взрослеющему школьнику в будущем.

   Дети этого возраста очень восприимчивы и впечатлительны. Некоторые из них могут проецировать на воспитателя отношения в семье. Эмоциональностью и симпатией ребёнка пользоваться сверх меры нельзя. Дистанция между педагогом и воспитанником обязана присутствовать. Лучшая позиция по отношению к младшекласнику  - добрая, отзывчивая, справедливая, но строгая тётя, живущая в соседнем доме, готовая понять, посоветовать и помочь.

   Также нежелательно, чтобы школьники замечали негативные перемены в настроении педагога. Профессиональная усталость воспитателей среднего и среднего+ возраста, переработанность, непрофильная и отчётная загруженность, личные проблемы и возможная неприязнь к подопечному не должны отражаться на ровном рабочем отношении с детьми и коллегами.

    Сила воспитателя в отличие от родителей в том, что он не зациклен на одном ребёнке и ему как педагогу, имеющему навыки психолога, гораздо проще и объективнее понять творческое настроение ученика, его способности, наклонности и особенности. Он в состоянии заметить затухание интереса к одному виду творчества и появление нераскрытого детского потенциала в другом его виде и вовремя предупредить родителей от ошибок (погоня за призами, неправильный выбор детского развития, реализация личных амбиций через ребёнка и т.п.)

   Как дополнение, надо суметь оградить себя от излишне строгого отношения к учащимся, авторитет воспитателя не должен перерастать в авторитарность.

   Первые учителя и воспитатели, их имена, образы и школьная деятельность остаются в памяти на всю жизнь и не стираются с годами. Их ревниво и придирчиво сравнивают с новыми поколениями педагогов, к которым давно выросшие первокласники приводят своих детей.

    Незаметный труд работников школы становится явным не сразу. Их вклад - в становлении будущего общества. Дети, принятые воспитателем и  вовремя, умело и незаметно направленные в русло творческой деятельности, гораздо легче социализируются, находят точки взаимодействия в любом коллективе, открыты для общения, адаптируются в незнакомой обстановке, привыкают и  подчиняют её себе, мыслят более нестандартно и глубоко, что позволяет им быстрее оценить сложившуюся ситуацию и найти оптимальный вариант выхода из возможного конфликта или трудного положения, в полной мере реализуя свойство глубинной российской смекалки. У школьников с развитым творческим восприятием вырабатывается стабильный интерес к постоянному самообразованию и саморазвитию.

    Воспитание творческих способностей  влечёт более ясный и обдуманный выбор будущей профессиональной деятельности, что в дальнейшем помогает связать творчество с карьерным ростом, общественным признанием, успехом и креативностью (умением не только нестандартно мыслить и отклоняться от традиционных схем мышления, но и способностью монетизировать свои творческие возможности).    

    Главная цель школьных воспитателей ГПД – через помощь в раскрытии детских творческих потенциалов сделать завтрашнее Российское государство самым передовым, мощным и конкурентноспособным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации обобщен опыт работы в детском объединении "Сувенир"...

Приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Методические рекомендации)

Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли ар­тистизм или эстетическое наслаждение необходимым услови...

“Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

“Развитие  творческих  способностей  у  детей  младшего  школьного  возраста» обусловлена противоречием между ростом потребности общества в людях, имеющих прочные, г...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

В наше время проблема равития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическ...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ

9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Советы родителям как воспитать творческую личность, способную замечать, чувствовать, понимать и любить красоту....

«Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в ГПД»

Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня представляет собой совокупность различных видов деятельности....