Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"
статья на тему
В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска сегодня становится важнейшей задачей современного образования. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются детьми самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В данной статье самостоятельная исследовательская практика младших школьников рассматривается как важнейший фактор развития их творческих способностей. При этом знание дается не как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanyuta_g.v._statya1.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста
Г.В. Иванюта
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
А.Н.Колмогоров
Глобальные изменения, происходящие в последние годы практически во всех сферах жизни общества, обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени.
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска сегодня становится важнейшей задачей современного образования. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Известный специалист в области исследовательского обучения Дж. Брунер подчеркивал, что «умственная деятельность ученого, сделавшего эпохальное открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике» [3,26], этот факт подтверждают и исследования известных российских ученых, таких как А.В. Хуторской, Ю.И. Дик и др.
Исследование – это универсальный тип мыслительной деятельности, адекватно соответствующий социокультурным задачам образования. «Исследование – способ производства нового знания, характерный для науки как специализированная форма познавательной деятельности. В отличие от непосредственного восприятия, осознания, размышления и т.п., исследование предполагает явную фиксацию цели и средства познания, ориентируется методологическими формами воспроизводимости результатов, их доказательности и объективности». [5, 38]
Уже в начальной школе встречаются такие ученики, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов. Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что «на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию». [2,112]
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Мотивационной основой любой исследовательской деятельности младших школьников является их любознательность, познавательная активность, потребность в новых впечатлениях и знаниях. Факторами, запускающими исследовательскую мотивацию являются:
- новизна объекта или явления;
- его сложность;
- информационный конфликт (несоответствие или противоречие друг другу частей информации).
Продуктом исследовательской деятельности младшего школьника являются не столько знания, которые он приобретает, сколько «способы познавательной деятельности, которые воздействуют на интеллектуальное развитие его личности».[4, 46] Ведь сформировать у учащихся необходимые умения познавательной целенаправленной деятельности можно лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого ученика. Все сказанное означает, что «предметом познания в процессе обучения должна стать не только содержательная сторона знания, но также и структурная, и операционная». [6,15] И только тогда, когда усвоенная информация и способы деятельности становятся не только предметом познания, но и инструментом для самостоятельного приобретения нового знания, мы можем говорить о развивающем характере познавательной деятельности.
Под специальными исследовательскими знаниями следует понимать «специфические знания о проведении исследований и действии механизмов исследовательского поиска». [1, 18] В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение младшего школьника предполагает следующее:
- умение видеть проблему
- умение выдвигать гипотезу
- умение задавать вопросы
- умение давать определение понятиям
- умение классифицировать
- умение наблюдать
- умение проводить эксперимент
- умение делать выводы и умозаключения
- умение структурировать материал
- умение работать с текстом
- умение защищать и доказывать свои идеи.
Самостоятельная исследовательская практика младших школьников рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. При этом знание дается не как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим материалом. Учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, направляемого учителем.
Таким образом, из всего вышесказанного следует, что исследовательская деятельность младших школьников характеризуется их собственной познавательной потребностью, самоконтролем и представляет собой высшее проявление их самостоятельности.
Для организации учебно-исследовательской деятельности в нашей гимназии существует современное научно-техническое обеспечение, позволяющее знакомить учащихся с методами поиска научной информации, использования компьютерных технологий, возможностями мультимедийных программ, средой Интернет. В гимназии также было создано научное общество «Импульс», главная задача которого – дать гимназисту возможность развить свой интеллект и творческие способности через участие в научно-исследовательской работе.
Изучив методику организации исследовательской работы с младшими школьниками, группе учащихся второго класса было предложено заняться исследовательской деятельностью в рамках кружка «Младший школьник – юный исследователь». Для начала была сформирована небольшая группа учащихся из 15 человек. С детьми наметившейся группы во внеурочное время мы начали проводить занятия, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.
Программа учебно-исследовательской деятельности кружка «Младший школьник – юный исследователь» включает три относительно самостоятельных части:
1) «тренинг» (занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска);
2) «исследовательская практика» (направлена на проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов);
3) «мониторинг» (направлен на организацию мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защита исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Благодаря концентрической системе построения, один и тот же вид творческого мышления и исследовательской деятельности, одна и та же интеллектуальная операция отрабатывается на занятиях периодически, многократно. Причем содержание занятий постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами, за счет углубленной проработки каждого действия, каждой операции.
Для самостоятельных исследований школьникам понадобятся карточки с символическими изображениями методов исследования, карточки с темами исследований, специальная литература по теме (словари, справочники, энциклопедии), папки исследователя с кармашками из плотной бумаги с изображениями методов «исследования». Кроме того, каждый ребёнок должен получить неограниченное количество маленьких листочков для фиксации информации.
Начинается занятие с выбора тем. Карточки с их «изображениями» раскладываются на столе. Выбрав тему, каждый ученик получает папку исследователя. Задача – собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации; обобщить их и подготовить доклад по результатам исследования. Найденную информацию, учащийся фиксирует на небольших листочках, которые вкладывает в кармашки папки. Например, если сведения найдены в книге, то листок с записями по этому поводу кладётся в кармашек со значком «Книга». Собранные листочки, в последствие вынимаются из карманов папки. На их основании составляется краткое сообщение по итогам исследования.
Сообщение по результатам исследования целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения. Докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам.
Как показывает практика, учащиеся легко включаются в спор, задают вопросы, вносят свои поправки. Необходимо учить ребят говорить кратко и точно, рационально использовать время, отводимое на выступление. Данную технологию можно также использовать как на уроках по разным учебным дисциплинам, так и в ходе различных внеклассных мероприятий.
Исследовательская работа обучающихся в рамках кружка «Младший школьник – юный исследователь» является продолжением базового образования в начальной школе, а также способствует общему развитию младших школьников.
Наблюдения за учащимися показывают, что процент детей, у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение младших школьников и является одним из условий эффективного обучения.
Таким образом, исследовательская тактика младшего школьника – это не просто один из способов познания окружающего мира, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Арканова, В.Н. Организация учебно-исследовательской работы школьников как нетрадиционного метода преподавания. // Методика преподавания в школе. – 2008. - № 3
- Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М., 2009.
- Драшникова, Л.И. Об организации исследовательской деятельности одарённых школьников, М. – 2010.
- Одарённые дети. Система работы в школе – Волгоград, издательство «Учитель», 2007.
- Савенков, А.И. Маленький исследователь. - Ярославль: Академия развития, 2006.
- Тарасова,Л.А.Организация научной деятельности одарённых учащихся // Методика преподавания в школе. – 2007. - № 3
- Шумакова, Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста" О том на что родители должны больще обращать внимание....
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.
"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...
Выпускная квалификационная работа «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»
ВКР «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»...
«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность»
Статья о развитии творческих способностях детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС
Развитие у детей познавательных интересов, общеучебных умений, навыков и творческих способностей на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях...