Статья «Организация слушания музыки зарубежных композиторов как средство развития творческого воображения детей младшего школьного возраста с ОНР»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Метиль Екатерина Сергеевна

Статья посвящена поэтапному развитию творческого воображения детей младшего школьного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metil_e._s._.docx21.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Организация слушания музыки зарубежных композиторов как средство развития творческого воображения детей младшего школьного возраста с ОНР»

Автор: Метиль Е.С.

Учитель начальных классов

На современном этапе развития специальной педагогики и психологии накоплен значительный материал о влиянии коррекционной работы на развитие детей младшего школьного возраста. Воображение важно развивать, так как без него невозможна полноценная адаптация ребенка в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности данного процесса. Творческое воображение тесно связано со всеми проявлениями личности: с индивидуальными особенностями восприятия и мышления ребенка, со своеобразием его эмоций и чувств, с его интересами.

По мнению, Маклакова А. Г., - доктор психологических наук, старший научный сотрудник Российской военно-медицинской академии, профессор кафедры практической психологии Ленинградского государственного областного университета им. А. С. Пушкина,  воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, а для ребенка – процесс саморазвития.  Существуют различные виды воображения: сновидения (возникающие образы непредумышленные), воссоздающее воображение (восстановление представлений о предмете), творческое воображение (самостоятельное представление образов), мечту (главная особенность — теоретически мечта способна сбыться) и грезы.
Изучением творческого воображения занимались такие педагоги и психологи, как Петровский Артур Владимирович - советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности, считает, что «Творческое воображение - самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности». Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.
Глухов Вадим Петрович – научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова).  

Отмечал   1. отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню продуктивной деятельности. 2. Для детей с общим речевым недоразвитием характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость комбинаторных функций воображения и более низкий уровень пространственного оперирования образами. 3. Исследования указывают на необходимость особого внимания к развитию воображения детей с речевой патологией, учитывая важнейшую роль этого процесса в общем познавательном развитии ребенка. Это может быть осуществлено путем включения в программу воспитания и обучения детей с речевой патологией в детском саду специальных занятий, а в определенные виды занятий (ручной труд, рисование и т. д.) – заданий и упражнений, направленных на развитие воображения и творческой деятельности.

Одним из самых эффективных средств развития детей младшего школьного возраста c общим недоразвитием речи является организация слушания музыкальных произведений композиторов разных стран и эпох. Использование данного метода в работе с детьми не является общепризнанным и обыденным; особенно мало уделено внимания трудам известных сочинителей разнообразных композиций для детей – Французского композитора - Клода Дебюсси альбом "Детский  уголок"; Немецкого композитора, педагога и влиятельного музыкального критика - Роберта Шумана «Альбом для юношества»,  а также немецкого композитора и пианиста Людвиг ван Бетховена «Сурок», поскольку сочинения данных композиторов значительно отличаются по настроению и тематике от музыкальных трудов других авторов, они создают необходимую основу для комфортного и всестороннего развития детей с общим недоразвитием речи. Яркость и динамичность мелодики и ритмики позволяют с наибольшей эффективностью воздействовать на ребенка, с помощью чего педагог может успешнее развивать творческое воображение ребенка.

Школьники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность – слушание музыки, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно и творчески проявлять себя в этой сфере. Слушание музыки открывает возможность духовного становления и творческого самовыражения. При отборе музыкального репертуара предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку и их эмоционально-ценностного отношения к искусству; на раскрытие интонационной природы музыки, ее содержательного смысла; Музыка играет особую роль в развитии творческого воображения детей. Это связно с особой выразительностью музыкального языка, образностью музыкального повествования. Музыкальные образы нельзя потрогать, их невозможно увидеть, их можно только представить в своем воображении, услышав звуки музыки.  

Детям предлагается прослушать музыкальные произведения, в которых содержатся конкретные образы – например, Клод Дебюсси «Колыбельная», при прослушивании данной музыкальной композиции детям предлагается послушать стихотворение «У кроватки» Марины Цветаевой под композицию; составить рассказ о том, что они услышали, и что им рассказало музыкальное произведение; рассказать о своих чувствах в момент прослушивания. При прослушивании композиции «Снег танцует», детям предлагается представить себя снежинками, которые будут произвольно опускаться на землю, расслабиться и попробовать двигаться в такт музыке; выразить не только в движении, но и в изобразительной деятельности прослушанную композицию.

У Роберта Шумана в произведении  «Первая потеря», дети знакомятся со стихотворением С.Я. Маршака «Котятки потеряли перчатки»; каждый делится историей, которая возможно была с ними на заданную тему; проводится беседа и задаются наводящие вопросы, после этого дети стараются составить рассказ. «Бедная сиротка», знакомство с рассказом Владимира Короленка «Дети подземелья», где затрагиваются темы сострадания, сопереживания, благородства, тажке бедности, взросления и становления личности. «Смелый наездник» в процессе знакомства с произведением отвечают на вопросы, какие чувства, и какое настроение она передает, на занятиях обсуждается, что произведение названо именно так, потому что отлично слышен топот копыт, скачки. Разбирают композицию на части и рассказывают, что первой и третьей части слышится ловкая и бодрая музыка, а во второй тревожная, темная, наезднику приходится преодолевать опасности.  «Веселый крестьянин» 

Людвиг ван Бетховен «Сурок», в процессе слушания знакомство со стихотворением С. Спасского «По разным странам я бродил, и мой сурок со мною», детям показывается видеоряд, для лучшей активизации творческого воображения, далее выражают в продуктивных видах деятельности.

После слушания музыки предлагается нарисовать то, что они услышали, что им рассказала музыка в таких техниках рисования, как  кляксография, рисование ладошкой, точечные рисунки, ниткография, монотипия и так далее. Дети развивают поэтическую деятельность, через музыку можно увидеть мир в новом необычном ракурсе, когда ребенок становится на позицию творца-композитора, творца-поэта, творца- художника.

Важно правильно устроить музыкальный уголок для слушания музыки. Пространственно-образовательная среда должна включать в себя: ноутбук; колонки; аудионоситель; кассеты; диски с наклеенными картинками; портреты композиторов, книги музыковедческого содержания для детей и взрослых; иллюстрации к музыкальным произведениям; буклеты; альбомы; репродукции картин. Развивающая среда должна помогать ребенку, самостоятельно слушать произведения, лучше начинать их понимать. После организации уголка проводится беседа: «Что нового появилось у нас в классе?»

Активируется творческое воображение школьников с помощью специальных игр и упражнений, обогащаем их музыкальный опыт в ходе специально организованного процесса восприятия музыки.

После слушания с детьми музыкальных композиций задаются вопросы, касающиеся того, что они прослушали: «Как менялась музыка в ходе звучания?»,  «Захотелось ли тебе сделать что-то, прослушав композицию?», «Какие эмоции в тебе вызвала композиция?». Ребята могут выразить свои эмоции в произвольных танцах.

Занятие следует проводить во второй половине дня. Дети собираются около монитора и разговаривают вместе с воспитателем о композиторе, которого будут слушать. Подбираются стихотворения.  Музыкальное произведение слушается два раза. Они строятся следуя логике процесса музыкального восприятия и проводятся 2-3 раза в неделю в течение всего года.

Хочется обратить внимание на то, что если учитель решил развивать творческое воображение через организацию слушания музыки зарубежных композиторов, то надо подбирать яркие произведения, быть самому заинтересованным, постоянно обогащать предметно-образовательную среду, заниматься самообразованием. Всегда давать прослушать музыкальное произведение несколько раз, всегда включать в работу продуктивные виды деятельности – рисование в различных техниках, танцы.

В процессе развития творческого воображения, через слушание музыки зарубежных композиторов у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: обогащается словарный запас, Так, слушая музыкальные произведения, дети с помощью учителя дают разнообразные определения музыке, своим чувствам, тому, что они смогли услышать и увидеть, затем эти слова используются в рассказах составленных самостоятельно. Также даются правильные речевые образцы, происходит обогащение новыми знаниями и представлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.

"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....

Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...

«Сочинение сказок как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста»

Цель: Развивать творческие способности детей через сочинение сказок (слайд). Задачи: 1. Познакомить с приёмами творческого воображения. 2. Показать технологии. 3. Раскрыть приёмы сочинения сказок...

Технология ТРИЗ как средство развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в объединении «Умелые ручки»

Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям.Педагоги хорошо знают, что любой ребёнок может быть творческой л...

Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"

Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"...