Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста"
статья (4 класс) на тему

Макарова Елена Валерьевна

Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного и младшего  школьного возраста" знакомит коллег с приемами и методами развития речи.

Активные, интерактивные  методы обучения, работа со схемами "Фишбоун", составление кластеров, матрица, мнемотаблицы, карты Проппа и другие методы работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://oleandra.rusedu.net/gallery/5743/734013.jpg

http://misanec.ru/wp-content/uploads/2015/03/12353.jpg

Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

Задачи:

  • Раскрыть и осмыслить понятие УУД
  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
  • Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией

Форма проведения: педсовет - практикум

        Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:
- обедненный словарь;
- неверная конструкция предложений;
- неспособность связно и последовательно изложить события;
- дефекты произношения;
- сбивчивый темп речи. 
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
• Ухудшение состояния здоровья детей
• Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей 
• Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе 
• Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка 
• Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении). 

                   Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы. 
       В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. 
Компоненты общего речевого развития:

  • Связная речь

  • Фонетика, звукопроизношение

  • Лексика

  • Грамматика

  • Фонематические процессы: восприятие, анализ, синтез.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности дошкольников:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Организация познавательно-речевого развития

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец.  

2. Формирование представлений об окружающем мире. Дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями.  Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитие любознательности. Любознательность — качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка,   направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

Наглядные: наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

Практические: упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

Словесные:  рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

            Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. 

        В начальной школе познавательно-речевое развитие происходит через формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

·       формулирование проблемы;

·       самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают  социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

         Коммуникативные навыки, к  которым относится речь – одно из важнейших условий  достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся  с проблемами в учёбе, это даёт возможность получить дополнительную поддержку со стороны одноклассников и учителя, преодолеть страхи и неуверенность  в себе. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат  коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие. Развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

К инновационным методам развития  познавательных и коммуникативных УУД   относятся:

  1. Технология развития критического мышления
  2. Проблемное обучение
  3. Компьютерные  технологии
  4. Обучение в сотрудничестве
  5. Игровые технологии
  6. Интерактивные приемы
  7. Здоровьесберегающие технологии
  8. Активные методы обучения

   

I.Технология развития критического мышления

Критическое мышление  –  это  способность  ставить  новые  вопросы,  вырабатывать

разнообразные  аргументы,  принимать  независимые  продуманные решения.

Цель  технологии  –  обеспечить  развитие  критического  мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.

1.Кластер (гроздь)

Вариант. Дети дома заготавливают карточки, на уроке составляют кластер.

2.Матрица

Матрица сочинения на тему:

« Почему нужно помогать маме?»

Я считаю, что кому?.......... нужно что делать?....................... всегда.

Потому что мама – самый какой?......................... мне кто?..................... Она устаёт, много что делает? .......................... .Кому?............ нужно убрать где?........................, сделать покупки.

Например, чья? ……………мама – домохозяйка. Но в выходной день что делает вся семья?.................................................................................

Поэтому маму надо что делать? ………………………. Помогая ей, кто?......... сохраним её что?.............. и что?...................... .

Матрица сочинения на тему:

Киево – Печерская лавра

Я думаю, что Киево – Печерская лавра – один из самых каких?............................................... архитектурных памятников какой страны?................................................ .

Подтверждением этого служат какие?............................ лаврские сооружения. На каких?...................................... кручах что делают?................................................... могучие липы, плакучие что?......................................., тянутся куда?.................................. тополя с ажурными чем?................................... .

На уроке чтения мы ознакомились со статьёй о чём?....................................................................................................... лавре. В ней рассказывалось о какой?.................................................... ценности этого какого? (прилагательное)………………………………………… памятника.

Поэтому что?......................................................................считается чем? (числительное) …………………. из самых  каких?.................................. мест какой  ……….. страны?

«Фишбоун»

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.  

http://katti.ucoz.ru/_pu/57/72771529.jpg

Диаграмма Исикавы

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.   

Формы работы на уроке

  • Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
  • Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

II. Проблемное обучение

Проблемное обучение -  это организация учебных занятий, которая  предполагает создание под руководством учителя проблемных  ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по  их разрешению.

Результат проблемного обучения:

 творческое овладение знаниями, навыками, умениями;

 развитие мыслительных способностей.

Эта технология заложена в основе преподавания по УМК «Перспектива»

III.Интерактивные методы обучения

Интерактивные: от англ. («интер» - «взаимный», «акт» - «действие»). Дословный перевод данного понятия раскрывает интерактивные методы как методы,  позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучениепостроенное на взаимодействии всех обучающихсявключая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают самостоятельное обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем  обучающийся выступает в качестве субъекта учебного процесса. При реализации обучения  по данной форме педагог выступает только в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. (Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика)

Мозговой штурм, деловые, ролевые игры.

Методика «Попс-формула»

Использование методики «ПОПС - формула» позволяет помочь  аргументировать свою позицию в дискуссии.

Краткое выступление в соответствии с ПОПС - формулой состоит из четырех элементов:

П – позиция (в чем заключается точка зрения)

я считаю, что …

О – обоснование (довод в поддержку позиции)

… потому, что …

П – пример (факты, иллюстрирующие довод)

… например …

С – следствие (вывод)

… поэтому …

IV.Активные методы обучения

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.

1. «Ромашка»   1.Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и    отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

2.«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые  еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему. Совет анализируется группой-соседкой.

3.«Итоговый круг» - Учитель дает минуту.  Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

         Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от  учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

4.«Парный выход»  (русский язык)

Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: мел.

Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное  слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием

Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.

Примечание: Если к доске выходит ученик 3 группы, то он работает по опорам

(предметным картинкам, обозначающим словарные слова).

5.Мнемотаблица это схема, в которую заложена определенная информация

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания»

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать  строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость  рассказа.

6.Карты Проппа

Владимир  Яковлевич  Пропп  был известным  филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок. В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде схем (карт). При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит  ее  пересказ,  а  в  дальнейшем  будет  способствовать созданию собственной сказки.

7.Буриме (bout — конец; rimé — рифмованный)

стихотворение,написанное на заранее данные рифмы. В XVII веке своими буриме прославилась французская поэтесса mme Deshoulières.  Благодаря этому,буриме, по большей части,

 бывает экспромтом и обладает всеми его художественными особенностями

Предлагается  4 рифмующихся слова. Слова можно менять строками. Надо   придумать начало каждой строки, чтобы получилось четверостишие.

Задание для слушателей. Сочините стихотворение на заданные рифмы.

окно

эхом

давно

смехом

тень

день

весна

красна

урок

цветок

река

облака

Солнце встало уж давно,

Заглянуло к нам в окно.

Вася встретил его смехом,

Задрожали стёкла эхом.

V.Здоровьесберегающие технологии

В. А. Сухомлинский писал:
"Чем больше уверенности в движении детской руки,
  тем ярче речь ребенка,  чем больше мастерства в детской руке,  тем ребенок умнее".

Пальчиковые игры.

Пальчиковая гимнастика «Гроза»
Капли дождика упали, (слегка постучать двумя пальцами руки по столу)
Насекомых испугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются насекомые)
Дождик зашумел сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает, (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает. (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А затем из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!

«Кошки - мышки»
Кошка мышку цап - царап
(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки) 
Подержала,  подержала - отпустила
(кулаки одновременно разжимаются) 
Мышка побежала, побежала
(одновременно двигаются  по плоскости стола пальцы обеих рук) 
Хвостиком завиляла, завиляла
(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону) 
До свидания, мышка, до свидания! 
(одновременные  наклоны  кистей рук вперед и вниз) 

«Покажите пальцем»
Покажите пальцем
(дети сжимают правую руку в кулак) 
Зайца, 
(вытягивают средний и указательный пальцы) 
Книжку, 
(две раскрытые ладони складывают рядом) 
Мышку и 
(ладони прикладывают к макушке) 
Орех
(сжимают кулак) 
Указательному пальцу
Все известно лучше всех. 
(вытягиваем вверх указательный палец, сгибают и разгибают его) 
«
Грибы»
(массаж пальцев) 
Топ - топ - пять шагов, 
(идут на месте) 
В туесочке пять грибов. 
(переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого) 
Мухомор красный -
Гриб опасный. 
А второй - лисичка -
рыжая косичка. 
Третий гриб - волнушка, 
Розовое ушко. 
А четвертый гриб - сморчок, 
Бородатый старичок. 
Пятый гриб - белый, 
Ешь его смело. 

«Пироги»
Мы печем отличные
Пироги пшеничные. 
(«пекут» пироги - одна ладошка сверху, другая - снизу) 
Кто придет к нам покупать
Пироги отличные? 
(трут ладони друг о друга) 
Папа, мама, брат, сестра, 
Пес лохматый со двора. 
И другие все, кто может, 
(сжимают и разжимают пальцы) 
Пусть приходят с ними тоже. 
(при повторении массируют пальцы на другой руке) 

Игра «Ручеек» - интерактивный прием работы с классом на уроке. Проходя по ручейку, учащиеся высказываются на тему урока, например, назовите героев «Сказки  о царе Салтане…», комнатные растения, ПРИВЕДИТЕ свои примеры!

Рефлексия. 

Давайте поиграем в игру «Ручеек». Встаньте парами. Проходя по ручейку, назовите прием, технологию, которая вам  интересна  и  вы возьмете ее на заметку.

Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Развитие познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста, через игровые технологии»

Мастер-класс содержит игровые технологии, которые помогают в развитии познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста....

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО и НО".

Темы выступления на промблемном очно-заочном семинаре-практикуме: "Игровые приемы в познавательном  и эмоционально-волевом развитии детей младшего школьного возраста"....

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО о НО".

Темы выступления на проблемном очно-заочном семинаре-пректикуме: «Актуальные аспекты интегрирования при обучении младших школьников с нарушениями речевого развития». Создание комфортн...

Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ с помощью подвижных игр

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ...

"Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ"

В данной статье, представлены роль дидактической игры для развития внимания младших школьников с ОВЗ....