Мастер-класс: «Развитие познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста, через игровые технологии»
методическая разработка по логопедии

Чибисова Наталья Викторовна

Мастер-класс содержит игровые технологии, которые помогают в развитии познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Таловская СОШ

Мастер-класс:

«Развитие познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста, через игровые технологии»

   

                                                                                     Подготовила:

                                                                                 учитель-логопед

                                                                             Чибисова Н.В.

2019 год


Цель:  продемонстрировать опыт работы по использованию игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста;

Задачи: 

  •  Познакомить с игровыми технологиями, методами и приёмами, используемыми на логопедических занятиях.
  • Мотивировать педагогов, на использование в своей практике разнообразных игр и упражнений;
  • рефлексия участниками мастер – класса собственного педагогического опыта.

Логопед:  Добро пожаловать на МК.

Тема мастер-класса: «Развитие познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста, через игровые технологии».  

Цели: продемонстрировать опыт работы по использованию игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста.

Задачи: 

  •  познакомить с игровыми технологиями, методами и приёмами, используемыми на логопедических занятиях;
  • мотивировать педагогов, на использование в своей практике разнообразных игр и упражнений;
  • рефлексия участниками мастер – класса собственного педагогического опыта.

План проведения мастер-класса:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть -  квест-путешествие на авиалайнере  (проведение  игр и упражнений по развитию познавательной активности)

3. Рефлексия.

Логопед:  На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательно-речевой активности детей. Очень важно развить у ребёнка речь, мышление, внимание, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Проанализировав  и изучив разнообразные технологии и методы, я  пришла к выводу, что особенно эффективной в работе с детьми младшего школьного возраста является игровая технология, которая  включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических и дидактических игр. 

Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, и выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие.

Произнеся фразу «Давай поиграем!», вы, наверное, замечали, с каким искренним интересом реагирует на неё ребёнок. Дети с огромным удовольствием занимаются тем, что их по-настоящему захватывает, позволяет свободно выражать свои мысли, желания, фантазии. Игра - это единственный язык, который легко даётся детям. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!

И сейчас я  на практике покажу вам некоторые виды игр и упражнений, которые больше всего любят  дети  и, которые я чаще всего использую  в практике. А чтобы мастер-класс был интересным, я решила провести его в нетрадиционной форме, в виде квест-путешествия  на авиалайнере.

Перед началом мастер-класса вы все получили билеты. Посмотрите, что в них написано. У кого в билетах написано «Добро пожаловать на мастер-класс!», будут зрителями, а у кого  написано «Добро пожаловать на борт!» – будут участниками. Итак, участники, добро пожаловать на борт!  (Выходят учителя-участники и присаживаются за парты, выстроенные в виде самолёта).

Прошу не стесняться и принимать активное участие.

Сигнал: Уважаемые дамы и господа я  рада приветствовать вас на борту авиалайнера «Школьная жизнь», который вскоре совершит взлёт с аэродрома Таловской средней  школы.  Мы будем следовать по курсу Школьный континент – континент «Педагогических идей». За штурвалом самолёта пилоты высшего класса, а также во время полёта с вами будет борт-проводница -  Учитель-логопед - Наталья Викторовна.

На протяжении всего полёта вам будут предложены прохладительные напитки, увлекательная программа и  отличное настроение. Усаживайтесь поудобнее, мы взлетаем….Приятного полёта!!!

Звук самолёта.

Учитель-логопед: Доброе утро,  дорогие педагоги! Доброе весеннее утро. Во время полёта запрещается катапультироваться до приземления авиалайнера и отказываться  принимать активное участие.

Во время полёта разрешено активно участвовать в квесте и накапливать багаж знаний, умений и навыков.

Наш полёт будет проходить на высоте. Время полёта 45 минут. Во время полёта возможно попадание в зону турбулентности, встреча с грозовыми облаками и магнитные колебания. Просьба не обращать на это внимание  и  продолжать заряжаться педагогическими идеями и хорошим настроением на борту нашего авиалайнера.

Пять минут - полёт нормальный. Температура за бортом тёплая, солнечная, озарённая улыбками. И чтобы настроиться на сотрудничество, давайте с вами познакомимся. Сделаем мы это следующим образом. Встаём в круг, называем своё имя и  два качества, характеризующие Вас, как личность, на первую букву имени.

Учитель-логопед: Отлично. Наш лайнер летит стремительно вперед. С высоты  полёта мы можем разглядеть все уголки нашего необъятного, любимого школьного континента.

Наш авиалайнер пролетает над автономным округом «Игралия», и сейчас мы с вами окунёмся в водоворот игровых технологий.

Играем в вопросы.

Вопросы на развитие образного мышления, воображения.

- «На что похоже?», «Как выглядит?» (На что похоже это облако? Гора? Веревка? и т.п.)

Вопросы на выявление аналитического мышления.

- «В чем различие и в чем сходство коровы и крапивы, крокодила и камня? (Слова начинаются на букву К)

Учитель-логопед: Уважаемые пассажиры прошу вас с помощью ниточек изобразить букву (К) (учителя выполняют ниткографию. (К))

Самолёт летит вперед,  и мы продолжаем путешествовать дальше!

Сигнал. Внимание, внимание, внимание!!! Прямо по курсу остров. Самолёт вынужден совершить посадку. Просьба пассажиров пристегнуть ремни безопасности. Наши радары подсказывают нам, что остров обитаемый, загадочный. Остров «Загадаскар»

Учитель-логопед: Каждый из нас применял и применяет в своей практике  загадки.  Всем  нам известно,  что детям нравится отгадывать загадки.  Как  выяснилось,  наши ученики любят не только отгадывать загадки, но и  сами с удовольствием придумывают и загадывают  их.

Упражнение:  «Придумай загадки».

Придумай словесные загадки с описанием свойств и качеств  предмета или явления в форме описательного предложения, сказки, стихотворения.  Вот примеры загадок в виде описательного предложения.

Например: Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной лохматой гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

Постарайтесь и Вы  придумать по одной загадке, о любом предмете.

Учитель-логопед: А теперь попрошу вас, используя подручные материалы выложить звуковые схемы слов-отгадок, разделить слова на слоги, придумать  с  любой отгадкой предложение  и выложить схему предложения  (работа с прищепками, фасолью,  макаронными изделиями, пуговицами, лего, липучками).

Летим дальше.

Сигнал. Уважаемые пассажиры, наш авиалайнер продолжает следовать по курсу Школьная континент – континент «Педагогических идей», убедительная просьба посмотреть в иллюминаторы, наш самолет стремительно набирает высоту и прямо по курсу можно разглядеть страну «Мнемоляндию» 

Мнемотехника и наглядное моделирование.

Учитель-логопед: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Благодаря этому приёму, ребенок начинает представлять себе визуально такие абстрактные явления, как текст, слова и звуки. Это облегчает понимание процесса работы с этими языковыми элементами. Особое место занимает использование мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.

Мнемотаблицы используются при заучивании текстов, обучении пересказу, составлении описательного рассказа, знакомстве с сезонными явлениями и т.д.

Особенно эффективны они при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка.

Давайте проверим, как этот приём действует  на практике. Перед Вами карточки. Выберите любую. Опираясь на мнемотаблицы, постарайтесь узнать, какое стихотворение в  них зашифровано. Попробуйте воспроизвести его. Если затрудняетесь, можете взять другую  карточку. 

Даны стихотворения А. Барто в мнемотаблицах: «Зайка», «Мишка», «Мячик»,  «Самолёт», «Воробей»,  «Кораблик», «Лошадка»  и   Н. Саконской  «Где мой пальчик?»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0317/0001eb5e-050facf4/640/img7.jpg      https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0602/0006a939-5a539ab1/img2.jpg http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/9/30534_225a99ed843c8eb8d0d4b560d434216f.jpg.jpg

       http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/9/30534_61c3913913f03f04700ab08fca548f7d.jpg.jpg           https://womanadvice.ru/sites/default/files/34/mnemotehnika_v_uprazhneniyah18.jpg https://pandia.ru/text/81/291/images/img2_41.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1098/000cf55f-19e86ea9/hello_html_2faf9ac.png               https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0fad/0004f1ac-183e1d10/img16.jpg     https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/01aa/00040cd1-99836f8c/640/img7.jpg

Воробей (А. Барто)                                                                                                    

                                                                                                                                       

Воробей по лужице                                                                                    
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,                        
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!

Где мой пальчик? (Н. Саконская)                                              

Маша варежку надела.         

-Ой, куда я пальчик дела?        

Нету пальчика, пропал,        

В свой домишко не попал!        

Маша варежку сняла:

Поглядите-ка! Нашла!

Ищешь, ищешь и найдёшь!

Здравствуй, пальчик,

Как живёшь?

Самолёт. (А.Барто)

Самолёт построим сами,                                                                                                                                        

Понесёмся над лесами.

 Понесёмся над лесами.

 А потом вернёмся к маме.                                                                          

Кораблик (А. Барто)
Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
— Прокати, капитан!

Учитель-логопед: Уважаемые пассажиры, а сейчас наш самолёт приземлится на «Райском острове» (звучит красивая спокойная музыка)

Островок земного счастья
Или просто райский остров,
Здесь уходят все напасти,
Здесь всё так легко и просто!

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук, используя приём  «Су-Джок». Что такое су-джок? «Су»- это кисть, «джок»- это стопа. Су-Джок–терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.  На логопедических  занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи). Воздействуя на активные точки кистей рук, мы улучшаем  кровообращение, наши органы начинают лучше работать, развивается  мелкая моторика, следовательно и речь становится лучше.

Сейчас мы выполним массаж специальными массажными шариками. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Волшебный шарик.

Этот шарик непростой,              (любуемся шариком на левой      ладошке).

Он колючий, вот какой.             (накрываем правой ладонью).

Будем с шариком играть            (катаем шарик горизонтально).

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем                 (катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем.

Раз катаем, два катаем                 (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем                 (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,           (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.     (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В ручку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.           (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В ручку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.          (Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,

Заниматься мы начнём.

Учитель-логопед: Авиалайнер, вновь набирает высоту и  мы стремительно приближаемся к следующему пункту назначения - это небольшой французский городок «Синквейн».

Технология синквейна.

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.  Синквейн применяется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку». 
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово; 
2-я строка – два слова; 
3-я строка – три слова; 
4-я строка – четыре слова; 
5-я строка (основание «елочки») – одно слово. 

1 строчка - одно существительное;
2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Пример синквейна:

Кто? Слон

Какой? Большой, Сильный

Что делает? Стоит, Идёт, Брызгается

Предложение. Слон брызгает водой людей

Ассоциация. Животное

Учитель-логопед: Сейчас  каждый из Вас  вытащит   из «Чудесного мешочка» предмет, с закрытыми глазами.  На ощупь угадывает, что это и придумывает синквейн для этого слова. Педагоги работают по технике «Синквейн».

 

Учитель-логопед: Посмотрите в окно иллюминатора. Наш самолёт пролетает над вулканом «Речнир» 

Сегодня нам с вами повезло,  вулкан не спит, попробуем подлететь к нему поближе и полюбоваться этим редким явлением, когда из него извергается огромный поток речевых игр и упражнений.

Нетрадиционные речевые игры:

Учитель-логопед: В своей работе стараюсь найти интересные, нетрадиционные приёмы развития устной речи детей, так как не все дети хотят и умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать. Поэтому на занятиях я применяю следующие речевые игры.

Любую фразу  можно сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, используя синонимы и антонимы.   Так фразу «Муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

Сейчас Вам будут предложены строчки из известных  детских песен.  Вы постараетесь передать другими словами смысл данных строк.

Если  вы угадываете строчку, то звучит мелодия песни.

  1. Голубой вагон бежит, качается  (Транспорт цвета неба неуверенно двигается по рельсам)
  2. В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла. (Не в саду появилось деревце, не в саду она становилось больше).
  3. Антошка, Антошка пойдём копать картошку  (Мальчик, мальчик, идём рыть овощи).
  4. Солнечный круг, небо вокруг – это рисунок мальчишки  (Жёлтая круглая фигура, окруженная  голубой бездной – это творчество ребёнка).
  5. От улыбки хмурый день светлей (От  хорошего настроения пасмурный день  ярче).
  6. В траве сидел кузнечик. Совсем как огуречик  зелёненький он был (В зелени сидело насекомое похожее на салатовый овощ).
  7. Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам (Пусть мчатся неловко прохожие по воде).

Сигнал. Внимание зона турбулентности! Внимание зона турбулентности! Внимание зона турбулентности.

Мы вынуждены совершить экстренную посадку, в  небольшом городке «Disco Dance». Учителя выполняют музыкальную разминку «Самолёт»

Учитель-логопед: Авиалайнер, преодолел зону турбулентности и мы вновь набираем высоту. Самолёт летит вперёд, «Сказкоград»  теперь нас ждёт!

Сказкотерапия.

Задачи сказкотерапии:

  • Развитие слухового и зрительного внимания
  • Развитие наблюдательности и зрительной памяти
  • Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить
  • причинно-следственные связи)
  • Развитие фантазии и творческого воображения
  • Снятие эмоционального и физического напряжения
  • Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную
  • Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков.

Учитель-логопед:  В своей логопедической практике использую следующие формы работы  со сказкой:

  1. Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).
  2. Рассказывание сказок (придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу»  известной сказки).
  3. Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
  4. Изменение характера персонажей» (старая сказка на новый лад).
  5. Изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй.
  6. Куклотерапия .
  7. Рисование сказок (спонтанное рисование, раскрашивание, штриховка).

Учитель-логопед:  Давайте и мы с вами немножко поэкспериментируем,  и вы сочините свою сказку. Для этого нам снова  потребуется  «Чудесный  мешочек». Сейчас Вы  разделитесь  на группы по 4 человека. Участники каждой группы вытащат предмет из «Чудесного мешочка». Затем  каждая группа придумает сказку или  историю, используя эти предметы.

(Учителя вытягивают себе по одной игрушке, каждая группа сочиняет сказку и вживаются в образ).

Сигнал. Внимание! Внимание! Уважаемые пассажиры наше путешествие завершается, и через несколько минут авиалайнер приземлится в  международный аэропорт континента «Педагогических идей», убедительная просьба не оставлять в салоне самолёта личные вещи, а также не забывать приобретенный багаж знаний, умений и навыков. После посадки просим вас не покидать салон самолёта до полной остановки двигателей.  

Учитель-логопед:  Вот и закончилось наше путешествие, но не закончилось наше общение с вами, дорогие коллеги. И в завершении хочется подвести небольшой итог и получить обратную связь.

Рефлексия.

(Дискуссия по результатам совместной деятельности слушателей).

Выносится  архиватор (чемоданчик) и кружки трёх цветов.

Учитель-логопед:  Напишите, пожалуйста, на красных кружочках - 3 момента, которые больше всего запомнились и понравились, на желтых кружочках - 2 момента, которые вы могли бы применять в своей работе и на зеленом кружочке - 1 вопрос, который вы хотели бы задать, и положите эти кружочки в чемоданчик, который будет моим багажом, который я  унесу  с   мастер-класса.

А вы во время  путешествия приобрели свой багаж знаний. Чтобы эти знания остались в вашей памяти надолго, я  дарю Вам буклеты, в которых  коротко описан   маршрут нашего путешествия  с игровыми технологиями  (буклеты).

Учитель-логопед:  Уважаемые коллеги! Всем спасибо за внимание и участие в мастер-классе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»

Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения» (из опыта работы)

В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по  теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

Классный проект:" Снижение агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста через игровые технологии"

Дети младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессивных проявлений характеризуются тем, что усложненную ситуацию воспринимают как угрожающую, неадекватно реагируют на замечания, советы, просьбы...

Мастер-класс: «Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста»

Цель: раскрыть самооценку младших школьников ,используя в качестве обратной связи инструменты самооценки младших школьников, которые  апробированы  и  внедрены в практику  урочной ...

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста, через занятие бисероплетением»

В.А. Сухомлинский считал, что развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств,  творческого потенциала детей: «Источники творческих способностей и дарований детей – на ...