Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Данилова Ирина Капитоновна

 

 

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-классе с приемами составления и использования занимательных заданий на уроках математики.

 

Дидактическая цель: способствовать созданию игровой атмосферы на уроке, позволяющей учащимся успешно усваивать учебный материал.

Задачи:

закрепить вычислительные навыки в пределах 1000, умение анализировать задачи, решать их;

развитие познавательной активности учащихся;

совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;

воспитание активности, усидчивости прилежания, заинтересованности и пытливости в процессе учения.

 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».

 В.А. Сухомлинский

Формирование устных и письменных навыков – одна из основных задач начального курса математики. Особенности изучения письменных вычислений обусловлена тем, что у детей быстро развивается усталость при работе с числами. Это объясняется большим количеством операций как письменного сложения и вычитания, так и письменного умножения и деления. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Изложенные факты определили тему моей работы «Формирование прочных вычислительных навыков на уроках математики через игровую деятельность».

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективности организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разработали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В их трудах исследована и обоснована роль игры. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности от игровой к учебной. Игровая деятельность привлекательна для младших школьников и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового материала. Доказано, что возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большой степени от методики ее преподавания, от того насколько умело будет построена учебная работа. Поэтому с первого года обучения математике стараюсь провести уроки так, чтобы учебный материал был интересен ученику и заставлял его думать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Это особо важно в младшем возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Использование игр и игровых ситуаций развивает устойчивый познавательный интерес, помогает им усвоить любой учебный материал. Работая с детьми по программе Н.Б. Истоминой и используя технологии игровой деятельности, пришла к выводу, что мои ученики стали проявлять большой интерес к урокам математики. Заметила, что при проведении таких уроков дети стали чаще проявлять активность, находчивость, сообразительность, считаться с интересами других. Дети играют, а, играя непроизвольно, закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизировнного навыка математические знания.

При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задание, но при выполнении их все-таки играли. Считаю, что в игру задание превращает метод их проведения – эмоциональность, непринужденность, занимательность.

В игровую деятельность включаю:

 игры-путешествия;

дидактические игры;

деловые игры;

игровые ситуации;

логические игры;

занимательность (стихи, загадки, пословицы, поговорки).

 

При проведении игр применяю технологию групповой формы обучения, дифференцированного обучения, ведется работа в парах. В своей работе придерживаюсь принципов обучения: доступности, научности, наглядности, природосообразности.

1. Игры-путешествия.

Работая с детьми младшего школьного возраста, приходится много думать, искать, творить. В результате родились игры-путешествия: «В цирке», «В стране сказок», «В стране Мульти-Пульти» и т.д.

Остановимся подробно на игре «В лесной школе».

Учитель, обращаясь к классу, говорит:

– Директор школы Медведев Михаил Потапович приглашает нас в лесную школу. По нацпроекту «Образование» им выделили автобус. У каждого из вас на партах лежат билеты. Внимательно посмотрите на свои примеры и прочитайте их разными способами. Рассаживайтесь поудобнее. Как ведем себя в автобусе? Закрыли глаза… и так мы с вами оказались в лесной школе.

Использование таких игр позволяет детям отдохнуть от однообразной работы с числами, а также способствует привитию интереса к изучению математики.

В играх-путешествиях (продолжительность каждой игры не более 8-10 минут) ненавязчиво обогащается словарный запас слов, развивается речь, активизируется внимание детей, воспитываются нравственные качества.

2. Дидактические игры.

Их можно использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

Игру « Теремок» использую при закреплении таблицы умножения. На доске написаны выражения с пустыми окошечками. Дети на калькуляторах откладывают неизвестные компоненты.

18=9*

9* =27

* 4=36

 :9=5

81:  =9

На доске появляется теремок с закрытыми окошечками. Открываем окошки.

медвежонок

слон

попугай

тюлень

собачка

Дети радостно приветствуют жителей теремка.

Такие игры способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Таким образом, создаются условия для проявления самостоятельности, мыслительной активности, чувства удовлетворенности, успеха.

3. Деловые игры.

В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, возникает стремление к поиску новых идей, а это уже шаг к творчеству. Они могут и должны применяться при обучении школьников.

Игра «Строители». Ребята, теремок стал маленький, старенький. Нашим друзьям стало там тесно жить. Им нужен новый дом. Поможем построить? Вспомним, из чего состоит дом? Дети называют:

 фундамент;

стены;

крыша;

труба;

двери;

2 окошка.

На доске примеры. Дети записывают ответ и прикрепляют части модели дома.80+50=130                             90+70=160

500+40=540                      600+80=680

180-0=180                          190-0=190

900-70=830                       700-30=670

150-20=130                       160-40=120

600-300=300                     800-50=750

400+24=424                      400+42=442

Возле дома участок неровный. Уложим брусчатку из цифр и получим математическую дорожку. Каждая команда составляет свою дорожку. В каждой строке сумма двух соседних слагаемых должна равняться последующему числу.

1, 6, 7, 13, 20, 33, 53, 86.

2, 7, 9, 16, 25, 41, 66, 107.

Пес Томми загрустил. Ему поручили купить линолеум. Он забыл, как найти площадь. Помогите ему.

Длина пола прямоугольной формы 10метров, ширина 8 метров. Вычислите площадь.

10*8=80(м)

Ответ: 80 м площадь пола.

При подготовке к уроку, содержащему деловую игру, необходимо учитывать уровень знаний и возрастные особенности учащихся. Целенаправленное включение игры в тот или иной вид классной работы повышает интерес детей к этой деятельности, усиливает эффект процесса обучения.

4. Игровые ситуации.

Возможность и целесообразность использования игровых ситуаций на уроках математики в процессе изучения и закрепления нового материала различны в зависимости от целей урока. В большинстве случаев они применяются в качестве вспомогательного средства для активизации познавательно интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и в отличие от игр не требует дополнительного внимания для разучивания правил игры.

Пример: «Помоги другу».

Маленький медвежонок – большой сладкоежка. Он отправился в лес за медом, забрел в болото и заблудился. Если вы поможете ему, то узнаете его настоящее имя.

Арктос – так его назвали древние греки, отсюда и « Арктика» – Медвежья страна. А медведь – это прозвище, произошло от слов мед, ведать. Говорят, что зимой медведь «сосет лапу». Оказывается, не сосет, а лижет. Зимой на подошве отслаивается старая кожа, молодая нежная кожа зудит и мерзнет. Вот и мишка облизывает подошвы горячим языком, и причмокивает губами.

Для создания игровых ситуаций на уроках можно использовать исторические экскурсии, жизненные факты, занимательные задачи, отрывки из литературных произведений, в математике в содержании которых находятся научные факты с привычными жизненными представлениями учащихся, противоречие между необходимостью выполнить определенное и не возможностью осуществить его.

5. Логические игры.

Логические игры, в которых путем « цепочки несложных умозаключений»

можно предвидеть, предугадать необходимый результат, ответ. Игру «Куча мала» использую при решении примеров с переходом через разряд.

– Установи закономерность в расположении следующих чисел и определи, какие числа должны находиться в пустых клетках.

Такие игры можно применять при закреплении таблицы умножения. Если перевернуть, получится другая игра «Числовая пирамида».

Такие упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности.

6. Занимательность.

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. При решении задач использую элементы занимательности: загадки, пословицы, поговорки. Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, развивают воображение и память детей. Вот некоторые из них.

В коробке сидят пауки. У них всего 16 ног.

 – Сколько голов?

 – Сколько крыльев?

Сколько ног у жука?

 – У четырех жуков?

 – У шести жуков?

Раз к зайчонку на обед

 Прискакал дружок сосед.

 На пенек зайчата сели

 И по три морковки съели.

 Кто считать, ребята, ловок?

 Сколько съедено морковок?

Три кошки купили сапожки

 По паре на каждую кошку.

 Сколько у кошек ножек?

 И сколько у них сапожек?

Ученики лесной школы очень любят решать задачи и предлагают вам выполнить следующее задание.

Слон решил 10 примеров, а тюлень на 5 примеров больше.

Из каких частей состоит задача?

 Условие;

Вопрос;

 Решение;

 Ответ.

 

Поставьте к данному условию вопросы, на которые вы сможете ответить, выполнив арифметические действия.

 Сколько примеров решил тюлень?

 10+5=15(п) решил тюлень

 Сколько примеров решили друзья?

 (10+5)+10=25(п) решили вместе

На сколько больше примеров решил тюлень, чем слон?

 15-10=на 5(п) больше решил тюлень

На сколько меньше примеров решил слон?

 15-10=на 5(п) меньше решил слон

 

 

 В учебнике было 40 примеров. Слон решил 10 примеров, а тюлень на 5 примеров больше. Сколько примеров осталось решить друзьям?

 40-((10+5)+10)=15(п)

Ответ: 15 примеров осталось решить друзьям.

Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные, знающие. Любите животных.

Если вам урок понравился, покажите сигнальную карточку с изображением цветка, если нет карточку с кактусом.

Таким образом, основным в игре на уроках математике является обучение математике. Необходимые условия формирования вычислительных навыков, умение учителя организовать внимание детей. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении рабочего материала. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Систематическое использование игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющих на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому я создаю игровую атмосферу, ситуацию успеха, которая вызывает у ребенка желание трудиться. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-классе с приемами составления и использования занимательных заданий на уроках математики.

Дидактическая цель: способствовать созданию игровой атмосферы на уроке, позволяющей учащимся успешно усваивать учебный материал.

Задачи:

закрепить вычислительные навыки в пределах 1000, умение анализировать задачи, решать их;

развитие познавательной активности учащихся;

совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;

воспитание активности, усидчивости прилежания, заинтересованности и пытливости в процессе учения.

 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».

 В.А. Сухомлинский

Формирование устных и письменных навыков – одна из основных задач начального курса математики. Особенности изучения письменных вычислений обусловлена тем, что у детей быстро развивается усталость при работе с числами. Это объясняется большим количеством операций как письменного сложения и вычитания, так и письменного умножения и деления. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Изложенные факты определили тему моей работы «Формирование прочных вычислительных навыков на уроках математики через игровую деятельность».

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективности организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разработали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В их трудах исследована и обоснована роль игры. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности от игровой к учебной. Игровая деятельность привлекательна для младших школьников и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового материала. Доказано, что возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большой степени от методики ее преподавания, от того насколько умело будет построена учебная работа. Поэтому с первого года обучения математике стараюсь провести уроки так, чтобы учебный материал был интересен ученику и заставлял его думать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Это особо важно в младшем возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Использование игр и игровых ситуаций развивает устойчивый познавательный интерес, помогает им усвоить любой учебный материал. Работая с детьми по программе Н.Б. Истоминой и используя технологии игровой деятельности, пришла к выводу, что мои ученики стали проявлять большой интерес к урокам математики. Заметила, что при проведении таких уроков дети стали чаще проявлять активность, находчивость, сообразительность, считаться с интересами других. Дети играют, а, играя непроизвольно, закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизировнного навыка математические знания.

При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задание, но при выполнении их все-таки играли. Считаю, что в игру задание превращает метод их проведения – эмоциональность, непринужденность, занимательность.

В игровую деятельность включаю:

 игры-путешествия;

дидактические игры;

деловые игры;

игровые ситуации;

логические игры;

занимательность (стихи, загадки, пословицы, поговорки).

При проведении игр применяю технологию групповой формы обучения, дифференцированного обучения, ведется работа в парах. В своей работе придерживаюсь принципов обучения: доступности, научности, наглядности, природосообразности.

1. Игры-путешествия.

Работая с детьми младшего школьного возраста, приходится много думать, искать, творить. В результате родились игры-путешествия: «В цирке», «В стране сказок», «В стране Мульти-Пульти» и т.д.

Остановимся подробно на игре «В лесной школе».

Учитель, обращаясь к классу, говорит:

– Директор школы Медведев Михаил Потапович приглашает нас в лесную школу. По нацпроекту «Образование» им выделили автобус. У каждого из вас на партах лежат билеты. Внимательно посмотрите на свои примеры и прочитайте их разными способами. Рассаживайтесь поудобнее. Как ведем себя в автобусе? Закрыли глаза… и так мы с вами оказались в лесной школе.

Использование таких игр позволяет детям отдохнуть от однообразной работы с числами, а также способствует привитию интереса к изучению математики.

В играх-путешествиях (продолжительность каждой игры не более 8-10 минут) ненавязчиво обогащается словарный запас слов, развивается речь, активизируется внимание детей, воспитываются нравственные качества.

2. Дидактические игры.

Их можно использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

Игру « Теремок» использую при закреплении таблицы умножения. На доске написаны выражения с пустыми окошечками. Дети на калькуляторах откладывают неизвестные компоненты.

18=9*

9* =27

* 4=36

 :9=5

81:  =9

На доске появляется теремок с закрытыми окошечками. Открываем окошки.

медвежонок

слон

попугай

тюлень

собачка

Дети радостно приветствуют жителей теремка.

Такие игры способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Таким образом, создаются условия для проявления самостоятельности, мыслительной активности, чувства удовлетворенности, успеха.

3. Деловые игры.

В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, возникает стремление к поиску новых идей, а это уже шаг к творчеству. Они могут и должны применяться при обучении школьников.

Игра «Строители». Ребята, теремок стал маленький, старенький. Нашим друзьям стало там тесно жить. Им нужен новый дом. Поможем построить? Вспомним, из чего состоит дом? Дети называют:

 фундамент;

стены;

крыша;

труба;

двери;

2 окошка.

На доске примеры. Дети записывают ответ и прикрепляют части модели дома.80+50=130                          90+70=160

500+40=540                 600+80=680

180-0=180                 190-0=190

900-70=830                 700-30=670

150-20=130                 160-40=120

600-300=300                 800-50=750

400+24=424                 400+42=442

Возле дома участок неровный. Уложим брусчатку из цифр и получим математическую дорожку. Каждая команда составляет свою дорожку. В каждой строке сумма двух соседних слагаемых должна равняться последующему числу.

1, 6, 7, 13, 20, 33, 53, 86.

2, 7, 9, 16, 25, 41, 66, 107.

Пес Томми загрустил. Ему поручили купить линолеум. Он забыл, как найти площадь. Помогите ему.

Длина пола прямоугольной формы 10метров, ширина 8 метров. Вычислите площадь.

10*8=80(м)

Ответ: 80 м площадь пола.

При подготовке к уроку, содержащему деловую игру, необходимо учитывать уровень знаний и возрастные особенности учащихся. Целенаправленное включение игры в тот или иной вид классной работы повышает интерес детей к этой деятельности, усиливает эффект процесса обучения.

4. Игровые ситуации.

Возможность и целесообразность использования игровых ситуаций на уроках математики в процессе изучения и закрепления нового материала различны в зависимости от целей урока. В большинстве случаев они применяются в качестве вспомогательного средства для активизации познавательно интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и в отличие от игр не требует дополнительного внимания для разучивания правил игры.

Пример: «Помоги другу».

Маленький медвежонок – большой сладкоежка. Он отправился в лес за медом, забрел в болото и заблудился. Если вы поможете ему, то узнаете его настоящее имя.

Арктос – так его назвали древние греки, отсюда и « Арктика» – Медвежья страна. А медведь – это прозвище, произошло от слов мед, ведать. Говорят, что зимой медведь «сосет лапу». Оказывается, не сосет, а лижет. Зимой на подошве отслаивается старая кожа, молодая нежная кожа зудит и мерзнет. Вот и мишка облизывает подошвы горячим языком, и причмокивает губами.

Для создания игровых ситуаций на уроках можно использовать исторические экскурсии, жизненные факты, занимательные задачи, отрывки из литературных произведений, в математике в содержании которых находятся научные факты с привычными жизненными представлениями учащихся, противоречие между необходимостью выполнить определенное и не возможностью осуществить его.

5. Логические игры.

Логические игры, в которых путем « цепочки несложных умозаключений»

можно предвидеть, предугадать необходимый результат, ответ. Игру «Куча мала» использую при решении примеров с переходом через разряд.

– Установи закономерность в расположении следующих чисел и определи, какие числа должны находиться в пустых клетках.

Такие игры можно применять при закреплении таблицы умножения. Если перевернуть, получится другая игра «Числовая пирамида».

Такие упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности.

6. Занимательность.

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. При решении задач использую элементы занимательности: загадки, пословицы, поговорки. Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, развивают воображение и память детей. Вот некоторые из них.

В коробке сидят пауки. У них всего 16 ног.

 – Сколько голов?

 – Сколько крыльев?

Сколько ног у жука?

 – У четырех жуков?

 – У шести жуков?

Раз к зайчонку на обед

 Прискакал дружок сосед.

 На пенек зайчата сели

 И по три морковки съели.

 Кто считать, ребята, ловок?

 Сколько съедено морковок?

Три кошки купили сапожки

 По паре на каждую кошку.

 Сколько у кошек ножек?

 И сколько у них сапожек?

Ученики лесной школы очень любят решать задачи и предлагают вам выполнить следующее задание.

Слон решил 10 примеров, а тюлень на 5 примеров больше.

Из каких частей состоит задача?

 Условие;

Вопрос;

 Решение;

 Ответ.

Поставьте к данному условию вопросы, на которые вы сможете ответить, выполнив арифметические действия.

 Сколько примеров решил тюлень?

 10+5=15(п) решил тюлень

 Сколько примеров решили друзья?

 (10+5)+10=25(п) решили вместе

На сколько больше примеров решил тюлень, чем слон?

 15-10=на 5(п) больше решил тюлень

На сколько меньше примеров решил слон?

 15-10=на 5(п) меньше решил слон

 В учебнике было 40 примеров. Слон решил 10 примеров, а тюлень на 5 примеров больше. Сколько примеров осталось решить друзьям?

 40-((10+5)+10)=15(п)

Ответ: 15 примеров осталось решить друзьям.

Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные, знающие. Любите животных.

Если вам урок понравился, покажите сигнальную карточку с изображением цветка, если нет карточку с кактусом.

Таким образом, основным в игре на уроках математике является обучение математике. Необходимые условия формирования вычислительных навыков, умение учителя организовать внимание детей. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении рабочего материала. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Систематическое использование игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющих на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому я создаю игровую атмосферу, ситуацию успеха, которая вызывает у ребенка желание трудиться.



Предварительный просмотр:

Доклад  «Здоровьесберегающие технологии на уроках»

Ребенок значительную часть времени проводит в школе, которая призвана растить здоровое поколение. Необходимо делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить физическое развитие и психическое здоровье учащихся. Я осознала, что существуют противоречия между необходимостью плодотворно обучать детей, с одной стороны, и желанием по мере сил сохранить их здоровье. Ведь здоровье – высшая человеческая ценность, как для общества, так и для индивида. Известно, что состояние здоровья ребенка – важное условие успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной и профессиональной подготовке, а также решающий показатель качества трудовых ресурсов и воспроизводства населения нашей страны в ближайшие годы.

 За последние десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально-гигиенических и биологических факторов. Анализ структуры заболеваемости школьников по классам болезней, выявил следующее. Первое место среди них занимают болезни органов дыхания – 76,6%. Этот уровень преимущественно формируется за счет острых респираторных вирусных заболеваний, гриппа, ангины, бронхита. Последующие места в структуре заболеваемости учащихся младшего школьного возраста занимают нервно-психические дисфункции (37,7%), нарушения осанки (30%), т.е. так называемые школьные формы патологии, возникающие под влиянием факторов школьной среды.

 Это еще раз доказывает, что охрана здоровья школьников требует от работников образовательных учреждений, поиска нетрадиционных путей решения этой актуальной проблемы. Так у меня зародилась идея, которую я условно назвала «не навреди». Я поняла, что необходимо организовать такую учебную деятельность, которая бы помогла ученику сохранить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда в урок включены здоровьесберегающие технологии.

 Изучив опыт работы других педагогов, я включила в свою практику следующее.

 Организация обучения в режиме «динамических поз». Предполагается использование настольных конторок с меняющейся высотой рабочей поверхности. Этот прием необходим для сохранения правильной осанки у детей. Следует отметить, что в данном случае действенным фактором является не продолжительность стояния, а сам факт смены рабочей позы.

 Организация обучения в условиях расширения зрительно-пространственной активности. Она направлена на сохранение остроты зрения у детей.

 Предполагается использование разнообразных приемов. Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»). При этом каждый ученик во время классных занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 1 см. Для этого используется стандартная разрезная касса букв и слогов. В начале учебного года я при помощи медицинского работника проверила зрение учащихся и, исходя из полученных данных, определила рабочее место каждого ребенка в классе.

 Еще одной особенностью проведения учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов» является размер предъявляемого материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным и цифровым материалом, геометрическими фигурами и т.д.). Самые мелкие детали не должны быть менее 1 см. Размер самых крупных изображений не должен превышать 3-5 см. Картинки должны иметь высокое полиграфическое качество. При соблюдении указанных условий, предъявляемые учителем изображения, видны ученикам на пределе зрительного различения. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Общая продолжительность таких пауз в течение учебного часа должна составлять по объему не менее ¼.

 Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близких дистанциях (работа с учебником, письмо).

 Следует отметить, что подобные упражнения не должны являться просто средством для тренировки глазных мышц, а должны решать общеобразовательные, развивающие задачи, т.е. служить средством для получения новых знаний и развития ряда психических функций: зрительной памяти, внимания, наглядно-образного мышления, пространственных представлений и пр.

 Следующий прием расширения зрительно-пространственной активности – работа с расположенными на стенах кабинета карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см.). По моей просьбе дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения и т.д.

 Еще один из вариантов расширения зрительно-пространственной активности – использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По моей просьбе дети начинают «пробегать» глазами по заданному направлению (обязательно стоя). При этом каждому упражнению придаю игровой характер.

 Еще один вариант- тренажер Базарного.

 Кроме того, использую упражнения для глаз и во время динамической паузы. Для этого изготовлены карточки, на которых схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.

 Любая технология, разработка должны применяться в коллективе с эмоциональным благополучием. Это мое непоколебимое убеждение. Я считаю, что учитель обязан обеспечить на уроке благоприятный эмоциональный фон. Сюда относятся и доверительный стиль общения педагога и ученика, и обучение в состоянии успешности, мотивационной включенности, и создание ситуаций со свободной дискуссией по заданной теме, и смена ролей, где ученик может выступать в роли учителя.

 Хочется рассказать о моей работе по профилактике простудных заболеваний. В первую очередь это, конечно же, закаливание и прогулки на свежем воздухе. Мы с ребятами ежедневно проводили подвижные игры на свежем воздухе. Начиная с осени, я привлекла внимание детей к одежде: ведь она должна соответствовать сезону и не мешать выполнению активных движений во время игры. Поэтому дети приносили с собой зимой курточки и играли в них.  Таким образом, включая в уроки описанные технологии, мне удалось добиться следующих результатов. Уменьшилось количество пропусков по болезни. В классе обучался мальчик с диагнозом «бронхиальная астма». Сравнивая состояние ребенка с 1 классом, можно отметить, что количество и продолжительность пропусков заметно снизились. К сожалению, встречаются случаи нарушения осанки. Но в этом направлении необходимо работать дополнительно с родителями. Т.к. большое значение имеет домашняя обстановка (место, где ребенок выполняет домашнее задание, его освещенность, количество времени, проводимого за компьютером и у телевизора, и др.)

Были даны рекомендации отдельным родителям по поводу здоровья их ребенка. Так мной были подобраны упражнения для детей с ослабленным зрением и рекомендованы родителям; выпущена молния для родителей с предостережениями о вредных привычках (курение, алкоголизм) и проведена доверительная беседа с детьми. Я считаю, что эта работа была проведена мной не напрасно.

 1 сентября мне доверили родители самое дорогое, что есть в их жизни: своих детей.

 Я искренне надеюсь, что все перечисленные выше здоровьесберегающие технологии помогут сохранить здоровье доверенных мне детей. Мне часто вспоминается заповедь врача: «Не навреди». Думаю, она не в меньшей мере относится и к нам, педагогам.



Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете (2009-2010 уч.год)

     Здоровьесберегающие технологии в  ГПД

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма.

Проблема воспитания здорового школьника - проблема комплексная и наша задача выделить из неё конкретные вопросы, решение которых посильно учителю. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе - плохое состояние здоровья, какое - нибудь  недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное…»

Режим одно из важнейших условий успешной учёбы хорошего здоровья.

Режимом называют установленный распорядок жизни: работы, питания, отдыха, сна.

Особенности деятельности органов пищеварения таковы, что их максимальная активность между 12 и  14 часами дня. Следовательно, в этот период съеденная пища лучше усваивается  организмом и не откладывается  в виде жиро вой ткани; и в эти часы должен быть обед – максимальный суточный объём пищи. К определённому часу, когда происходит приём пищи, выделяются пищеварительные соки, организм готов к еде, ребёнок хочет есть. Усвоение питательных веществ в данном случае максимальное, что так важно для растущего организма. Срыва в режиме питания  детей, несоблюдение часов обеда и полдника не благоприятно могут отразиться на аппетите. Систематическое нарушение режима питания может привести к различным желудочным заболеваниям.

За столом во время  еды недопустимы разговоры, смех. Если дети разговаривают, вертятся, отвлекаются, то это  удлиняет  время обеда и тем самым сокращает время  отдыха и прогулок. Большое значение для сохранения здоровья имеет привитие культурно-гигиенических навыков.

Питание детей в ГПД двухразовое. Длительные перерывы в приёме пищи отрицательно влияют на функциональное состояние центральной нервной системы и всего организма.

Готовность организма к определенному времени и является общей важной физиологической основой режима дня.

Если ребенок ежедневно в одно и то же время бывает на свежем воздухе, делает домашнюю работу, обедает, выполняет физические упражнения, то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Время начала выполнения домашних заданий должно быть постоянным.

У школьника во время занятия должны быть две точки опоры помимо сидения: спинка стула и пол. Помимо рабочего места, соответствующего росту школьника, нужно предусмотреть достаточное и правильное освещение.

Продолжительность выполнения домашних заданий в пределах рекомендуемых нормативов: 1 классе - до 1 часа, во 2 классе – до 1,5 часов, в 3 классе - до двух часов. Эти нормы рассчитаны на сосредоточенное, целеустремленное занятие.   Необходим четкий ритм занятий. Для первоклассника  после 25 минут занятия - перерыв на 2-10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна и специальная гимнастика для глаз.

Во 2 классе продолжительность занятия без перерыва может быть увеличена до 35-40 минут, а в 3 классе-до 45 минут.

 С какого предмета следует начинать приготовление уроков? Большинство считают, что начинать нужно с предмета средней трудности, затем, когда организм вработается, приступить к наиболее трудному  и, наконец, когда наступает утомление, завершить занятие лёгким предметом. Но в этом правиле есть и исключения. Так в 1 классе рекомендуется начинать с письма. Полезно для вхождения в работу одну или даже 2 строки написать сначала на черновик. Так же как и на уроках, воспитатель следит за осанкой учащихся. В группе продлённого дня домашние задания выполняются не сразу за обычными уроками, удлинить учебный день совершенно недопустимо, т.к .это вызывает утомление и снижение работоспособности. Поэтому после уроков проводится прогулка на свежем воздухе. Это способствует укреплению их здоровья, повышает сопротивляемость их организма к простудным заболеваниям, улучшает  деятельность сердечно–сосудистой и  дыхательной систем, стимулирует обмен веществ и пр. Движение, бег, игра благоприятно влияют на рост и развитие детей, способствуют совершенствованию дыхательных навыков и умений.



Предварительный просмотр:

   Выступление на родительском собрании (2011-2012 учебный год)

   Мир наших увлечений

Маленькой принцессе из сказки "Спящая красавица" феи открыто предоставили свои дары. Сказали, например, "будешь петь, как соловей". И танцевать. Так решился вопрос с принцессиными увлечениями. В нашей жизни феи действуют скрытно и незаметно. Никто не обещает младенцу: будешь, мол, писателем. И потому выбор хобби у ребенка происходит "методом проб и ошибок".

Играть на скрипке или препарировать головастиков?

Иметь увлечение в любом случае полезно. По мнению ученых, чувство свободы, которое рождается из деятельности ради удовольствия от самой деятельности, а не ради каких-то внешних причин, повышает самооценку. Хобби и увлечения учат детей быть ответственными, самостоятельными, бережно относиться к чужому труду.

Увлечения, которые близки по сути основной деятельности (психологи называют их "предпринимательскими") несут тренинговый эффект. Например, шахматы развивают память и учат просчитывать будущее.

Многие специалисты считают, что для гармоничного развития личности более полезны увлечения, не имеющие никакого отношения к основной деятельности. Такие хобби позволяют задействовать те способности, которые не используются в школе. Заодно ребенок становится более инновационным, эффективным и в учебе.

Иногда детское хобби перерастает в увлечение всей жизни, помогает найти призвание и профессию. Но и не доведенный до совершенства опыт все равно пригодится: попробовав несколько направлений, легче понять, к чему же тянет больше. А когда ребенок определился, его легче мотивировать. Например, он хочет стать инженером-конструктором. Значит, легче обратить внимание на серьезное изучение математики.

Некоторые психологи рекомендуют выбирать хобби, которые помогают компенсировать слабости. Например, деткам, которые с трудом доводят что-либо до конца, будет полезно дело, требующее усидчивости и терпения — плетение, вышивка, вязание, поделки из глины или природных материалов.

Другие уверены, что при выборе хобби надо учитывать индивидуальные особенности малыша, характер, темперамент. Например, холерикам нужны спортивные секции, меланхоликам — творческие занятия, флегматикам — познавательные, научно-популярные кружки. А вот сангвиникам важно попробовать все-все!

Что влияет на выбор хобби?

  1. Интересы родителей. Увлечения детей во многом зависят от того, чем заняты взрослые. Малыш из семьи художников, растущий среди мольбертов, с высокой степенью вероятности увлечется рисованием. Часто дети разделяют и родительские хобби: например, с удовольствием ловят рыбу вместе с папой. Чтобы вырастить единомышленника, чаще обсуждайте с ребенком свои увлечения, ищите о нем всякие интересности, подробно отвечайте на любые детские вопросы. Если ребенок оказался компетентнее вас, найдите в себе силы признать его первенство. Если же он в чем-то ошибся, не ругайте: ведь общее увлечение должно приносить удовольствие.
  2. Генетическая предрасположенность. Она объясняет, откуда появляется музыкально одаренный ребенок в рабочей семье или "технарь" в писательской. В определенный момент гены далеких предков "просыпаются", ребенок тянется к какому-то определенному делу и увлекается им так, что "за уши не оттянешь". Дело становится его страстью. А функция родителей — не удивляться и не препятствовать, пусть даже "странное" занятие в вашей собственной душе никакого отклика не вызывает. И папе-ученому, например, кажется, что "не дело" махать ногами на сцене. Стоит прислушиваться к своему ребенку и ориентироваться на задатки и способности, которые в нем появляются.
  3. Родительские советы и указания. Конечно, есть дети, которых от их хобби приходится отвлекать, дабы не нанести вреда их здоровью. Во всех остальных случаях родителям полезно проявлять настойчивость, пытаться вместе с ребенком находить какие-то позитивные стороны в любом виде деятельности, которым он будет заниматься, постоянно подбадривать и стимулировать мотивацию. Иначе при малейших проблемах необходимости трудиться и напрягаться детка от увлечения откажется.
    Чтобы поддержать интерес, постоянно поощряйте и хвалите ребенка. Например, можно выделить специальную полочку для его поделок или наград, "доску почета" для фотографий.
    Если ребенок наотрез отказывается от какого-то малознакомого ему занятия (но полезного с вашей точки зрения), предложите "пробный урок". Например, вы хотите улучшить его координацию. Приведете ребенка в студию бальных танцев, посмотрите вместе с ним, как проходит занятие, а потом предложите попробовать заниматься. Если ему совсем это не интересно, он категорически откажется осваивать бальные танцы. Что ж, значит, "не его". Но, чтобы понять, надо попробовать.
  4. Нереализованные желания пап и мам. Советы надо раздавать осторожно. Мы все осознанно или неосознанно хотим, чтобы ребенок был похож на нас самих, но не "настоящих", а таких, какими мы мечтали стать. Частенько родители делают все, чтобы в сыне или дочери воплотились их мечты стать хоккеистом или балериной, для чего настойчиво пытаются пробудить у ребенка желание заниматься каким-либо видом деятельности на свое усмотрение. Тут надо понимать, что не всегда мечты детей и родителей совпадают, а. посещение секции или кружка только по настоянию взрослых не всегда дает положительные результаты.
    Например, психологи обнаружили, что основным фактором, определяющим степень развития у детей увлечения музыкой, оказалось предоставление родителями свободы в составлении собственного расписания занятий. Родители, желающие пробудить в своих детях страсть к музыке, спорту или другим увлечениям, должны следовать одному простому правилу: не оказывайте на чадо давление! У ребенка должно быть ощущение того, что он действует, основываясь на своих ценностях и желаниях.

Подумайте, что в собственной мечте может привлечь ребенка. Предположим, вы заядлый шахматист, мечтающий заразить дочь шахматами, но она, к вашему сожалению, равнодушно смотрит на клетчатую доску и целыми днями рисует принцев и принцесс. Предложите ей раскрасить шахматные фигуры, а заодно познакомьте ее с тем, как какая фигура ходит. Ничего не получается? Не давите. Возможно, все еще впереди.

7 проблем — одно решение: уважение к выбору ребенка

Понятно, что любимое времяпрепровождение ребенка часто не совпадает с родительским и даже с представлениями пап и мам о том, каким оно должно быть. Что же делать, если...

Проблема 1. Ничем не интересуется

Решение. Расширяем кругозор. Помогут музеи, экскурсии, театры, книги, журналы. Можно побывать в мастерской художника, в автомастерской или на реставрационных работах в музее. Полезны встречи с интересными людьми: если есть возможность, познакомьте сына или дочь с профессионалами — наверняка среди друзей найдутся художник, скульптор, архитектор, врач или ученый. Пусть ребенок поймет, насколько велик мир увлечений и подберет себе занятие по душе.

Или же сами заинтересуйтесь каким-либо занятием, доселе чаду неизвестным: оригами, сборкой моделей, танцами, пением, конным спортом. На праздники и просто так выбирайте для ребенка подарки, которые могут стать основой будущего увлечения, — то, что стимулирует воображение, фантазию или же желание освоить новые навыки (различные инструменты, наборы для ручной работы, фотоаппарат или микроскоп). Чем ярче и разнообразнее жизнь, тем больше вероятности, что ребенок найдет свое увлечение.

Проблема 2. Так увлечен, что забывает об учебе

Решение. Не исключено, что такое сильное увлечение станет основой для выбора будущей профессии. Убедите ребенка, что школьные знания помогут ему стать настоящим профессионалом. Например, будущему модельеру нужно создавать выкройки — для этого надо хорошо владеть основами геометрии и навыками черчения, знать историю и этнографию.

Хорошо, когда у ребенка перед глазами есть пример широкого круга интересов родителей. Имея богатый выбор различных времяпрепровождений, легче определиться. В ином случае значимость одного конкретного увлечения сильно вырастает.

Проблема 3. Меняем как перчатки

Решение. Смириться с такой чехардой интересов. Конечно, для взрослых хлопотно, когда хобби и увлечения детей меняются очень часто. Но ведь дети с рано выраженным увлечением встречаются довольно-таки редко. "Среднестатические" ребята находятся в постоянном поиске. Давление и упреки в легкомыслии не сделают ребенка более серьезным и целеустремленным. В конце концов, главное — чтобы увлечения делали его сегодняшнюю и будущую жизнь интереснее и богаче. Дайте возможность перепробовать все хобби и увлечения, к которым он стремится.

И на всякий случай уточните, что именно не устраивает ребенка в "брошенном" увлечении. Причины могут быть самыми разными, например, не сложились отношения с руководителем. Возможно, ситуацию можно поправить.

Проблема 4. Весь мир сводится к компьютеру

Решение. Компьютерные игры тоже могут быть хобби: главное, чтобы это не превратилось в манию. Владение компьютером может стать основой и для других хобби — например, увлечения фотографией, дизайнерским искусством, программированием. Одновременно хорошо бы придумать какое-то дело, связанное с движением, и условиться уделять ему заданное количество минут в день. Не обязательно при этом отдавать ребенка в "серьезный" спорт — достаточно просто физкультурного занятия для общего развития: даже "тюфяки" с удовольствием играют в футбол вместе с папой или плещутся в бассейне.

Проблема 5. Хобби не соответствует полу

Решение. Многие родители опасаются "немужских" увлечений своих сыновей: их настораживают такие хобби мальчиков, как цветоводство, вышивка или вязание. Или, напротив, семья выступает против дочкиных занятий картингом или карате. Оснований для волнений нет: половая ориентация никак от хобби не зависит, а гендерные роли постоянно меняются. Будет полезно познакомить ребенка и с иными, более "потходящими" ему увлечениями. Чем больше вы создаете познавательных моментов, тем более велика вероятность, что в какой-то из них ребенок обнаружит свой интерес в данной области. Главное — не запрещать и не подшучивать. Помочь советом вовсе не означает навязать собственные представления о жизни. Позвольте ребенку быть самим собой: "Да, вот, я такой человек, каким я являюсь, я бы хотел шить мягкие игрушки, а не играть в хоккей. И это мой выбор".

Проблема 6. Одержим коллекционированием

Решение. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью, со склонностью к накоплению материальных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих камней) и даже с желанием следовать подростковой моде (собирание кукол Винкс, наклеек) и т.д. В любом случае благодаря коллекционированию чадо воспитывает в себе такие качества, как аккуратность, ответственность, целеустремленность, упорство, коммуникабельность. Коллекционирование вырабатывает также умение делать выбор. Отмечено, что многие великие люди имели свои пристрастия к собирательству.

Когда вы признали за ребенком право собирать то, что ему нравится, покажите ему картинки и фото с изображениями того, как хранятся схожие коллекции, как его собратья по увлечению проводят сборы и выставки. Вместе продумайте собственные способы хранения и демонстрации коллекции. Можно постараться рационально организовать место в его шкафу или на полках в детской так, чтобы коллекция была и видна, и доступна.

Проблема 7. Тащит в дом животных без разбору

Решение. Общение с "братьями нашими меньшими" учит ребенка ответственности и заботе. Если ребенок интересуется животными гораздо больше, чем прочие члены семьи, то стоит подыскать кружок с живым уголком или то, что раньше называлось "станцией юннатов". Общение со зверюшками в специально отведенных для этого местах сохраняет нервы родителям и чистоту в доме. Решение содержать животное в доме надо принимать только всем вместе.

В современном мире есть огромное количество людей, увлеченных тем или иным занятием, которое называется одним словом «хобби». Хобби имеет особое значение в жизни человека, так как приносит множество положительных эмоций. Но далеко не каждый человек знает, как найти свое хобби по душе. Многие, пытаясь угнаться за модой, выбирают совсем не то, что нужно для гармонии их души. А когда мода уходит, то вслед уходит и увлечение. Скорее всего, это было не хобби, а кратковременное увлечение. Настоящим хобби является какое-нибудь увлеченное занятие, которому человек посвятит всю свою жизнь. Если у вас имеется такое интересное хобби, вас можно считать счастливчиком, так как помимо доставляемой радости, хобби поможет избавиться от стресса.

Разные виды хобби бывают активными, где увлечения связанные с поездками или перемещениями и пассивными, где занятия малоподвижные такие, как рукоделия, поделки, коллекционирования. Я, например, имею активный вид хобби, где увлечена рыбалкой. Увлекает меня не просто процесс по вываживанию (вытаскиванию) рыбы, но и подготовка к самой рыбалке. Это и выбор соответствующей одежды, и подбор подкормок, и чтение специальной литературы. А поход в рыболовный магазин и выбор разнообразных блесенок-воблерочков приносит мне истинное удовольствие.

Но больше всего повезло тем людям, у которых хобби появилось еще в детстве и они всю жизнь «живут» вместе со своим любимым занятием. Есть у меня одна подруга детства, которая в 5 классе уже предполагала, что станет портнихой. В те времена она хорошо шила одежду для своих кукол. Ее детское увлечение перешло во взрослое хобби и стало основным призванием в жизни. Сейчас она с удовольствием шьет своим подругам. Это занятие помогает ей отдохнуть после работы, а при необходимости, заработать материально. Она признается, что забывает обо всем, что творится вокруг, когда садиться за швейную машинку.

Некоторые люди в качестве хобби выбирают коллекционирование: марки, открытки, значки, спичечные коробки, разные бутылки со спиртными напитками, часы, автомобили. Это лишь малая часть того, чем увлечены люди. Все зависит, конечно же, от выбора занятий и материальных возможностей. Например, мой муж увлекается коллекционированием часов. Но это не означает, что он приобретает все модели подряд. Он хорошо информирован о часах, их механизме, где купить ту или иную модель часов, которая представляет интерес. 
Существуют виды хобби, которые способны не только доставлять нам удовольствие, но и приносить определенный материальный доход. Но для этого нужно отлично разбираться в деталях и тонкостях своего хобби. Если есть умение что-то делать своими руками или, как сейчас это называют, «хэнд мейд», например, вязать, шить, пилить, мастерить или изготавливать какие-нибудь эксклюзивные вещи и поделки лучше, чем другие, то можно превратить свое хобби в дополнительный источник дохода. Ручная работа во все времена оценивалась довольно хорошо. И на сегодняшний день имеются специальные сайты, на которых можно предложить свои изделия другим пользователям.

Наверное, все люди имеют хобби. Ведь у каждого есть хоть какое-то занятие, которое приносило бы удовольствие. У кого-то в доме живет котенок или черепашка и уход за ними вам наверняка доставляет какую-то радость и тоже считается хобби; кто-то готовит вкусные блюда; кто-то увлекается компьютерными играми; кто-то увлечен театром, а кто-то походом по магазинам.



Предварительный просмотр:

                           Выступление на ШМО                

                      Почему агрессивны наши дети?

В росте агрессивности детей все чаще обвиняют кино, телевидение, компьютерные игры. Несомненно, их неблагородный вклад в наше будущее значителен. Но как вы думаете: запрет боевиков и криминальных фильмов сделает наших детей добрыми и чуткими? Психологи говорят – нет, этого недостаточно. У агрессии сложная природа. Чтобы воспрепятствовать возникновению агрессивности, надо понимать ее природу и нейтрализовать истоки. Попробуем разобраться.

Люди по оценке себя в мире обычно разделяются на тех, кто в своих неудачах обвиняет себя, и тех, которые винят во всем других. И только в отношении недостатков своих детей все (или почти все) дружно объединяются в одну группу – в группу обвинителей детского сада, школы, улицы, вообще окружения ребенка, исключая, конечно же, себя и семью. «Вот мой сегодня принес из школы нецензурные слова» – «А моя стала дерзить – набралась от подружек». Был хорошим и в одночасье стал плохим? Так не бывает. Что-то привносится со стороны, а что-то – свое собственное.

Для начала напомним, что все люди от рождения обладают индивидуальными особенностями, в частности особенностями их нервной организации. Эти особенности лежат в основе темперамента человека. У каждого темперамента есть своя ведущая эмоция: у сангвиника это радость, у меланхолика – страх, у флегматика ведущим является чувство, что «все будет хорошо» – он уравновешен. Для холерика ведущая эмоция – гнев. В основе агрессивного поведения всегда лежит гнев. Значит ли это, что все дети с агрессивным поведением – холерики? Нет, но у холериков природные предпосылки для такого поведения богаче, им труднее справиться со своими эмоциями, и их сложнее обучить справляться с гневливостью. Ну а если ребенок уравновешен, доброжелателен или робок (соответственно по темпераменту флегматик, сангвиник или меланхолик), значит ли это, что он никогда не злится, не раздражается и т.п., а родители могут спать спокойно? И опять психологи скажут – нет, потому что гнев и другие отрицательные эмоции у ребенка любого темперамента возникают от внешних раздражителей, накладываясь на внутренние, природные условия. Самыми первыми и самыми мощными раздражителями являются сами родители.

Представьте себе несовпадение темпераментов мамы и ребенка. Непросвещенной маме-холерику ее сын-флегматик будет казаться слишком медлительным, заторможенным, даже бестолковым. Она замучает его понуканиями, напоминаниями, своим нетерпением, не понимая, что это не только он медлительный, но, и главное, она слишком «скоростная». Не учет этого противоречия неизбежно будет порождать в ребенке протест, страх, гнев, а потом и агрессивное поведение в разных его проявлениях.

Маме-флегматику ребенок-холерик будет казаться слишком активным, егозой, безудержным фантазером и вообще ужасным неуправляемым ребенком. Остановить его не удается (а мы добавим, что это еще и вредно для ребенка), покоя с ним нет, а запреты только усугубляют его активность. Мы пока не говорим, что делать мамам, – об этом попозже. Пока же давайте поймем, что причиной возникновения гнева, как предпосылки агрессии, в первую очередь становимся мы сами.

Причин гнева много. Одна из сильнейших – боль. Она проявляется особенно остро у младенцев. Частыми причинами возникновения гнева является дискомфорт: голод (особенно у мужчин), усталость, стресс. Ограничение физической свободы детей (пеленание, удерживание в коляске, запрет бегать, прыгать, шуметь и т.д.) и психологическое ограничение («Нельзя!») неизменно вызывают гнев и протест детей. Любая несправедливость с точки зрения ребенка или препятствие в достижении цели может являться причиной гнева или подавленности. Гнев может порождаться даже неудовлетворением собой, различными комплексами, особенно у подростков («Я слабак», «Я уродина, меня никто не любит»), и тогда гнев и агрессия разрушительно направляются ребенком на себя (аутоагрессия). Можете ли вы признать себя невиновным в возникновении гнева и подавленности вашего ребенка по перечисленным причинам? Вряд ли. Другое дело, что мы, как правило, этого не осознаем либо не хотим принимать факта нашего «вклада» в воспитание агрессивности собственных детей. Цепочка такая: возникший гнев находит выход в агрессивном поведении (физическом или вербальном), а агрессивное поведение, повторяясь, становится стойкой чертой личности – агрессивностью или общей враждебностью.

Честно говоря, нас не слишком волнует агрессивность собственных детей, пока она не направлена против нас, своей семьи. Мы квалифицируем ее как «умение постоять за себя» и даже поощряем: «А ты дал сдачи?» Нас тревожит, когда агрессия направлена против наших детей. Но для кого-то наши агрессивные дети – причина тревог.

Психологи провели эксперимент: они просили из нескольких перечисленных качеств выделить то, которое испытуемый хотел бы добавить себе, а затем сделать то же самое для других людей. Оказалось, что 86% людей выбирают для себя качества решительности и воли, а для других – доброжелательность. Другими словами, каждый хочет быть сильным в более мягком окружении. Но до тех пор, пока доброжелательность не будет выбрана каждым также и для себя, общество в целом не сможет стать мягким. То же самое с агрессивностью: если мы не хотим жить в агрессивном обществе, надо снизить собственную агрессивность.

Вы уже подумали, наверное, что в теории это звучит хорошо, а на практике неагрессивный ребенок может оказаться в невыгодном, а то и в опасном положении. И вообще, агрессия – так ли уж это плохо в условиях конкурентной борьбы современного общества? Давайте рассмотрим и этот аспект.

Для начала разведем два понятия:

1) агрессивность как стойкая черта личности – это специальное причинение зла другому человеку для достижения своей цели;

2) агрессивное поведение как форма выражения гнева, зачастую ситуативно, импульсивно, не стойко.

Если рассматривать эти явления в филогенезе (в процессе развития человечества), то надо признать их весьма положительную роль: гнев и агрессия попросту помогли человеку выжить. Дело в том, что гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него уверенность и повышает способность к самозащите и нападению. Переживание гнева сопровождается сильной импульсивностью и низким уровнем контроля. Мышечный тонус резко возрастает, а контроль над своими действиями падает. Такое состояние обеспечивает быструю психологическую реакцию, которая находится под контролем сознания и, значит, управляема даже в ситуации гнева. Отсюда задача взрослым – научить ребенка управлять своими эмоциями, в частности гневом. Именно управлять, а не подавлять гнев. Подавленный гнев может накапливаться и вызвать внезапный приступ агрессии. Иногда подавление гнева или запрет на гнев ведет к психосоматическим заболеваниям.

Управление же гневом позволяет в нужный момент дать отпор, сохраняя при этом умеренность чувства гнева и дозированную демонстрацию агрессии. Важно также научить детей социально приемлемой форме выражения агрессии (слова вместо драки, использование взгляда вместо рук и т.п.).

Чем раньше начинается воспитание неагрессивности ребенка, тем лучше. Точнее было бы сказать – воспитание доброжелательности, чуткости, эмпатийности (сопереживания) в ребенке. Разумеется, методы такого воспитания в разные возрастные периоды неодинаковы, как и причины возникающего гнева. Чем ребенок старше, тем замаскированней причина, тем большего родительского труда требует ее выявление. Например, плачущий младенец сразу дает матери алгоритм действия: проверить – не мокрый ли, не голодный, не болят ли животик или зубки, не устал ли лежать, хочет ли спать. Как только причина найдена и устранена, ребенок успокаивается, не кричит, не кусается, не извивается, а улыбается, гулит или засыпает. Теперь представьте плачущего подростка. Далеко не каждый откроет причину своей физической или душевной боли. Очень часто родители могут получить обидную агрессивную реакцию на свою заботу: «Не лезь!», «Ничего не случилось!», «Не ваше дело!» То есть агрессивное поведение может быть направлено и не по адресу. Помните картинки Бидструпа о цепочке агрессий: человека обижает начальник, он – жену, она – ребенка, ребенок – собаку, собака кусает человека. Прервать цепочку гнева можно на любом этапе, и мы обязаны научить этому детей.

Однако начать придется все-таки с себя, потому что мы не только самые первые источники гнева для ребенка, но еще и самый первый пример для него. Раздражительность, несдержанность, грубость в отношении детей, особенно когда никто не видит, – вот первый и более сильный источник агрессивности, чем все «Том и Джерри» вместе взятые. Нельзя воспитать в ребенке ни одного качества, не воспитав его предварительно в себе. У агрессивных родителей вырастают, как правило, агрессивные дети. Чтобы воспитывать желаемое поведение у детей, надо разобраться со своим собственным. «Кретин! Как он обгоняет?!» – бормочет папа за рулем, и это слово вместе с агрессивной реакцией уже в арсенале сидящего рядом сына. «Отстань, не видишь, я разговариваю с тетей? Описался? Вот тебе, вот по попке! Такой большой – и писаешься!» – урок несправедливости не пройдет для ребенка даром, он посеял в нем гнев и семена агрессии.

Уже понятно, скажет читатель, чего не надо делать. А как надо? Для этого рассмотрим основные возрастные этапы развития ребенка, потому что на разных этапах стратегия родителей должна быть различной.

Ребенок изначально – дружелюбное существо. В атмосфере семейной любви и понимания его дружелюбие также растет. Иногда мамы жалуются на агрессивность младенцев. Это означает (если младенец здоров), что ребенок либо испытывает неудобства, описанные выше, либо реагирует на эмоциональное состояние матери. Нервничающая мама обрекает на плач своего ребенка. Держите себя в руках, не реагируйте на пустяки, радуйтесь своему ребенку – и все наладится. Малыш до года осваивается во внешнем мире, старается все пощупать, попробовать на зуб, кинуть. Это нормально. В этот период оптимальной формой реагирования на нежелательное или опасное поведение ребенка является отвлечение его на другой предмет.

В первый год жизни возможности освоения мира расширяются – ребенок начал ходить. Он – исследователь вещей, действий, других людей. За ним нужен глаз да глаз! Часто на этом этапе родители, а еще чаще – тревожные бабушки делают серьезную ошибку: они вводят тотальный запрет на все. Мы уже знаем, что запрет на желаемое немедленно вызовет у ребенка гнев с последующей агрессией. Поэтому:

1. «Нельзя» должно быть ограниченное количество, например пять.

2. «Нельзя» должно быть всегда нельзя, а не через раз – то нельзя, то можно. Это касается всех членов семьи, в любых обстоятельствах и при любом их настроении.

3. Родителям же нельзя кричать на ребенка, ругать, наказывать (особенно – бить по рукам, так как это губит исследовательский рефлекс).

По мере усвоения ребенком запретов вводятся новые «нельзя».

Бывают ситуации, когда агрессивность ребенка – способ привлечь к себе внимание взрослого. Если взрослые реагируют только на плохое поведение ребенка, а хорошее принимают как должное, то у ребенка закрепляется тот стиль поведения, который обеспечивает внимание взрослых, чего, собственно, и добивается ребенок. Поэтому не паникуйте, что ваш ребенок растет агрессивным, а постарайтесь выяснить, что является причиной такого поведения: недостаток любви, ревность к младшему ребенку, вседозволенность в семье или подражание кому-то. От этого зависит ваша воспитательная стратегия.

Если ребенок агрессивен к другим детям, постарайтесь находиться рядом (вместо увлеченной болтовни с другими мамами), чтобы быстро отреагировать, а лучше – предупредить ситуацию. Отвлеките малыша, измените место игры, включитесь сами в игру. Похвалите ребенка, если он все сделал правильно: отдал игрушку, поделился, не поссорился. Это научит его справляться с гневом, что и является главной задачей в воспитании социализации детей.

В дошкольном возрасте ведущие потребности меняются. На передний план выступают потребность в движениях, потребность быть самостоятельным и потребность общения со сверстниками. Всякие ограничения этих потребностей неизбежно будут вызывать гнев и сопротивление ребенка. Ребенку необходимо пережить этап развития движений своего тела, это ему полезно. Потерпите взрывы активности или направьте их на подвижные игры, занятия спортом.

В дошкольном возрасте ребенок начинает себя осознавать, появляется «я», которое хочет быть самостоятельным. Не мешайте своей заботой, опекой, если не хотите вырастить инфантильное, беспомощное существо. В этот период дети еще хотят выполнять ваши задания. Нагружайте, хвалите, радуйтесь вместе с ребенком: он взрослеет. Потребность в общении со сверстниками реализуется в детском саду. Труднее ее реализовать на детских площадках во время кратких прогулок, и уж совсем трудно приходится детям, общающимся исключительно со взрослыми и нянями. Отсюда – протест, капризы, грубость и другие агрессивные проявления. Представьте, с каким арсеналом приемов поведения войдет в общество такой ребенок и как общество его примет. Обеспечьте общение со сверстниками!

На этом этапе очень полезно проигрывать ситуации с детьми, читая и обсуждая с ними книги: «А ты как бы поступил на его месте? Почему?», «Считаешь, это хорошо или плохо?», «Хотел бы там оказаться?» – и т.п. Снять агрессивность или разрядить ее помогает рисование. Попросите ребенка нарисовать то, что вызывает его гнев («что не нравится»). Этот рисунок можно потом разорвать, зачеркнуть, выбросить. Так произойдет косвенное снятие агрессии.

Агрессивное поведение вызывает напряжение мышц, что ведет к головным болям, болям в животе, усталости и раздражительности. Помогите детям расслабиться, научите релаксации через воображение – представление себя в приятном месте или другим объектом (облаком, птичкой). Возбудимым детям полезен легкий успокаивающий массаж перед сном.

Мы наконец дошли до младшего школьного возраста. К семи годам ребенок физиологически и психически созрел для обучения в школе. В жизни ребенка происходят большие перемены: ведущим видом деятельности вместо игры становится учеба; повышаются требования к личным качествам ребенка (к вниманию, усидчивости, дисциплине); ребенка начинают оценивать, чего не было раньше. Для ребенка это, конечно, стрессовая ситуация, которая вызывает неудовольствие, сопротивление и агрессивные реакции (нежелание вставать по утрам, отказ от выполнения уроков, внезапные приступы злости или плача от бессилия что-либо изменить и т.п.). Состояние ребенка усугубляется, если он неуспешен в учебе: ведь его статус среди одноклассников в первую очередь зависит от успеваемости и бывает настолько стойким, что может сохраняться на все годы учебы. Именно поэтому в первом классе учителя не ставят детям оценки.

Агрессивные реакции могут выдавать все дети, но чаще они характерны для тех, кто претендует на более значимую роль в коллективе, чем это есть в реальности. Несоответствие своих притязаний и реального положения дел обязательно вызовет внутреннюю агрессию (на себя) или внешнюю (на сверстников, родителей, учителей). Наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка – агрессивным поведением или подавленностью – поможет учителям и родителям вовремя прийти ребенку на помощь.

Чтобы снизить агрессивность ребенка в этом возрасте, нужно организовать новый режим с учетом особенностей ребенка: необходимой и достаточной продолжительностью сна, прогулок, отдыха и нужного времени для занятий. Согласитесь, что все эти параметры очень индивидуальны, и нельзя предложить одинаковый режим всем. Ребенок должен участвовать в составлении режима, тогда его легче мобилизовать. Режим помогает организму ребенка легче приспособиться к новым условиям. И психологически ребенок оказывается более подготовленным к труду, когда все заранее определено. В режим обязательно должно быть включено игровое или свободное время, причем ребенок должен знать, что оно увеличится, если на уроки уйдет меньше времени, и сократится, если с уроками он не уложится в отведенный срок. Конечно, вначале ребенку трудно самому справиться с этой задачей – потребуется помощь и контроль родителей. Старайтесь, однако, чтобы контроль не угнетал, а перерастал в самоконтроль. Например, не подгоняйте ребенка каждую минуту, а договоритесь, что через 15 минут у него будет перерыв, и вы вместе попрыгаете, но до этого времени он должен успеть написать (прочитать, решить) то-то и то-то. Я в свое время использовала песочные часы. Струйка песка напоминала вместо меня, что время течет. Если же мы берем на себя те дела, которые должен выполнять сам ребенок (вовремя садиться за уроки, складывать портфель, вешать школьную форму и т.п.), то не на кого будет пенять, если ребенок и все остальные дела переложит на нас. Не встречали родителей, которые годами обзванивают прилежных учеников в поисках домашнего задания? Тот самый случай. И тогда уже родители начинают раздражаться и ругаться.

Независимых по характеру детей особенно раздражает излишний контроль, и это тоже может вызвать агрессивные реакции – от прямой грубости до прострации ребенка. Поэтому дозируйте свой контроль, определите время контроля и старайтесь его придерживаться. Уменьшение контроля со стороны родителей будет повышать самостоятельность ребенка, к которой дети этого возраста (особенно мальчики) так стремятся.

Стремление к самостоятельности проявляется, прежде всего, в самоутверждении ребенка, которое довольно часто принимает агрессивную, наступательную форму. Например, ребенок провоцирует родителей на помощь, а затем заявляет, что они все делают не так, как сказала Анна Ивановна. Авторитет родителей снижается перед авторитетом учителя, с которым ребенок начинает себя отождествлять. Не боритесь с этим явлением: во-первых, авторитет неплох; во-вторых, ваш ребенок взрослеет – радуйтесь. Это еще не подростковый период, когда ребенок будет считать себя самым умным в доме. Это пока младший школьник, который сделал первый шаг во взрослость и заслуживает внимания и одобрения. Поэтому включайте его в общие обсуждения, дайте ему право голоса, учитывайте его мнение и опыт. Так вы учите его избегать конфликтов, находить приемлемые, неагрессивные формы выражения себя.

Агрессивное поведение может порождаться и школой, и семьей. В школе, например, это слишком трудная учебная программа, несложившиеся отношения с учителем или учениками. Для пояснения приведу пример из школьной практики. В школе создавался лицейский класс с усложненной программой. Было несколько учеников, для которых она была непосильной, но родители настаивали на зачислении их детей. Учителя объясняли, почему слабым детям вредно идти в этот класс (большие нагрузки, снижение успешности и как следствие – потеря интереса к учебе, ухудшение личного статуса ребенка и т.д.). Одна семья отнеслась к этим аргументам серьезно, но чтобы не травмировать мальчика, перевела его в другую, обычную школу. Двое других пошли в лицейский класс. Они сразу же стали отставать в учебе, срываться, болеть. Вскоре поступила просьба родителей вернуть их в обычный класс. Первый же мальчик в новой школе оказался в лидерах, и родители благодарили учителей за совет.

Велика ответственность учителя за несложившиеся отношения с ребенком. К сожалению, с этим приходится встречаться, но нельзя мириться. Обсуждайте, договаривайтесь, в конце концов – переводите ребенка, но не оставляйте его в ситуации, где ему плохо.

Еще больше ответственность семьи, если она не сумела быть крепостью для ребенка. Если ему не хватает любви, заботы, внимания, если его хорошие поступки воспринимаются как должное, а реакцию вызывают только агрессивные и асоциальные поступки, то именно они и закрепятся в поведении ребенка. Ребенок жаждал внимания и добился его, пусть даже это внимание негативное. Социологи отметили тот факт, что брошенные в детских домах девочки не умеют становиться матерями, среди них очень высок процент брошенных теперь уже ими детей. Это говорит о том, как важен именно положительный образец для ребенка. Очень часто дети повторяют судьбу родителей, потому что научаются или не научаются любить, сострадать, помогать... К сожалению, в семье же дети получают и образец агрессивности: грубый отец, вздорная мать, неуважительные отношения с людьми – все это успешно и быстро формирует агрессивность у ребенка.

Подведем итоги:

· В основе агрессивного поведения лежат гнев и страх.

· Закрепленное агрессивное поведение становится стойкой чертой личности – агрессивностью характера.

· Причины гнева могут быть физиологическими (боль, голод, дискомфорт и т.п.), психологическими (ограничение свободы, неосуществленные ожидания, психологические травмы и т.п.) и социальными (влияние окружения, СМИ, воспитание в семье). Прежде чем что-то предпринимать, найдите причину гнева.

· На разных возрастных этапах агрессивность проявляется по-разному и требует разной стратегии воспитания.

· Наказание не излечивает от агрессивности, а вызывает ее усиление.

· Борьба с агрессивностью ребенка – это в первую очередь борьба со своей собственной агрессивностью.

· Агрессивность невозможна, если воспитаны любовь, сострадание, уважение к людям.

· Лучшее воспитание – личный пример.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за по...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...

Классный проект:" Снижение агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста через игровые технологии"

Дети младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессивных проявлений характеризуются тем, что усложненную ситуацию воспринимают как угрожающую, неадекватно реагируют на замечания, советы, просьбы...

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста"

Описание вычислительных навыков и их теоретической основы....

Мастер-класс: «Развитие познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста, через игровые технологии»

Мастер-класс содержит игровые технологии, которые помогают в развитии познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста....

Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность»

Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качеств...