Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста
рабочая программа по теме

Дёгина Ольга Викторовна

 

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за полостью рта, в частности за зубами, сохранение зрения, слуха, уход за волосами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_po_kursam_dyogina_o.v.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра общественных дисциплин

Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста

(рабочая программа внеурочной деятельности)

Исполнитель:

Дёгина Ольга Викторовна,

воспитатель МОКУ «Падунская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа  - интернат VIII вида»

Консультант:

Загляда Людмила Иванов

Кемерово 2012

Содержание:

Пояснительная записка                                                                                    3

Цель и задачи программы                                                                                6

Ожидаемые результаты                                                                                   7

Условия реализации программы                                                                     7

Тематическое планирование программы                                                        8

План реализации программы                                                                          10

Программно-методическое обеспечение                                                       14

Литература для педагогов                                                                               16

Глоссарий                                                                                                          17


Пояснительная записка

Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за полостью рта, в частности за зубами, сохранение зрения, слуха, уход за волосами.

Обучающиеся, поступившие в 1 класс, коррекционной школы слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены.  Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.

В результате вышеизложенных проблем перед коллективом школы возникла необходимость в создании программы направленной на формирование представлений о навыках по самообслуживанию и личной гигиене.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у детей практических навыков личной гигиены и ответственного отношения к своему здоровью.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей  является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выгодский Л.С., Забрамская С.Д., Маллер А.Р. Для того чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Воспитание культурно–гигиенических включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Для того чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены.

Цель и задачи программы

Цель программы – формирование основ здорового образа жизни, развитие у детей потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

- обучающие:

научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться освоить навыки правильного ухода за своим телом и применение их на практике.

- развивающие: 

способствовать формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков личной гигиены, привычки правильного  ухода за телом, за зубами, ухода за волосами,  гигиене органов зрения, слуха, дыхания.

- воспитывающие:

помочь повышению уровня навыков личной гигиены  младшим школьникам.

Ожидаемые результаты

Результатами реализации программы являются:

- усвоение учащимися первого класса культурно–гигиенических навыков;

- формирование привычки содержать свое тело в чистоте;

- привитие навыков здорового образа жизни;

Условия реализация программы

           Программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 7–8 лет.

Продолжительность одного занятия –  30 минут.

Всего занятий 34 (при частоте встреч – один раз в неделю).

Форма работы – групповая.

Каждый ребенок имеет право на добровольное и свободное участие в освоении программы.

Тематическое планирование программы

1.

Как устроен человек?

Беседа

1

2.

Конструируем ростомер.

Игра - практикум

1

3.

Почему кости крепкие?

Познавательная беседа

1

4.

Руки - это лицо человека.

Беседа

1

5.

В гостях у Мойдорыра.

Практикум

1

6.

Спор ни о чем.

Чтение сказки

1

7.

Кто живет у тебя на руках?

Занятие - практикум

1

8.

Две сестрицы.

Аппликация

1

9.

Ухо – это орган слуха.

Познавательная беседа

1

10.

Глухой телефон.

Игра

1

11.

Угадай мелодию.

Прослушивание музыкальных произведений

1

12.

Не бойся врача.

Игра – драматизация.

1

13.

Расти коса до пояса.

Познавательная беседа

1

14.

Здоровые волосы – красота человека

Занятие - практикум

1

15.

Дороже алмаза твои два глаза.

Познавательная беседа

1

16.

Как прекрасен этот мир, посмотри!

Рисование

1

17.

Наши глаза.

Игра

1

18.

Разрешается – запрещается.

Игра

1

19.

Здоровые зубы – здоровью любы!

Познавательная беседа.

1

20.

Волшебная щеточка.

Практикум

1

21.

Ешь то, что полезно для зубов.

Составление меню

1

22.

Если сладко спится – сон хороший снится.

Беседа

1

23.

Сон – лучшее лекарство.

Полезные советы

1

24.

В гостях у Айболита.

Познавательная беседа

1

25.

На здоровье!

Игра

1

26.

Чтобы быть красивым.

Практикум

1

27.

Чтобы легче дышалось.

Полезные советы

1

28.

Федорино горе.

Чтение произведения

1

29.

Советы мастера портного.

Практикум

1

30.

На зарядку, становись!

Занятие - практикум

1

31.

 Если хочешь, быть здоров закаляйся!

Познавательная беседа

1

32.

С утра до вечера.

Полезные советы

1

33.

Вы больны?

Беседа - практикум

1

34.

Как живешь? Итоговое занятие.

Викторина

1

План реализации программы

Тема

1.

Как устроен человек.

На данном занятии дети  познакомятся со строением опорно-двигательной системы:  необходимостью  выполнения физических упражнений.

2.

Почему кости крепкие.

Эта беседа привлечет внимание ребенка к здоровому образу жизни (правильно питаться, двигаться, закаляться и т.д.).

3.

Конструируем ростомер.

Эта игра привлечет внимание ребенка к своему росту, воспитает  желание заниматься укреплением здоровья.

4.

Руки -  лицо человека.

Занятие по этой теме  научит следить за чистотой рук, мыть их по мере надобности.

5.

В гостях у Мойдодыра.

Занятие по данной теме научит простейшим навыкам ухода за своим телом, сформирует  потребность поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид.

6.

Спор ни о чем.

Это занятие закрепит навыки  самостоятельного  ухода за руками, умение регулировать физическую нагрузку на руки.

7.

Кто живет у тебя на руках.

Занятие – практикум сформирует навыки  личной гигиены.

8.

Две веселые сестрички.

Занятие направлено на воспитание аккуратности при работе с бумагой и клеем.

9.

Ухо – это орган слуха.

Это занятие познакомит с органом слуха.  Уход за органом слуха.

10.

Глухой телефон.

Эта игра даст  детям знания о том, что слух – это способность воспринимать окружающие звуки.

11.

Угадай мелодию.

На данном занятии дети научатся различать мелодии детских песен.

12.

Не бойся врача.

Это занятие научит  детей говорить о своих причинах с органом слуха.

13.

Расти коса до пояса.

Эта беседа познакомит детей с ростом волос, с причинами их нарушения.

14.

Здоровые волосы – красота человека.

Занятие – практикум научит детей самостоятельно ухаживать за волосами.

15.

Дороже  алмаза твои два глаза.

На данном занятии обучающиеся получат информацию об охране и гигиене глаз.

16.

Как прекрасен этот мир, посмотри.

Это занятие  научить видеть окружающую действительность и передавать ее в своих рисунках.

17.

Наши глаза.

Данная игра разовьет у детей бережное отношение к своим глазам.

18.

Разрешается – запрещается.

На этом занятии дети научатся на практике применять свои знания об уходе за глазами.

19.

Здоровые зубы – здоровью любы.

Эта беседа  даст  детям знания о культурно – гигиенических навыках, о некоторых причинах возникновения кариеса.

20.

Волшебная щёточка.

Это занятие научит детей правильно, пользоваться зубной щеткой. Познакомит со средствами ухода за зубами и ротовой полостью.

21.

Ешьте то, что полезно для зубов.

На этом занятии дети познакомятся с набором продуктов, которые полезны для зубов.

22.

Если сладко спится, сон здоровый снится.

Данное занятие расширит  знания детей о гигиенических мероприятиях, которые проводят взрослые по охране и укреплению их здоровья.

23.

Сон – лучшее лекарство.

Это занятие научит детей правильно засыпать, соблюдать гигиенические моменты перед сном.

24.

В гостях у Айболита.

На этом занятии дети познакомятся  с некоторыми заболеваниями желудочно-кишечного тракта, разработают вместе с  правила гигиены.

25.

На здоровье.

Данная игра расширят  знания детей о культурно–гигиенических навыках, которые помогут избежать желудочно-кишечных заболеваний.

26.

Чтобы стать красивым.

Это занятие даст детям некоторые сведения, необходимые для укрепления здоровья.

27.

Чтобы легче дышалось.

На этом занятии дети познакомятся  с органами дыхания, формированием потребности соблюдать гигиену дыхания.

28.

Федорино горе.

Это занятие поможет сформировать навыки ухода за своим внешним видом.

29.

Советы мастера Портного.

На этом занятии дети научатся видеть недостатки в своей одежде и самостоятельно их исправлять.

30.

На зарядку, становись!

Практическое занятие поможет приобщить детей к регулярным занятиям физическими упражнениями. Познакомятся с гигиеной утренней зарядки.

31.

Закаляйся, если хочешь быть здоров.

Познавательная беседа познакомит детей с пользой закаливания, способами закаливания, с  гигиеной  закаливания.

32.

С утра и до вечера.

Данное занятие привьет детям умение следить за чистотой тела, одежды, соблюдать режимные моменты, в течении всего дня.

33.

Вы больны?

Это мероприятие научит детей младшего школьного возраста своевременно обращаться за медицинской помощью.

34.

Как живешь?

Итоговое занятие, направленно на закрепление знаний у детей о гигиене, навыках самообслуживания.

Программно-методическое обеспечение

Данная программа предлагает использование следующих методов работы: наглядных, словесных, практических.

1) наглядные –  показ иллюстраций, показ (исполнение педагогом), тематические таблицы, карточки, предметы личной гигиены разнообразный раздаточный материал.

Наглядные методы способствуют более полному и глубокому усвоению теоретического материала, развитию внимания, памяти, восприятия.

2) словесные -  рассказ, устное объяснение, беседы – диалоги.

Использование словесных методов позволяет не только сообщать новую информацию, но и создавать эмоциональный настрой, повышать активность обучающихся на занятии, развивать их речь.

3) практические – практические игры и упражнения, ситуационные практикумы, изобразительная деятельность, подвижные игры.

Практические игры  являются основным видом деятельности детей. Игры и упражнения, предложенные в программе, учитывают уровень умственного и физического развития детей, а также соответствуют цели и задачам программы. Практические методы способствуют проявлению заинтересованности и активности детей,  формированию положительных  черт характера, развитию навыков личной гигиены.

Для эффективной работы с детьми в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий. Это познавательные беседы, сюжетные и ролевые игры, практические упражнения, викторина, рисование, аппликация, чтение произведений, прослушивание музыкальных произведений.

При проведении каждого занятия деятельность педагога должна быть направлена на:

- создание положительной познавательной мотивации детей;

- организации их восприятия и внимания;

- формирование устойчивых навыков самообслуживания и личной гигиены;

- формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.

В пределах одного занятия виды деятельности могут чередоваться, что способствует удержанию внимания обучающихся и позволит избежать их переутомления.

Для более успешного усвоения программного материала используется следующее материально–техническое обеспечение:

- магнитофон  (музыкальные произведения разной тональности);

- наглядный материал (тематические таблицы, схемы, карточки);

- альбомы;

- цветная бумага;

- карандаши;

- клей;

- салфетки;

- мыло, шампунь, зубная щетка, зубная паста, расческа, носовые платки.

Литература для педагогов

  1. Вейн А.М. Бодрствование и сон [текст]: А.М.Вейн.   Бодрствование и сон. – М., Знание, 1991. – 236 с.
  2. Кальченко Е.И. Гигиеническое воспитание и обучение школьников  [текст]:  Е.И. Кальченко. Гигиеническое воспитание и обучение школьников.  – Н. Просвещение, 1994. - 183 с.
  3. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков [текст]: В.Н. Кардашенко. Учебник. – М.: Медицина, 1989. – 146-169с.
  4. Коростелёв Н.П., Калашникова С.В. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся начальной школы [текст]: Н.П. Коростылев, С.В. Калашникова. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся начальной школы. – Н. 1976. - 269 с.
  5. Лукъяненко В.П.  Формирование здорового образа жизни  [текст]: В.П. Лукьяненко. Формирование здорового образа жизни. – М.  2001.  29-31с.
  6. Сухарев А.Г.  Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [текст]: А.Г. Сухарев. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.   -М. 1989.  12-24с.
  7. Шалева С.П.  Гигиена школьника [текст]: С.П. Шалева. Гигиена школьников. -  Н. 1997. 74 с.

Глоссорий

Внимание -  сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект.

Здоровье – состояние любого живого организма, при котором он в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей организации.

Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Кариес – это постепенное разрушение твёрдых тканей зуба – эмали и дентина.

Коррекция – исправление, внесение поправок.

КГН – культурно – гигиенические навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

В своей работе автор доказывает важность общения для развития речи и как следствие успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще....

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

Формирование необходимых жизненно важных навыков у детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности

Необходимость совершенствования работы  по формированию необходимых жизненно важных навыков у воспитанников начальной школы,  способствующих успешной социализации  личности, не вызывает...

Формирование каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста

В данной статье рассмотрены основные методы формирования каллирафических навыков у младших школьников.Для эффективного овладения детьми навыками чистописания необходимо вести работу в комплексе, испол...

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста"

Описание вычислительных навыков и их теоретической основы....

Формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста.

Методическая разработка по теме самообразования : Формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста....