Формирование каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Михайлова Людмила Валентиновна

В данной статье рассмотрены основные методы формирования каллирафических навыков у младших школьников.

Для эффективного овладения детьми навыками чистописания необходимо вести работу в комплексе, используя различные методы на разных этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников

        Формирование каллиграфических навыков у младших школьников начинается еще задолго до школы и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Приэтом цели и задачи сводятся не только к формированию графически правильного, четкого и достаточно скорого письма, но еще и  к формированию правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма в целом. Поэтому крайне важно формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. 

        В первую очередь, для формировании чистописания необходимо учитывать физиологические особенности младших школьников:

        - развитие восприятия;

        - особенности опорно-двигательной системы;

        - скорость движения;

        - развитие движений пальцев рук;

        - развитие координации движений;

        - особенности внимания и др.

        Далее будут рассмотрены основные моменты, на которые важно обратить особое внимание:

        а) развитие мелких мыщц пальцев рук, которое задерживается даже при интенсивных упражнениях, т.к. к моменту поступления ребенка в школу еще не закончено окостенение пальцев кисти, а поэтому сохраняется слабое развитие мелких мышц рук.

        Занятие лепкой, конструированием, поделками из бумаги и др. развивают руку, пальцы и глаз ребенка и являются базой для формирования графического навыка. Однако процесс письма вовлекает в работу другие движения, мышцы рук, а зрительное восприятие подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности (держание ручки, письмо наклонных линий).

        б) зрительный и двигательный контроль, которого не было в такой мере в изобразительной, игровой деятельности. При формировании навыка письма

ученик должен соблюдать много условий (положение тетради, посадка, как держать руку и др.) и овладевать различными приемами письма, поэтому ребенку сложно распределять внимание, удерживать его, выполнять несколько задач одновременно. По этой причине, начиная писать, ребенок забывает о посадке, тетради, нажиме при письме.  Этого недостатка при письме избежать невозможно. На следующих этапах письма ученику надо подумать еще и об орфографии. Но нельзя отдельно отрабатывать посадку и графический навык. Учитель формирует все в комплексе довольно длительный период, пока приёмы не будут получаться легко.

        в) Возрастной особенностью младшего школьника является узкое поле зрения. В подборе упражнений учитель должен учитывать это.

        г) Подражание - это черта младших школьников. Он подражает взрослым во всём. Поэтому, учитывая эту особенность, учителю необходимо в любых записях (на доске, в прописи, тетради, дневнике) быть образцом каллиграфического письма.

        д) При овладении навыком каллиграфии ученик затрачивает большую энергию, напряжены все мышцы ребенка, не только рук и лица, но и всего тела. Быстрая утомляемость — особенность развития младшего школьника. Учитывая эту особенность, учитель должен правильно планировать учебную деятельность, чередуя письменную и устную формы работы на уроке. Например, в период обучения грамоте очень хорошо проводить интегрированные уроки письма и чтения, использовать занимательный материал и физ.минутки.

        е) Также учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности и темперамент детей.

 Санитарно-гигиенические нормы

        Успешность в обучении чистописанию определяется:
        1) созданием гигиенических условий

                - соответствие парты росту ребенка;

                - удобства парты и стула

                - освещенность класса, рабочего места и пр.

        2) выполнением гигиенических требований:

                - соблюдение правильной посадки (опора на спинку стула, ноги на полу, между                         грудью и столом — ладонь, наклон головы, расстояние от глаз до                                 тетради — 30см).

                - положение ручки в руке

                - наклонное положение тетради и продвижение во время письма

        3) продолжительностью непрерывного письма

                - 1 класс — 5 мин

                - 2 класс — 8-10 мин

                - 3 класс — 12-15 мин

        4) Оборудование класса:
                - разлиновка доски

                - таблица «сиди правильно при письме»

                - рукописный алфавит, отдельные буквы и пр.

Методика формирования каллиграфических навыков у младших школьников

        Далее будут рассмотрены основные приемы для обучения чистописанию.

        1) Показ учителем процесса письма и объединение написания букв, слогов, слов, предложений.

Показ осуществляется на доске для всего класса и индивидуально в тетради для ученика.

Объяснение способов написания может делать ученик, со временем все дети должны научиться объяснять, как писать буквы и как соединять.

        2) Списывание учащимися с готового образца — прописей, образца учителя на доске или в тетради.

         Учитель прописывает букву в начале строки и в середине.

        Ученик пишет по образцу до середины строки, сравнивает с буквой, написанной в середине строки и дописывает до конца. Это упражнение дает учащимся закрепить правильное написание букв.

                - задание найти самую красивую букву на строке и подчеркнуть

                - сравнение с образцом на кальке (На кальку написан весь алфавит. Дети находят букву, накладывают на написанную, сравнивают, объясняют ошибки).

        3) Копировальный способ. Обведение по образцу упражняет двигательные представления: пропорции буквы, размер, направление, форма. Но важно, чтобы детьми было усвоено правильное направление при написании буквы, иначе могут закрепиться неправильные.

                - у каждого ученика лист кальки, на котором он тренируется в написании бук                не только на уроке, но и дома.

                - учитель дает задание увеличивать скорость копирования, что дает                                 возможность работать над скоростью письма

        4) Воображаемое письмо

                - Это письмо в воздухе по написанному учителем образцу на доске , вместе с                 учителем, по прописям и без, без образцы и с закрытыми глазами

                 Этот прием помимо прямого влияния помогает:

                        -   усвоить движения, восприятие формы

                        - привлечь внимание ученика, вызвать интерес к письму, разнообразить                         форму обучения, дать отдых мышцам руки.

        5) Анализ формы букв

        Можно анализировать букву по зрительно выделяемым элементам, но это формальный анализ. Необходимо рассматривать букву по элементам движения. Например, бука «а» состоит из «о» и линии с закруглением внизу. А по элементам движения она состоит из таких элементов как «с» и вертикальной линии с закруглением.

        Необходимо, чтобы ученики сами умели анализировать написание буквы.

                - сравнивать букву с похожими предметами (Например, А — американские                                 горки).

                - игры : одни ученики описывают букву, другие отгадывают

                - сравнивать буквы с уже известными (л и м).

                - предупреждать возможные и уже известные ошибки.

        6) Обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма.

        В 1 классе — это правила посадки, положения тетради, ручки в руке при письме:

                - одинаковый наклон букв в словах;

                - одинаковое расстояние между буквами;

                - писать красиво.

        2 класс:

                - буквы в словах пишутся одинаковой высоты;

                - слог пишется безотрывно

                - пишем быстро и красиво

        7) Письмо под счет

        Этот прием способствует выработке плавного и ритмичного письма определенного темпа. Основной элемент пишется под счет «раз-два-три», соединительное движение - «и».

        8) Прием показа ошибочного написания:

        Дети сами должны определить ошибку в написании и найти способ, как не допускать таких ошибок.

        В  1 классе лучше не выносить ошибки на доску. В этом возрасте очень развито подражание. Рекомендуется самим найти у себя ошибки (проверить, например, по кальке). Во 2-3 классах учитель выносит ошибку на доску, но не на долго (30 сек).

        9) Для выработки правильного наклона между буквами ученики пишут наклонные линии

        10) Прием взаимопроверки (Как игра!)

                - учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь друг                 другу.

                - прием оценки учеником своей работы

        11) Для развития плавности, смелости, скорости письма вводится написание различных дополнительных петель, росчерков. В начале дети учатся писать росчерк в воздухе, а затем в тетрадях.

        12) Ввод дополнительных элементов

        Различные росчерки учитель во 2-3 классах придумывает сам. Это способствует развитию плавности, ритмичности, скорости письма.

        Также во 2-3 классах можно использовать:

                - индивидуальные задания детям;

                - показ и анализ учениками у доски;

        Такая работа необходима, т.к. происходит деформация букв и закрепление неправильного написания.

                        

Заключение

        Формирование навыка письма в начальной школе – длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. Невозможно переоценить важность этапа формирования каллиграфического навыка  в жизни младшего школьника, ведь чистописание становится залогом эстетического, эмоционального воспитания, воспитания аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к выполнению любой работы.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за по...

Формирование необходимых жизненно важных навыков у детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности

Необходимость совершенствования работы  по формированию необходимых жизненно важных навыков у воспитанников начальной школы,  способствующих успешной социализации  личности, не вызывает...

Методические рекомендации по формированию каллиграфических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

Анализ результатов исследования работ учащихся с ОВЗ по формированию каллиграфических навыков показал необходимым разработать систему специальных упражнений. Разрабатывая систему специальных упражнени...

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста"

Описание вычислительных навыков и их теоретической основы....

Статья " Выработка каллиграфического письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией".

Данная статья может быть рекомендована для прочтения учителям начальных классов общеобразовательных школ и родителям, имеющим детей данного возраста....

Формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста.

Методическая разработка по теме самообразования : Формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста....