Статья " Выработка каллиграфического письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией".
статья на тему

Панкова Елена Владимировна

Данная статья может быть рекомендована для прочтения учителям начальных классов общеобразовательных школ и родителям, имеющим детей данного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrabotka_kalligraficheskogo_pisma_u_detey_s_disgrafiey.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Выработка каллиграфического письма у детей с дисграфией.

  В последнее время, к сожалению, в начальных классах все чаще и чаще встречаются дети не только с нарушением речи, но и с нарушением письма. В моей статье речь пойдет о таком нарушение письма, как дисграфия.

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

У детей с дисграфией отмечается несформированность высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деление предложений на слова, лексико- грамматического строя речи .

   Конечно, не все школьники, имеющие предрасположенность к точным наукам, обречены на трудности с письменной речью: главный признак дисграфии – ее частичного нарушения – специфические ошибки, которые ребенок допускает на письме.

Если в письменных работах регулярно встречаются следующие ошибки, то можно говорить, что у ребенка признаки дисграфии:

- Искаженное написание или замена букв, имеющих графическое сходство

Ученик может пропускать или добавлять лишний элемент к буквам и, у, ш, т, м или заменять буквы по количеству или пространственному расположению их элементов (м вместо лш вместо иб вместо дт вместо ш – и наоборот).

- Замена букв, обозначающих фонетически сходные звуки.

 В подобном случае есть основания предполагать недостаточность развития фонетико-фонематической функции: ребенок может попросту не уметь различать звуки со сходным звучанием: з – с, б – п и пр. Эта проблема отражается и на письме: смешивающиеся звуки заменяют друг друга, в результате чего «лес» превращается в «лез», а «код» в «кот».

- Искажение структуры слова: перестановки, пропуски или добавления букв, иногда даже слогов.

Сегодня в каждом классе обязательно найдется ученик, пропускающий гласные в словах или упорно меняющий местами слоги и пишущий «мазиган» и « лийнека». Обычно считается, что причина таких ошибок – лень и невнимательность, но на самом деле это один из самых явных признаков дисграфии, к которой вышеперечисленные пороки не имеют никакого отношения.

-Искажение структуры предложения: отсутствие у него границ, раздельное написание слова, слитное написание слов.

Предложение, написанное без пробелов, буквально «в одно слово», может довести до белого каления любого педагога и родителя, не правда ли? И учитель, пишущий гневное замечание в дневнике или заставляющий заново переписывать домашнее задание, не отдает себе отчета в том, что процесс выделения слова на фоне речевого потока – один из самых сложных в освоении языка.

-Аграмматизмы«Птицы улетают на юг», – диктует учитель. «Птицы улетает на юг», – пишет ученик. И если его в этот момент спросить, все ли в порядке с написанным им предложением, он вряд ли увидит ошибку. При этом ребенок может совершенно нормально изъясняться, не нарушая согласования слов и не коверкая падежных окончаний. Так называемая аграмматическая дисграфия встречается достаточно редко, но требует серьезной коррекции.

Поэтому при обучении  навыкам правильного письма учителя обычно выделяют следующие задачи:

1. Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.

2. Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, верхняя, нижняя линейка, клеточка).

3. Ознакомление с правилами письма: пишут слева направо, последовательно заполняют страницу, сохраняя расстояние между ними.

4. Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, написание элементов букв).

5. Обучение соблюдению при выполнении приготовительных упражнений к письму определенных гигиенических требований (расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки, карандаша).

   Если родители будут следовать рекомендациям педагога, то данное нарушение письма можно успешно корректировать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование эстетической воспитанности у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира"

Статья "Формирование эстетической воспитанности у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира"...

Теоретические основы формирования письма у детей младшего школьного возраста

Дисграфия. Роль фонематического восприятия в формировании письменной речи. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников...

Пропуски букв на письме у детей младшего школьного возраста.

Одна из центральных проблем, возникающих у детей на начальной стадии обучению письму - это пропуск букв. Это случается потому, что- недостаточно развит фонематический слух;- слабо развито внимание;- н...

Статья: "Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста".

Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста ....

Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"

Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"...

Формирование каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста

В данной статье рассмотрены основные методы формирования каллирафических навыков у младших школьников.Для эффективного овладения детьми навыками чистописания необходимо вести работу в комплексе, испол...