Классный проект:" Снижение агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста через игровые технологии"
проект (1 класс) на тему

Макаенко Ирина Анатольевна

Дети младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессивных проявлений характеризуются тем, что усложненную ситуацию воспринимают как угрожающую, неадекватно реагируют на замечания, советы, просьбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа « Снижение агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста через игровые технологии»

Актуальность.

На момент проведения первичной диагностики в процессе наблюдения  в поведении  у некоторых школьников отмечалось  в течение дня невыраженное колебание настроения от вялости до повышенной возбудимости. Иногда случались между детьми конфликтные ситуации, драки, которые разрешались при помощи взрослых. У некоторых детей наблюдались реакции негативизма, дурашливое поведение. Эти дети в состоянии перевозбуждения, утомляемости становились расторможенными, отвлекались на посторонние раздражители.

Проявление детской агрессии является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Агрессивность современных детей является актуальной в нынешних условиях нашей жизни, так как она носит в себе определенные психические особенности, затрагивающие не только окружающих ребенка людей, она создаёт трудности и для самого ребенка, в его взаимоотношениях с окружающими.

Гипотеза : дети младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессивных проявлений характеризуются тем, что усложненную ситуацию воспринимают как угрожающую, поэтому они находятся в постоянной готовности к защите и неадекватно реагируют на замечания, советы, просьбы.

В соответствии с этим мы предполагаем, что игровые технологии будут способствовать предупреждению агрессивных проявлений если:

- будет иметь место их соотнесенность со стадиями отреагирования гнева;

- выбор содержания игр будет отражать их значимость и интерес для детей младшего школьного возраста;

-руководство игрой не будет отвергать развития самостоятельности, инициативы детей.

Цель: 

в результате реализации проекта по окончанию обучения в 1 классе:

- не менее чем у 45% детей « группы риска» снизится показатель агрессивных проявлений,

- у 10% незначительные изменения (в пределах 1-2 баллов) в снижении агрессивных тенденций,

- у 45% школьников поведение останется не у худшится.

Задачи:

 – провести теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;

  – изучить  особенности агрессивного поведения, личностного развития у детей младшего школьного возраста;

-разработать измерители уровня агрессивного поведения учеников;

- организовать проведение тренинговых занятий;

- составить коррекционно-развивающую программу по снижению уровня агрессивных проявлений на основе игровых технологий;

- провести  коррекционно-развивающей работу с использованием игр, направленную на преодоление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

- провести рефлексию проделанной работы

Мониторинг

Наблюдение.

Опросные методики (анкетирование).

Психологические методики(рисунки)

План- сетка

Этапы и сроки

Содержание деятельности

Продукт

Орг. форма

Действия учителя

Действия ученика

1 Этап запуска проекта

третья неделя сентября

 

Вычленение проблемы: Выявление детей с агрессивным поведением, определение уровня  причин.

Получение данных о количестве детей, причинах агрессии и уровне агрессивного поведения.

Анкетирование, наблюдение,

Готовит листы для ответов родителей, проводит анкетирование (диагностика А.Басса и А.Дарки), анализирует результаты,

 

Отвечают на вопросы, предложенные учителем, выбирая положительный или отрицательный ответ

первая неделя октября

 

Вычленение проблемы: Выявление детей с агрессивным поведением, определение уровня  причин.

психологический рисунок по графической методике «Кактус»

организует и проводит графическую методику «Кактус»: выдает детям чистый лист для рисунков, простой карандаш

дети рисуют кактус таким, каким его представляют

 

2 Этап реализации проекта

Первая  неделя ноября

Знакомство. Узнаем друг друга-коррекционное занятие.

Цель создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия; установление контакта между детьми.

демонстрирование вариантов знакомства; выработка приветствия в группе, психологическое раскрепощение участников в группы

игра

Предоставляет на практике отработать различные способы знакомства

Играют в игры: «Паровозик», «Съедобное-несъедобное»

Вторая неделя ноября

Занятие 2. Учимся сотрудничать. Чувствуем друг друга.

Цель: Развитие навыков конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству.

Оптимизирование внутригруппового сотрудничества; приобрести позитивный его опыт.

игра

Учитель устанавливает определенные правила, которые помогут детям справиться с гневом, Создает условия для закрепления навыков в игре, обучает релаксационным техникам.

Знакомятся с приемами саморегуляции (скажи «стоп», посчитай до 10,сожми и разожми кулаки).

Первая неделя декабря

Занятие 3. «Кто Я?».

Цель: активизация процесса самопознания; повышение активности и самооценки ребенка.

заложить основы процесса самопознания; формирование позитивного  образа «Я»; способствование повышению самовосприятия.

игра

Педагог предлагает охарактеризовать себя : «Кто Я»- внешность, чувства, особенности поведения.

Отвечают на вопросы, используя четыре варианта ответов. показывают графический образ своего «Я». Характеризуют себя : «Кто Я»- внешность, чувства, особенности поведения, По желанию ребенка можно использовать для рассказа свои рисунки, игрушки.

Вторая неделя января

 Занятие 4. Мир эмоций и чувств.

Цель: распознавание собственных эмоций и чувств, определение пользы и вреда эмоций.

Ребенок овладеет способностью оценивать собственное настроение и настроение других; улучшать навыки управления собственными чувствами и эмоциями

игра

 Педагог указывает на возможные неприятные последствия плохого настроения и предлагает детям сделать со своими рисунками то, что они хотят в данный момент: положить в свою папку для рисунков, подарить кому-нибудь, а может, и разорвать, смять и выбросить, если настроение мрачное и тоскливое.

. Будут рисовать свое настроение.  Озвучивать свои рисунки: по очереди говорить, на какое время года, природное явление, погоду похоже настроение. .

Первая неделя февраля

 Занятие 5. Уважая себя, уважай других.

Цель: развитие толерантного отношения к другим людям.

-

. Формирование терпимого отношения  к другим людям и умения  принимать помощь от других;

игра

Предлагает придумать как можно больше различных вариантов поведения, возможных в ситуации, изображенных в рассказе.

Прослушивание рассказа, обыгрывание его по ролям.

Предлагаются разные  варианты, в зависимости от поведенческой ситуации.

Вторая неделя марта

Я и другие. Я Занятие 6. Я и другие. Все люди разные.

Цель: показ разнообразия человеческих типов поведенческих реакций и возможностей совместного проживания.

.  

Получение данных об изменении уровня агрессии. формирование способности считаться с различиями между людьми; развитие терпимого отношение к различиям в поведении людей; привитие ценностного отношение к «иному».

игра

Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. При этом они называют присущие им качества, которые записываются на доске. По окончании упражнения педагог побуждает детей сделать вывод о том, что люди отличаются друг от друга не только внешними, но и внутренними свойствами и качествами.

Отвечают на вопросы анкеты, используя четыре формы ответов.

Приветствуют друг друга, называют присущие качества друг друга, записывают их на доске. Делают вывод о том, что люди отличаются друг от друга

Четвертая неделя марта

Занятие 7. Давайте  жить дружно.

Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру.

Овладение навыков конструктивного поведения

Тренинг (ролевая игра)

Составляет  вместе с ребенком перечень «трудных ситуаций», обсуждает варианты поведения, обсуждает последствия вариантов, создает условия для проигрывания вариантов.

Выбирает позитивный вариант поведения в проблемной ситуации, закрепляет позитивный вариант поведения в ролевой игре

Первая неделя апреля

Занятие 8. Товарищество и дружба.

Цель: развитие представлений о товариществе и дружбе и умении их поддерживать.

Овладение элементами конструктивного поведения.

игра

Вовлекает учеников в коррекционную работу игр, направленных на коммуникационную кооперацию.

В игре закрепляют навыки позитивного межличностного общения. ( Найди друга», «Кто позвал», «Мои друзья».)

3 Этап

Заключительный (диагностика и анализ)

Третья неделя апреля

Диагностика для изучения агрессивных проявлений : Графическая методика «Кактус

Получение данных об  изменении уровня агрессивного поведения, подтверждение или опровержение гипотезы.

 Графическая методика «Кактус»

Готовит и проводит диагностику

Готовит листы для рисунков учеников, проводит диагностику проводит анкетирование

Рисуют кактус таким, каким они его представляют

 Вторая неделя мая

» Оценка результативности проекта

Коррекционная работа, направленная на развитие позитивной самооценки. .

Получение данных об  изменении уровня агрессивного поведения, подтверждение или опровержение гипотезы.

Диагностика  «HAND - ТЕСТ» - проективная методика исследования личности

 Готовит и проводит диагностику.

Отвечают на вопросы, предложенные учителем,

                                                                            Риски

- отсутствие детей по тем или иным причинам;

- отсутствие умения у учителя  организации тренинговых занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»

Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения» (из опыта работы)

В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по  теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

   Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...

Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".

Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....

Мастер-класс: «Развитие познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста, через игровые технологии»

Мастер-класс содержит игровые технологии, которые помогают в развитии познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста....

Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия...