Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".
методическая разработка (2, 3, 4 класс) на тему

Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекция ЗПР младшие школьники29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  развития познавательной сферы, коммуникативных навыков, ЭВС и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Составитель:  педагог-психолог Левина Е.А.

Москва 2016

Пояснительная записка.

Актуальность данной программы заключается в том, что последнее время все чаще в общеобразовательные школы приходят учиться дети с задержкой психического развития. Это обуславливает дальнейшую работу педагога-психолога по развитию таких деток. Главной целью работы педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в образовательном учреждении является сопровождение такого ребенка на протяжении всего процесса обучения, помощь в освоении образовательной программы, развитие всех психических сфер для успешного обучения в рамках его возможностей.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР .

При работе с ребёнком  учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.

Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития детей, развитие речи и коммуникативных способностей,  коррекцию эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности, коррекцию агрессивного поведения (если оно присутствует).

Программа рассчитана на весь учебный год. Она состоит из 60 занятий. Частота: по 2 занятия в неделю. Продолжительность одного  занятия 30 минут.

Цель: коррекция и психопрофилактика личностной ,эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой  сфер ребенка.

Задачи:

- купирование трудностей, сопровождающих учебный процесс.

- развитие личностных особенностей учащегося.

-  развития познавательной сферы ребенка.

- развитие навыков самоконтроля.

- повышение школьной мотивации.

- купирование отклоняющегося поведения.

- купирование агрессивных проявлений по отношению к другим детям.

Ожидаемые результаты:

Повышение учебной мотивации, уменьшение количества трудностей обучения, развитие коммуникативных навыков, умение контролировать свое поведение.

Основные блоки работы

Коррекционный блок

Содержание работы

Прим

1

Развитие познавательной сферы

Развитие памяти

Развитие мышления

Развитие внимания

Развитие творческих способностей

2

Развитие речи и коммуникативных способностей

Развитие речевых навыков и функций, работа над звукопроизношением

Работа над развитием фонематического слуха

Работа над предложением и связной речью

Формирование изобразительно – графических способностей, развитие мелкой моторики

Коррекция несовершенного навыка чтения

Формирование понимания текста

3

Развитие навыков социальной компетенции

Понимание мотивов собственных действий и действий других людей; принятие разных социальных ролей и действовие в соответствии с ними в контексте ситуации;

Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирован6ие результатов действий и поступков; регулирование конфликтов

4

Предупреждение отставаний и нежелательных тенденций в личностном развитии

Упражнения на развитие произвольной сферы (регуляция и контроль)

Мотивационный блок

5

Эмоциональная сфера

Формирования позитивного настроя на занятия

Снятие напряженности и скованности, снятие напряженности

Повышение самооценки, формирование адекватного отношения к себе

Коррекция тревожности, отработка страхов

6

Коррекция агрессивного поведения.

1. Приобретение навыков самоконтроля.

2. Осознание своего поведения.

3.Приобретение навыка решать конфликты спокойно, без проявлений агрессии.

4. Развитие эмпатиии, рефлексии.

5. Формирование умения отвечать за свои слова и поступки.

Планирование коррекционно-развивающих занятий

педагога-психолога.

Тема занятия

Содержание занятия

1

«Хорошо много знать!»

Мотивационные упражнения. Игра «Настроение в цвете», Игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться".

2

«Запоминай, играя!»

Психогимнастика.

Упражнения на развитие памяти.

 Графический диктант.

3

«Думай, анализируя!»

Психогимнастика.

Упражнения на развитие мыслительных операций.  

4

«Я в мире людей»

Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирование результатов действий и поступков; регулирование конфликтов.

5

«В гостях у сказки!»

Психогимнастика.

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления

Графический диктант.

6

«Я – ученик»

Упражнения на развитие мотивации к учению

7

«Угадай слово!».

Психогимнастика. Развитие концентрации внимания, слуховой памяти.

Развитие наглядно-образного мышления.

Шифровка.

8

«Развитие самопознания и индивидуальности»

Мой портрет. Я сегодня, вчера и завтра.

9

«Найди лишнее…!»

Психогимнастика.

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Копирование.

10

Речевые упражнения

Упражнения на правильное дышание, ритмирование. Чистоговорки, скороговорки.

11

«Ожившая картинка!»

Психогимнастика. Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

12

Психо- мышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

13

«Загадки» , пословицы, поговоки

Развитие способности по ряду признаков определять предмет, понимание пословиц и поговорок.

14

 Игры на укрепление мышц и позвоночника, тренировку правильного дыхания

Упражнения на правильное дыхание, ритмирование, укрепление артикуляционного аппарата.

15

 «Просьба и мое отношение к ней»

Психокоррекционное занятие. Беседа.

16

Пальчиковая гимнастика. Основы самомассажа.

Самомассаж. Пальчиковая гимнастика. Наша ладонь.

17

Речевые упражнения

Чистоговорки, скороговорки. Развитие артуляционного аппарата. Звукобуквенный анализ.

18

«Учусь слышать и запоминать!»

Психогимнастика. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций .

19

Работа с текстами.

Рассказы Л.Н.Толстого. Чтение. Понимание. Пересказ

20

Психо – мышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

21

Интеллектуальный тренинг

Корректурные пробы, «Найди отличия», «Что изменилось».

22

Повышение скорости чтения

Чтение таблиц слогов.

23

Занятие с элементами арт – терапии «Мои чувства»

Рисование красками.

24

«Аналогии»

Развитие аналитического мышления.

25

«Я в другой роли»

Навыки конструктивного поведения через ролевой тренинг: «Чему меня могут научить трудные ситуации».

26

«Кляксы»

Расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка .

27

 Развитие произвольной сферы

Упражнения «Говори наоборот», «Рукавичка».

28

«Знакомство со страной чувств. Страх».

Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов.

Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом.

Обучение способам релаксации и дыхательным техникам.

29

«Сложи узор»

Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

30

«Учись, рассуждая!»

Психогимнастика. Развитие логического мышления. Поиск закономерностей    Графический диктант.

31

 Расскажи сказку.

Упражнения с элементами сказкотерапии. Проигравание сказки с помощью бумажных кукол.

32

 «Учусь говорить и читать»

Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

33

Психо - мышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

34

«Кто ясно мыслит – ясно излагает…!»

Психогимнастика. Развитие речевого синтеза.  Совершенствование мыслительных операций.  

35

«Слушаем себя»

Игра «Гости», «Море волнуется…»,этюд «Слушаем себя», упражнение «Шестое чувство», этюд «Радуга», рисование на тему «мой самый счастливый день».

36

Снятие эмоциональной напряженности

Игра «Пожалуйста», Беседа о вежливости и грубости «Волшебное слово», упражнение «Наши эмоции», упражнение «Нравится - не нравится», упражнение «Продолжи предложение», упражнение «Сбрось усталость», этюд «Слушаем себя».

37

Наши эмоции

Игра «Угадай эмоции», беседа «Наши страхи», рисование на тему «Мой страх», упражнение «я-волшебник», упражнение «3 желания», упражнение «Дерево».

38

Самоконтроль

Игра «Жучок», упражнение», «С кем я дружу а с кем нет», ролевое проигрывание ситуации «Шляпа», упражнение «Возьми себя в руки».

39

Наш внутренний мир

Этюд «Зарядка для лица», беседа «Наш внутренний мир», этюд «Слушаем себя», ролевое проигрывание ситуации «Меня обидели», беседа «Как выпустить пар», упражнение «Воздушный шарик».

40

Остановись и подумай

Упражнение «Боксерская груша», упражнение «Кулачки»,Упражнение «Обойдемся без драки», Беседа «Почему мы деремся», Упражнение «Остановись и подумай», этюд «Я в гневе».

41

Невербальное и вербальное общение

Этюд «Разговор через стекло», Игра «да-диалог, нет-диалог», Беседа «Как мы говорим «нет»», ролевое проигрывание ситуации «Помирись с другом», упражнение «Скажи мне, кто твой друг».

42

Как правильно реагировать?

Игра «Рано-рано два барана», беседа «Два барана»,упражнение «Ласковые имена», игра «Комплименты», беседа «Мои добрые дела», упражнение «Самое лучшее».

43

Эмпатия

Беседа «Сочувствие», упражнение «Орехи»,игра «Положительный герой», беседа «Наши недостатки», упражнение «Я глазами других».

44

Самоанализ

Этюд «Какой я разный»,этюд «Два сердитых мальчика», беседа «Когда я сержусь», упражнение «Выставка», упражнение «неприятный диалог», упражнение «Грязные руки».

45

Самоконтроль

Этюд «Слушаем себя», упражнение «Уходи злость», игра «Соблюдай дистанцию», упражнение «Слушаем себя», упражнение «Черепаха».

46

Добрые дела

Беседа «Наказание и поощрение», упражнение «План моих добрых дел», этюд «куры и петух», этюд «Слушаем себя».

47

Рефлексия

Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа «Все люди разные», беседа «Как не надо себя вести».

48

Мой гнев        

Выявление причины гнева. Переключение внимания и агрессии.Упражнение «Стукни кулаком».Игра «мешочек криков».Упражнение «Гневный листок». Прощание «Подари улыбку».

49

Если я злюсь…        

Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков.Упражнение «Если я злюсь…».Упражнение «Спектакль».Упражнение «Счет до десяти».Игра «Зайчики».

50

Верь в себя        

 Развитие положительной самооценки. Формирование у ребенка уверенности в себе. Беседа «Вера в себя».Рисование «Автопортрет» .Рассказ «Мой лучший поступок»

51

Ты любим        

Формирование эмоциональной комфортности и спокойствия у ребенка. Рисование «Моя семья».Упражнение «Я хороший».Лепка «Солнце».

52

Люби других        

Развитие положительного отношения к близким и окружающим. Конструирование «Подарок другу».Игра «Глаза в глаза».Игра «Море».

53

Бежим от злости        

Релаксация.Обучение техники снятия физического напряжения.Гимнастика .Игра «Дрова». Игра «подушки».

54

Помощь        

Развитие чувства эмпатии. Социализация ребенка. Беседа «Помощь».Лепка «Старичок»

Игра «Доктор или медсестра».

55

Знаток чувств        

Развитие чувства эмпатии. Игра «Знаток чувств».Игра «Угадай чувство».Игра «Актер»

Рисование «Мое чувство».

56

Словарик хороших слов        

Закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения        . Игра «Словарик хороших слов».Игра «Поводырь».Игра «диспетчер».

57

Снятие эмоциональной напряженности

Игра «Пожалуйста», Беседа о вежливости и грубости «Волшебное слово», упражнение «Наши эмоции», упражнение «Нравится - не нравится», упражнение «Продолжи предложение», упражнение «Сбрось усталость», этюд «Слушаем себя».

58

Наши эмоции

Игра «Угадай эмоции», беседа «Наши страхи», рисование на тему «Мой страх», упражнение «я-волшебник», упражнение «3 желания», упражнение «Дерево».

59

Наш внутренний мир

Этюд «Зарядка для лица», беседа «Наш внутренний мир», этюд «Слушаем себя», ролевое проигрывание ситуации «Меня обидели», беседа «Как выпустить пар», упражнение «Воздушный шарик».

60

Рефлексия.

Беседа «Как я изменился», упражнение «Лучшее во мне».

Список используемой литературы.

  1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998.
  2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие. – СПб, 2007.
  3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2002.
  4. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. – Л., 1970.
  5. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-у изд. – М.: Генезис, 2011. – 216 с.
  6. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования \\ Педагогика. – 2003. - №5
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения М: Гном-пресс. 2002.
  8. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности \\ Психологический журнал. – 1996. - №5.
  9. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996.
  10. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
  11.  Адшова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. - 1988.- №4.
  12. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М., 2002.
  13. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М., 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

 Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...

Формирование эмпатийного поведения у детей младшего школьного возраста

Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет  роль эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные о...

Коррекция межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии...

Использование мнемотехники при коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи. Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно ...

Классный проект:" Снижение агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста через игровые технологии"

Дети младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессивных проявлений характеризуются тем, что усложненную ситуацию воспринимают как угрожающую, неадекватно реагируют на замечания, советы, просьбы...

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия.

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия....

Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия...