Использование мнемотехники при коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Филатова Валентина Анатольевна

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи. Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию .

Цель использования мнемотехники: развитие речи, памяти, мышления, зрительного восприятия, воображения, внимания у учащихся 2-4 классов с нарушением письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mnemotehnika.doc50 КБ
Файл mnemotablitsy-prilozhenie_k_state.docx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Филатова Валентина Анатольевна – учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС Пушкинского района Санкт-Петербурга

Использование мнемотехники при коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста

Филатова Валентина Анатольевна-учитель-логопед школьного логопункта

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Центр психолого-медико социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга (ГБОУ ЦПМСС Пушкинского района).

Нарушение письма (дисграфия) – одна из актуальных проблем среди учащихся 2-4 классов. Чаще в письменных работах учащихся 2-4 классов наблюдаются разнообразные дисграфические ошибки, которые говорят о смешанной дисграфии: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных; перестановки букв, добавления букв; пропуски, перестановки, добавления слогов; пропуски предлогов, слов; оптические замены; замены букв, соответствующих фонетически близким звукам; аграмматизмы [1]. Установлено, что дисграфия обусловлена несформированностью высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Поэтому в работе с младшими школьниками мы используем мнемотехнику на каждом логопедическом занятии.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи. Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию [2].

Цель использования мнемотехники: развитие речи, памяти, мышления, зрительного восприятия, воображения, внимания у учащихся 2-4 классов с нарушением письма.

При разработке мнемотаблиц мы опирались на дидактический материал по мнемотехнике Н.А. Гурьевой [2].

Разработанные мнемотаблицы и овладение приемами работы с ними, облегчают процесс коррекции письма.   Решаются задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
  • развитие тонкой моторик рук;
  • развитие связной и письменной речи [3].

Этапы работы с мнемотаблицей:

  • рассматривание мнемотаблицы;
  • беседа по содержанию мнемотаблицы (перекодирование информации);
  • запоминание в течение некоторого времени;
  • мнемотаблица убирается, и дети воспроизводят её графически по памяти [2].

  В статье рассмотрим мнемотаблицы, которые используются на логопедических занятиях. Материал в  каждой мнемотаблице соответствует лексической теме логопедического занятия.

Рис. 1. Мнемотаблица на тему «Осень».

Перекодирование информации: 1.Буква «О» – первая буква в слове «осень». 2. Осенью птицы улетают на юг. 3. В слове «осень» два слога. 4. Осенью листья желтеют и опадают с деревьев. 5. В слове «осень» пять букв. 6. Ранней осенью в лесу собирают грибы. 7. Часто осенью бывает дождь, и появляются лужи. 8. Осенью в садах созревают яблоки. 9.Осенью нужен зонт, чтобы не промокнуть.

Рис. 2.  Мнемотаблица на тему «Урожай».

Перекодирование информации: 1.Ранней осенью собирают овощи: картофель, морковь, свёклу, помидоры.2. Овощи можно складывать в корзину. 3. В слове «урожай» второй слог «ро».4. На яблоне созревают яблоки.5. В слове «урожай» первый слог «у». 6. Лопата нужна для того чтобы выкапывать картофель. 7. В ведро можно складывать картофель и другие овощи. 8. Третий слог в слове «урожай» – «жай». 9. Для того чтобы овощи не погибли, их нужно поливать.

Рис. 3.  Мнемотаблица на тему «Зима».

Перекодирование информации: 1. Зимой выпадает снег, в воздухе кружатся снежинки. 2. Валенки – обувь, которую носят зимой. 3. Цифра 2 – в слове «зима» два слога. 4. «Зи» – первый слог в слове «зима». 5. Зимой катаются на санках. 6. Зимой появляются сосульки. 7. Цифра 4 – в слове «зима» четыре буквы. 8. Зимой многие ребята лепят снеговиков. 9. «Ма» - второй слог в слове «зима».  

Рис. 4.  Мнемотаблица на тему «Новый год».

Перекодирование информации: 1. Ёлка - это атрибут празднования Нового года. Её наряжают, вокруг ёлки водят хороводы. 2. Новый год наступает в ночь с 31 декабря на 1 января. 3. Мешок с подарками можно поставить под ёлку. 4. В Новый год снеговика ставят под ёлку. 5. Цифра 2 – два слога в слове «новый». 6. Дед Мороз - главный сказочный персонаж на празднике. 7. Новогодний шарик – это ёлочное украшение.  8. Буква «н» - это первая буква в слове «новый». 9. Цифра 1-  один слог в слове «год».

Рис. 5.  Мнемотаблица на тему «Март».

Перекодирование информации: 1. В марте солнце светит ярче и начинает пригревать землю.2. Цифра 3 – три согласных звука в слове «март». 3. На ветках набухают почки и появляются первые листочки. 4. Грачи – вестники весны.5. Буква «м» – первая буква в слове «март». 6. Весной люди мастерят скворечники для птиц. 7. Цифра 1 – в слове «март» один слог. 8. Весной появляется капель. 9. Буква «т» - последняя буква в слове «март».  

Рис.6.  Мнемотаблица на тему «Май».

Перекодирование информации: 1. В мае бывают дожди. 2. Буква «м» – первая буква в слове «май». 3. В  мае часто бывают грозы. 4. В мае расцветает сирень. 5. В мае появляются насекомые. 6. После дождя появляется радуга. 7. Цифра 1 – один слог в слове «май». 8. Буква «а» – вторая буква в слове «май». 9. Две палочки – 2 согласных  звука в слове «май».

Опыт работы показывает, что использование на занятиях мнемотехники, дает положительную динамику, у учащихся значительно уменьшается количество дисграфических ошибок.

Таким образом, использование мнемотехники позволяет сделать процесс коррекции смешанной дисграфии наиболее эффективным. Дети с удовольствием работают с мнемотаблицами, у них повышается интерес к занятиям, развивается мотивация.

Список литературы

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской  - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  2. Гурьева Н.А. Комплект дидактических материалов по мнемотехнике. СПб, 1999.
  3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. – 2008-  №4. -- С.102 -115.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

 Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...

ПРОГРАММА "КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДИСГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в ...

Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".

Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии осв...

Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».

Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...

Теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста

Нарушения письма (дисграфия) является  распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Дисграфия является большей частью врожденным расстройством, когда процесс письма изначально ...

Рабочая программа учителя-логопеда: «Коррекция оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста»

        Программа предназначена для работы с детьми при оптической форме дисграфии. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образ...