"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
консультация по логопедии

Халитова Эльмира Маратовна

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики, начиная с самого раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_rannego_vozrasta.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                    «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

                                                                                                        Халитова Э.М.,

                                           учитель-логопед  МБОУ  ППМС «ЦДиК» НМР РТ,

                                                                  высшая квалификационная категория

    Раннее детство – время формирования многих полезных умений и навыков, которые используются в течение всей жизни. Навык формируется путём повторения движений или серии движений в определенном порядке, с целью оттачивания их точности и силы, а также их автоматизации.

    Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше он развивается. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребёнка. Поэтому, важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша, начиная с самого раннего детства.

    Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы:

-  движения и действия, совершаемые всем телом

-  движения и действия, совершаемые руками

    Обе группы невероятно важны в жизни любого человека. Большинство навыков формируются в детстве, а затем используются каждым из нас на протяжении жизни. Развитие многих умений – шить, вязать, делать поделки из различных материалов – учат планировать действия, искать оптимальный путь выполнения практической задачи, находить и исправлять ошибки, что в значительной степени влияет на развитие мышления ребёнка.

    У большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками, сейчас же многие операции выполняют за человека машины. Все эти изменения отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

Развитие мелкой моторики рук у детей  необходимо начинать уже с пеленок. Давно известно, что на кончиках пальцев находится много нервных окончаний. Через них можно действовать на центр развития речи, который находится в головном мозге. Развитие мелкой моторики рук помогает ему быстрее начать говорить.

   Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения в школе.  

   Как определить уровень развития речи ребенка первых лет жизни? Попросите ребенка показать один пальчик, два, три. Если ему удается изолированно двигать пальцами – это говорящий ребенок, если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. Пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.

  Развитие движений рук включает:

- развитие хватания:

  ребёнок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определяет место предмета в пространстве, учитывает форму, величину предмета, учится хватать предметы кулаком, щепотью или указательным и большим пальцами;

- развитие соотносящих действий:

 ребёнок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета;

- подражание движениям рук:

особенно важно научить ребёнка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

- развитие движений кистей и пальцев рук:

ребёнок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения.

   В ход проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся согласованными, а движения пальцев дифференцируются.  

 Малышам с трудом даются нелёгкие задачи по развитию движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому, в работе необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Занятие не должно быть длинным, не допускать переутомления ребёнка.
  2. Подбирать игры по уровню сложности, в зависимости от возраста и его умений.
  3. Занятие обязательно следует обыграть – придумать интересный сюжет.
  4. Игры с мелкими деталями проводить под контролем взрослого.

Мелкая моторика пальцев рук – это различные движения и упражнения для пальчиков, задачей которых является не только осязание, но и правильные движения мелких мышц.

Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук, -  бусы и шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях и др. Полезно использовать и различные материалы, развивающие моторику рук, - пластичные (тесто, пластилин, глину), сыпучие (крупы, бобовые, песок и др.), природный материал.  

  Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Эффективный метод развития моторики рук – массаж (по методике О. Приходько):

1.Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» - 6-8 раз, отдельно на каждой руке.

2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребёнка одновременно (за исключением большого пальца) – от 2до 4 раз на каждой руке отдельно.

3. Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребёнка от её середины до основания пальцев с переходом на движения по внутренней стороне большого пальца – 2-4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек»).

4. Точечные нажатия большим и указательными пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребёнка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза («мы вот так шагаем – топ-топ-топ»).

5. Отведение и приведение большого пальца ребёнка в трёх направлениях: вперёд-назад, в бок – в сторону, по кругу.

6. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребёнка по направлению «от периферии к центру» - 5-6 раз.

Использование массажных мячиков оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.

Игра «Собрать шишки». Дайте ребёнку корзинку или ведёрко и пусть собирает рассыпанные по полу шишки. Особенно интересно играть на тему стишка про мишку:

В играх с сыпучими материалами (крупы, зёрна, бобовые, макароны, песок) учим ребёнка использовать различные инструменты. При помощи ложки, совка, воронки учим пересыпать вещества из одной ёмкости в другую. Пересыпать крупу — ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.

В играх «Копилка», «Покорми друга» — опускаем различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в прорези на коробочках и баночках.

Поставьте на поднос две чашки: слева чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую. Получаемые в процессе таких занятий тактильные ощущения положительно влияют на развитие рук.

Вариант игры с манкой – рисуем пальчиком, можно предложить родителям. На поднос насыпать слой манки и попробовать пальцем нарисовать что-нибудь. Для начала мама водит рукой малыша и рисует простые рисунки: фигуры, волнистые и прямые линии. Потом ребёнок сам пробует свои силы.

Дети любят рвать и мять бумагу. Это первое, что они с ней сделают. Это занятие приносит детям удовольствие, а также первое знакомство со свойствами бумаги.

Для развития силы рук и развития хватания можно предложить ребёнку смять в комки ненужные листы бумаги. Используя полученные бумажные комки, можно поиграть в «снежки». Можно завернуть мелкие игрушки в фольгу, приготовить сюрпризы. Также можно использовать упражнение  «Утюжок» - разгладить скомканные листы бумаги ладошкой.

Во время игр с водой ребёнок учится собирать губкой воду со стола, выжимать губку, вылавливать предметы из воды. Налейте в тазик или глубокую миску немного воды и киньте туда несколько мелких шариков или мелких игрушек. Ребёнку дайте ситечко или ложку в зависимости от размеров предметов и владения навыком. Задача малыша – выловить все предметы и положить их в другую тарелку. Сначала помогайте ребёнку, потом пусть пробует сам. Переливать воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания). Переливать воду из детского чайника в чашку.

Рисование карандашами, мелом, кисточкой, пальчиковыми красками тоже хорошо развивает мелкую моторику рук. С детьми можно лепить из пластилина, солёного теста. Это хорошо развивает силу рук. Солёное тесто больше подходит для первого знакомства с лепкой. Оно мягче и безопаснее пластилина. Можно приготовить его в домашних условиях, а можно купить готовое. Первое, что показываем ребёнку – это то, как тесто мнётся, меняет форму, как отщипывать кусочек, скатывать колбаску, втыкать разные мелочи в него. Можно оставлять отпечатки на тесте пальчиками, различными фигурками и формочками. С ребёнком старше 1,5 лет можно сделать ёжика. Сформируйте из пластилина тело ежа. Возьмите спички и покажите ребёнку, как сделать иголки. Пусть малыш тоже попробует.

Игрушки-вкладыши  способствуют развитию тонких движений пальцев, соотносящих движений рук. Эти игры развивают самостоятельность, внимание, цветовое и целостное восприятие предмета. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

Игры с прищепками развивают силу рук, дифференцируют движения пальцев.  Вырезав из плотного картона шаблоны тучки, елочки, ежика, рыбки, солнышка, можно с помощью прищепок  делать колючки для ежика, лучики солнышку, плавники рыбке и т.д. В первое время малыш будет только снимать прищепки, но постепенно научится, и надевать их самостоятельно.

Выкладывание из счетных палочек   развивает внимание, воображение,  дифференцирует движения пальцев, знакомит с геометрическими фигурами.

Мозаика  развивает соотносящие движения, хватание мелких предметов щепотью или двумя пальцами, способствует развитию сообразительности и творческих способностей ребёнка. Поначалу можно использовать мозаики крупные, с выпуклыми деталями, затем плоские.

Конструкторы и наборы строительных материалов развивают силу рук, тонких движений пальцев, способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству. Желательно, чтобы принцип соединения  деталей у конструкторов был различным.

Для развития тонких движений пальцев можно использовать шнуровку. Это может быть яблочко, груша, ягодка с червячком на нитке, большая деревянная пуговица и т.д. Умение попадать в маленькое отверстие тоже надо развивать. Шнуровка  не только разовьёт движения рук, но и приучит ребёнка к самостоятельности.

Нанизывание бусин близко к занятию со шнуровками. Для детей продаются готовые развивающие игры. А можно просто взять макароны с большими дырочками. Вместо нитки использовать толстую проволоку. Множество игр можно придумать с обычными пуговицами. Крепко пришейте пуговицы разных цветов и размеров на кусочек ткани, и вы получите отличный материал для обогащения сенсорного опыта малыша.

Игра с матрёшкой тоже является развивающей. Кроме того, она наглядно познакомит с понятиями большой - маленький, больше-меньше. Полезным занятием, укрепляющим пальчики, является нажимание разных кнопок. Тут помогут различные музыкальные игрушки и книжки с кнопками.

Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.

Стоит запомнить простую вещь: игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослого. Систематические занятия с ребёнком ведут к положительной динамике развития речи, его всестороннему развитию, а в дальнейшем и успешной подготовке к школе. Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро заметите, что движения рук вашего малыша с каждым разом становятся более плавными, скоординированными и чёткими.

Значение развития мелкой моторики:  

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

          Литература:

  1. Полякова М.А. как правильно учить ребёнка говорить. Стимулирование развития речи детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Издание второе, переработанное и дополненное/ Полякова М.А. – М.: Т. Дмитриева, 2014. – 192 с.
  2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми М.: Владос, 1994 г. – 344 с.
  3. Крупенчук О. И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 32с.: ил. – (Серия «Первые шаги»)
  4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.: ил.
  5. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет/ Елена Янушко. – М.: Теревинф, 2014. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Таким образом, развиваются навыки ручной...

Статья: "Значение квиллинга в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста."

Очень остро стоит проблема с мелкой моторикой у детей дошкольного возраста. Моя статья поможет раскрыть некоторые стороны этой проблемы. ...

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Пальчиковая гимнастика. Массаж и самомассаж.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением и памятью, поэтому считаю, что тема " Развитие мелкой моторики" являет...

Мастер-класс для родителей с детьми "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством техники "миллефиори"

Проводила мастер-класс для родителей вместе с детьми на тему "Развитие мелкой морики у детей раннего возраста посредством техники "миллефиори". Мастер-класс был напрвлен на сближение и ...