Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».
статья по русскому языку (4 класс) на тему

При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели:       

  • развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;
  • организация взаимодействия между детьми и взрослыми в соответствии с принципами гуманистической психологии;
  • дать ученикам психологические средства, обеспечивающие их личностное саморазвитие.

Для реализации данных задач  мы применяем различный материал: литературные произведения; проблемные ситуации (решение какой-либо проблемы); драматизация ситуаций, придуманных детьми; конфликтные ситуации из реальной жизни или литературы; различные творческие игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №88.

Педагогический проект

на тему: «Развитие творческой активности

младших школьников в различных видах

деятельности на уроках русского языка».

 Выполнила: Козлова Наталия Васильевна

                       г.о.Тольятти,

                       МБУ СОШ №88,

                       учитель начальных классов

г.о. Тольятти

Содержание:

  1. Актуальность темы.
  2. Цель  и задачи.
  3. Методы и механизмы реализации проекта.
  4. Рабочий план реализации проекта.
  5. Предполагаемые результаты.
  6. Механизм оценки результатов (диагностика в приложении)
  7. Дальнейшее развитие проекта.
  8. Список литературы и источников.
  9. Приложения.

  1. Актуальность темы.

Актуальность данной темы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Наше время - время экономических, политических и нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Появилось широкое поле возможностей для реализации сил и способностей человека, но в нем нет однозначных ориентиров, и  за подрастающее поколение борется множество религиозных и идеологических течений. Это требует от человека умения делать осознанный выбор, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свою судьбу и судьбу своей страны, творчески подходить к решению проблем, то есть быть субъектом собственной жизни. Изменился идеал человека современного общества: это уже не горящий общей идеей фанатик, подавляющий собственную индивидуальность ради принадлежности к общему  делу, когда достаточно было соответствовать общественным ожиданиям, чтобы   жизнь сложилась удачно. Единство ожиданий, определяющееся политикой государства,  сменилось многообразием культурных пространств, в которые одновременно оказывается включенным подрастающий человек. По словам В.И. Слободчикова, переживаемая сейчас историческая ситуация характеризуется множеством разрывов в общественной жизни, сложившаяся система образования «хронически опаздывает». Если раньше «правильный путь» был определен и задачей  образования было только передать ценности и способы деятельности старших поколений (было ясно, чему учить и как), то сейчас, на наш взгляд основная задача образовательной практики – выращивание личности, способной к самоопределению и саморазвитию в постоянно меняющихся условиях и умеющей с одной стороны приспосабливаться к ним, а с другой -     оставаться независимым..

 Творческий потенциал – динамичное интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации в творчестве

Творческий потенциал является интегративным многоуровневым образованием, которое позволяет человеку получать объективно и субъективно новые результаты. Это личностные возможности человека по реализации творчества, характер их проявления зависит от конкретных характеристик действительности, в которых оказывается личность, и от нее самой (ее мотивации, волевых качеств, креативности, самостоятельности, уверенности в себе и др.)

  Творческий потенциал – характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении, саморазвитии на основе духовно-нравственных ценностей

Творческий потенциал является исходной предпосылкой для саморазвития человека. Он представляет собой совокупность готовности, возможности и способности личности осуществлять деятельность, цель которой заключается в выражении своей «самости» . Творческий потенциал - основа способности созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно»

         Творческий потенциал представляет собой качество личности, свидетельствующее, с одной стороны, о ее готовности к участию в новых видах деятельности, к проявлению творческого подхода к решению различного рода задач, с другой стороны, о ее способности реализовать имеющиеся возможности в ситуациях выбора.

Анализируя научную литературу и ответы экспертов, приходим  к выводу, что основными критериями «творческости» являются следующие личностные особенности:

  • высокая самооценка;
  • открытость новым идеям;
  • устойчивость к неопределенности;
  • независимость;
  • настойчивость;
  • умение чувствовать проблему;
  • гибкость.

Совокупность этих характеристик является составной частью положительной «Я-концепции».

Как показывают исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерса, В. Сатир, Э. Фромма и многих других), потребность в самовыражении является основной в человеческой жизни.
               
Как и всякая потребность, она нуждается в адекватных способах удовлетворения и реализации. Парадоксом творческого самовыражения является то, что для его осуществления необходимо овладение культурными нормами.
               
Овладение этими нормами — гарантия того, что творческое самовыражение будет осуществляться в определенных культурно заданных пределах, не принося обществу вреда и не разрушая его основ. К тому же культурно выработанные средства самореализации представляют собой материал, используемый в творческом самовыражении.
               
Если процесс личностного развития завершается усвоением культурно заданных образцов, то это ведет личность к тупику — к омертвению, стереотипизации, шаблону. Если же это усвоение является лишь этапом личностного роста, за которым следует свободное и гибкое развитие средств для выражения собственной индивидуальности, то это открывает человеку практически безграничные возможности для личностного роста.

Компонент

готовности

Функция

компонента

Критериальная характеристика

компонентного состава

готовности личности

Мотивационный

Мотивационная

Потребность в творческом саморазвитии;

мотивы интереса,  долга,  ответственнос-

ти;  ценностное отношение к человеку,

к творчеству, к собственным творческим

возможностям

Содержательный

(ориентационно-

знаниевый)

Ориентационная

Знания о феномене творчества, закомер-

ностях творческого процесса;  системные

знания о мире и представления о месте

человека в нем; убеждения в творческой

преобразовательной миссии человека;

знание методов творческой деятельности

(сенектика, морфологический анализ)

Процессуальный

Практическая

Умения и навыки, необходимые для твор-

ческой деятельности, способность к твор-

ческой деятельности,  умения и навыки

конструктивного взаимодействия в соци-

альном окружении в процессе творчества

Эмоционально-

волевой

Регулирующая

Особенность протекания эмоционально-

волевых процессов,  способность к воле-

вой саморегуляции

Рефлексивный

Оценочная

Способность к рефлексии

  1. Цель и задачи.

Цель:

  • развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;
  •  организация взаимодействия между детьми и взрослыми в соответствии с принципами гуманистической психологии;
  • дать ученикам психологические средства, обеспечивающие их личностное саморазвитие.

Задачи:

  • Восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребенка.
  • Позитивно подкреплять все идеи и ответы ученика.
  • Использовать ошибку как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
  • Максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям ребенка.
  • Создать климат взаимного доверия.
  • Обеспечить независимость детей в выборе и принятии решений.
  • Использовать интеллектуальные задачи, которые невозможно решить обычными способами.

Образовательные:

  • познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета
  • научить находить их в тексте;
  • расширить лексический запас учащихся;
  • формировать умение распознавать роль прилагательных в речи.

Развивающие:

  • развитие воображения, памяти, пространственного , ассоциативного мышления, интуиции, как факторов формирования творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать в группах;
  • развивать умение работать с текстом;

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к урокам русского языка и литературного чтения путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку.

          Для реализации данных задач  мы применяем различный материал: литературные произведения; проблемные ситуации (решение какой-либо проблемы); драматизация ситуаций, придуманных детьми; конфликтные ситуации из реальной жизни или литературы; различные творческие игры.

  1. Методы и механизмы реализации проекта.
  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Проблемные
  • Составление схем
  • Составление предложений по схемам
  • Творческое письмо
  • Творческие речевые игры
  • Ролевые игры и задания

  1. Рабочий план реализации проекта.

До начала проекта:

  • планируется стартовая презентация;
  • подготавливаются материалы по формирующему оцениванию;
  • подготавливается дидактический материал.

Подготовительный этап:

  • стартовая презентация;
  • обсуждение темы проекта;
  • организация групп (1 – наблюдатели, 2 – исследователи, 3 – экспериментаторы);
  • постановка задач перед группами;
  • распределение обязанностей в группе;
  • обсуждение источников информации.

Основной этап:

  • сбор информации;
  • работа с упражнениями, текстами учебника, словарями, поиск материала в интернете;
  • знакомство учащихся с критериями оценивания;
  • подведение промежуточных итогов (1 группа – составляет сказку «Волшебники-прилагательные»,  2 группа -  выполняет творческое задание «Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь!», 3 группа – работает с литературным текстом «Я слово ищу необычное, звучное…»)

Итоговый этап:

  • отчет о проделанной работе;
  • защита продуктов деятельности учащихся;
  • тестирование детей;
  • планирование дальнейшего развития проекта.

  1. Предполагаемые результаты.
  • Учащиеся узнают о роли имен прилагательных в русском языке, их правописании, научатся точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
  • Научатся работать с текстом, выделять в нем заданную часть речи (имена прилагательные), определять лексическое значение слова.
  • Научатся работать в группе.
  • Научатся находить, систематизировать, обобщать материал и использовать его в дальнейшем.

Название группы

Гипотеза

Задачи

исследования

1

Наблюдатели

Мы предполагаем, что речь человека может обходиться без имен прилагательных

  • Выделяют прилагательное, как самостоятельную часть речи;
  • Упражняются в возможности составления предложений без прилагательных;
  • Составляют сказку «Волшебники-прилагательные»

1

Исследователи

Мы предполагаем, что без прилагательных речь человека бедна и невыразительна

  • Составляют словарь прилагательных на заданную тему;
  • Выполняют творческое задание по обогащению литературного текста именами прилагательными «Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь».

3

Экспериментаторы

Мы предполагаем, что употребление различных прилагательных с одними и теми же существительными не изменяет смысл предложения.

  • Подбирают синонимичный ряд имен прилагательных;
  • Составление таблицы синонимов.

  1. Механизмы оценки результатов (диагностика в приложении)

1. Тест по теме «Имя прилагательное» ( приложение 1)

2. Работа в парах: выполнение творческих заданий по карточкам (приложение 2)

3. Работа с художественным текстом

  • найди в тексте имена прилагательные;
  •  проанализируй, насколько выразительным является текст без имен прилагательных;
  • замени данные имена прилагательные прилагательными синонимичного ряда.

4. Творческие речевые игры

1. Игры с буквами

Дидактическая цель: в игровой форме закрепить знания о буквах, помочь ученикам в овладении чтением, расширить словарный запас, научить сосредоточенности, усидчивости, развить наблюдательность, логическое мышление, творческое воображение, речь.

“Буквы вокруг меня”

Учитель просит учеников оглядеться в классе и назвать все предметы, которые окружают их, но только в алфавитном порядке.

Например: А – азбука, Б – бант, В – вешалка, Г – гардины и т. д.

“Картина”

Рассмотрите картину художника (читается название картины и имя автора). Учитель просит найти на картине все предметы на определенную букву.

“Портреты букв”

Во время изучения букв, учитель спрашивает о том, на кого или на что похожа та или иная буква.

Например: А – крыша дома, В – бабочка, сложившая крылья и т. д.

Ученик рисует портреты букв, придумывает слова на данную букву.

“Цепочка”

Учитель определяет тему игры, например: “Птицы на букву с”.

Первый ученик называет слово: снегирь.

Второй ученик должен повторить это слово и прибавить свое: снегирь, соловей.

Например: снегирь – соловей – свиристель – сорока – синица – сова – сыч – стриж – сокол – сорокопуд.

“Замените букву”

Учитель предлагает заменить в словах одну букву, образовать новые слова. Сом (дом), сук (сок), рама (мама), мука (муха), карта (парта), стол (стул), корка (горка) и т. д.

“Спрячь слова в букву”

Учитель предлагает спрятать некоторые слова в букву “О” (по принципу ребуса):

в “о” л – вол

в “о” т – вот

в “о” з – воз

в “о” р – вор.

Спрятать имена в букву “А”:

В “а” ля – Валя
В “а” ря – Варя
В “а” ня – Ваня.

“Вычитание букв”

Учитель предлагает от слова “победа” отнимать по 1 букве. Получать новые слова. Чтобы было интересно, можно прочитать сказку С. Погореловского “Что случилось с буквой П?”.

Варианты для игры:

Коля – Оля – ля – я

Малина, овраг, спор, улей, муха, уход.

С одним из слов можно сочинить сказку.

“Волшебный домик”

Учитель прикрепляет к доске домик (вырезан из плотной бумаги) и в пустые окошки вписывает буквы. Ученики должны отгадать, какие слова живут в этом домике.

Например:

к, т, о, л, я (кот, кто, ток, Толя, Коля).

о, с, а, к (оса, коса, сок).

л, к, у, ж, а (лужа, жук, лук, уж, лак).

“Сказка про буквы”

После того как ученики познакомились с буквами, подружились с ними, полюбили их, узнали их “характер”, можно предложить им сочинить сказку про буквы.

Она может начинаться так: “В некотором царстве, в Азбучном государстве жили – были 33 красавицы – буквы…”.

2. Игры со словами

Дидактическая цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.

“Собери словечко”

Учитель предлагает задание: из каждой строчки выписать только те буквы, которые не повторяются. Из оставшихся букв собрать новые слова.

в с о р н в о р е г (снег)
н а ж м м ж а н е й 
(иней)
ю ф к у т д б д о л ю 
(футбол)
р и з б м о к р и м с з 
(бокс).

“Добавь букву”

К предложенным согласным подобрать гласные и составить слова.

М г з н (магазин)
П с д 
(посуда)
Р б т 
(работа).

“Конструктор”

1. Переставить местами слоги так, чтобы получились слова. Из каждой строчки исключи лишнее слово.

а) кейхок

нистен

вотжи

болфут

(хоккей)

(теннис)

(живот)

(футбол)

Б) расест

разеб

бакабут

тецо

(сестра)

(зебра)

(бабушка)

(отец)

2. Слова разбить на слоги. Из слогов составить новые слова.

По – мол, тка – ни, я – ма

(молния).

Ве – нок, ка – тер

(ветер).

Вью – нок, га – раж

(вьюга).

“Составь слова”

  1. Учитель называет ученикам и записывает на доске какое – либо слово, из букв которого нужно как можно больше составить новых слов. Например: топор.

Можно составить такие слова: ропот, рот, порт, пот…

Слова для игры: комар, человек, полька.

  1. Используя все предложенные буквы, составь как можно больше слов:

Т, у, ш, а, к.

О, к, т.

  1. К предложенным согласным подобрать гласные и составить слова (имена существительные в единственном числе).

М, г, з, н.

Р, б, т.

  1. Из каждой строки выписать только те буквы, которые не повторяются. Из оставшихся букв собрать два слова.

В с о р н в о р е г (снег)
И а ж м м ж а н е й (иней).

“Снежно-звуковой ком”

Так же, как снежинки образуют снежный ком, можно “слепить”ком из звуков и назвать его снежно – звуковым. Сначала договариваемся с детьми, из каких звуков гласных или согласных будем “лепить” наш ком.

Например, лепим ком из гласных звуков, обозначающих мягкость согласных.

Я
Я – е.
Я – е – ё.
Я – е – ё – ю.
Я – е – ё– ю – и.

“Лепим” ком из звуков согласных твердых.

Т
Т – р.
Т – р – н.
Т – р – н – д и т. д.

“Слоговые цепочки”

Учитель произносит первый слог: ма. Следующий игрок повторяет этот слог и добавляет свой, начинающийся на тот же звук: (МА – МО – МИ – МУ…).

Выигрывает тот, кто повторит самую длинную слоговую цепочку.

Цепочки можно придумывать и с обратными слогами: ок – от – ор – ощ…

“Только веселые слова”

Учитель определяет тему. Дети по очереди называют определенные слова.

“Веселые слова”: клоун, радость, смех, цирк.

“Зеленые слово”: лист, арбуз, огурец, яблоко…

“Ласковые слова”: мамочка, сестренка, котенок…

“Ручеёк”

Учитель делит класс на 2 команды. Игроки каждой команды вынимают из своей коробки карточки со словами. Составляют пары из рифмующихся слов, сочиняют четверостишия.

1 коробка: ромашка, шишка, мяч, собака, сосна, полка, белка, чайник, сарай, лежит, новый, умная.

2 коробка: букашка, малышка, калач, бежит, весна, иголка, тарелка, начальник, загорай, забияка, толковый, шумная.

“Продолжи пару”

Учитель называет слова, ученики придумывают свои, которые будут соотноситься друг с другом:

Отлично – 5.

Доска – мел.

Хорошо – ? (4).

Тетрадь – ? (ручка).

“Слова – мячики”

Для игры нужен мяч. Учитель бросает мяч ученику и одновременно произносит слово, например, “горький”. Ученик должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением (“сладкий”).

Варианты задания: назвать слова – антонимы, синонимы, названия городов, цветов, животных и т. д.

“Слово – сказка”

Учитель пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку. Слово пишется вертикально и “расшифровывается”.

Ц – царевна
В – весна
Е – ель
Т – тепло
О – ожерелье
К – красавица.

3. Игры с предложениями

Дидактическая цель: научить строить логически завершенное предложение. Развивать ассоциативное и образное мышление, внимание, память, творческое воображение, стремление сочинять, фантазировать, мечтать, формировать навык разговорной речи.

“Общее предложение”

Учитель предлагает всем вместе сочинить интересное красивое предложение. Условие учитель произносит первое слово, дети добавляют по одному слову таким образом, чтобы получилось логически завершенное предложение. Если кто – то из учеников почувствовал, что предложение состоялось, закончилось, он говорит: “Стоп!”.

Например: “В красивом лесу…”
“На школьном празднике…”
“Морозным зимним…”

“Телеграмма”

Учитель пишет на доске слово и просит учеников придумать телеграмму, в которой каждое слово соответствует определенной букве.

Например, Сумка.

Телеграмма из зоопарка: “Сегодня убежал медведь! Караул! Администрация.

“Узнай меня”

Учитель нескольким ученика дает предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, форма, материал, что ест, где живет и т. д. не называя сам предмет. Остальные ученики угадывают о чем шла речь, исправляют, дополняют сказанное.

Например: “Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно видеть на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду”. (Чайник).

“Что такое хорошо и что такое плохо”

Учитель делит класс на 2 команды. Показывает детям предмет (рисунок). Одна группа ищет достоинства этого предмета (чем он хорош), а другая – недостатки (это плохо).

Например: Стакан.

Первая группа: стакан красивый, на нем оригинальный рисунок. Он прозрачный. Сквозь стенки хорошо виден цвет жидкости. (Это хорошо).

Вторая группа: стакан хрупкий. Его легко разбить. У него нет ручки, горячий чай трудно держать. (Это плохо).

“Продолжи пословицу”

Учитель читает начало пословицы, ученики подбирают продолжение.

Например:

Век живи…
Не в свои сани…
В гостях хорошо…
Без труда…

“Аукцион народных мудростей”

Учитель организует игру – аукцион. Выставленные товары (рисунки, открытки, фотографии и т. д.) можно купить только за знание пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, народных примет.

“Шкатулка сказок”

В конверте (шкатулке) лежат рисунки, загадки или карточки с именами сказочных героев. Дети отгадывают сказку, пересказывают понравившийся эпизод.

Сказки “наизнанку”

Детям предлагается в известной сказке поменять главных героев местами, то есть добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми, трусливых – храбрыми.

Например: Волк в сказке “Волк и семеро козлят” добрый, заботливый, а Коза – злая. В “Сказке о рыбаке и рыбке” не старик просит у рыбки подарки, а рыбка – у старика.

“Салат из сказок”

Детям предлагается взять два слова: имена героев из разных сказок и попробовать сделать их героями одной сказки.

Например:

Карлсон и Мальвина.
Незнайка и Чебурашка.
Кот в сапогах и Серый волк.

“Если вдруг…”

Учитель предлагает ученикам какую – либо неординарную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения.

Примеры ситуаций:

Если вдруг на Земле исчезнут.

– все пуговицы.

– все учебники и т. д.

Что тогда произойдет?

Если бы у меня был(а): живая вода, цветик – семицветик, сапоги – скороходы…?.

“Что было бы, если…”

Учитель предлагает ученикам пофантазировать, сделать какие – либо предположения по данному началу:

Что было бы, если:

– дельфины могли разговаривать?
– солнце стало синим?
– у мальчишек не было карманов?
– исчезли все кнопки?
– люди перестали разговаривать?
– не было ручек и карандашей?
– дневник умел разговаривать?
– сбежали все учебники?
– каникулы длились 9 месяцев в году?
– футбольный мяч научился говорить?
– боксерские перчатки сделали из шоколада?

“Если бы, да кабы…”

Учитель предлагает закончить начатое им предложение. Поясняет, чтобы предложение получилось законченным, надо представить себя тем, о ком (о чем) идет речь.

Схема построения предложения: “Если бы я был(а) кем – то (чем – то), то я бы…, потому что (чтобы)…

Например:

– Если бы я была фруктом, то зеленым и невкусным лимоном, чтобы меня никто не съел.

– Если бы я был автомобилем, то “Запорожцем”, покрашенным в черный цвет, потому что я был бы похож на “Мерседес”.

Продолжите:

– Если бы я был(а) Улицей, то я…

– Если бы я был(а) Волшебником, то…

Другая тематика:

– Я хотел(а) бы узнать…

– Я радуюсь, когда…

– Я грущу, когда…

– Если бы я мог(ла) научить всех в мире одной вещи, то это было бы…

– Я думаю, что мое имя означает

  1. Дальнейшее развитие проекта.

В наше время в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает к этому не готов. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать творческий потенциал, обнаружить свою неповторимость, уникальность. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение предъявить себя миру является проблемой для большинства людей. Люди действуют по заранее заданным программам, схемам, шаблонам. Такая запрограммированность поведения приводит к переживанию бессмысленности своего существования, к возникновению чувства протеста против требований общества, которые не позволяют отклоняться от принятых норм.

Данный проект и предложенные в нем формы работы позволят открыть новые возможности для развития воображения, пространственного мышления

  1. Список литературы и источников.

  1. Беленький Г.И. Интеграция //Г.И.Беленький// Лит. в шк. 2003, №8
  2. Беньковская Т.Е. Русский язык и литература в школе –

межпредметные связи или интеграция. Рус. Словесность, 2002, №3.

3. Гибидилина И. Интегрированный урок. Нар. Образование, 2006, №12.

4. Глинская Е.А., Титова Н.В. Межпредметные связи в обучении. Тула, ГПИ,

2003.

5. Грищенко Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития

Интереса к учебным предметам. Нач. шк. 2004, №11.

6. Максимова В.Н. Интеграция в системе

образования. СПб. ЛОИРО, 2000.

7. Огонькова Т.В. Интегрированное обучение

в начальной школе на основе сюжетного построения

учебных занятий. Нач. шк. 2003, №1.

8. Данильцева З.М. Об интеграции уроков русского

 языка и литературы. Рус. Словесность, 2001, №5.

  1. Приложения.

Приложение 1.

Тест по теме «Имя прилагательное»

  1. Что такое имя прилагательное?
  • Часть слова
  • Часть речи
  • Часть текста
  • Часть предложения
  1. Что обозначает имя прилагательное?
  • Ум
  • Действие
  • Предмет
  • Признак

3. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

  • Кто? Что?
  • Какой? Какая? Какое? Какие?
  • Что делает? Что сделает?

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?

  • С глаголом
  • С существительным
  1. В какой строке приведены только имена прилагательные?
  • Весёлая, весёлое, весёлые, веселье
  • Кудрявые, солнечный, дуэт, грядочка
  • Холодная, красивый, тонкое, колючие
  • Мирный, примирение, миролюбивый, мир
  1. В каком сочетании слов прилагательное лишнее?
  • Бумажные обои
  • Ветряная мельница
  • Смышлёные ученики
  • Весёлый весельчак

Приложение 2

Карточка 1.

Перед вами текст. Ознакомьтесь с ним. Прочитаем. Вместо точек вам нужно подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. Опорные слова даны ниже.

Пришла ……….. зима. Кругом лежит …………..снег. На реке ……… лёд. Для ребят настали …………деньки. Можно лепить …………. бабу, ходить на лыжах, бегать на коньках.

Опорные слова:

Хрупкий, холодная, долгожданная, пушистый, белый, толстый, тонкий, весёлые, снежную.

Карточка 2.

Самостоятельная работа.
Работа по карточкам.
– Имена прилагательные

золотые, свинцовые, говорливые, тяжелые

употребите в прямом и переносном смысле, подобрав к ним соответствующие имена существительные. Запишите получившиеся словосочетания. С одним из них составьте предложение и запишите его.

Карточка№3. 
Исправь ошибки в поговорках и подчеркни ту поговорку,
В которой нет имени прилагательного.
а) Полк в овечьей шкуре.
б) Жди у горя погоды.
в) В здоровом теле – здоровый пух.

Л. К. Веретенникова

Развитие творческого потенциала

современного школьника

Для реализации сформулированных в модели целей образовательного

процесса определены необходимые принципы его организации и педаго-

гические средства. В их число вошли:

а)  принципы (гуманизации, гуманитаризации, демократизации, учета

взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики

в поведении и деятельности человека,  развивающей и личностноори-

ентированной направленности обучения, системности и последователь-

ности);

б)  содержание, представленное знаниями о психологии и педагогике

саморазвития,  о специфике творчества,  о творческом подходе в реше-

нии частных и общих, учебных и личностных задач, об аксиологическом

аспекте творчества человека; а также представления о творческой само-

детерминации личности, о творческом потенциале человека и современ-

ных данных о способах его эффективного развития,  психотехнологий

решения креативных задач и ситуаций;

в)  технологии,  ведущими признаками которых является направлен-

ность:

–  на обучение способам творческого решения задач и проблем;

–  актуализацию субъектного опыта школьников;

–  предоставление участникам образовательного процесса субъектной

позиции, способствующей их самоопределению;

–  обеспечение благоприятного психологического климата,  демократи-

ческой атмосферы взаимодействия;

–  обучение навыкам конструктивного взаимодействия и творческой

самореализации;  оказание педагогической поддержки,  стимулирова-

ния личностного роста и развития обучаемых;

–  гармонизация психического состояния,  формирование установки на

творческую самореализацию;

)  педагогические условия. В их число вошли: компетентность педа-

гогов в управлении развитием творческого потенциала учащихся; инди-

видуальный подход к учащимся,  активизация их личностного раз-

вития;  обеспечение учащимся субъектной позиции,  предоставление

возможности самоопределения в образовательном процессе; диалогичес-

кий,  фасилитаторский стиль педагогического общения;  благоприятный

психологический климат; создание на основе образовательного процесса

развивающего образовательного пространства, признание его учащимися

фактором собственного развития.

Выявлены также условия, при которых образовательное пространство

приобретает развивающую направленность. Это происходит, если:

–  приоритетами образовательного процесса выступают: признание само-

ценности всех его участников; целостный взгляд на ребенка, направ-

ленность развивающего влияния образовательного процесса на все

сферы, а не только на интеллект личности (на эмоционально-волевую,

потребностно-мотивационную);

–  происходит формирование готовности учащихся к творческому само-

развитию для реализации их творческого потенциала в структуре

целей образования;

–  субъекты образовательного процесса достигли ценностно-смыслового

единства  (по целям – гуманистически ориентированного, по техноло-

гиям обучения – развивающего, по содержанию обучения – гуманитар-

но насыщенного);

 –  субъектам в образовательном процессе предоставлены возможности

для творческой самореализации,  обеспечивающие самоопределение

и стимулирующие потребности в творческом самовыражении.

Основными направлениями работы по созданию развивающей среды

и ее влиянию на формирование творческого потенциала являются:

–  интеллектуальное развитие обучающихся (мышление, память, творчес-

кое мышление, речь), повышение их креативности;

–  социально-психологическое развитие,  предполагающее понимание

и принятие себя и других, взрослых и детей, повышение уверенности

в себе;

–  физическое, связанное с развитием двигательной активности, мотори-

ки ребенка;

–  коммуникативное развитие как средство приобретения приемов эффек-

тивного общения и взаимодействия с другими;

–  введение и отработка новых видов интеллектуальной работы, освоение

учениками методов творческой деятельности;

–  снятие барьеров, ограничений, препятствующих развитию креативности

Есть десять человек, уверенных, что этого не может быть. И наверняка знают это.

Потом приходит один, кто этого не знает… вот он и делает открытие.

Эйнштейн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Презентация инновационного педагогического проекта на тему: «Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

В  современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности"

Теоретические аспекты изучения проектной деятельности  как условия  развития творческих способностей  младших школьниковПрактика описания работы по формированию  условий для развит...

Образовательный проект на тему «Развитие креативного мышления младших школьников через использование «Lap book» на уроках английского языка.

Технологии не стоят на месте, вместе с ними меняется общество, и возникает необходимость воспитания нового поколения в соответствии с требованиями не только настоящего времени, но и будущего. Эти пере...