Взаимодействие школы и родителей как залог успеха учебно-воспитательного процесса.
статья на тему

Шестопалова Нина Ивановна

Данное выступление можно использовать во время проведения родительских собраний, выступлений на педсоветах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад41.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Время показало, что комфортность условий обучения – вещь необходимая, но недостаточная.

Все яснее становится понимание роли семьи в формировании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Каким вырастет ребенок, во многом определяет его положение в семье.

А это положение бывает самым различным:

– нормальным, когда родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;

– ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растет, как сорная трава; либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Экономическая нестабильность, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказываются на воспитании детей. Между тем, какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса играет семья.

К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем воспитания ребенка. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование своих детей. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Современные семьи развиваются в новых условиях противоречивой общественной ситуации.

     Для нас важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.

      Поэтому в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

      Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Для этого необходимо определить содержание и формы взаимодействия семьи и школы и выделить несколько приоритетных направлений.

1. Организация диагностической работы по изучению семьи.

     Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, взаимоотношения ученика с родителями. Классный руководитель (учитель) может использовать следующие методы диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование,  изучение школьной документации (личного дела школьника, его медицинской карты и др.)

2.        Организация психолого-педагогического просвещения родителей

-родительские собрания;

-конференция- это форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей;

-день открытых дверей;

3.        Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением.

Родители могут выступать за различные изменения, помогать в реализации программ развития школы и участвовать в управлении школой через:

1.        Родительские комитеты (классные и общешкольные);

2.        Родительские Советы (отцов, матерей);

3.        Попечительские Советы;

     Любой классный руководитель в своей практике использует все эти формы работы, но остаётся значительный ряд вопросов.

      Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей.

Существуют типичные страхи родителей:

– страх перед тем, что ребенок не получит хорошего образования, а значит, не займет достойного места в жизни. Причем понятие «хорошая школа» часто отождествляется ими с понятием «престижная школа». Возможности ребенка, его комфортность зачастую во внимание не принимаются вообще;

– страх перед тем, что учитель не полюбит, не примет ребенка со всеми его проблемами. И здесь родители либо стараются наладить личные отношения с учителями, либо начинают выступать в роли экспертов действий педагогов;

– страх, что ребенка будут обижать в школе. В этом случае мы часто сталкиваемся с заменой воспитания у ребенка умения взаимодействовать с другими детьми воспитанием агрессивности;

Все это показывает, почему так важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.

Главная задача, которую должны решить педагогический коллектив и родительская общественность – это нахождение взаимопонимания.

Безусловно, всегда легче работать с семьей, где родители охотно идут на контакт с учителем. А как быть с неблагополучными семьями? Тут выступают другие приемы и решения. Они более трудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда приводит к успеху. Многие учителя с этого и начинают, но когда убеждаются, что не получается, используют то, что им подвластно, – меняют обстоятельства жизни ребенка в школе. Окружают ученика вниманием и заботой, дают возможность почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха.

Но не надо торопиться отгораживаться от родителей из неблагополучных семей. Говорят, что капля камень точит. Необходимо попытаться заставить и таких родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.

Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей.

Сегодня многое из этого можно найти в интернете и услышать в СМИ. Все это так. Но все же никто другой не сможет оказать конкретную практическую помощь отцам и матерям ученика, придать стройность и логическую взаимосвязанность причин и следствий того или иного педагогического явления. Только учитель.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

– в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

– в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.

Первый запрет – это запрет на установление личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет – запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.

Если правильно организовать педагогическое взаимодействие, то участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом станет активнее. Учителя и родители как партнеры в учебно-воспитательном процессе дополняют друг друга.

У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе».

Хотите ли Вы, не хотите ли.Но дело товарищи, в том,Что прежде всего мы – родители,А всё остальное потом.Р. Рождественский. School8.centerstart.ru...

Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе

Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе.Статья - «Раз ступенька, два ступенька, три ступенька». Цели: Формирование положительной мотивац...

«Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса» ( Педсовет)

Семья является базисом для реализации задатков и способностей человека, важнейшим социальным инструментом, располагающим широкимДиапазоном уникальных средств влияния на формирование саморазвитие лично...

Выступление на педсовете по теме: «Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса»

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Отношен...

«Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса»

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Отношен...