Главные вкладки

    Формы и методы работы с родителями (выступление на педагогическом совете "Взаимодействие школы и родителей")
    методическая разработка по теме

    Формы и методы работы с родителями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formy__i_metody_raboty_s_roditelyami.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление классного

    руководителя 3  класса

    Аникановой Т.В.

    на педагогическом совете «Взаимодействие семьи и школы»

    МОУ гимназии № 9 г.Королева Московской области

    Формы и методы работы классного руководителя с родителями.

    «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает  первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»

    (Лев Кассиль)

    Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

    Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы и методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка. Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся является проявляемая забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребенку стать полноценной личностью в современной жизни.

    Формы работы с родителями:

    Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада ний и т.д.

    Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

    Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

    Лекция это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

    При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

    Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое само воспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

    Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
    Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, пред шествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
    Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

    Практикум — это форма выработки у родителей педагогичес ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа гогического мышления родителей-воспитателей.
    В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

    Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
    День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

    Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из роди телей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.
    Темой диспута может служить любая спорная проблема семей ного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».

    Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

    Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
    Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон сультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
     

    Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. 

    В практической работе с родителями учащихся  классный руководитель использует разные формы взаимодействия, как коллективные, так и индивидуальные. Причем в том и другом случае, реализуется как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

     формы работы:

    1. живой разговор
    2. телефонный звонок
    3. опросники и анкеты
    4. посещение занятий
    5. родительские собрания
    6. помощь в организации деятельности
    7. досуговые мероприятия
    8. совместное творчество
    9. индивидуальные консультации
    10. посещение детей на дому
    11. благодарственные письма
    12. родительский мастер-класс
    13. СМИ (презентация в социуме)
    14. родительские лектории
    15. информационный стенд
    16. совместные занятия
    17. КТД
    18. родительские гостиные

    Универсальной формой взаимодействие педагогов и родителей является родительское собрание.

    Виды родительских собраний, которые проводим многообразны:

    1. Организационные
    2. Собрания совместно с учащимися
    3. Презентации семей
    4. Пресс-конференции
    5. Ролевые игры
    6. Собрания - исследование
    7. Интерактивное  родительское собрание

    Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями обучающихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:

    1. обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
    2. доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
    3. позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

    Вся деятельность классного руководителя с родителями обучающихся в нашей школе представлена следующими направлениями:

    1. изучение семей и условий семейного воспитания;
    2. составление социального паспорта
    3. информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;
    4. психолого-педагогическое просвещение родителей;
    5. взаимодействие с родительским комитетом;
    6. совместная деятельность родителей и обучающихся.

    Изучение семей и условий семейного воспитания

    В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем. Для того чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи, классные руководители посещают семьи и знакомятся с ними в естественной и неформальной обстановке.

    В ходе посещения классные руководители выясняют условия, созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые обязанности, интересуются, как организован досуг ребенка, каков его круг общения. Классные руководители стараются понять стиль жизни семьи, ее уклад, чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, определяют уровень педагогической образованности родителей, оценивают их умение организовать жизнь и деятельность в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка.

    В ходе таких посещений педагогу необходимо быть очень тактичным: не начинать характеристику ребенка с негативного, не настаивать на раскрытии семейных секретов, не превращаться в сплетника.

    После посещения и изучения семей классные руководители составляют социальный паспорт класса.

    Эффективным методом работы наряду с посещением семей является индивидуальная педагогическая консультация. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

    Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход классного руководителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?». Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность, выражение готовности к оказанию помощи семье, конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

    Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе

    На первом же родительском собрании классные руководители знакомят родителей с целью и задачами своей будущей деятельности, с планом учебно-воспитательной работы, совместно с родителями обсуждают возможные пути реализации данной программы в семейном воспитании.

    На последующих родительских собраниях классные руководители информируют родителей об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах, о проводимых в классе мероприятиях и участии в них обучающихся.

    Психолого-педагогическое просвещение родителей

    Самая распространенная форма работы учителя с родителями – это родительские собрания. Классные родительские собрания проводятся 4раза в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы в классе, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы.  Необходимо уделять внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии ребенка, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей.

    Семья, как известно, играет главную роль в формировании личности ребенка. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры родителей именно на родительских собраниях. С этой целью в каждом классе классные руководители делают сообщения на темы родительского всеобуча в течение всего учебного года.

    Взаимодействие с родительским комитетом

    Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих свое место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы. Руководит работой родительского коллектива родительский комитет. В него входят наиболее опытные, инициативные родители.  Родительский комитет совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании детей класса, а также в укреплении материально-технической базы школы.

    Совместная деятельность родителей и обучающихся

    Это направление очень важно, т.к. решает следующие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей.  

    Реализация данного направления осуществляется через организацию совместных досуговых мероприятий. Родители помогают классному руководителю в подготовке внеклассных мероприятий, принимают в них участие. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, экскурсии и походы в музеи, театры, планетарий и т.д. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов и увлечений. К сожалению, активность родителей снижается, когда дети переходят в среднее и старшее звено. Но даже единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

    Все рассмотренные направления, формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

    Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

    Мастер-класс на тему "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

    В моём выступлении представлены методы и приёмы работы на занятиях с детьми с ограниченными возможностями....

    Мастер-класс "Активные формы и методы работы с детьми с ОВЗ в начальной школе"

    Цель   выступления: познакомить педагогов с активными методами обучения и рассмотреть их применение  в работе с детьми с ОВЗ...

    Мастер-класс: "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."

    В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступн...

    Выступление на тему "Формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ".

                   Формы и методы работы  с родителями обучающихся с ОВЗ....

    АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Цель   выступления: познакомить с активными методами обучения и рассмотреть их применение  в работе с детьми с ОВЗЗадачи мастер-класса:познакомить с активными методами обучения;способст...