Выступление на педсовете. «Тема: "Проблемы и трудности во взаимодействии педагога с родителями, воспитывающими детей с тяжелой и глубокой УО, поиск путей взаимоотношений с ними"»
статья

Лебедева Лариса Евгеньевна

В данном материале рассмотрены проблемы, возникающие при общении с родителями детей с ОВЗ и предлагаются пути их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

Выступление на педсовете

«Тема: "Проблемы и трудности во взаимодействии педагога с родителями, воспитывающими детей с тяжелой и глубокой УО, поиск путей взаимоотношений с ними"»

Классный руководитель

1- А класса

Лебедева Лариса  Евгеньевна

Смоленск 2023.(Март).

Тема: "Проблемы и трудности во взаимодействии педагога с родителями, воспитывающими детей с тяжелой и глубокой УО, поиск путей взаимоотношений с ними"

Актуальность.

    В соответствии с Законом  "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед образовательным учреждением, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".
Педагоги заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание ребенка происходит в условиях одновременного влияния семьи и образовательного учреждения.
К сожалению, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

Непонимание между семьёй школой всей тяжестью ложится на ребенка.

С каждым годом в школу приходит все больше детей с тяжёлой и глубокой УО, отягощенной множественными нарушениями развития. При этом в медкарте стоит диагноз ЗППР, заключения ПМПК написаны как под копирку и не дают никакой информации кроме АООП, варианта обучения,  СИПРа и прописанной необходимости на класс тьютера и (!!!) ассистента (помощника) для выполнения сангигиенических продседур. Некоторые абсолютно не владеют никакими навыками самообслуживания.

С каждым годом всё труднее находить общий язык с родителями таких детей, которые часто видят в школе просто передышку для себя. И которым очень трудно со своими детьми. Многие настроены негативно, т.к. трудности накладывают отпечаток на видение окружающей действительности.

(Ознакомительные короткие видео 3 по 20 сек. Письменные разрешения родителей на фото- и видеосъёмку имеются).

Медицина не всегда приходит на помощь. Бывает и наоборот (Давид, Паша)

Цель взаимодействия семьи и школы.

   Помощь семье в деле воспитания и обучения детей. Поэтому цель и задачи воспитания, процесс обучения,  должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями

Цель взаимодействия  - поиск путей комфортного и продуктивного взаимодействия.

Задачи взаимодействия семьи и школы.

 -Активизировать и обогатить  знания и умения родителей, касающиеся процесса обучения и воспитания.

-Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и образовательным учреждением на основе Федеральных государственных требований.

Решение возникающих вопросов мирным путём. Создание благоприятных условий для развития детей.

Принципы сотрудничества с семьёй.

  -Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

- Цель и задачи образования и воспитания хорошо понятны не только педагогам, но и родителям

-Доброжелательный стиль общения.

-Позитивный настрой на общение

-Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье

-Сотрудничество

Эффективность  - в создании атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованности учителя в решении проблем ребенка и искреннее желание помочь семье.
Способы взаимодействия.

    Необходимое условие  - доносить до родителей реальную информацию о поведении, успехах и неудачах ребёнка. Т.к. ложь в таких случаях имеет эффект бумеранга. Многие ходят на частные платные занятия, считая со слов преподавателей, что ребенок делает большие успехи благодаря им.

Реальная картина печальна. Родители ожидают всё большего, но нет и минимума. Рано или поздно это проявляется. С другой стороны, услышав, что всё хорошо, родители тут же стараются использовать это в своих интересах (например, определить в ГПД ребёнка, который по состоянию здоровья должен иметь щадящие условия, не владеет навыками самообслуживания, не понимает, что хочет в туалет).

   Для создания позитивного настроя находить и доносить до родителей даже мельчайшие реальные достижения детей. (Хотя даже это не всегда находит отклик). Для этой цели в том числе используется Вайбер – отсылка коротких позитивных видео родителям об их детях  - улыбки, игры, моменты деятельности и результат деятельности, совместные положительные фото и видео. (Демонстрация фотографий).

   Стимулировать для участия в конкурсах. (Только один человек откликнулся, остальные либо не скрывают скепсиса, либо им это не нужно). (Примеры).

   Позитивное общение, улыбка на лице.

   Необходимо не только информировать родителей о достижениях в самообслуживании, но и нацеливать на поддержание результата дома. Так как после каникул, болезни некоторые теряют полученные элементарные навыки по приему пищи, мытье рук, попытках снятия и одевания одежды. Приходится одно и то же говорить и папе, и маме, т.к. в семье эта информация не всегда озвучивается.  

   И, как подведение итога  - стараясь сохранить комфортное и конструктивное общение ни в коем случае не нужно стараться угодить, т.к. получается прямо противоположный результат.

Результаты работы по взаимодействию с семьей.
 Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители  становятся  активными участниками процесса развития и обучения детей. Создается  атмосфера взаимоуважения.
Родители начинают проявлять интерес к жизни класса, учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами обеспечивает успех в деле воспитания, развития и социализации ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната

Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...

Выступление на педсовете по теме:"Досуг , как форма взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной группе"

Презентация посвящена досуговой деятельности. В ней раскрыты основные формы работы с родителями, виды культурно-досуговой деятельности, а также классификация  развлечений....

Выступление на научно-практической конференции в АСОУ по теме "Взаимодействие педагога с родителями"

Из опыта работы о взаимодействии с родителями, совместном проведении коллективно-творческих дел и работы с диагностическими тетрадями УМК "Планета знаний"...

Пути совершенствования взаимодействия педагогов и родителей: от традиции к современности

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение р...

Рекомендации педагогам по взаимодействию с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ.

В своем отношении к болезни ребенка взрослый может находиться на разных стадиях: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Чтобы понять, как взаимодействовать с родителем в том или ином состоянии, в...

Статья на тему: Адаптация детей к условиям ДОУ. Взаимодействие педагогов и родителей

Статья на тему: Адаптация детей к условиям ДОУ. Взаимодействие педагогов и родителей ...

ПРОГРАММА, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов

На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из...