Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната
статья (1 класс) на тему

Романова Татьяна Владимировна

Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, заучивание чистоговорок и скороговорок, пальчиковая зарядка в стихах, заучивание небольших стохотворений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие логопеда, учителя начальных классов и родителей по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната.

Авторы:

 Зыкова Наталья Савельевна учитель-логопед,

Романова Татьяна Владимировна учитель начальных классов

ГБСКОУ школы-интерната «Перспектива» г.о. Новокуйбышевск

Самарской области.

Изменение общества затрагивает все сферы  жизни человека от рождения и до старости, поэтому современная общеобразовательная школа стоит на  пороге значительного преобразования. Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) в дошкольном образовании и Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) в начальной школе  предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса  по решению новых образовательных задач. Педагоги  и родители коррекционных школ   с тревогой наблюдают за этим процессом, так как  дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) не всегда могут полноценно усваивать программу  общеобразовательной школы, а ФГОС для  специальных  коррекционных школ ещё только разрабатываются.

 В школе-интернате «Перспектива» г.о. Новокуйбышевск  Самарской области обучаются дети  в классах V, VII, VIII видов. Мы работаем с учащимися начальных классов VII вида с задержкой психического развития (ЗПР) уже более 20 лет. Учащиеся с ЗПР  имеют низкий уровень  развития  высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации), а также различные сопутствующие нарушения здоровья: ММД, ДЦП, ППЦНС, ДАВ, нарушения зрения и слуха, аутизм и т.д. Практически у всех детей  наблюдаются различные нарушения речи (алалия, дизартрия, ОНР (I,II,III уровня),  двуязычие, дислалия, заикание), что затрудняет процесс обучения учащихся в начальных классах.  

За 20 лет мы разработали систему по коррекции речевых нарушений  учащихся с ЗПР, которая даёт положительные результаты. По итогам обследования выпуска 2008-2012уч.г.  (по диагностической методике Фотековой Т.А.) было выявлено, что у всех учащихся наблюдается положительная динамика в развитии речи по всем показателям. Процент успешности (по методике Фотековой Т.А.) составил в 1  классе 33,1%, а в 4 классе- 77,6% (улучшился на 44,5%) при норме 80 -100%:

фонематическое восприятие:  1 класс (52,2%), 4 класс (82%), улучшение на 29,8%;

звукопроизношение и артикуляционная моторика: 1 класс(51,7%),4 класс (92 %), улучшение на 40,3%;

слоговая структура: 1 класс(60,8%) ,4 класс (88%), улучшение на 27,2%;

 навыки языкового анализа и синтеза: 1 класс(44,1%) ,4 класс (69%), улучшение на 24,9%;

грамматический строй: 1 класс(44,5%) ,4 класс (56%), улучшение на 11,5%

 словарь и словообразовательные процессы: 1 класс(30,7%) ,4 класс (52%), улучшение на 21,3%;

понимание логико-грамматических отношений: 1 класс(33,4%),4 класс (56%), улучшение на 22,6%;

 связная речь: 1 класс(9,8%) ,4 класс (55%), улучшение на 45,2%;

 чтение: 1 класс(1,3%) ,4 класс (68%) улучшение на 66,7% .

Система по коррекции речевых нарушений учащихся с ЗПР состоит из нескольких этапов:

  1.  Диагностический этап
  2. Коррекционно – педагогический этап
  3. Консультационно – просветительский этап

На первом этапе в начале каждого учебного года специалисты коррекционной службы (логопед, дефектолог, психолог), учитель начальных классов и воспитатель проводят диагностику готовности ребёнка к школе. Учитель-логопед, обследуя детей по методике Фотековой Т.А., выявляет все речевые нарушения  учащихся и предоставляет учителю, воспитателю и родителям программу речевого развития ребёнка с ЗПР. Учитель-дефектолог, психолог так же обследуют учащегося по своим методикам и дают педагогам программу развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы. Учитель начальных классов, используя результаты обследования  логопеда, дефектолога и психолога, корректирует программу развития учащегося и выносит на обсуждение психолого-медико-педагогического консилиума школы (ПМПк). С этого момента начинается  второй этап совместной напряжённой и длительной работы по коррекции ВПФ, нарушений в речевом развитии ребёнка и усвоении программы  школы  VII вида.

Одновременно со вторым этапом  организуется работа по третьему этапу, т. к. устранение речевых нарушений у детей с ЗПР процесс длительный и трудоёмкий, поэтому для коррекции всех нарушений необходимо тесное взаимодействие педагогов и родителей. Для этого во всех классах ведётся тетрадь взаимосвязи учителя и воспитателя класса с логопедом, где специалист записывает основные задания по коррекции звукопроизношения, пальчиковой и дыхательной гимнастики, задания по коррекции ОНР. Учитель (на уроках обучения грамоте, обучения письму, ознакомления с окружающим миром, математики, технологии), воспитатель (на внеклассных занятиях) выполняют задания логопеда и делают запись в тетрадь взаимосвязи или сообщают логопеду устно в часы консультаций  о возникших трудностях у детей.

Работая в тесной связи с логопедом, учитель на каждом уроке обучения проводит артикуляционную  и пальчиковую зарядку с применением индивидуальных  зеркал. Укрепление мышц языка – процесс длительный, утомительный, не всегда приятный для детей, но необходимый при коррекции звукопроизношения, поэтому учитель облекает эти упражнения в форму сказки о язычке, проводит в игровой форме, используя игровые задания логопеда и свои наработки.

Подготовка руки ребёнка к письму – задача педагогов и родителей. Для овладения письмом важны развитые мышцы руки, умение вовремя напрягать и расслаблять кисть. Сделать мышцы сильными могут только тренировки, которые  на уроках в начальных классах очень эффективно проводить в виде пальчиковой гимнастики в игровой форме. Пальчиковые игры существуют очень  давно и  главная их ценность в том, что они способствуют развитию не только мелкой моторики пальцев рук, но и  речи, памяти, внимания, мышления, координации движений (слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь). Разучивая стихотворные строки  для пальчиковых игр, учитель помогает поддерживать у учащихся с задержкой психического развития интерес к процессу обучения, увеличивать  их речевую практику, совершенствовать звукопроизношение учащихся, работает над просодической стороной речи. Различные считалки, чистоговорки, потешки  помогают развивать память учащихся: легче запоминать порядковые числа, геометрические фигуры, состав чисел, понимать на практической основе принципы сложения и вычитания.

Особое внимание учитель уделяет детям с нарушением звукопроизношения: каждый их ответ на уроке необходимо контролировать, исправлять, добиваться точного произношения слов. Эту работу продолжает воспитатель на внеклассных занятиях.

Родители детей, имеющих нарушение речи (звукопроизношения, алалию, дизартрию, заикание), получают задания от логопеда в домашней логопедической тетради и выполняют их с ребёнком ещё и дома в течение 10-15 минут. В век компьютерных технологий  логопед готовит  занимательный материал  по различным нарушениям речи и публикует его на своем блоге «Логоспутник» в Google, чтобы родители, учащиеся и педагоги могли ещё раз закрепить полученные  на логопедических занятиях знания, умения и навыки.

В течение всего учебного года логопед проводит консультации для родителей и педагогов по каждому ребёнку, имеющему проблемы в речевом развитии. Для родителей учащихся начальной школы каждый месяц проводятся занятия «Школы для заботливых родителей» в виде круглых столов, мастер-классов, тренингов, где выступают педагоги, специалисты коррекционной службы, психологи, воспитатели, медики по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда, учителя начальных классов, воспитателя, учителя-дефектолога, психолога, учителей - предметников, педагогов дополнительного образования, медицинских работников, родителей помогает за 4 года начальной школы значительно скорректировать  или полностью устранить  нарушения речи и повысить уровень развития ВПФ учащихся с задержкой психического развития.

Систему взаимодействие логопеда, учителя начальных классов и родителей по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната можно использовать  не только в начальных классах  общеобразовательных школ, где учатся дети с особыми возможностями здоровья, школах VII  и  VIII вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педчтении «Проблемы воспитания и обучения детей в условиях школы-интерната и некоторые пути их решения»

В своем докладе я описала трудности с которыми столкнулась при работе с детьми и некоторые пути их решения....

Место детей с синдромом Дауна в коррекционно-развивающем пространстве школы-интерната VIII вида

Исследование всевозможных методов и приёмов обучения, ориентированных на «зону ближайшего развития» ребёнка, определяющих оптимальное содержание учебного материала и его отбор в соответствии с п...

Осуществление ориентированно-личностного подхода в коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната V вида.

1. Классификация логопедических заключений, при которых дети направляются обучаться в школы 5 вида.2. Особенности планирования и проведения уроков в начальной школе 5 вида с учетом логопедического зак...

"Дифференциация и индивидуализация- основа построения коррекционно-развивающего процесса обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта"

Организация коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализаци...

Формирование метапредметных результатов в внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях школы-интерната для детей с НОДА

Направления внеурочной деятельности – декоративно-прикладное исскуство.Принимают свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, они способны создавать...

«Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

  Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса....